ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.09.2024
Просмотров: 39
Скачиваний: 0
Пример для самостоятельного рассмотрения. Пусть в отрасли существуют только две фирмы А и В, которые конкурируют по Курно (сохраняются все
предпосылки дуополии Курно). Пусть |
xA −объём |
выпуска |
фирмы |
А; x B −объём |
|||
выпуска |
фирмы |
В; ТСА = с xA −функция общих |
издержек фирмы А, где |
||||
с = const > 0; TCB = c xB −функция |
общих |
издержек |
фирмы |
В, где |
с = const > 0. |
||
Обратная |
функция |
рыночного |
спроса |
имеет вид: p(xA + xB ) = a −b (xA + xB ), |
гдеa,b = const и a,b > 0.
a)Выведите функцию реакции фирмы A и функцию реакции фирмы В. Покажите кривые реакции обеих фирм на графике.
b)Определите объёмы выпуска фирмы А и фирмы В, если они находятся в равновесии по Курно. Покажите точку равновесия по Курно на графике. Какой в этом случае буде рыночная цена?
c)Если бы это бы не рынок дуополии, а совершенно конкурентный рынок, то
какое количество продукции покупалось и продавалось бы на конкурентном рынке? Сравните конкурентный объём продаж с объёмом продаж при дуополии Курно.
Простейшую модель дуополии Курно можно развить и представить её в более общем виде для олигополистического рынка с любым конечным числом фирм.
Модель Курно для случая с n фирмами, где n > 2.
Пусть в отрасли существуют не 2, а n фирм, которые конкурируют по Курно; эти фирмы производят однородный продукт и имеют функции издержек ci (xi ).
Тогда отраслевой выпуск:
|
|
n |
|
|
|
|
(12.7) |
X = ∑xi |
|
|
|
||
|
|
i=1 |
|
|
|
|
Прибыль i −й фирмы: |
|
|
|
|||
(12.8) |
πi |
|
n |
|
xi |
−ci (xi ), |
= h |
∑xi |
|||||
|
|
i=1 |
|
|
|
248
где p = h(X ) = h |
n |
|
|
|
|
функция рыночного спроса, т.е. цена единицы |
|||
∑xi −обратная |
|||||||||
|
|
|
|
i=1 |
|
|
|
|
|
продукции при каждом возможном объёме продаж. |
|||||||||
Условие максимизации прибыли: |
|
|
|||||||
|
∂π |
|
|
|
|
|
|
|
|
(12.9) |
i |
= 0, |
|
|
|
|
|
||
∂x |
|
|
|
|
|
||||
|
i |
|
|
|
|
|
|
|
|
или |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(12.10) |
|
|
n |
|
|
|
n |
|
= ci′(xi ) |
h′ |
∑xi |
xi +h |
∑xi |
||||||
|
|
i=1 |
|
i=1 |
|
|
предельная выручка |
предельные издержки |
i −й фирмы |
i −й фирмы |
Перепишем это уравнение иначе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
n |
|
xi |
|
|
n |
|
h′ |
∑xi |
||||
|
|
|
i=1 |
|
|
||||
(12.11) |
h |
∑xi |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
n |
|
|
|||||
|
i=1 |
|
|
|
∑xi |
||||
|
|
|
|
h |
|
||||
|
|
|
|
|
|
i=1 |
|
|
+1 = ci′(xi )
n
∑xi
Теперь это выражение из уравнения 12.11 домножим на i=n1 и получим:
∑xi
i=1
|
|
n |
|
n |
|
h′ |
∑xi |
∑xi |
|
(12.12) |
i=1 |
|
i=1 |
|
|
|
n |
|
|
|
|
|||
|
|
h |
∑xi |
|
|
|
i=1 |
|
i |
|
xi |
|
|
n |
||
|
|
∑xi |
|
|
|
i=1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
это – доля i −й фирмы |
|
dP |
|
X |
= |
1 |
на рынке в общем |
||
|
dX |
P |
E |
объёме рыночных |
||||
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
продаж |
(12.13) |
Пусть |
|
xi |
|
= s , где 0 < s ≤1 |
|||
|
|
|
||||||
|
|
n |
|
|
i |
i |
||
|
|
∑xi |
|
|
|
|
i=1
Перепишем уравнение (12.11), используя эти сведения:
249
(12.14) |
|
|
s |
= ci′(xi ) |
|
P(X ) 1 |
+ |
i |
|
||
|
|||||
|
|
|
E |
|
Это последнее уравнение иллюстрирует то факт, что модель Курно находится «между» случаем монополии и совершенной конкуренции. Если si =1, то мы имеем ситуацию чистой монополии, т.е. это случай монопольного ценообразования:
|
|
|
′ |
|
|
|
p(x) = |
|
c (x) |
||
(12.15) |
|
|
|
. |
|
1+ |
1 |
||||
|
|
E |
|||
|
|
|
|
||
Если же si |
→ 0, то каждая фирма имеет малую часть рынка и равновесие по Курно |
приближается к ситуации на совершенно конкурентном рынке.
Введя одну дополнительную предпосылку, мы получим весьма интересный частный случай этой модели. Предположим, что все n фирм, функционирующие в отрасли, абсолютно идентичны и имеют одинаковые и постоянные предельные издержки: с. Тогда в симметричном равновесии доля каждой фирмы в общеотраслевом
объёме выпуска составит: si = 1n . Тогда можно переписать уравнение 12.14
следующим образом:
(12.16) |
|
|
1 |
|
|
p(X ) 1 |
+ |
|
|
= c |
|
|
|||||
|
|
|
n E |
|
Если вдобавок и ценовая эластичность спроса−Е−является постоянной величиной, тогда размер превышения ценой предельных издержек тоже является постоянной величиной. В этом простом случае также ясно, что при n =1 имеем ситуацию монополии, а при n → ∞−ситуацию совершенной конкуренции.
Фирмы, устанавливающие цены: дуополия Бертрана.
В модели Курно конкурирующие фирмы принимают решения об уровнях производства, но не о ценах. Один из главных упрёков к модели Курно состоит в том, что в действительности фирмы скорее выбирают стратегии изменения цен, а не производства. Спустя пятьдесят после первой публикации работы Курно Жозеф Бертран выступил с критикой её концепции именно с этих позиций. С тех пор конкуренция по ценам на олигополистических рынках называется конкуренцией Бертрана. Поскольку аргументы Бертрана во многих случаях оказываются справедливыми, то рассмотрим эту модель.
250
В модели Бертрана на рынке действуют две фирмы, производящие однородный продукт. Обе фирмы одновременно устанавливают цены на свой продукт. Если цены фирм различаются, то естественно предположить, что потребитель будет покупать продукт у фирмы, имеющей более низкие цены. Если две фирмы установят одну самую низкую цену, то половина покупателей будет брать товар одной фирмы, а вторая половина – другой. Предполагается, что мощности фирм достаточны, чтобы удовлетворить потребности покупателей даже при наиболее низкой цене и что не существует нерациональных потребителей. Предельные издержки фирм постоянны и равны друг другу. Каждая фирма выбирает цены так, чтобы максимизировать свою прибыль. На языке теории игр владельцы фирм являются игроками, устанавливаемые цены – стратегией, а прибыли – выигрышами.
Перечисленные выше предпосылки модели Бертрана можно формализовать следующим образом.
Пусть функция рыночного спроса:
(12.17) q = D( p).
Пусть каждая фирма несёт одинаковые затраты на единицу продукции:
(12.18) MC1 = MC2 = AC1 = AC2 = c = const.
Пусть Di −спрос на продукцию фирмы i и он описывается как:
D( pi ), если pi < pj
(12.19) Di ( pi , pj ) = |
1 D( p ), если p = p |
j |
||
|
2 |
i |
i |
|
|
|
|
|
|
|
0, если pi > pj , |
|
||
где pi −цена, устанавливаемая фирмой i |
(i =1, 2), |
pj −цена, назначаемая фирмой j |
||
( j =1, 2). |
|
|
|
|
Фирмы выбирают свои цены одновременно и несогласованно. Одновременность означает, что каждая фирма ещё не знает о цене другой фирмы, когда выбирает свою собственную цену.
Равновесие Бертрана – это пара цен (p1 , p2 ), такая, что цена каждой фирмы максимизирует прибыль фирмы при данной цене другой фирмы.
Формально – для всех i =1, 2 и pi
251