Файл: Кокорева Л. - Клод Дебюсси - 2010.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.10.2024

Просмотров: 620

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1874 Третья премия на конкурсе по сольфеджио. Исполнение Второго концерта для фортепиано с оркестром Шопена в концерте Парижской консерватории.

1875 Вторая премия по сольфеджио и первая премия за исполнение Второй баллады Шопена.

1876 Первая премия по сольфеджио.

1877 Вторая премия по фортепиано. Поступление в класс гармонии и аккомпанемента Эмиля Дюрана.

1878

1879 В октябре поступает в класс О. Базиля по чтению партитур. Ангажирован как пианист на службу в замок Шенонсо М. Пелуз-Вильсон.

1880 Первая премия по гармонии. Анга-

жирован как пианист Н.Ф. фон Мекк. Путешествует с нею летом и осенью по Франции, Италии, Швейцарии. В сентябре поступает в класс композиции Э. Гиро.

1881 Первое посешение России, служба

у Н.Ф. фон Мекк с июля по октябрь. Встреча с Мари-Бланш Ванье. Посвящение ей ранних романсов. М.-Б. Ванье — первая большая любовь Дебюсси.

1882 Первое появление в публичном концерте как композитора, аккомпанирует Б. Ванье романс Розы. В дуэте со скрипачом Тьебергом исполняет свои пьесы для скрипки и фортепиано (Ноктюрн и Скерцо, не изданы). Второе посещение России — лето и осень на службе у Н.Ф. фон Мекк (Плещеево, Москва). Путешествие с семьей фон Мекк в Вену. Посещение в Вене оперы Тристан и Изольда Вагнера, которая произвела сильное впечатление на Дебюсси.

Первые сочинения: романсы (mdlodies) Звездная ночь (Т. де Банвиль), Прекрасный вечер

(П. Бурже).

Пьесы для фортепиано, скрипки и виолончели (не опубликованы). Романс Полевые цветы (А.Жиро), опубликован в 1891.

Звездная ночь (Т. де Банвиль) - первый опубликованный романс. Публикация романса Прекрасный вечер (П. Бурже).

Цыганский танец для фортепиано, Симфония h-moll.

Транскрипции танцев из Лебединого озера Чайковского. Романсы Мандолина (П. Верлен),

Спящая красавица (В. Испа), Девушка с волосами цвета льна (Леконт де Лиль, не издан).

Романсы на стихи А. де Мюссе: (Рондо)-, П. Верлена (Яантолил<а,

Под сурдину, Мандолина, Лунный свет. Марионетки — 1-я серия Галантных празднеств).

Триумф Вахка для оркестра. Привет весне (граф А. де Сегюр) для женского хора и оркестра.

474


1883

Вторая Римская премия за кантату

Романсы на стихи П. Бурже {Сен-

 

Гладиатор.

тиментальный пейзаж,

Наконец,

 

 

весна. Музыка, Сожаление, Невы-

 

 

разимое молчание)', Т. Готье {По-

 

 

смертное кокетство)

и др.; кан-

 

 

тата Гладиатор (Э. Моро, не из-

 

 

дана), Призыв (А. Ламартин) для

 

 

четырехголосного женского хора

 

 

с оркестром.

 

 

 

 

1884

Первая Римская премии за кантату

Романсы на стихи С. Малларме

 

Блудный сын.

{Явление)-, П. Бурже {Романс

j^u-

 

 

еля).

 

 

 

 

 

1885

27 января отъезд на Виллу Медичи.

Кантата Блудный сын (Э. Гинан).

 

 

 

 

 

 

 

В апреле — бегство в Париж. 25 ап-

 

 

 

 

 

 

 

реля возвращение в Рим, но его

Работа

над

Зулеймой

(текст

 

тяготит разлука с мадам Ванье.

Ж. Буайе) и

Дианой

в

лесу

 

Июль — каникулы проводит в Па-

(Т. де Банвиль).

 

 

 

 

риже. В августе гостит у графа Ж.

 

 

 

 

 

 

 

Примоли в Фьюмичино близ Рима.

 

 

 

 

 

 

 

В сентябре решает совсем покинуть

 

 

 

 

 

 

 

Рим, но Ванье его отговаривает от

 

 

 

 

 

 

 

этого шага. Б ноябре — встреча с

 

 

 

 

 

 

 

Листом, который советует Дебюс-

 

 

 

 

 

 

 

си послушать музыку Палестрины

 

 

 

 

 

 

 

и Орландо Лассо. Знакомство с му-

 

 

 

 

 

 

 

зыкой Ренессанса дает Дебюсси

 

 

 

 

 

 

 

материал для обновления его музы-

 

 

 

 

 

 

1886

кального языка.

 

 

 

 

 

 

С февраля по апрель - Париж. 26

В сентябре — окончание Зулеймы.

 

апреля возвращение в Рим.

Посланная на суд Академии она

 

Июльские каникулы - в Париже.

одобрения не получила.

 

 

 

Изучение Тристана Вагнера. Чита-

 

 

 

 

 

 

 

ет Мореаса, Верлена, Бодлера,

 

 

 

 

 

 

 

Шелли и Шекспира.

 

 

 

 

 

 

1887

В феврале Дебюсси окончательно

Симфоническая сюита с хором

 

возвращается в Париж, не желая

Весна. Раскритикована Академи-

 

оставаться на третий год на Вилле

ей «за туманный импрессионизм».

 

Медичи. 3 мая, возможно, был на

Романс

Смерть

влюбленных

 

представлении оперы Лоэнгрин.

(Ш. Бодлер).

 

 

 

 

 

Разрыв с Бланш Ванье.

 

 

 

 

 

 

1888

Летом путешествие в Байрейт, слу-

Романс Балкон (Ш. Бодлер). Пуб-

 

шает оперы Парсифаль и Мейстер-

ликация вокального цикла Забы-

 

зингеры. Начало дружбы с Р. Годе.

тые ариетты (П. Верлен): Это

 

 

экстаз. Плачет мое сердце..., Тень

 

 

деревьев..., Деревянные лошадки,

 

 

Сплин, Зелень.

 

 

 

 

Две арабески для фортепиано.

475


1889 8 января Дебюсси становится членом Национального музыкального общества. Исполняет в концерте

Общества Малую сюиту для фортепиано в четыре руки с Дюраном. Вторая поездка в Байрейт, где слушает Парсифаля, Мейстерзингеров, Тристана.

Посещает Всемирную выставку в Париже. Сильное впечатление производит явайский гамелан. Особый интерес Дебюсси проявляет к павильонам, где звучит русская музыка.

Знакомство и начало связи с Габриэль Дюпон.

1890 В апреле запрещает исполнение Фантазии для фортепиано с оркестром и ее публикацию, хотя она была уже подготовлена к изданию. Знакомится с драмой Принцесса Малейн М. Метерлинка. Думает использовать ее для оперы. В это же время начинает работать над оперой Родриго и Химена (либретто К. Мендеса).

1891 Знакомство с Э. Сати и П. Л>'исом. Начало их длительной дружбы. Просит у Метерлинка разрешения писать оперу по драме Принцесса Малейн. Разрешения не получает. Знакомится с музыкой Мусоргского и живописью Тернера.

1892 С января прекращает работу над оперой Родриго и Химена, возможно, не без влияния Э.Сати'. Начало работы над Прелюдией к Послеполудню Фавна. Произведение было задумано в трех частях: Прелюдия, Интерлюдия и Финальные парафразы. Начало дружбы с Э. Шоссоном

Малая сюита для фортепиано в четыре руки.

Романс Вечерние гармонии

(П. Верлен).

Дева-избранница — поэма для голоса с оркестром (Д.Г. Россетги).

Фантазия для фортепиано с оркестром.

Публикация вокального цикла

Пять стихотворений Бодлера.

Издание фортепианных пьес

(Баллада, Грезы, Штирийская тарантелла, Мазурка, Ноктюрн, Романтический вальс).

Написана Бергамасская сюита.

Во второй редакции опубликована в 1905 году.

Шотландский марш для фортепиано в четыре руки, позднее оркестрован.

Мазурка для фортепиано.

Два романса на текст П. Бурже

{Романс и Колокола).

Три романса П. Верлена {Печалится звук рога, Оград бесконечный ряд. Море прекраснее соборов).

Галантные празднества (1-я серия).

иА. Лероллем.

'Родриго и Химена — лирическая драма в 3-х актах была реконструирована и оркестрована Эдисоном Денисовым по заказу Министерства культуры Франции в 1993 году. Премьера состоялась 14 мая 1993 года в Лионе под управлением Г. Погано.

476


 

Снимает квартиру с Г.Дюпон в ман-

 

 

сарде дома №42 по улице Лондона.

 

 

В декабре два стихотворения Де-

 

 

бюсси из Лирических проз появля-

 

 

ются в журнале Entretienspolitiques et

 

 

litteraires.

 

 

1893

7 апреля исполнение

Девы-избран-

Лирические прозы (на собствен-

 

ницы в Национальном

музыкальном

ные тексты).

 

обществе.

 

Струнный квартет.

 

6 мая исполняет вместе с Р. Пюньо

Работа над оперой Пеллеас и Ме-

 

в четыре руки (в Опере Парижа)

лизанда.

 

отрывки из Золота Рейна Вагнера.

 

 

В мае слушает Валькирию Вагнера.

 

 

17 мая присутствует на представле-

 

 

нии драмы Метерлинка Пеллеас и

 

 

Мелизанда, поставленной Люнье-

 

 

По в Театре Буфф-Паризьен. Визит

 

 

к Метерлинку. Получает разреше-

 

 

ние писать оперу на текст драмы. В

 

 

сентябре приступает к работе над

 

 

оперой Пеллеас и Мелизанда. 28

 

 

сентября в Национальном обществе

 

 

Квартет Изаи исполняет Струнный

 

 

квартет Дебюсси. Получает фи-

 

 

нансовую поддержку графа А. По-

 

 

нятовского. Переезжает с Г. Дюпон

 

 

на улицу Густава Доре, дом № 10.

 

1894

20 января в Национальном обществе

Окончание работы над Прелюди-

 

Дебюсси исполняет в переложении

ей к Послеполудню Фавна.

 

для фортепиано Испанское каприч-

Пьесы для фортепиано Сарабан-

 

чио Римского-Корсакова. В февра-

да и Сады под дождем.

 

ле исполняет первый акт Парсифа-

Аранжировка для двух фортепи-

 

ля на музыкальном вечере в доме

ано Шести этюдов в форме кано-

 

Леролля. Гонорар 1000 франков. 1

на Шумана и Второй симфонии

 

марта в Брюсселе — первый моно-

Сен-Санса.

 

графический концерт из произве-

 

 

дений Дебюсси.

 

 

 

Исполнение Послеполудня Фавна в

 

 

Национальном обществе под управ-

 

 

лением Г. Доре. На концерте при-

 

 

сутствовали С. Малларме и П. Луис.

 

 

Замысел первой серии

Образов.

 

 

Неудачная попытка женитьбы на

 

 

Терезе Роже.

 

 

1895

Проекты исполнения фрагментов

Окончание первой версии оперы

 

оперы Пеллеас и Мелизанда в Брюс-

Пеллеас и Мелизанда.

 

селе и Лондоне. В декабре неосуще-

 

ствленный проект постановки оперы Пеллеас и Мелизанда в Theatre de I'CEuvre.

Ml


1896

Январь-май — работа над балетом

Публикация Сарабанды.

 

 

Дафнис и Хлоя по сценарию П. Лу-

 

 

 

 

иса.

 

 

 

 

 

 

17 февраля публикация Сарабанды

 

 

 

 

как пьесы из цикла Образы. Лите-

 

 

 

 

ратурная работа над пьесой Братья

 

 

 

 

по искусству в сотрудничестве с Р.

 

 

 

 

Петером.

 

 

 

 

 

1897

Февраль — первая драма, обрушив-

Оркестровка двух

Гимнопедий

 

шаяся на Дебюсси: попытка само-

Сати и исполнение их в Нацио-

 

убийства Г. Дюпон.

 

 

нальном обществе музыки.

 

 

Opera comique принимает к поста-

 

 

 

 

новке оперу Пеллеас и Мелизанда.

Колыбельная к Трагедии смерти

1898

В Национальном обществе Дебюсси

 

услышал Хабанеру Равеля, очарован

Р. Петера (не опубликована).

 

ею и просит у композитора парти-

Две песни Шарля Орлеанского

 

туру на память. Попытки поставить

1908 году они войдут в цикл Три

 

оперу Пеллеас и Мелизанда.

 

песни Шарля Орлеанского).

 

 

Проект положить на музыку поэму

 

 

 

 

Афродита П. Луиса.

 

 

 

 

 

 

Окончательный разрыв с Г.Дюпон.

 

 

 

1899

19 октября женитьба

на

Розали

Окончание Ноктюрнов для орке-

 

Тексье.

 

 

стра (задуманных

ранее

для

1900

17 марта Бланш Маро исполняет

скрипки с оркестром).

 

 

 

 

 

Песни Билитис. 9 сентября — испол-

Песни Билитис (П. Луис).

 

 

нение двух частей из

Ноктюрнов

 

 

{Облака и Празднества, дирижер.

 

 

 

 

К. Шевийяр).

 

 

Инструментальные номера к ми-

1901

7 февраля исполнение музыки к

 

мимической инсценировке

Песен

мической инсценировке

Песен

 

Билитис П. Луиса. В апреле Дебюс-

Билитис (в более поздней редак-

 

си начинает работать музыкальным

ции - Шесть античных эпиграфов

 

критиком газеты La Revue Blanche

в двух версиях: в четыре руки и в

 

под псевдонимом господин Крош.

две руки).

 

 

 

Весной Opera comique сообщает о

 

 

 

 

готовящейся постановке

оперы

Линдараха для фортепиано в че-

 

Пеллеас и Мелизанда.

27 октября

тыре руки.

 

 

 

первое полное исполнение Нок-

 

 

 

 

тюрнов.

 

 

Сюита Для фортепиано.

 

 

Замысел создания оперы на сюжет

 

 

 

 

о Тристане.

 

 

 

 

 

1902

11 января Р. Виньес исполняет сю-

Оркестровка оперы и создание

 

иту Для фортепиано.

27 апреля —

симфонических

интерлюдий

 

генеральная репетиция оперы Пел-

между картинами для постановки

 

леас и Мелизанда. 30 апреля — пре-

оперы Пеллеас и Мелизанда.

 

мьера (дирижер А. Мессаже).

Премьера оперы Пеллеас и Мели-

 

 

 

 

занда.

 

 

478