Файл: Кокорева Л. - Клод Дебюсси - 2010.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.10.2024

Просмотров: 617

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

14 июня Энгельбрехт дает первое

 

концертное исполнение

мистерии

 

Мученичество святого Себастьяна в

 

SMI.

 

 

 

 

 

20 июня Дебюсси присутствует на

 

постановке Тристана

Вагнера в

 

Opera de Paris.

 

 

 

 

Август-сентябрь — окончание

 

партитуры балета Игры. Ноябрь —

 

начало работы критиком в журнале

 

Revue musicale.

 

 

 

 

27 декабря — 100-е представление

 

оперы Пеллеас и Мелизанда в Opera

 

comique.

 

 

 

 

 

Работа над балетом Камма.

 

1913

26 января

исполняются в Ао«-

 

цертах Колонна.

 

 

 

 

В марте Дебюсси исполняет три

 

прелюдии (Вереск, Ворота Альгам-

 

бры, Мертвые листья) в Концертах

 

Дюрана.

 

 

 

 

 

2 апреля дирижирует Фавном

в

 

Theatre des

Champs-Elysees.

 

 

 

5 апреля — первое исполнение Р.

 

Виньесом прелюдий: Феи — пре-

 

красные танцовщицы. Терраса сви-

 

даний при лунном свете. Фейерверк в

 

Национальном обществе.

 

 

 

В конце апреля авторский концерт

 

в Париже.

 

 

 

 

 

Весной Дебюсси играет Весну свя-

 

щенную со Стравинским у Лалуа.

 

 

16 мая балет Игры поставлен труп-

 

пой Дягилева в Thdatre des Champs-

 

Elysies.

 

 

 

 

 

В мае — хореографическая поста-

 

новка двух ноктюрнов: Облака

и

 

Сирены.

 

 

 

 

 

15 октября дирижирует Иберией в

 

Новых концертах. 6 ноября

слуша-

 

ет Ф. Шаляпина в Борисе

Годунове

 

в Thiatre

des Champs-Elysies. 1 де-

 

кабря К. Шевийяр

исполняет

 

Весну в новой оркестровке А. Бюс-

се.

С 1 по 16 декабря — гастроли в Москве и Санкт-Петербурге по приглашению С. Кусевицкого.

Камма.

Ящик с игрушками (клавир).

Три стихотворения Стефана Малларме.

31*

483


1914 5 февраля Дебюсси аккомпанирует А. Гартману в Сонате дм скрипки и фортепиано и в романсе Плачет мое сердце (транскрипция для скрипки

ифортепиано). Исполняет прелюдии Девушка с волосами цвета льна

иМенестрели.

18-23 февраля — гастроли в Италии.

1 марта — первое исполнение Игр в концерте.

26 февраля — 2 марта гастроли в Голландии. 21 марта — авторский концерт в Париже: первое исполнение вокального цикла Три стихотворения Малларме (Н. Вален — сопрано, Дебюсси — фортепиано). Дебюсси исполняет также Детский уголок и несколько прелюдий.

Апрель — гастроли в Брюсселе. 17 июля — последняя гастрольная поездка в Лондон. Август-сен- тябрь — в Анжере.

Дебюсси вновь принимается за Себастьяна, намереваясь создать оперу.

1915 Январь-март Дебюсси занимается подготовкой издания произведений Шопена. 23 марта — смерть матери Дебюсси. С 12 апреля по 12 октяб- ря—в Пурвиле с семьей.

Начало работы над сонатами (задуманы Шесть сонат) и Этюдами.

7 декабря Дебюсси переносит операцию.

1916 Январь-июль — восстанавливается после операции. 9 апреля — первое исполнение Рождества детей.... В

сентябре заканчивает либретто Падение дома Ашеров. Каникулы — в Муло близ Аркашона.

С 6 по 24 октября работает над Сонатой для скрипки и фортепиано.

10 декабря исполнение Сонаты для флейты, арфы и альта в приватном концерте у Ж. Дюрана.

Шесть античных эпиграфов (для фортепиано в четыре руки).

Героическая колыбельная (в двух версиях: для двух фортепиано и для оркестра).

В белом и черном для двух фортепиано.

Соната для виолончели и фортепиано (июль-август).

Двенадцать этюдов (закончены 27 сентября).

Соната для флейты, арфы и альта (сентябрь-октябрь).

Рождество детей, оставшихся без крова (на собственный текст, в двух версиях: для голоса и фортепиано и для детского хора).

Ода Франции (текст Л. Лалуа).

484


 

14 декабря — первое исполнение

 

 

Этюдов (В. Руммель). 21 сентября

 

 

Дебюсси участвует в благотвори-

 

 

тельном концерте: исполняет В бе-

 

 

лом и черном (вместе с Р. Дюкасом).

 

1917

9 марта первое публичное исполне-

Соната для скрипки и фортепиа-

 

ние Сонаты для флейты, арфы и аль-

но.

 

та в благотворительном концерте в

 

 

Париже. 16 марта авторский (также

 

 

благотворительный) концерт Де-

 

 

бюсси.

 

 

24 марта Дебюсси и Ж. Салмон ис-

 

 

полняют Сонату для виолончели и

 

 

фортепиано.

 

 

5 мая — последний концерт Дебюс-

 

 

си в Париже, в котором он со скри-

 

 

пачом Г. Пуле исполняет Сонату

 

 

для скрипки и фортепиано (Зал Гаво).

 

 

18 мая присутствует в Thidtre du

 

 

Chatelet на балете Э.Сати Парад.

 

 

В июне — проект гастролей в Анг-

 

 

лии и Швейцарии. В сентябре вме-

 

 

сте со скрипачом Г. Пуле исполня-

 

 

ет Сонату для скрипки и фортепиано

 

 

в Сен-Жан-де-Люз. Это последнее

 

 

появление Дебюсси перед публи-

 

 

кой.

 

1918

25 марта Дебюсси умирает в Пари-

 

 

же, на авеню Bois de Boulogne. По-

 

 

хоронен на кладбище Пер-Лащез.

 

1919

Перенос праха Дебюсси на кладби-

 

 

ще Пасси.

 


Список

использованной

литературы

Ал е к с е е в А. Французская фортепианная музыка конца XIX - начала XX века М.,1961.

Ал ь ш в а н г А. Юход Дебюсси. М., 1935.

Ал ь ш в а н г А. Произведения К. Дебюсси и М. Равеля. М.,1963.

Ал ь ш в а н г А. Французский музыкальный импрессионизм. М., 1945.

Ан д р е й Белый . Символизм как миропонимание. М., 1994.

Ба х т и н М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М.,1965.

Бе р д я е в Н. Смысл истории. М., 1990.

Бо д л е р Ш. Цветы зла. Стихотворения в прозе. Дневники. М., 1993.

Ве р л е н П. Лирика. М., 1969.

Ве р л е н П.Стихи избранные и переведенные Федором Сологубом. Томск, 1992.

Вл а д и м и р о в а А. Франхо'зская поэзия в вокальном творчестве Дебюсси //Дебюсси и музыка XX века. Л., 1983.

Га к к е л ь Л. Фортепианная музыка XX века. Л., 1976.

Ге с с е Г. Игра в бисер. М., 1969.

Гу р к о в В. Лирическая драма К.Дебюсси и оперные традиции//Очерки по истории зарубежной музыки XX века. Л., 1983.

Де б ю с с и К. Избранные письма. Л., 1986.

Де б ю с с и К. Статьи, рецензии, беседы. М.- Л., 1964.

Дебюсси и музыка XX века. Л., 1983.

Ка р а т ы г и н В. Избранные статьи. М., 1965.

Ка с с у Ж.(при участии П. Брюнеля, Ф. Клодона, Ж. Пийемана, Л. Ришара). Энциклопедия символизма. М., 1999.

Ко к о р е в а Л. Дебюсси и символизм //Слово и музыка. Сб. статей №36. МГК им. П.И. Чайковского. М., 2002.

К о к о р е в а Л. Загадка прелюдии Дебюсси Чередующиеся терции //Ъъуч&щая жизнь музыкальной классики XX века: Сб. статей №58. МГК им. П.И. Чайковского. М., 2006.

Ко к о р е в а Л.К вопросу об интертексте в Прелюдиях Дебюсси. //Келдышевские чтения - 2006. М., 2007.

Ко к о р е в а Л. Клод Дебюсси. От оперы Пеллеас и Мелизанда к Прелюдиям (К вопросу о музыкальном символизме) / / Очерки по истории зарубежной музыки. Вып.2. МГК им. П.И. Чайковского. М., 2008.

Ко к о р е в а Л. Этюды Дебюсси... Какие послания несут они нам? / / Этот многообразный мир музыки. Приношение Марку Генриховичу Арановскому. М., 2010

486


К о к о р е в а Л. Язык символизма — поэтического и музыкального. От Пеллеаса к Воццеку //Музыкальная академия, 2002, №4.

К р е й н Ю. Камерно-инструментальные ансамбли Дебюсси и Равеля. М., 1966.

Кр е й н Ю. Симфонические произведения Клода Дебюсси. М., 1962.

Кр е м л е в Ю. Клод Дебюсси. М., 1965.

Ку н и ц к а я Р. Балет Дебюсси Ящик с игрушками //Музыкальная жизнь, 1976,

№15. Куницкая Р. О романтической поэтике в творчестве Дебюсси. М., 1982. К у р т Э. Романтическая гармония и ее кризис в Тристане Вагнера. М., 1975.

Ло н г М. За роялем с Клодом Дебюсси, Габриелем Форе, Морисом Равелем. М.,

2000.

Ло с е в А. Знак. Символ. Миф. М., 1982.

Ло с е в А. Проблема символа и реалистическое искусство. М., 1976.

Ма р т ы н о в И. Клод Дебюсси. М., 1964.

Мя с к о в с к и й И. Статьи, письма, воспоминания. Т. П. М., 1959.

Ни ж и н с к а я Б. Ранние воспоминания. М., 1999.

Ор л о в Г. Древо музыки. Вашингтон - СПб., 1992.

Ро з е н ш и л ь д К. Молодой Дебюсси и его современники. М., 1963.

Ро л л а н Р. Пеллеас и Мелизанда Дебюсси //Роллан Р. Музыкально-историчес-

кое наследие. Т. 4. М., 1989.

С а б а н е е в Л. Клод Дебюсси. М., 1922.

Фи л е н к о Г. Вокальная музыка Клода Дебюсси в свете развития жанра //Дебюсси и музыка XX века. Л., 1983.

Фи л е н к о Г. Французская музыка первой половины XX века. Л., 1983.

Хе й з и н г а Й. Homo ludens. М., 1992.

Ча й к о в с к и й П.И. Переписка с Н.Ф. фон Мекк. Т.П. М., 1935.

Щу к о в а С. Балеты Клода Дебюсси. Дипломная работа. МГК им. П.И. Чайковского. М., 2000.

Яр о ц и н ь с к и й С. Дебюсси, импрессионизм и символизм. М., 1978.

B o u c o u r e c h l i e v А. Debussy La revolution subtile. Paris, 1994.

C a r o n A.

Maeterlinck contre Debussy//Ёсои1ег/\Ь1г, 1997,№65.

D e b u s s y

C. Con-espondance 1884-1918. Paris, 1993.

D e b u s s y

C. Lettre i deux amis. Paris, 1942.

D e b u s s y

C. Monsieur Croche et autres dcrits. Paris, 1987.

E m m a n u e l M. Pellias etMilisande de Debussy. Etude et analyse. Paris, 1924.

G o lea

A. PelMas et Milisande. Paris, 1952.

L a l o y

L. Debussy Paris, 1944.

Le Martyre de Saint-Sdbastien 11 Revue musicale. Paris, 1957.

L e s u r e

F. Claude Debussy. Biographic critique. Ю1пек$1еск, 1994.

Lettres de Claude Debussy к son dditeur publi6es J.Durand par E Lesure. Paris, 1927. L o c k s p e i s e r E., H a l b r e i c h H. Claude Debussy. Paris, 1980.

M a 11 a r m ё S. \fers et prose. Малларме С. Сочинения в стихах и прозе. М., 1995.

P o m m e r

Мах. Preface / / Debussy Prilude а d'apris midi d'un Faune. Partition. Leipzig,

1971.

 

 

Ve r 1 a i n e

P. Romances sans paroles Ariettes oubliees. M., 1977.

Y a n k 6 1 6 v i t c h

V. Debussy et le myst^re de I'instant. Paris, 1989.

Z i m m e r m a n n

R. Preface jI Debussy Quatuor. Leipzig, 1971.

487