Файл: Беседы Эпиктета (Античная классика) - 1997.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.09.2024

Просмотров: 686

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ям. Предшествующие философские школы обращали свое учение, ко всем гражданам полиса. Стоики же вводили различие (имеющее

принципиальное значение) между людьми, деля их на простых

людей и мудрецов, то есть тех, кто усвоил стоическое учение и

живет согласно его принципам. П. Пти считает, например, что са­ мое основное в стоицизме - это то, что идеалом стоиков был не гражданин, как во всех предшествующих философских системах, а

мудрец).

Стоики стремились согласовать свою этику со своей натурфи­

лософией, и человек в их учении - это не просто личность, а один

из важнейших элементов в общей системе мира.

Каково было его место в этой системе? Человек, подобно всей природе, состоит из пассивной материи и активного логоса. Он также включен в общую систему цепей причинности, и его место строго определено в ней. Таким образом, для человека нет, в сущности, никакого выбора и не существует свободы воли. Од­

нако этот строжайший детерминизм несколько смягчается для

мудреца тем, что настоящий мудрец понимает эту ц~пь причин,

поскольку в нем самом есть частица мирового разума-логоса и он

должен руководствоваться, естественно, его указаниями, а ни в

коем случае не страстью (pathos). Страсть же, по характеристике Зенона, «есть душевное волнение, противоположное здравому смыслу и противное природе». Поскольку же цепь причин отра­

жает самое природу, мудрец живет и действует «согласно приро­

дe»~. Таким образом, согласуя свои поступки с этой цепью при­

чин (судьбой, роком, мировым разумом) и принимая ее, мудрец достигает счастья и полноты жизни. Обуздание же страсти с по­ мощью разума и достижение апатии являются совершенно необ­ ходимым элементом добродетельной жизни. Напротив, непони­

мание ведет к неправильным действиям и тем самым приводит к страстям и страданиям. В своем высшем проявлении разум сов­

падает с добродетелью. Каждый поступок мудреца должен быть направлен в сторону добродетели. Конечная uель стоической добродетели и отвечает понятию долга (to kathekon). По словам Диогена Лаэртского, «Зенон первый употребил слово "долг", ибо

он вывел его из слов "то, что подобает": долг есть действие, при­ сущее природным созданиям. Из действий, совершенных по вле­

чению, одни сообразны с долгом, другие противны долгу, тре­

тьи -

ни то, ни другое. Сообразно долгу -

это то, что внушает­

ся разумом, например, почитать родителей,

братьев, отечество,

)

Ре t i t Р. La civilisation hellenistique. Paris, 1965, р. 68.

" Еще Хрисипп утверждал: «Поэтому (высшая) цель - жить в согласии с

природой - согласно своей природе и общей природе, не делая ничего такого, что запрещается общим законом, а именно правильным разумом, проникающим

все; он

же присущ и 3евсу, устроителю и управителю всего сущего». См.:

А r n i'm

Н. уоп. Stoicorum veterum fragmenta. В. 11, N2 273.

14


уступать друзьям. Противно долгу то, что разум не внушает... »

(Diog. Laert., VII, 108)1.

Таким образом, этические идеалы стоиков достаточно далеко

ушли от всего того, что считалось нормой в мире классической Греции. Мы уже говорили о выделении из общей массы людей

мудрецов, что глубоко противно обще~ полисной традиции. Ино­

гда утверждается, что в этом проявляются платоновские традиции

в стоической философии. Однако вряд ли это справедливо. Плато­ новский мудрец обязательно член корпорации, стоящей на страже и на службе полису. Стоический мудрец - существо сугубо инди­ видуалистическое, обращенное к своему внутреннему миру, ищу­

щее именно в нем ответы на все вопросы. Хотя стоики и не отри­ цали, в принципе, семьи, дружбы, полиса, все эти институты были для них значимы только в той степени, в какой они не мешали по­

стижению добродетели. Вместе с тем стоическая этика глубоко пессимистична, ибо вся человеческая деятельность имеет смысл

лишь в каких-то строго определенных границах, какие ей предпи­ сал неумолимый рок. Наконец, эта пессимистическая этика не ли­

шена и своеобразного гордого мужества, которое, видимо, можно

назвать мужеством отчаяния: зная, что все предопределено, зная,

что твои действия ничего не могут изменить в судьбах мира, чело­

век тем не менее должен выполнять то, что он считает своим дол­

гом, при этом долг не является чем-то навязанным, он - результат

собственного свободного выбора, поскольку основан на понима­ нии мудрецом принципов функционирования мира. Глубоко инди­ видуалистическая и пессимистическая этика стоиков была своеоб­

разной реакцией недавнего полноправного гражданина, хозяина своей судьбы, на кардинальные изменения в мире, превратившие его в жертву обстоятельств, смысл которых он не понимает.

Философские учения имеют собственную судьбу, которую не­ возможно предугадать в момент их рождения. Стоя, родившаяся в Элладе и отражавшая тот идеологический кризис, который потряс греческое общество в момент гибели классического полиса, нашла

вторую родину в Риме. В Рим стоические учения пришли, однако, тогда, когда Римская республика, которая по своему характеру и

структуре была подобна греческому полису", переживала отнюдь

не кризис, а последний период своего расцвета.

Концепции Средней Стои представлены, главным образом,

трудами Панэтия и Посидония3 • К сожалению, труды и того и дру-

1 См. также: Н е р с е с я н Ц В. С. Политические учения древней Греции. М.О

1979{ с. 231 - 237.

-

У т ч е н к о С. Л. Идейно-политическая борьба в Риме накануне

падения

Республики. (Из истории

политических идей 1 в. до н. э.). М.О 1952, с.

7 -

26;

М а я к И. Л. Рим первых царей. Генезис римского полиса. М., 1983.

 

 

3

L а ffr а n q u е М.

Poseidonius d' Араmее (Essai de mise аи point).

Рагis,

1964.

 

 

 

 

15


гого дошли до нас в весьма фрагментарном состоянии. Правда, о важнейшем трактате Панэтия «Об обязанностях» мы можем полу­ чить представление по одноименному сочинению Цицерона, кото­

рый сам писал, что его первые две книги целиком основаны на

идеях Панэтия (С i с., Ad Att., XVI, Н, 4). Тем не менее говорить о

них можно только в виде более или менее обоснованных предпо­

ложений.

Для того чтобы стоические доктрины смогли найти дорогу в

Рим, необходимо было, чтобы они имели какие-то точки сопри­

косновения с теми идеями, которые имели распространение в рим­

ском обществе. Римская система ценностей была полисной по сво­

им основным параметрам. Высшая ценность, которую знает ри­

млянин, - это его родной город, его отечество (patria). Рим­

вечная и бессмертная величина, которая переживет каждую от­ дельную личность. Интересы этой личности всегда отступают на второй план перед интересами города в целом. Римский гражданин должен служить своему родному городу всеми своими силами. Но

для того, чтобы эта служба была успешной, он дол?Кен обладать полным набором добродетелей, характерных для гражданина. Со­ вокупность этих добродетелей является полной добродетелью (virtus) - всеобъемлющее выражение должного и достойного по­ ведения каждого гражданина в рамках римской гражданской об­

щиныl . Эта добродетель не может быть пассивной, она должна

обязательно находить свое выражение в практической деятель­ ности. Таким образом, для того, чтобы найти дорогу в Рим, Стоя должна была принять во внимание эти особенности римского мен­

талитета, учесть, что для римлян моральный императив - образ vir bonus, то есть образцовый гражданин, обладающий граждан­ ской добродетелью и действующий согласно ее принципам.

Больше всего для приспособления этики стоиков к римским

нравам сделал Панэтий, вошедший в кружок высшей римской ари­ стократии, группировавшейся вокруг Сципиона Африканского

Младшег02

В самой общей форме можно сказать, что-эволюция взглядов

Средней Стои, по сравнению со Старой, больше всего проявилась

в том, что был смягчен строгий ригористический идеал мудреца. Он был приспособлен и приближен к нормам житейской приклад­ ной морали, более понятной для римлян. Сб!IИжая стоические кон­

цепции с устоявшейся в Риме системой ценностей, Панэтий

признал наряду с самодовлеющей добродетелью мудреца ценность

практических добродетелей. Как указывает Диоген Лаэртский,

Панэтий говорил, что существуют две добродетели: теоретическая

и

практическая (О i о g.

L а е r t.,

УН, 92). Он подчеркивал свое

 

I Н е i n z е R. Уоm Geist Romertums. Leipzig, 1938, s. 7 ff.

 

2 Об ЭТОМ кружке СМ.: Т ру х и н а Н.

Н. Политика и политики «Золотого ве­

Ка»

Римской республики. М.,

1986, с. 115 -

167.

16


предпочтение «практической жизни» по сравнению с «теоретиче­

скоЙ»I. Для римлян же, и в частности для Цицерона, само собой разумелось, что исследование истины (<<теория») никак не должно отвлекать от практических дел и обязанностей (С i с., Ое offic., 1, 6, 19) и правильнее всего занятиям теорией посвящать время, сво­

бодное от общественных обязанностей (otium) i с., Ое rep., 1, 9, 14). Панэтий, таким образом, сблизил стоическую добродетель и

традиционную римскую добродетель гражданина (Virtus)".

Смягчение ригористического идеала мудреца сказывалось так­

же и в том, что теперь между совершенным человеком (мудрецом)

и глупцом ставится фигура человека «стремящегося», а между

добродетельными и порочными действиями - надлежащий по­

ступок (to Kathekon - иногда переводимое как «долг»). Он отно­

сится к категории «средних действий», которые в нравственном

отношении совершенно индифферентны, но как действия «по при­ роде» имеют определенную ценность. Эти «подобающие деянию>, по Панэтию, являются обязанностью всех людей, в том числе и мудреца. Таким образом, понятие «подобающегО» стало отождест­ вляться с римским понятием «долгю> (officium), а мудрец прибли­

зился к римскому «доблестному мужу».

Это учение уже давало возможность отойти от философски сублимированного образа мудреца и выработать гораздо более ре­ альный в римских условиях образ идеального гражданина (vir bonus), что и было сделано Цицероном в трактате «Ое officiis» на

основе трансформированной Панэти:::м старостоической этики).

Естественным будет вопрос, каким общественным и идеологи­ ческим потребностям отвечала эта новая идеология, представ­

лявшая соединение стоических концепций и староримских тради­

ций. Думается, что эта новая идеология была своего рода само­ оправданием римской аристократии периода поздней республики. Римская аристократия в это время нуждалась в иных основаниях

своей этики, нежели простое следование древним традициям.

Средняя Стоя давала им концепцию рационалистически обосно­

ванную и соотнесенную с их чувствами и их пониманием места

аристократии в обществе.

Римская аристократия прошла долгий и сложный путь разви­

тия. В форме сословия патрициев она господствовала в ранней республике, ожесточенно сопротивляясь попыткам плебеев полу­

чить равноправие. Примерно в начале III века происходит реши­ тельный перелом: плебеи получают полное равноправие, и на про­ тяжении более полутора веков в Риме (несмотря на ряд сравни-

I Р О h 1е n z М. Cicero. Ое ofticiis. Leipzig _. Berlin, 1934, S. 35.

1 См.: О ш е р о в С. А. Сенека. От Рима к миру // Луций Анней Сенека.

Нравственные письма к Луцилию. Издание подготовил С. А. Ошеров. М., 1977,

С.331.

) См.: У т ч е н к о С. Л. Древний Рим. События. Люди. Идеи. М., 1969, с. 237.

17


тельно маловажных внутренних конфликтов) существует социаль­

ный мир. Аристократия, пополненная выходцами из выдающихся

плебейских фамилий, сохраняет руководящее положение в госу­

дарстве, поскольку Сенат играет важнейшую роль в определении

общей политики Рима. Народные массы охотно признают преоб­

ладание сенатского сословия, поскольку политика, которая им

проводится, отвечает и их интересам.

Однако с конца II века дО Р. Х. начинается новый этап в ис­ тории Рима, который находит свое выражение, в частности, и в

том, что авторитет Сената начинает все более и более оспаривать­

ся различными социальными силами.

Именно в это время стоическая философия и получает столь

значительное распространение среди римской аристократии, кото­

рую привлекают следующие ее особенности. Прежде всего, свое­

образный аристократизм мысли: деление мира людей на совер­

шенных мудрецов и необразованную массу. Аристократия была

убеждена в том, что ее деятельность определяется не классовыми

интересами, а выражает интересы Рима в целом. Тот факт, что против ее политики борются все более широкие круги граж­

данства, являлся для представителей этого слоя свидетельством

отсутствия у людей знания, которое оказалось доступным только им, ибо знания и добродетель неразделимы. По их представлени­ ям, нравственная порча римского общества имеет своим результа­

том и отсутствие знания.

Вторая особенность Стои - концепция деятельности в соот­

ветствии со знанием: именно в этом пункте старые стоические

концепции подверглись, как мы видели выше, наибольшей реви­

зии, поскольку для римлянина деятельное участие в жизни, осо­

бенно в такие переломные эпохи, было единственно возможной формой жизни. Для аристократа деятельность - это, прежде все­ го, политическая деятельность, и поэтому реформированный стои­ цизм давал им философское обоснование для их традиционного образа жизни.

Наконец, даже стоический детерминизм согласовывался с тра­

диционными римскими концепциями об исторической судьбе Ри­

ма. Чем более расширялась трещина между аристократией и

остальным римским гражданством, тем более привлекательным становился стоицизм. Характерное для него интеллектуальное му­

жество и верность долгу, который мудрец сам определяет на осно­

ве знания, становились той моральной силой, которая помогала

римским аристократам бесстрашно бороться за те цели, которые они считали не узко партийными, а целями всего римского народа. Это давало моральную силу переживать политические неудачи и

непризнание со стороны граждан. Эти идеи вдохновляли аристо­

кратию и в ее безнадежной борьбе за сохранение республики про­

тив растущей угрозы автократии (стоиком был Катрн Утический,

18