Файл: Индивидуальное предпринимательство.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 98

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Условно все эти нормы можно сгруппировать следующим образом.

Правила, облегчающие для граждан совершение гражданско-правовых сделок и доказывание их условий (например, п. 3 ст. 160 ГК РФ - подписание сделок, ст. 493 ГК РФ - допустимость свидетельских показаний и др.).

Нормы, направленные на дополнительную защиту прав граждан, которые в большей степени, чем иные участники гражданских связей, нуждаются в учете их имущественного положения (ст. 318 ГК РФ - индексация при повышении МРОТ, п. 3 ст. 1083 ГК РФ - уменьшение возмещения при деликтах и др.).

Положения, принимающие во внимание физиологические свойства человека (ст. ст. 418, 596, 617 ГК РФ - прекращение обязательств смертью гражданина).

Гражданско-правовой статус индивидуальных предпринимателей - это правовое положение указанной категории лиц в сфере гражданско-правовых (предпринимательских) отношений, характеризующее их гражданскую правосубъектность, субъективные гражданские права и обязанности, гражданско-правовые принципы, гарантии, меры гражданско-правовой ответственности и защиты, определяющие отраслевое (гражданско- правовое), специальное и конкретно-индивидуальное положение индивидуальных предпринимателей в системе гражданско-правовых отношений с учетом особенностей, вызванных индивидуальной предпринимательской деятельностью.

При этом отметим, что, несмотря на легально закрепленное в законе определение предпринимательской деятельности, дискуссия о совершенствовании указанной дефинитивной нормы не утихает[19].

Трудность анализа правового положения индивидуального предпринимателя состоит в двойственности его правового статуса как физического лица и как субъекта предпринимательской деятельности. Это обусловлено закреплением в ГК РФ диспозиции, что к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, применяются нормы, регулирующие деятельность коммерческих организаций (п. 3 ст. 23 ГК РФ), а в соответствии с п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда и Пленума Высшего Арбитражного Суда от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" деятельность индивидуальных предпринимателей рассматривается как деятельность коммерческих организаций.

Обозначая указанное, В.В. Лаптев отметил, что приравнивание индивидуальных предпринимателей к коммерческим организациям связано с тем, что специальных "предпринимательских" норм для физических лиц в законодательстве недостаточно[20].


Споры вызывает не только вопрос правовой регламентации положения индивидуального предпринимателя, но и вопрос его правосубъектности (момента возникновения и прекращения). На наш взгляд, правосубъектность индивидуального предпринимателя значительно шире правосубъектности обычного гражданина, ибо включает как правосубъектность в отношениях, не связанных с предпринимательской деятельностью, так и собственно предпринимательскую правосубъектность.

Не ясен и характер правоспособности индивидуальных предпринимателей. Так, ряд авторов полагают, что поскольку в ст. 18 ГК РФ в общей форме упоминается о праве гражданина заниматься предпринимательской деятельностью, то индивидуальный предприниматель обладает общей правоспособностью28.

Свои особенности приобретает статус индивидуального предпринимателя при обсуждении темы занятия предпринимательской деятельностью гражданином, не достигшим совершеннолетия. Так, ст. 27 ГК РФ допускает объявление 16-летнего гражданина полностью дееспособным, если он с согласия законных представителей или попечителей занимается предпринимательской деятельностью. Однако осуществлять такую деятельность лицо вправе лишь при наличии соответствующей госрегистрации, которая допустима с 18 лет. Таким образом, норма, устанавливающая возможность "преждевременного" погружения в бизнес, внутренне противоречива и требует изменений.

Важное влияние на гражданскую правосубъектность индивидуальных предпринимателей оказывает характер и вид их деятельности. Индивидуальная предпринимательская деятельность с учетом известных признаков предпринимательской деятельности характеризуется как экономическая индивидуально-трудовая деятельность физических лиц, зарегистрированных в установленном законом порядке в качестве индивидуальных предпринимателей и действующих самостоятельно на профессиональной основе ради достижения положительного хозяйственно- экономического результата, в условиях высокой имущественной ответственности и риска за итоги своей деятельности.

Содержание гражданско-правового статуса индивидуальных предпринимателей предопределено содержанием гражданской правосубъектности, субъективных прав, юридических обязанностей, мер имущественной ответственности и защиты физических (живых) лиц и коммерческих организаций, если иное не вытекает из закона или существа правоотношения. Характеризуя правовое положение индивидуальных предпринимателей, отечественный законодатель применил специфические приемы юридической техники, позволяющие использовать в целях установления правового статуса индивидуальных предпринимателей по аналогии закона и права правила, регулирующие деятельность коммерческих организаций (п. 3 ст. 23 ГК РФ). Особенностью является и то, что индивидуальные предприниматели обладают общей правоспособностью, за исключением случаев, предусмотренных законом, или если в свидетельстве об их государственной регистрации не содержится исчерпывающий (закрытый) перечень осуществляемых видов деятельности. Мы же определяем правоспособность индивидуального предпринимателя как признаваемую государством и закрепленную в законе юридическую возможность физического лица обладать субъективными правами и обязанностями, необходимыми для осуществления любых видов предпринимательской деятельности, не запрещенных законом. Сохраняя правоспособность и дееспособность физического лица, индивидуальный предприниматель приобретает дополнительные качества и особенности, свойственные правосубъектности коммерческих организаций.


Вся совокупность субъективных гражданских прав и обязанностей индивидуальных предпринимателей классифицируется на: 1) вещные права и обязанности; 2) неимущественные права и обязанности; 3) обязательственные права и обязанности; 4) наследственные права и обязанности; 5) интеллектуальные права и обязанности и т.д. В свою очередь, названные виды прав и обязанностей можно дифференцировать на договорные и внедоговорные, на права и обязанности, вытекающие из кондикционных правоотношений и т.д.

Особенности защиты прав предпринимателей в современном российском праве

Становление и формирование предпринимательства в Российской Федерации происходили в непростых условиях выбора концептуальных путей и оснований становления предпринимательской деятельности в процессе развития рыночной экономики и формирования новой правовой системы в России в целом. Практическое решение многих проблем и сложностей в развитии предпринимательства осложняется отсутствием их теоретических разработок. Прежде всего это относится к правовому регулированию предпринимательства. Многие специалисты в области права не раз отмечали, что российское законодательство нуждается в гармонизации, поскольку необходимо добиться его соответствия требованиям современного этапа развития предпринимательства с учетом всего комплекса обозначившихся принципиально новых проблем в данной области. Указанный тезис часто подкрепляется тем аргументом, что общество несет огромные экономические и нравственные издержки из-за правонарушений в сфере предпринимательства. Ввиду этого остро ощущается назревшая необходимость в глубоком, комплексном анализе публично-правового межотраслевого и межсистемного механизма регулирования предпринимательства.

Изучение особенностей защиты прав предпринимателей в Российской Федерации напрямую связано со спецификой развития предпринимательской деятельности. С начала 1990-х гг. Россия начинает развивать рыночные отношения. Правовая основа становления предпринимательства была выражена в законах РФ:

- от 25 декабря 1990 г. N 445-1 "О предприятиях и предпринимательской деятельности"[21];

  • от 7 декабря 1991 г. N 2000-1 "О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации"[22];
  • от 24 декабря 1990 г. N 443-1 "О собственности в РСФСР"[23].

Данные законодательные инициативы обусловили развитие рыночных отношений на основе элементов, присущих цивилизованным странам мира, в том числе и Великобритании.


Для возрождения предпринимательства важно было создать необходимые экономико-правовые условия. Их формирование происходило поэтапно, в результате чего планомерно проводились реформы экономической системы. Вместе с тем следует признать, что становление современного класса предпринимателей происходило в сложных условиях. Существенное влияние на это оказали утрата многовекового опыта предпринимательства, а также недостаточное правовое регулирование данной сферы деятельности[24].

Попытаемся провести анализ российских законодательных инициатив в этой области. Так, Федеральный закон о развитии предпринимательства в целях реализации государственной политики в данной области предусматривает:

  • наличие специальных налоговых режимов;
  • упрощение правил ведения налогового учета;
  • упрощение налоговых деклараций по отдельным видам налогов;
  • создание более облегченной системы ведения бухгалтерской отчетности для малых предприятий;
  • обеспечение льготного порядка расчетов за приватизированное государственное и муниципальное имущество субъектами малого и среднего предпринимательства;
  • учет особенностей участия малого предпринимательства при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд; иные направления.

Анализ проблематики малого и среднего предпринимательства свидетельствует о том, что недостаток финансовых средств является одной из основных проблем малого бизнеса. Финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства является одной из самых обременительных для государственного бюджета и одновременно самой привлекательной для бизнеса. Данный факт находит обоснование и подтверждение в том, что именно с правового закрепления финансовой поддержки в ст. 17 Федерального закона о развитии предпринимательства законодатель получил необходимые права для регламентации видов и форм государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, которые предусмотрены ст. 16 данного Федерального закона. В качестве мер отмечается необходимость введения в Федеральный закон о развитии предпринимательства четких формулировок в вопросах, касающихся:

  • развития кредитно-финансовых механизмов и внедрения финансовых технологий, направленных на развитие сектора малого бизнеса;
  • расширения круга субъектов малого бизнеса и лиц, стремящихся заниматься предпринимательской деятельностью;
  • подготовки высококвалифицированных кадров для сферы малого бизнеса;
  • развития малого бизнеса в инновационной и производственной сферах;
  • продвижения продукции малых предприятий на региональный и межрегиональный рынок; расширения внешнеэкономической деятельности субъектов малого бизнеса;
  • проведения информационно-аналитического мониторинга состояния малого бизнеса в России и на этой основе разработки мер государственной политики развития бизнеса;
  • создания условий для реализации в России зарубежных программ развития бизнеса и активизации международного сотрудничества в области поддержки малого бизнеса;
  • распространения опыта применения организационных, финансовых и других технологий, направленных на обеспечение условий для развития малого бизнеса[25].

Также следует выделить Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Данный Федеральный закон дает необходимое с точки зрения соблюдения Россией своих международных обязательств обоснование введения определенных ограничений деятельности иностранных инвесторов, в том числе и в промышленной сфере.

Понятие субъектов малого и среднего предпринимательства определено в Федеральном законе о развитии предпринимательства. Согласно его ст. 3 "субъекты малого и среднего предпринимательства являются хозяйствующими субъектами (юридические лица и индивидуальные предприниматели), которые отнесены в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям". Данные условия определены в ст. 4 Федерального закона о развитии предпринимательства[26]. В настоящее время в России действуют также Закон РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности" и Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (ст. 30).

Кроме того, к данной сфере деятельности относится и НК РФ. Налоговое регулирование осуществляется государством в рамках проводимой экономической политики. Основными инструментами налогового регулирования являются налоги и сборы. Налоги позволяют государству обеспечить поступления в бюджет; при этом основная часть налоговых поступлений идет от предпринимательских структур, остальная - от физических лиц, что является для них изъятием денежных средств. Общеизвестным является тот факт, что основным источником экономического роста является развитие предпринимательства. Уровень социально-экономического развития государства во многом зависит от благосостояния каждого ее гражданина. Поэтому налоговая политика государства должна формироваться с учетом интересов всех участников отношений.

Таким образом, за последние десятилетия российское законодательство о предпринимательской деятельности претерпело существенные изменения в части создания правовых условий для развития рыночных отношений, а также охраны и защиты предпринимательской деятельности. В настоящее время наиболее явно и открыто выступает задача систематизации законодательства, которое регулирует предпринимательскую деятельность. Важность систематизации предпринимательского законодательства является первостепенной, однако при этом нельзя не обращать внимание на концептуальные проблемы. Это связано с тем, что в российской законодательной практике традиционно преобладает подход, который направлен на сохранение формального единства частного права. В нынешних условиях авторы действующего Гражданского кодекса РФ и активные сторонники монизма в частном праве во многом определяют правовую политику по вопросам совершенствования и кодификации гражданского законодательства. За время применения единого ГК РФ выработана определенная система регулирования, были приняты специальные законы, сложилась правоприменительная практика в области охраны и защиты предпринимательской деятельности.