Файл: Индивидуальное предпринимательство.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 116

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

До недавнего времени в концептуальном плане даже не выдвигался вопрос о масштабах допустимого в стране риска для деятельности предпринимательских структур в качестве серьезной научной проблемы. В изученной нами литературе сформулированы два подхода к рассмотрению этого вопроса. Суть первого состоит в том, что обеспечение предпринимательской деятельности - это имманентно присущая предпринимательству черта. Второй подход сводится к необходимости регулирования и контроля вопросов предпринимательства государством[27]. При этом пределы такого вмешательства с теоретико-концептуальной точки зрения не обоснованны. Таким образом, в контексте изучения и выявления особенностей защиты прав предпринимателей в России своевременными представляются теоретическое исследование проблем государственно- правового регулирования предпринимательской деятельности и изучение концептуальных основ института бизнес-омбудсмена в России.

Рассматривая теоретические основы формирования бизнес- омбудсмена, важно остановиться на рассмотрении конституционной основы предпринимательской деятельности. Свод юридических представлений о явлениях и фактах, имеющих место в социально-экономической действительности, как совокупность норм и правил поведения и применения их в судебной практике и повседневной жизни граждан и их объединений находится в постоянном развитии. Наиболее крупные блоки системы права - отрасли права - не согласованы между собой с учетом принятия и действия Конституции РФ, развития социально-экономических процессов в России и мире. Кроме того, специалисты не до конца учитывают роль и огромную методологическую силу Конституции в познании сущности и структуры российского права.

Конституционно-правовое понятие "предпринимательская деятельность" является базовым для многих отраслей права, и прежде всего гражданского. В результате автор формулирует мнение о том, что включение в предмет гражданского законодательства общественных отношений между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность или с их участием, как это сделано в настоящее время, не отвечает той роли, которая отводится в Конституции РФ предпринимательской деятельности, и уравнивает разные по существу отношения - потребительские и предпринимательские[28]. Именно поэтому при выработке теоретических основ формирования института омбудсмена важно учитывать конституционные основы предпринимательской деятельности и выработать согласованность отраслей права исходя из протекающих в настоящее время процессов социально-экономического развития.


Концепция защиты интересов бизнеса, равно как и непосредственно само выражение "защита бизнес-интересов", появилась сравнительно недавно. Существенным достижением в этой области явился сам факт объединения ради общего блага руководителей частных предприятий, которые имеют противоположные интересы и зачастую являются прямыми конкурентами по отношению друг другу. Деятельность такого рода коалиций позволила представителям бизнеса и государственных учреждений не только достаточно тесно взаимодействовать, но и на общих взаимных началах вести поиск путей совершенствования экономики. Кроме того, коалиции способствовали признанию того, что бизнес должен играть конструктивную роль в формировании государственной политики. Коалиции продолжают налаживать продуктивные связи с местными администрациями и последовательно продвигают идею гласного и открытого демократического процесса.

Теоретические основы формирования института бизнес-омбудсмена явились результатом понимания необходимости создания и развития специализированного института, призванного сосредоточиться на решении наболевших вопросов по защите прав предпринимателей. Они нашли свое отражение в концепции по формированию эффективного механизма оперативного реагирования на обращения предпринимателей - института уполномоченного. Основная цель данной концепции состоит в организации комплексной деятельности по защите прав предпринимателей, направленной на сокращение числа предпринимательских рисков.

В последние годы особое внимание со стороны государства стало уделяться защите прав предпринимателей. Были внесены изменения в практику проведения государственного контроля в этой области. Более жестко стали относиться к административным правонарушениям должностных лиц при осуществлении государственного и муниципального контроля в сфере защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей[29]. Однако проблема защиты прав предпринимателей становилась более острой, появилась необходимость более радикального подхода к ее решению.

Важно отметить, что понятие "уполномоченный по правам", или "омбудсмен", является принципиально новым для России. Вместе с тем предпосылки для его возникновения существуют достаточно давно и в последние годы приобрели зрелый, оформившийся характер, что, собственно, и стало почвой для создания данного института, появления должности и внедрения в обиход этого нового термина.


Поскольку омбудсмен призван заниматься защитой прав предпринимателей, следует в рамках данной части работы подробно остановиться на рассмотрении этой терминологии. Итак, под защитой прав предпринимателей принято понимать деятельность, направленную на устранение препятствий в осуществлении прав и свобод и на борьбу со злоупотреблением правом. Зачастую происходит отождествление понятий "защита" и "охрана". Вместе с тем в научной литературе прослеживается тенденция разграничения понятий защиты и охраны субъективного права. Термин "охрана" подразумевает в большей степени деятельность, обеспечивающую нормальную реализацию субъективных прав за счет принятия профилактических мер для сохранения, адекватного функционирования механизма реализации прав. Кроме того, понятие "охрана" в обязательном порядке включает и профилактическую деятельность, которая проводится в целях обеспечения реального, наиболее полного и всестороннего осуществления прав и свобод личности, тогда как понятие "защита" связано с деятельностью, осуществляемой в случае нарушения субъективных прав и направленной на восстановление нарушенного права.

Процедура защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в процессе реализации контроля и надзора представляет собой разновидность административных процедур. Вместе с тем, несмотря на принятие и введение в практику административных регламентов, достаточно частое использование в правовых актах понятия "административные процедуры", нормативного определения данной категории до настоящего времени не выработано.

Также важно рассмотреть еще один термин, который достаточно часто встречается в литературе. Выражение "красная кнопка" подразумевает информационную систему обеспечения оперативного реагирования на обращения предпринимателей. Основной целью данной системы является поддержка деятельности Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей на федеральном и региональном уровнях по реализации определенных функций. Речь идет о таких функциях, как:

  • защита и обеспечение прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности;
  • осуществление контроля за соблюдением прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности органами государственной власти и местного самоуправления;
  • участие в формировании и реализации государственной политики, направленной на обеспечение прав субъектов предпринимательской деятельности.

К такого рода системе выработаны определенные требования.

Наиболее значимыми из них являются:

  • открытость и взаимодействие с другими автоматизированными информационными системами и информационными ресурсами;
  • ориентированность на массового пользователя, обеспечение простоты и доступности взаимодействия пользователей.

Следует отметить, что еще до появления должности бизнес- омбудсмена в Российской Федерации проблема защиты прав предпринимателей поднималась неоднократно, в результате чего были наработаны соответствующие технологии и процедуры. Так, еще в 2002 г. была создана Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства "Опора России". Основной целью ее деятельности явилось содействие консолидации предпринимателей и иных граждан для участия в формировании благоприятных политических, экономических, правовых и иных условий развития предпринимательской деятельности в Российской Федерации, обеспечивающих эффективное развитие экономики. Данная организация стала результатом объективного развития и явилась основой дальнейшего расширения деятельности, связанной с объединением предпринимательских организаций России. Она включает в себя 140 некоммерческих организаций по всей стране. В состав "Опоры России" входит 81 региональное отделение. Структура организации состоит из совета регионов; центральной контрольно-ревизионной комиссии; третейского суда. Направляя усилия на защиту своих прав, предприниматели России демонстрируют государственный подход к решению стоящих перед бизнесом проблем. "Опора России" в своей деятельности направляет усилия на сокращение избыточных административных барьеров, систематизацию проверок государственными контролирующими органами, выход предпринимательского сообщества и представителей органов власти всех уровней и ветвей из теневого сектора, снижение налогового бремени и упрощение процедур отчетности. Решение этих задач осуществляется специализированными комитетами согласно их профилю, а также комиссиями, отражающими "отраслевой" разрез деятельности бизнеса. Их работа направлена на согласование интересов бизнеса и власти в реализации ключевых направлений современной экономической политики и выработке рекомендаций по решению проблем предпринимателей[30].

Основное назначение омбудсмена выражается в обеспечении контроля баланса между ветвями государственной власти, соблюдения законности в деятельности государственных органов и должностных лиц, принятии участия в процессе совершенствования законодательства в сфере предпринимательской деятельности, а также в выработке стандартов административной и правоприменительной практики в данной области.


Институт бизнес-омбудсмена вполне правомерно рассматривать как способ внесудебного разрешения определенных конфликтов, возникающих между бизнесом и государством, бизнесом и потребителем. Данный институт основывается на идее о том, что сообщество граждан, являющихся потенциальными налогоплательщиками на свои взносы-налоги, создают институт государства, в функциональные полномочия которого входит создание благоприятных условий для развития всего общества. Исходя из этого можно предложить следующее толкование данного термина: омбудсмен - это уполномоченный, использующий соответствующие инструменты в процессе защиты прав предпринимателей. В свою очередь институт омбудсмена - это специализированный орган, наделенный рядом полномочий на разных уровнях для регулирования предпринимательской деятельности и сокращения рисков и угроз в данной области.

В начале 2012 г. Президент РФ В. Путин на инвестиционном Форуме "Россия-2012" выдвинул инициативное предложение о создании в России должности уполномоченного по защите прав предпринимателей с особым процессуальным статусом. При этом он подчеркнул необходимость введения данной должности и наделение уполномоченного административными функциями с целью развития бизнеса в России.

Структура института омбудсмена состоит из двух частей: омбудсмена и совета при омбудсмене. Деятельность этой институциональной структуры предполагает законодательную регламентацию, которая должна быть разработана в соответствии с учетом всего спектра проблем в данной области, существующих на сегодняшний день. Кроме того, институт уполномоченного формируется на федеральном и региональном уровнях.

Вопросы государственного контроля и надзора всегда были и остаются актуальными, так как, с одной стороны, без контрольно-надзорных полномочий невозможно реализовать функцию государственного управления, которая является неотъемлемой составляющей государственной власти; с другой стороны, невозможно обеспечить и защитить права граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Вот почему защита и охрана прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора), равно как и своевременное устранение выявленных нарушений и применение соответствующих мер юридического воздействия в отношении нарушителей, напрямую зависят от эффективной реализации органами государственной власти предоставленных им полномочий.

Ввиду того что система и структура института Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей осуществляются на федеральном и региональном уровнях, важным видится рассмотреть значение терминов "федеральный уполномоченный" и "региональный уполномоченный". Так, федеральный уполномоченный является государственным служащим, назначаемым Президентом РФ. В соответствии с принятым Государственной Думой РФ 18 декабря 2012 г. проектом Федерального закона "Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации" уполномоченный и его рабочий аппарат являются государственным органом.