Файл: Индивидуальное предпринимательство.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 99

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Как известно, правовой статус физического лица складывается из двух основных элементов: правоспособности и дееспособности. В свою очередь, дееспособность состоит из сделкоспособности и деликтоспособности. В некоторых странах, например в праве ФРГ и Швейцарии, деликтоспособность выделяют в качестве отдельного элемента правового статуса физического лица. Между тем правовой статус физического лица - гражданина и физического лица - индивидуального предпринимателя имеют различия, что связывается в первую очередь с моментом приобретения физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя.

Вопрос о соотношении правосубъектности индивидуального предпринимателя и гражданской правосубъектности физического лица ставился в отечественной литературе. По этому поводу, например, Т.А. Батрова считает, что правосубъектность участников товарного рынка производна от их гражданской правосубъектности. По ее мнению, это подтверждается тем, что: 1) момент ее возникновения и прекращения непосредственно связан с возникновением и прекращением гражданской правосубъектности; 2) содержание гражданской правосубъектности, включая ограничения, установленные ГК РФ для отдельных категорий субъектов (в том числе по признаку принадлежности к коммерческим либо некоммерческим организациям для юридических лиц, по возрасту и состоянию здоровья - для граждан), предопределяет возможность их вовлечения в сферу торгового оборота[6].

Иной позиции придерживается М.Д. Шапсугова, которая не согласна с тем, что момент возникновения и прекращения предпринимательской правосубъектности индивидуального предпринимателя непосредственно связан с возникновением гражданской правосубъектности физического лица. По ее мнению, "правосубъектность индивидуального предпринимателя возникает с момента его государственной регистрации и прекращается государственной регистрацией. Правосубъектность физического лица в гражданском праве возникает с момента его рождения и прекращается смертью". Таким образом, М.Д. Шапсугова считает, что правосубъектность индивидуального предпринимателя не связана непосредственно с гражданской правосубъектностью физического лица[7].

Полагаем, что правоспособность индивидуального предпринимателя является элементом гражданской правоспособности физического лица, что вытекает из ст. 18 ГК РФ, в которой говорится о содержании гражданской правоспособности. Что же касается дееспособности индивидуального предпринимателя, то она, на наш взгляд, производна от гражданской дееспособности физического лица.


Как известно, правоспособность гражданина возникает в момент рождения и прекращается смертью. Абстрактная возможность для гражданина заниматься предпринимательской деятельностью является одним из компонентов его гражданской правоспособности, что находит свое подтверждение в ст. 18 ГК РФ. Так, согласно ст. 18 ГК РФ граждане вправе "...заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью; создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами; совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах..."[8].

Как отмечает В.П. Звеков, "абстрактная способность лица заниматься предпринимательством, как и любой иной не запрещенной законом деятельностью, относится к содержанию его правоспособности, определяемой на основе личного закона"[9] (который определяется по закону гражданства либо по закону домициля). В этой связи представляется интересным вопрос о предпринимательской правоспособности иностранных граждан, намеренных постоянно осуществлять предпринимательскую деятельность на территории другого, не своего государства.

В соответствии со ст. 1196 ГК РФ гражданская правоспособность лица определяется его личным законом. При этом иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ гражданской правоспособностью наравне с российскими гражданами, кроме случаев, установленных законом. Приведенная норма вкупе с нормой п. 1 ст. 1195 ГК РФ, согласно которой личным законом физического лица является право страны, гражданство которой оно имеет, позволяет заключить, что объем правоспособности иностранного физического лица зависит от права страны гражданства. Продолжая дальше данную мысль, можно прийти к неверному выводу о том, что иностранец, находясь на территории РФ, может пользоваться теми гражданскими правами, которые у него есть в силу его личного закона, но которые не предусмотрены законодательством РФ (например, право на свободное ношение оружия в некоторых штатах США). Равным образом, пишет В.Л. Толстых, "объем прав граждан РФ за границей не может определяться по российскому праву, поскольку это нарушало бы суверенитет иностранного государства"[10].

Как отмечал еще Ф.Ф. Мартенс, "применение национальных законов к личным правам иностранцев ограничивается по отношению к правоспособности. Пределы действия по отношению к ней иностранных (национальных) законов определяются территориальными законами страны, где правоспособность будет осуществляться"[11].


Считая право на занятие предпринимательской деятельностью одним из компонентов гражданской правоспособности, полагаем, что указанное право, предоставляемое иностранным гражданам на территории не своего государства, зависит от законодательства этого государства, а не только законодательства страны, гражданство или домицилий (домициль) которого имеют указанные лица. Так, одно государство может закрепить право на занятие предпринимательской деятельностью в качестве одного из конституционных принципов, предоставив его не только своим, но и иностранным гражданам, проживающим или находящимся на его территории, а другое государство может такое право и не предоставлять вовсе, что может быть обусловлено даже не юридическими, а экономическими и политическими событиями в обществе. Как известно, в Конституции СССР 1977 г. подобное право отсутствовало, поэтому тот факт, что гражданин Швейцарии имел право на занятие предпринимательской деятельностью в своей стране, отнюдь не означал, что он имел подобное право в Советском Союзе.

В результате можно сделать вывод о том, что в своем государстве правоспособность иностранного предпринимателя определяется его личным законом. Однако предпринимательская правоспособность иностранного гражданина на территории другого государства определяется законодательством последнего, т.е. применительно к рассматриваемому вопросу законодательством той страны, на территории которой указанное лицо намерено осуществлять предпринимательскую деятельность.

Другим элементом правосубъектности индивидуального предпринимателя является его предпринимательская дееспособность. Дееспособность представляет собой способность гражданина своими действиями осуществлять права и нести обязанности и по общему правилу связывается уже с умственным состоянием человека, а также его возрастом, т.е. наступлением совершеннолетия. Так, согласно п. 1 ст. 21 ГК РФ способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, т.е. по достижении восемнадцатилетнего возраста. В случае эмансипации гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью и до достижения совершеннолетия.

Полагаем, что дееспособность индивидуального предпринимателя хотя и связана с его гражданской дееспособностью, однако возникает в момент государственной регистрации лица в качестве индивидуального предпринимателя, поскольку именно с этим моментом право РФ связывает реальную возможность физического лица, включая иностранное, реально осуществлять права и нести обязанности по совершенным им сделкам (сделкоспособность).


Между тем здесь может возникнуть вопрос о предпринимательской дееспособности лица, которое осуществляет деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, не выполнив требования законодателя об обязательной регистрации. По этому вопросу необходимо отметить, что п. 4 ст. 23 ГК РФ содержит правила о том, что гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с нарушением требований о ее регистрации, не вправе ссылаться в отношении заключенных им сделок на то, что он не является предпринимателем. Суд может применить к таким сделкам правила ГК РФ об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Следовательно, лицо будет нести ответственность по факту осуществления предпринимательской деятельности. При этом отношения между псевдопредпринимателем и государственными органами в этой связи выпадают из рамок гражданско-правовых и подлежат регулированию соответствующими нормами КоАП[12] и УК РФ[13]. Так, согласно ст. 14.1 осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации индивидуального предпринимателя влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до двух тысяч рублей. В ст.171 УК РФ "Незаконное предпринимательство" предусмотрены уголовно- правовые санкции за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации.

Требования о государственной регистрации индивидуальных предпринимателей содержат законодательные акты целого ряда стран. В РФ подобные положения закреплены в п. 1 ст. 23 ГК РФ и ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". В соответствии с последним и российские, и иностранные граждане вправе заниматься предпринимательской деятельностью на территории РФ с момента государственной регистрации в территориальных налоговых органах по месту жительства (п. 3 ст. 8 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").

Требования об обязательной регистрации индивидуальных предпринимателей содержат законодательные акты Беларуси, Армении, Кыргызстана, Италии и других стран.

В то же время существует целый ряд стран, в соответствии с законодательством которых государственная регистрация некоторых коммерсантов, включая индивидуальных, не требуется либо она носит формальный характер.

В Великобритании, например, осуществление предпринимательской деятельности в качестве индивидуального предпринимателя требует от каждого физического лица регистрации в качестве так называемого самозанятого лица в Службе доходов и таможни Ее Величества. По этому поводу А.А. Родин пишет, что регистрация самозанятого лица носит уведомительный характер, регистрационный сбор не взимается, однако невыполнение обязанности по регистрации в течение трех месяцев с даты начала осуществления соответствующей деятельности наказывается штрафом в размере 100 фунтов стерлингов[14].


Не требуется регистрация индивидуальных предпринимателей по праву большинства провинций Канады и в соответствии с правом США. Однако, например, по законодательству штата Делавэр, если индивидуальный предприниматель занимается предпринимательской деятельностью с использованием фирменного наименования или под вымышленным именем, такое наименование или имя подлежит регистрации в штате Делавэр[15].

В связи с тем, что по законодательству ряда стран отсутствует необходимость в государственной регистрации индивидуальных предпринимателей, представляется, что в этих странах возникновение предпринимательской дееспособности индивидуального предпринимателя должно связываться с моментом фактического начала осуществления предпринимательской деятельности в данном качестве.

Глава 2. ПРОБЕМЫ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ В РОССИИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Анализ отличительных правовых особенностей гражданина- предпринимателя

В основу действующего ГК РФ заложена концепция равенства участников гражданских отношений, из которой вытекает, что "для однородных отношений, независимо от состава их участников, должен быть создан одинаковый правовой режим"[16]. Однако это абсолютно не исключает возможности закрепления специальных норм, отражающих особенности участников гражданского оборота.

Как правильно отмечает Ю.В. Романец, в случае, например, когда в договоре участвует гражданин (неважно, в качестве предпринимателя или потребителя), требуется особое правовое регулирование, учитывающее естественные особенности физического лица как субъекта права[17].

Способность избирать род занятий является одним из существенных элементов правоспособности граждан, "...суть заключается в том, что лицо может, исходя из своих склонностей, способностей и стремлений, само решить вопрос о том, в какой сфере общественной жизни, по какой специальности оно будет отдавать свой труд на благо общества. Указанную способность граждан не следует смешивать с конкретными актами по ее реализации, например, с трудовыми договорами..."[18]. При этом следует иметь в виду, что род занятий не всегда оформляется трудовыми отношениями (хобби и проч.). В этом и проявляется многообразие форм отражения участия гражданина в социальных отношениях.