Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 109
Скачиваний: 3
Федеральный уполномоченный имеет действующих на общественных началах помощников по тематическим направлениям. Они являются общественными представителями Федерального уполномоченного по направлениям и образуют Координационный совет при Федеральном уполномоченном. Для того чтобы установить юридический статус решений, принимаемых Координационным советом, и соответственно членов этого совета, целесообразно определить необходимость его создания в законопроекте, а соответствующее положение о нем должен утверждать Федеральный уполномоченный. При Федеральном уполномоченном формируется экспертный совет, осуществляющий выявление потока жалоб, порожденных системными проблемами законодательства, и выработку предложений по их решению. Персональный состав экспертного совета утверждается Федеральным уполномоченным. В состав экспертного совета могут включаться уполномоченные по защите прав предпринимателей в субъектах Российской Федерации.
В свою очередь, в регионах России создаются институты уполномоченных по защите прав предпринимателей в субъектах РФ - региональные уполномоченные. Должность регионального уполномоченного учреждается законами субъектов РФ. С учетом федеративного устройства и масштабов России возникают существенные различия возможностей правового решения тождественных проблем в регионах (к началу 2011 г. должности уполномоченных по правам человека учреждены в 51 субъекте Федерации). Это актуализирует необходимость разработки единых в национальном масштабе параметров деятельности правозащитных институтов в России[31].
Таким образом, в качестве вывода считаем целесообразным обратить внимание, что к числу особенностей защиты прав предпринимателей в российском праве следует отнести:
- выбор концептуальных обоснований в процессе становления предпринимательской деятельности и отсутствие теоретических разработок ее регулирования. Поступательная динамика в формировании законодательных основ регламентации предпринимательской деятельности явилась основой для создания правовых условий защиты прав предпринимателей. Совершенствование и кодификация гражданского законодательства создали необходимые условия для обеспечения защиты предпринимательской деятельности посредством права, в соответствии с духом и буквой закона;
- следует отметить достаточно глубокую проработанность понятийного аппарата в этой области, выработку комплексных трактовок понятия "предпринимательство" и взаимосвязанных с ним понятий. Вместе с тем теоретические основы зачастую переплетаются с экономической, правовой и социологической областями ввиду того, что данная научная категория является междисциплинарной и многоплановой. В научной литературе проанализированы виды предпринимательства; особое внимание отводится государственному предпринимательству и важности его развития и поддержания в нынешних условиях. Выделяются проблемы малого и среднего предпринимательства, а также отводится внимание крупному бизнесу - корпорациям и холдингам. Важно отметить, что многие авторы рассматривают предпринимательский ресурс с правовой точки зрения и при этом характеризуют предпринимательское объединение как коммерческую организацию. Предпринимательство в России целесообразно рассматривать как деятельность стабильных социально-политических, экономических и общественных объединений, которые согласно выработанному законодательству будут отстаивать социальные, политические и экономические интересы созданных предпринимательских объединений. Российское законодательство в области предпринимательской деятельности по сути практически полностью сформировалось, о чем свидетельствует принцип построения правовой системы в этой области. Предпринимательские отношения регулируются нормами гражданского права с учетом их особенностей;
- значение Конституции в структуре российского права, конституционные основы предпринимательской деятельности, ставшие теоретической основой института бизнес-омбудсмена, целью которого является защита прав предпринимателей и бизнес-интересов;
- скопление достаточно большого числа проблемных вопросов в области охраны предпринимательской деятельности обусловило необходимость выработки механизма реагирования на обращения предпринимателей с требованием о защите своих прав.
Подводя итоги анализа специфики правовой защиты предпринимательской деятельности в России и Англии, мы пришли к выводу, что к особенностям следует отнести следующее:
1) процесс становления, развития и реформирования предпринимательской деятельности в России и правовых основ в области защиты прав предпринимателей. Охрана прав предпринимателей в российском праве осуществляется всей системой права. Выработанные правовые способы защиты помогают осуществить это, что приводит к восстановлению нарушенных прав. Оформленность российского законодательства в области предпринимательской деятельности в современных условиях свидетельствует о существенном юридическом прорыве в этой области. Вместе с тем остаются нерешенными многие вопросы, что обусловило необходимость выработки правовых основ для формирования института бизнес-омбудсмена. Концепция формирования эффективного механизма оперативного реагирования на обращения предпринимателей пока не нашла своего окончательного оформления. Ввиду этого концептуально-теоретические разработки рассматриваемой темы крайне скудны и затрагивают в основном только лишь отдельные аспекты, касающиеся изучения важности защиты прав предпринимателей ввиду роста числа предпринимательских рисков в современных условиях развития рыночной экономики. Вопрос о защите прав предпринимателей достаточно хорошо освещен с точки зрения выработанных теоретических основ исследования в этой области. Вместе с тем нам удалось проследить тот факт, что многие специалисты в своих работах обращаются к вопросу правового регулирования предпринимательства и подчеркивают острую необходимость доработки законодательной базы в сфере предпринимательства и защиты прав предпринимателей. Защита предпринимательской деятельности должна стать частью концепции защиты бизнеса. Это позволит, с одной стороны, развивать формы взаимодействия новой специализированной структуры - института бизнес-омбудсмена с государственными учреждениями, а с другой стороны, совершенствовать экономику.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог вышесказанному, можно сделать следующие выводы.
Имеется весьма и весьма значительная доля совершеннолетних трудоспособных граждан Российской Федерации, самообеспечивающих себя и свои семьи, создающих своим трудом значительную долю ВВП страны, правовой статус которых никак не определен.
Возможен, желателен и даже остро необходим "мягкий" вывод их из тени и легализация их социального, экономического и правового статусов (прежде всего - на стадии теоретической проработки вопроса - силами, средствами, методологией науки предпринимательского права) в организационно-правовой форме, например по аналогии с микропредприятиями, как "микропредпринимателей".
При этом стоит предвидеть, что далеко не все из них "перетекут" в будущие 25 млн высококвалифицированных рабочих мест (здесь свою роль сыграют их устойчивые нравственно-психологические установки), непосредственно либо заменив "перетекших" туда нынешних официально работающих специалистов, т.е. проблема эта носит стратегический и длительный по времени, но отнюдь не локальный характер.
Точечными изменениями действующего законодательства проблема решена быть не может в принципе. Здесь требуется разработка целевой комплексной программы, включающей решение многих организационных, налоговых, социальных, экономических, правовых и иных вопросов, с четкой фиксацией базовой цели такой деятельности - не пополнение ВВП, а обеспечение жизнедеятельности их и их семей, что с неизбежностью повлечет снижение потребительских цен под воздействием конкуренции и соответствующее улучшение качества товаров, работ и услуг и в конечном итоге приведет к большей стабильности структуры нашей экономики. С точки зрения законодательной техники здесь необходима гармонизация разноотраслевого законодательства: ГК РФ, о малом предпринимательстве, ФЗ "О занятости населения в РФ" и др.
Одним из таких важнейших вопросов будет необходимость создания качественно нового - в структуре нашей современной судебной системы - сегмента мировой юстиции, способного в предельно упрощенной процессуально-процедурной форме эффективно защитить права и законные интересы таких предпринимателей посредством даже не разрешения спора (неглавная цель), а примирением интересов сторон, включая дела и споры административных категорий. Важным здесь будет обеспечить полноценное участие стороны в деле, не обладающей хоть каким-либо правовым профессионализмом, и, больше того, обеспечить непредставление каких-либо процессуально-процедурных преимуществ стороне, таковым профессионализмом обладающей.
Что касается мер гражданско-правовой ответственности и защиты индивидуальных предпринимателей, то они строятся на основе общих положений норм гражданского права об ответственности и защите, но с учетом особенностей, вызванных спецификой индивидуальной предпринимательской деятельности. Повышенный характер ответственности индивидуальных предпринимателей выражается не только в их ответственности без вины, но и в солидарном характере обязательств нескольких должников-предпринимателей, если законом, иными правовыми актами или условиями обязательства не предусмотрено иное (п. 2 ст. 322 ГК РФ). Большинство мер ответственности являются одновременно способами (мерами) защиты. Можно выделить: 1) вещно-правовые способы защиты; 2) обязательственно-правовые способы защиты; 3) способы защиты исключительных прав; 4) способы защиты наследственных прав; 5) способы защиты конкурентных прав; 6) способы защиты прав банкротов и т.д. Выбор конкретного способа защиты зависит от природы, содержания охраняемого субъективного права, от вида и характера правонарушения, от формы и цели защиты, от предлагаемого законом способа защиты и усмотрения самого правообладателя.
Необходимо отметить наиболее важные направления совершенствования законодательства, регулирующего правоотношения в сфере защиты прав и законных интересов субъектов хозяйствования, в том числе при их взаимодействии с государственными органами.
Одним из таких направлений представляется обязание контролирующих органов осуществлять непосредственную реализацию их прав и полномочий в отношении коммерческой тайны субъектов предпринимательства только на основании мотивированных и аргументированных решений их должностных лиц. При этом в решениях необходимо указывать и приводить подробное описание оснований, обосновывающих требования контролирующего органа (назначение проверки, требование о предоставлении информации и т.д.). Также разумно установить обязанность контролирующих органов предоставлять уполномоченным представителям субъекта хозяйствования копии всех документов, которые являются основаниями требований контролирующего органа; предоставить предприятиям, фирмам и организациям право не выполнять требования представителей контролирующих органов в случае отказа предоставить информацию (включая копии документов) об основаниях этих требований; ввести административную ответственность должностных лиц государственных контролирующих органов за отказ в предоставлении субъектам предпринимательства информации и копий документов, необходимых указанным субъектам для защиты их прав и законных интересов.
Кроме того, необходимо внести изменения в действующее законодательство, согласно которым работники силовых структур и контролирующих органов должны действовать в рамках заведенного должным образом оперативно-розыскного дела, уголовного дела, дела об административном правонарушении, а также при осуществлении проверки должным образом зарегистрированной информации о преступлении.
Необходимо урегулировать порядок осуществления государственными контролирующими органами проверок финансово-хозяйственной деятельности субъектов предпринимательства. Причем нарушения контролирующим органом процессуальных норм проведения проверки и порядка использования конфиденциальной информации должно быть основанием для признания результатов проверки недействительными.
Дополнительно на законодательном уровне необходимо закрепить право руководителей и других работников субъектов предпринимательской деятельности пользоваться помощью консультанта (адвоката, юриста, аудитора) при проведении проверок, в ходе которых используются документы для внутреннего пользования и документы с ограниченным доступом, разглашение которых недопустимо.
На сегодняшний день большие трудности у контролирующих органов вызывает установление фактов нарушения прав субъектов хозяйствования и их доказывания. Поэтому существует необходимость усовершенствовать юридическую технику защиты прав субъектов хозяйствования в этой сфере.
Целесообразным и важным было бы введение в ходе осуществления правовой работы типовых форм юридических документов, касающихся прежде всего правоотношения предприятия и государственных органов. Эффективным средством установления фактов и доказательств является использование техники аудио- и видеозаписи. Это средство в некоторых случаях является единственным из возможных, например, в случаях, когда представители контролирующего органа отказываются фиксировать факты другими способами.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативно-правовые акты
-
- Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 // СЗ РФ. 2014. N 31. Ст. 4398.
- Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" // Собрание законодательства РФ", 13.08.2001, N 33 (часть I), ст. 3431.
- Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах"// СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 1.
- Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 78-ФЗ "Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2013. N 19. Ст. 2305.
- Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" // СЗ РФ. 2013. N 14. Ст. 1652.
- Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" // "Собрание законодательства РФ", 02.08.2010, N 31, ст. 4179.
- Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ // СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3301.
- Указ Президента РФ от 10.09.2012 N 1276 "Об оценке эффективности деятельности руководителей федеральных органов исполнительной власти и высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности // СЗ РФ. 2012. N 38. Ст. 5068.
- Распоряжение Правительства РФ от 27.12.2012 N 2550-р "Об утверждении Методик определения целевых значений показателей для оценки эффективности деятельности руководителей федеральных органов исполнителей, высших должностных лиц субъектов Российской Федерации" // СЗ РФ. 2013. N 1. Ст. 70.