ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.10.2024
Просмотров: 21
Скачиваний: 0
Щедрин Родион
!
Родился в Москве в 1932. Происходит из музыкальной семьи. Отец - хоровой дирижер. Закончил училище Свешникова. Поступил потом в консерваторию как композитор и пианист. Учителя - Шапорин и Флиер. Он был композитор, рано проявивший себя. Первый фортепианный концерт он написал еще в консерваторские годы. И за этот концерт был принят в Союз композиторов даже без заявления. Балет "Конек-горбунок" (1956) был поставлен Большим театром в 1960. Это большое событие в жизни молодого композитора. Сразу
заявил о себе как о композиторе-изобретателе.
!
"Конек-горбунок" - сочинение достаточно традиционное. Дальнейшее развитие его творчества в духе национального колорита было более оригинальным.
"Озорные частушке" (1963) - сочинение, в котором Щедрин обращается к жанру, чрезвычайно актуальному в России. Опера "Не только любовь" содержит целый пласт частушек. Времена, когда Щедрин творил, частушка переживала расцвет. 1961 - год первой
редакции оперы "Не только любовь".
!
Щедрин часто представлял свои сочинения с фортепиано сам.
!
1958 - женился на Плисецкой.
!
В 1962 был избран секретарем Союза композиторов РФССР. С 1973 был председателем. Добровольно ушел с этого поста в начале 90-х.
Никогда не был членом КПСС.
!
Поселился в Мюнхене, где живет до сих пор.
!
1965-1969 - работал на кафедре композиции. Но не подружился с кафедрой и ушел. Галахов - председатель Союза композиторов,
ученик Щедрина.
!
На Щедрина оказали большое влияние Стравинский и Прокофьев.
!
Фольклоризм, неоклассицизм, полистилистикатри главных
направления творчества Щедрина.
!
"Кармен-сюита" - аранжировка, которая позволяет говорить и о стилистических контрапунктах по отношению к Бизе. "Анна Каренина" содержит очень много цитат (например, цитата из второго квартета Чайковского является характеристикой Анны, или из оперы
Беллини есть цитаты).
!
Использовал также додекафонию. Влияние Пендерецкого: сонористическое начало. Использовал ограниченную алеаторику в духе Лютославского. Атональность также присутствует в его в творчестве, в частности в фольклорных опусах. Впоследствии отошел от авангарда, а также от явных фольклорных элементов. Однако
последнее так или иначе осталось в виде фундаментального явления.
!
Балеты "Чайка" (1980), "Дама с собачкой" - по Чехову. Чисто лирические коллизии, историческая подоплека не важна. Балет
"Лолита" (1994).
!
Щедрин - художник объективного типа, в творчестве которого рациональное начало играет большую роль. Композиторское умение
очень высокого уровня.
!
Вознесенский был любимым поэтом Щедрина, стихи которого композитор много использовал в своем творчестве. У поэта и композитора всегда был драматический пафос — жесткий, безличностный.
Щедрин к концу 60-х стал композитором заметным. Некоторые черты
авангардного толка Щедрин воплощал.
!
О ранних произведениях.
!
Из опусов 60-70-х заметна Вторая симфония (1965) - 25 прелюдий в пяти частях (!). Это сочинение идет час. Сочинению предшествует эпиграф (Твардовский). Много полифонии. Используется алеаторика. В начале 7-й прелюдии используется прием "настройка оркестра".
Форма - сквозная. Есть серийность.
!
Портативность + Монтажность = форма Щедрина по Щедрину.
!
Второй фортепианный концерт (1966); посвящен жене. Концерт, который представляет вершину новаторства Щедрина 60-х годов.
Концерт имеет обычную трехчастную структуру и заголовки к ним - «Диалоги», «Импровизации», «Контрасты». Есть черты сонатности. В ц.2 начинается основной раздел в характере инвенций. Музыка опирается на принципы серийной методы. Форма опирается на монтажный принцип. Ц.14 - срединная каденция. Ц.29 - реприза. Вторая часть - скерцо. После ц.37 идет алеаторический квадрат. В 32ц. двенадцатитоновая серия. Третья часть - финал. Полистилистика в ц.68 - джаз, Щедрин подражает стилистике кул-джаза; тоже - в ц.71.
Ц.74 - этот раздел станет основным в коде. Кода начинается в ц.84.
!
В 67-м пишет Концерт для оркестра "Звоны". Это был заказ Бернстайна. Щедрин остановился на идее энциклопедии православных звонов. Высокая степень диссонантности. Есть также двенадцатитоновость. Финал-катастрофа. Одно из лучших сочинений
Щедрина.
!
Музыкальный язык Щедрина.
!
Щедрин - создатель оригинального варианта стиля - сплав серийности, додекафонии, алеаторики, коллажей, атональности, фольклоризма. Мелодика, как правило, связана с какими-то уже существующими стилями - фольклор, барокко, например. Его "собственная" мелодика - жесткая, угловатая (24 Прелюдии и фуги). Это, как правило, атональная мелодика. Линеарно-полифоническое письмо также весьма характерно для Щедрина. Сфера колорита в широком смысле (характер звучания), фонизм, гармония - важные элементы методики творчества. Жанровая основа, природа его музыка связана с движением. Танцевальные жанры, пластика жеста - характерно для его мышления. Огромное значение имеет ритм. Правило - нерегулярная акцентность. Встречаются и свободные метры. Склонен к остинатным фигурам. Склонен также к расчлененности. В балетах использует лейтмотивы. (Вскрик -
лейтмотив чайки из балета "Чайка").
!
"Поэтория" (1968). Сочинение, представляющее собой новый жанр (неологизм): главным лицом этого жанра является поэт, который произносит свои стихи. По сути, это - мелодекламация. Стихи Вознесенского. Особенность - в качестве исполнителя предполагается "настоящий" поэт (автор стихов), то есть сам Вознесенский. Кроме этого, это сочинение имеет "прометеевскую" традицию - светозвук.
Влияние - "Страсти по Луке" Пендерецкого. В основе лежит идея общественно значимая, но решенная без привкуса апофеоза: Первая часть - трагический лик войны (принцип концерта); Вторая часть - смерть Художника, тема истинности творчества, стилизация плачевых фольклорных интонаций - образ православной Руси, молящейся Божией Матери; Третья часть - погружение в низкую повседневность, используется принцип монтажа, есть инструментальный эпизод с кульминационны возгласом хора: помогите Ташкенту - призыв к
совести; Кода - тихое слово поэта, лирическое послесловие.
!
"Ленин в сердце народном" (1969). В основу этого опуса положены народные тексты, которые связаны с кончиной Ленина, как бы
реакция народа. Есть в этом сочинении и авангардные техники.
!
Начало 70-х годов продолжает новаторскую линию Щедрина. Кульминация - Третий фортепианный концерт (1973); форма - тема и вариации. Начинается с каденции. Тема появляется в конце. Тематизм
почти без следов жанровых опор.
!
Дальше последовало важное создание - "Мертвые души" (1976). Это сочинение писал 10 лет. Сам написал либретто. Манилов - флейта. Коробочка - фагот. Ноздрев - валторна. Плюшкин - гобой. Собакевич - два контрабаса. У Чичикова своего тембра нет, так как он приспосабливается к своим собеседникам. Вокальное письмо - виртуозное: стаккатная опера. Буффонность, виртуозность слегка утрированы. Использует прием "перехода звука в жест". Несколько преувеличенными оказываются финалы действий. Жанр - оперные сцены. Финалы соединяют персонажей, их материал. Финал, где собраны все народные темы в 19-й (последней) сцене. В количественном отношении перевес в сторону народных сцен. Никакой разговорности: категорически запрещается проговаривать
текст - только вокал.
!
"Музыкальное приношение" (1983). Явная отсылка к Баху.
Используются цитаты из баховского цикла. Это произведение, которое в оригинальной версии имела длительность два часа двенадцать минут. Так она исполнялась на Московской осени. Сокращенный вариант звучит полтора часа. Состав: орган, три флейты, три фагота, три тромбона. Статика. Медитация. Материал имеет монотематическую природу. Что-то барочное. Это очень
радикальный опыт в отношении времени. Цитаты - две органные прелюдии Баха, монограмма bach, имя Берга и имя Щедрина (Shched) + дата рождения (число, год) + рост автора. В скрипичном концерте Берга сеть цитата из Баха (хорал). Начинается произведение с большого соло органа (30-40 минут). Потом постепенно появляются другие инструменты по очереди. Орган - образ Христа. Флейты - три апостола. Фаготы - фарисеи. Тромбоны - Пилат с римлянами. Полюс авангардизма Щедрина, но в отношении времени. Сам материал достаточно нейтральный, в рамках прошлого. можно сказать - необарокко. "Эхо-соната" и "Музыка для города Кётена" (оба 198) -
оба цикла имеют идею приношения Баху.
!
"Автопортрет" (1984). Посвящено Щедрину. Форма - тема и восемь вариаций. Форма второго плана с единым вектором развития со своей кульминационной вершиной. Есть образ России. Есть образ знаменного пения, птичий клик, который проводится пять раз. В ц.2, то, что играет фортепиано - монограмма Щедрина. Кроме Щедрина (Shched) есть мотив bach. Структура общая - тема до ц.3. От ц.3 - первая вариация. Вторая вариация от ц.6. Третья вариация в ц.9. Четвертая в ц.13. Пятая вариация - в ц.15 (имитация пения; соло фагота). Шестая вариация - ц.20 - центр всей композиции. От ц.27 - седьмая вариация (реприза пятой, как бы). Ц. 30 - восьмая вариация - имеет значение репризы-коды. Таким образом, можно говорить о
концентрической форме.
!
80-е годы - время камерных пьес. "Геометрия звука" (1987). 90-е годы - премьеры перемещаются за рубеж. Последнее время оживляются русские темы.
«Стихира для оркестра» (1987, текст Иоанна Грозного), «Запечатленный ангел» (Лесков).
"Очарованный странник", "Боярыня Морозова" - оперы.