ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.09.2024
Просмотров: 759
Скачиваний: 0
время его воспитания у кентавра Хирона. Протесилай первым был убит на троян ской земле. Самым близким другом Ахилла был Патрокл, затем Антилох, сын
Нестора. Упомянутый ниже Автомедонт - возница и боевой соратник Ахилла).
6 См.: Илиада, XIX, 330 слл.
7 См.: т а м ж е, 315 - 317.
R У Гомера мясо только «жарят» на вертелах (этих слов «горшок» и «варить»
в словаре Гомера нет).
<) Илиада, XIX, 321 (причитание Ахилла над трупом Патрокла).
10 Неясно. В «Илиаде» (ХУIII, 6 слл.) сам Ахилл говорит о том, что его мать
(морская богиня Фетида) предсказала ему гибель Патрокла от рук троянцев (а,
например, в XVIII, 94 слл., XXIV, 131 сл., Фетида предсказывает и самому Ахил лу скорую гибель сына).
Глава 11
1 См., напр.: 1,23; 11,20; 111, 7.
2 ... и что nолучае.И .иы это первым от богов... - Q1tO тroу 8Еroу аЬ.о 1tpro.ov
л.аl1~аVОV.Е<;.
3 Вероятно, надо понимать: невозможно было природе сделать так, чтобы...
4 Нитр - сейчас идентифицируется как сода, поташ и селитра. Нитр в смеси
с другими специальными веществами (землями, глинами и т.д.) употреблялся как очистительное средство. Считается, что мыла в современном смысле в древности
не было. Оливковое масло тоже применялось в банях как натирание после мытья.
5 См.: П л а т о н, Пир, 174а. Ср.: К с е н о Ф о н т, Воспоминания о Сократе, 1,
6,2.
БСМ.: П л а то н, Пир, 217 - 219, 222Ь - 223Ь.
7 Дальше в рукописях фраза: «и если горячей водой не хочешь, то холодной»,
которая в изданиях перенесена в §32.
А Р и с т о Ф а н, Облака, 103 (у Аристофана: «... имеешь ты в виду?»; речь
идет о Сократе и его учениках).
9См.:там же,179и225.
1О СМ.: 111,1,14 с примеч. 2.
11 ••. КО.иу .wожно... статься... ---.,. текст испорчен.
Глава 12
1... вследствие... - 1tapa (.0 01ll1EPOV al1ap'Тj8tv... ). Может быть: «помимо». 2 ••• себе. - добавлено по конъектуре.
Глава 13
1 Ср.: Т а ц и т, Агрикола, 2, 3. 2 Средства пытки (см.: 11,6,8).
|
СОДЕРЖАНИЕ |
Эпиктет ..................................................................................................................... |
5 |
|
Б~сЕды ЭПИКТЕТА |
Письмо Арриана геллию......................................................................................... |
39 |
Книга 1....................................................................................................................... |
40 |
Книга 11 ..................................................................................................................... |
93 |
Книга 111 ......................................................................................................... |
........... 153 |
Книга Iу .......................................................................................................... |
.......... 216 |
При м е ч а н и я ...................................................................................................... |
269 |
Беседы Эпиктета. Изд. подгот. Г. А. Таронян. М.: Ладомир, 1997, 312 с. (Серия «Античная классика»).
ISBN 5-86218-132-6
Эпиктет из Гиераполя во Фригии (ок. 50 - ок. 130 гг. н. э.) - выдающийся представи
тель позднеримского стоицизма; сам ничего не писал. «Беседы» дошли до нас в записях его ученика, историка Флавия Арриана (95 - 175 гг. н. э.).
Философия, исповедовавшаяся Эпиктетом, имеет ярко выраженный религиозный ха рактер. Внимание Эпиктета сосредоточено на Божестве, он говорит о Божественном про
мысле и Его отеческом попечении о людях, о нравственном совершенстве Божества и Его
всеведении, об обязанностях человека по отношению к Богу. Поучения Эпиктета, основан
ные на познании логики, выступают в форме проповеди человеколюбия и чистоты души.
Эпиктет отстаивает равенство всех людей. Счастье он видит в свободе человека от страстей
и в следовании природе.
БЕСЕДЫ ЭПИКТЕТА
*
Редактор Т. С. Л1альцева
Художественный редактор Е. В. Гаврилин Технические редакторы М А. Сmрашнова. И. И. Володина
Корректор И. В. Лебедева Компьютерная верстка О. Н. Бойко, А. В. Юши//а
ЛРN20631600Т 14.12.93 г.
Сдано в набор 04.10.96. Подписано в печать 23.06.97. Формат 60x90 1/ 1b •
Бумага офсетная N21. Печать офсетная. Гарнитура «Таймс».
Печ. л. 20,0. Тираж 1500 ЭКЗ. Зак. N2 2828
Научно-издательский центр «Ладомир»
103617, г. Москва, кор. 1435
Отпечатано с готовых диапозитивов Московская типография N~ 2 ВО «Наука» 121099, Москва, Шубинский пер., 6
ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ
На многие книги «Ладомира» И некоторые издания
прошлых лет можно подписаться во всех отделениях свя
зи по каталогу ФСПС (зеленом) и Агентства «Роспечать» (красном). Последний имеет подзаголовок «Книги. Учеб
ные пособия. Товары».
Внuманию подписчиков nредлаlаются:
<} из собрания романов Л. Буссенара тт. 2, 5, 8, 9, 23, 25
(в 2-х книгах);
<} из серии «Неизвестный Жюль Верю> тт. 13, 19,26;
<} из серии «Русская потаенная литература»
«Русский эротический фольклор»,
«А се грехи злые, смертные...»,
«Школьный городской фольклор», «... Сборище друзей, оставленных судьбою»;
<} из серии «Неизвестный Фенимор Купер» тт. 1,2,
а также:
<} М. Накаяма. Лучшее каратэ. В 11 кн. Кн. 1 - 4; <} Х. А. Льоренте. История испанской инквизиции. В 2-х т.; <} Еврипид. Трагедии. В 2-х т.; <} П. Махалин. Крестник Арамиса;
<} Ф. Блюш. Людовик XIV!
<} М. Эдвардс. Алфавитный справочник симптомов за-
болеваний детей;
<} П. Лоти. Избранные романы о любви. В 2-х т.;
<} Д. Дефо. Дневник Чумного Года; <} К. Ишервуд. Рамакришна и его ученики;
<} Г. Киссинджер. Дипломатия; <} И. НижнанскиЙ. Кровавая графиня;
<} Цао Сюэцинь. Сон в красном тереме. В 3-х т.; <} П. Феваль. Горбун, или Маленький парижанин;
<} Х. к. Андерсен. Сказки. Истории. Новые сказки и ис
тории.
••ЛАДОМИР» ГОТОВИТ К ВЫПУСКУ:
ЕВРИПИД
Трагедии
в 2-хтоМАХ
Настоящий двухтомник трагедий Еврипида отличает ся от вышедшего в 1969 г. тем, что в нем восстановлены
переводы Иннокентия Анненского, отредактированные в свое время Ф. Ф. Зелинским, а перевод двух трагедий - «Умоляющие» и «Троянки» - публикуется впервые по найденным в архиве Анненского рукописным экземпля рам. Кроме того, в прил-ожении публикуется переведен
ная Анненским трагедия «Рес». Издание подготовлено
В. Н. Ярхо и М. Л. Гаспаровым.
•• л СЕ ГРЕХИ ЗЛЫЕ, СМЕРТНЫЕ... »
Русская сексуальная ку.льmура X-XV!! вв.
Сборник представляет собой попытку собрать во
едино свидетельства различных источников по истории,
сексуальной этике и эротической культуре X-XVII вв.
Это прежде всего списки вопросов, задававшихся на ис
поведях и связанных с активной сферой жизни людей, а
также соответствующие части и разделы практических
руководств для священников - требников и сборников епитимий (церковных наказаний за прегрешения). По мимо этих «вопросников», В сборник вошли и другие редкие источники по истории сексуальной культуры в
допетровской России - чудом сохранившиеся источники
личного происхождения (письма, записки), тексты заго воров, выдержки из лечебников и путевых заметок ино странных путешественников, наблюдавших русский быг
XV-XVII ВВ., а также текстыI литературных памятни
ков - городских повестей второй половины XVII столе
тия.
«ЛАДОМИР)) ГОТОВИТ К ВЫПУСКУ:
Х.А.ЛЬОРЕНТЕ
Критическая история испанской инквизиуии
в 2-хтоМАХ
Классический труд испанского историка, секретаря
инквизиционного трибунала Хуана Антонио Льоренте
(1756-1823), создавшего на основе анализа огромного ко
личества архивных материалов первое историческое ис
следование, посвященное историографии инквизиции,
остающееся до сих пор одним из основных источников
по данной теме.
В. К. ШОХИН
Первые философы Индии
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
В книге впервые предпринята попьrгка представить
историю индийской философии как историю творческих философских индивидуальностей. Опираясь преимуще ственно на памятники палийского канона буддистов и
канонические тексты джайнов, автор реконструирует
философские биографии и учения более двадцати основных персонажей реальной истории индийской мыс
ли шраманской эпохи - эпохи первой переоценки всех
ценностей и первой интеллектуальной революции Индии, датируемой VI - V вв. до н. э. Персоналия шраманской эпохи завершается философской биографией Будды, в котором автор видит своего рода итоговую фигуру пер вого периода всей индийской философии. Заключает
книгу сравнительный анализ достижений первых индий
ских и греческих философов, а в качестве приложения представлен перевод одного из фундаментальных па
мятников палийского канона "Брахмаджала-сугты" и
фрагмент о полемике из трактата "Чарака-самхита". Учебное пособие рассчитано на будущих историков фи лософии и всех интересующихся восточной мыслью.
((ЛАДОМИР~~ ГОТОВИТ К выуску::
Д.ОБОЛЕНСКИЙ
Виза'Н,тийское содружество 'Н,а7JИЙ.
Шесть виза'Н,тииских портретов
Дмитрий Оболенский - крупный ученый-историк, ви заmинист, пристально занимающийся проблемами стран визаmийского круга, влияния Византии на славянские народы, на их культуру и развитие. Взаимопроникновение культур народов этого региона в Средние века капиталь
но исследовано автором в одном из его основных трудов
под названием «Византийское содружество наций». Книга
«Шесть византийских портретов» носит несколько более
популярный характер, она написана проф. Оболенским на основе прочитанных им лекций и представляет иmе рес для самого широкого круга читателей. На примере судеб шести значительных фигур, сыгравших большую роль в становлении христианской культуры славянских
народов, автор знакомит читателя с целым комплексом
проблем периода упадка и заката Византийской империи. Через деятельность Климеmа Охридского, Феофилакта Охридского, Владимира Мономаха, Саввы Сербского, митрополита Киприана и Максима Грека высвечиваются целые пластыI истории Руси, Болгарии, Сербии, Македо нии и сопредельных им стран. Изложенные в доступной форме и просто хорошо, с литературной точки зрения, биографии снабжены в то же время огромным библио графическим материалом.
ИНФЕРНАЛИАНА
Фра'Н,цузская готическая nроза XIX века
Сборник составят лучшие «готические» произведения французской прозы прошлого века. Среди авторов: ж. Казот, С. А. Берту, ш. Нодье, п. Борель, ш. Рабу, о. де Бальзак, ж. де Нерваль, Т. Готье, п. Мериме, ж. Б. д'Оревильи, ж. Б. де Перт, К. Виньон и др. Боль
шинство произведений переводится на русский язык
впервые.