ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2024

Просмотров: 196

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ния издательства или его марки, здесь часто достаточно места для полного подзаголовка, а нередко и для другой информации, вроде: «200 иллюстраций, 16 цветных таблиц и библиографиче- ский указатель». Если человек хоть мало-мальски разбирается в книгах, то в книжном магазине он не снимет с полки любую книгу, а ограничится чтением титулов на корешках. Потому так важно указать на корешке издательство; это обязательно нужно помещать на переплете, например науч- ных книг, в других же случаях нет такой необходимости. Подробные сведения о книге на корешке суперобложки могут оказаться весьма полезными.

К сожалению, маловероятно, что сразу исчезнут все незапечатанные корешки переплетов; однако даже самая маленькая, но хотя бы скольконибудь значительная книжка не должна выходить без титула на корешке.

218


Суперобложка и рекламный поясок

Самые старые книги конца XV — начала XVI в., издававшиеся Антоном Кобергером и Альдом Мануцием, суперобложек не имели. Их появление связано с началом промышленного книгопроизводства где-то в середине XIX в. Уже эти первые суперобложки должны были в течение некоторого времени предохранять от повреждений ценные переплеты; кроме того, на лицевой стороне — в отличие от переплета — печатали название книги и некоторые сведения о ней. Иногда это точное или снабженное рамкой покорение титульного листа. В первые десятилетия нашего столетия нередко сам переплет использовался для печатания рекламных текстов, что его только портило. Однако уже давно проводится четкое разли- чие между переплетом как постоянной оболочкой книги и суперобложкой, на которой можно печа- тать рекламные тексты. В то время как переплет в течение, примерно, тридцати последних лет, к сожалению, становится все скромнее, суперобложки как средство привлечения покупателя становятся все более изысканными.

Суперобложку нельзя путать с обложкой. Суперобложку свободно надевают на переплет; обложка же приклеивается к корешку сброшюрованного блока.

219

Суперобложка книги это своего рода плакат. Она должна привлекать внимание, а также оберегать переплет от света, грязи и трения до тех пор, пока книгу не купят. Издатель выпускает книгу в суперобложке не ради пользы будущего владельца, а для того, чтобы оградить себя и книготорговца от материального ущерба. Солидные издания непременно должны поступать в торговлю в суперобложках, пусть даже самых скромных.

Суперобложка не является настоящей составной частью книги. Собственно книга — это книжный блок. Даже переплет и форзац не являются в полном смысле этого слова настоящими элементами книги: их выбрасывают, когда книгу переплетают заново. Единственный настоящий титул помещается на титульном листе, то есть внутри книги. Текст на суперобложке не имеет никакого значения для библиографа; в нем нет необходимости, было бы даже ошибкой специально упоминать о наличии суперобложки, поскольку она не что иное, как прилагаемый к книге проспект, временное дополнение к книге.

Поэтому иллюстрации на суперобложке или обложке, даже наклеенные на картонный переплет, не нужно оговаривать или упоминать в тексте самой книги в качестве ее составных элементов. Если они играют важную роль в книге, то их необходимо включать в книжный блок, к примеру, в качестве фронтисписа. Иллюстрации на обложке или переплете очень скоро теряют свой первоначальный вид.

220


Если человек не вполне полагается на чистоту собственных рук, то пусть он вначале не снимает суперобложку. Настоящий же читатель отбрасывает ее уже перед тем, как первый раз раскрывает книгу, если, конечно, не коллекционирует суперобложки как образцы полиграфического искусства. Но и в этом случае он снимает суперобложки и складывает их в специальную коробоч- ку. Держать в руках книгу в суперобложке не очень удобно, да и реклама мешает. Одеждой книги является переплет; суперобложка не более чем дождевик. Одевать суперобложку ради ее сохранения еще в обложку из целлофана столь же безрассудно, как дорогой кожаный чемодан в матерчатом чехле заворачивать еще и в бумагу.

На передней стороне суперобложки кроме фамилии автора и названия книги часто печатают еще рекламный текст и название издательства. Нередко эти фактические данные находятся в обрамлении слащавых виньеток или картинок, частенько продолжающихся на корешке и на задней сторонке. Иллюстратор полагает, что книги с такого рода суперобложками выставляются в витрины в раскрытом виде, однако мало кто из книгопродавцев это делает.

Клапаны суперобложки нужно делать как можно шире. На переднем клапане обычно излагается содержание книги, или издательство на этом и на заднем клапане рекламирует другие книги. Англичане внизу переднего клапана указывают цену книги; этот кусочек можно обрезать, если купивший книгу намеревается ее подарить.

221

Тогда суперобложку лучше вообще снять. Суперобложка — слуга переплета — не становится «солиднее», если клапаны остаются незапечатанными. Поскольку покупатель с благодарностью воспринимает информацию о других книгах того же издательства, то нужно не мучить себя сомнениями, а решительно печатать на клапанах, задней сторонке, а также на почти никогда не запечатываемой оборотной сторонке рекламу новых книг и другую информацию издательства. Другой вопрос, оправдает ли тираж данной книги столь серьезные расходы на набор и не разумнее ли приложить к книге напечатанный на тонкой бумаге общий проспект. Ни в коем случае не следует стремиться к тому, чтобы лицевая сторона привлекала внимание, а вся суперобложка была выполнена подчеркнуто сдержанно (что отнюдь не исключает тщательности и красоты набора); напротив, суперобложка должна быть такой, чтобы читатель, познакомившись с ней как с проспектом, отбросил ее в сторону без каких-либо сомнений. Лишь так можно отреагировать на неприятную привычку некоторых людей ставить книги на полку в суперобложках, как в магазине. (Я сам сохраняю суперобложку лишь на тех книгах, у которых переплет еще хуже суперобложки. К сожалению, их с каждым годом становится все больше.)

На корешке суперобложки должно быть напе- чатано самое важное из информации, данной на лицевой стороне. Опытный покупатель, снимающий не каждую книгу с полки, должен иметь воз-

222


можность прочесть самое главное на корешке то есть узнать не только фамилию авторе и название книги, но, если достаточно места, по лучить информацию об издателе, объеме, количестве иллюстраций и т.п., а также прочесть название издательства.

Корешок должен быть не менее привлекательным, чем лицевая сторона.

Поскольку суперобложка не является постоянным, а потому и настоящим элементом книги, ее графическая форма не обязательно должна соответствовать образу книги. Изысканный переплет может быть одет в суперобложку, назначе- ние которой — грубая реклама. И все же человек со вкусом будет лучше думать о книге, если форма и раскраска суперобложки будут соответствовать переплету и самой книге. Чем дороже книга, тем прочнее должна быть бумага суперобложки. Для дешевых, быстро расходящихся книг хороша и содержащая древесную массу бумага; дорогие книги, которым нередко приходится долго стоять в витринах, должны иметь суперобложку из проч- ной бумаги, не содержащей древесную массу.

Для того чтобы напечатать точно подходящую к книге суперобложку, типография должна иметь макет книги; иначе вряд ли можно избежать ошибок в расположении набора. Высота готовой суперобложки должна точно соответствовать высоте переплетной крышки. Тираж планируется на 10 процентов больше числа экземпляров книги с тем, чтобы иметь возможность заменить поврежденные ценные суперобложки.

223

Если книга вставляется в простой футляр для пересылки (в котором, как и в суперобложке, книга не должна ставиться на полку в библиотеке), то на его лицевую сторону можно наклеивать рекламный листок и ограничиться незапечатанной суперобложкой для самой книги. Этот метод следует предпочесть в том случае, если переплет книги очень мягкий и она стоять не может. Тогда книготорговец выставляет книгу в футляре.

Рекламный поясок с текстом привлекает внимание, но причиняет ущерб книге, у которой отсутствует суперобложка. Незакрытая часть переплета под воздействием солнечного света выцветает; переплет быстро теряет свой первона- чальный вид, и книгу невозможно .продать. Поэтому поясок нужно надевать только на книги с суперобложками. Можно создать видимость пояска при соответствующей надпечатке на суперобложке.

224

О широких, слишком больших и квадратных книгах

Абсолютная ширина книги определяется не только тем, чтобы ее было удобно читать, но также и обычной глубиной книжных полок. Книги шире 24 см поэтому не могут считаться удобными и большинству людей они не нравятся. Поставить на полку их нельзя, поэтому они долго валяются там и сям, пока их владелец с плохо скрываемым облегчением, наконец, не всучит их ко- му-нибудь или не бросит в корзину для бумаг. Здесь мне вспоминаются гигантские издания, посвященные истории фирм, у которых почти всегда отсутствует титул на корешке, что, впрочем, в данном случае не так уж и плохо.

Кто хочет, чтобы его книга жила долго, чтобы ее можно было найти, тот не должен выбирать излишне широкий формат и забывать о титуле на корешке.

Издание крупноформатных книг с большими и ценными иллюстрациями — совсем другое дело. У владельца таких книг найдется и место для них. И все же нужно стремиться к тому, чтобы книги не были излишне большими, если на то нет особой необходимости. Слишком маленькие книги встречаются значительно реже.

В наше время в некоторых кругах в моде ква-

225


дратные книги. В своем стремлении все делать иначе: брать гротеск вместо антиквы, якобы вызывающей беспокойство, необходимые абзацные отступы заменять набором без втяжек некоторые считающие себя сверхсовременными люди охотно используют квадратный формат. Само по себе это немногим хуже преувеличенно широкого поперечного формата, который неуклюж, как бегемот. В этом случае кажущийся или настоящий квадрат смотрится лучше.

Три довода говорят не в пользу книг квадратного формата. Первый — неудобство пользования. Квадратную книгу невозможно держать в руке без опоры; пользоваться ею еще более неудобно, чем книгой отвратительного формата А5. Второй аргумент касается размещения книг на полках. Если книга имеет в ширину более 24 см, то ее нужно класть. А ведь книги нужно ставить вертикально, чтобы их можно было быстро отыскивать и пользоваться ими. Что касается третьего довода, то здесь я должен сделать некоторое отступление. Вес книги уравновешивается корешком, благодаря чему она удерживается в правильном положении. Если же книжный блок слишком тяжел, что, к сожалению, случается слишком часто, то он наклоняется вперед, опирается на доску полки и вбирает в себя пыль; то есть здесь происходит то, от чего книгу должен оберегать кант переплета. Чем длиннее корешок по отношению к ширине книги, тем устойчивее блок сохраняет правильное положение. Эту свою функцию корешок не может выполнить в тех случаях,

226

когда у книги поперечный формат. То же относится и к книгам, формат которых приближается к квадрату. В них блок также очень быстро наклоняется к доске полки. Это еще одна причина для того, чтобы отказаться от квадратных книг как от принципиально неверного новшества.

В рамках приемлемых размеров книг существуют многочисленные пропорции, то есть соотношения ширины и высоты. Поскольку от добрых традиций в свое время отказались и теперь их предстоит восстанавливать заново, то теперь перед началом работы нужно проверить геометрические пропорции любого книжного формата, то есть определить, будет ли соотношение равно 2:3, 3:4 или это будет золотое сечение. Я назвал лишь некоторые из возможных пропорций.

Чаще, чем думают, наилучшим соотношением оказывается простое 2:3; это относится даже к книгам в четвертую долю листа, если позволяет бумага. Здесь не может быть никакого рецепта, но многому, в том числе и правильному расчету пропорций, можно научиться, знакомясь с книгами, появившимися на свет до 1790 года.

И последнее, что в некоторой степени относится к нашей теме: вес книги. В своем большинстве наши книги слишком тяжелые. Это следствие использования плотной мелованной бумаги. Поэтому напечатанные на мелованной бумаге толстые книги нужно делить на два полутома. Старые книга были намного легче. О китайских книгах вообще можно сказать, что они легкие, как перышко. Бумажным фабрикам нужно поста-

227


Смотрите также файлы