ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2024
Просмотров: 58
Скачиваний: 0
Василий Андреевич Тропинин (1776-1857)
Крепостной графа Моркова. Отправили в Академию художеств, обучался по классу портретной живописи. Получил известность по окончании. Вольная – переезд в Москву. Стал основоположником Московской школы живописи!
Впервые вводит в портрет жанровость, много типов.
Пишет серию портретов в Москве, где показывает простонародную городскую среду.
- Стремясь создать живые, непринужденные образы, художник утверждает чистоту и цельность народных характеров. Колорит этих работ мягкий, приглушенный — преобладают сероватые, охристые, зеленые тона.
Цветочница,1850 |
Пряха,1820-е |
Гитарист,1823 |
Золотошвейка, 1826 |
Кружевница,1823 |
«Кружевница» написана гладко, за эту работу получил золотую медаль и звание Академика. В "Кружевнице" Тропинин, несомненно, примыкает к искусству сентиментализма. И все же в ней есть какая-то подкупающая сила искреннего чувства, с которой изображена миловидная девушка, вероятно, крепостная. Тропинин внимательно и точно передает бытовые детали: подставку и белую ткань, коклюшки для плетения кружев, повседневную одежду. Образу девушки соответствует изысканный колорит произведения, характеризующийся сочетанием белого, голубовато-серого и бледно-розового.
- девушки у окна занимались шитьем и рукоделием при дневном свете, все это показывает
В других портретах меняет свой стиль письма. Меняет концепцию камерного портрета.
«Портрет Моркова»
-домашний портрет
-контакт между моделью и зрителем
-будто только проснулся, небрежность, камерность
Одно из лучших полотен - прекрасный портрет БулАхова (1823), написанный широко, почти эскизно, с чувством свободы и творческого вдохновения. Тонкую гармонию его колорита создают синие, серые и спокойные краснокоричневые тона. Открытые раздельные мазки, обнажает фактуру живописного языка. Эффектная лепка.
В том же году, когда Кипренский написал портрет Пушкина, Тропинин также выполнил портрет поэта, выделяющийся среди произведений художника. Пушкин, находясь в Москве, сам указал на Тропинина как на желательного портретиста, которому станет позировать. Художник изобразил Пушкина просто, в халате, с распахнутым воротом рубашки, но глубоко передал значительность внутреннего мира поэта. Точно найденное сдержанное сочетание лилового халата с черным шейным платком подчеркивает бледность лица, оттененного белым воротником.
- домашний, камерный, за столом сидит
В 1830-1840-е годы у Тропинина обостряется интерес к новым бытовым сюжетам и к явлениям повседневной действительности в портретах. Иногда, как например, в "Автопортрете на фоне окна с видом на Кремль" (1846), где художник изобразил себя за работой с палитрой и кистями на фоне Москвы, эта повседневность деталей и среды приобретает почти символический смысл. Это как бы романтический идеал художника - выразителя национального духа своей страны.
Бытовой жанр в русской живописи.
Ранее был костюмный крестьянский жанр.
Два главных представителя – Федотов и Венецианов. Художники-дилетанты, не получили аристократического образования. Федотов – военный, Венецианов – чиновник, оба рисовали всю жизнь. Выйдя на пенсию, посвящают себя искусству.
П. А. Федотов (1815-1852). Работал 10 лет. Творчество Павла Андреевича Федотова открывает этап критического реализма в русском искусстве. Его произведения проникнуты духом социальной сатиры. Ранний вкус к гротеску, сатире, часто пишет комментарии к своим произведениям, литературная программа произведения. Посещал уроки Брюллова, живописное мастерство именно от него унаследовал. Спортсмен рисунка (очень много и быстро рисовал). Классика позы, отличная передача характера, темперамента, внутренней сути.
Сатирическое изображение современного ему общества он развил в сепиях середины 1840-х годов, живя в Петербурге: "Болезнь Фидельки", "Следствие кончины Фидельки"
Ирония автора. Эти произведения еще многословны, прямолинейны по характеристикам, хотя заметно, что художник преодолевает гротескность образов, отходит от нарочитости контрастов и противопоставлений. В построении пространства главная роль отведена линейной перспективе, основное внимание Федотов уделяет рисунку, а не живописи. Лирической мягкостью и искренним сочувствием к участи бедных людей проникнуты образы двух художников в серии "Следствие кончины Фидельки".
Драматизм свойствен композиции "Старость художника, женившегося без приданого в надежде на свой талант".
Весьма примечательно, что в этих произведениях звучит тема утраченной мечты и унизительного положения задавленного нуждой живописца: она во многом автобиографична.
«Ах, я бедная» /Неосторожная невеста (Ах, как я несчастна...)
Комментарии: подарила портрет свой обоим молодым людям, а они оказались приятелями, это означало, что готова к помолвке – сложное положение.
Жизнь для Федотова как театр. Сам придумывает истории своих работ.
«Свежий кавалер. Утро чиновника, получившего первый крестик», 1846 Кутается в халат как в тогу, пародирует позу монумента. Показан на картине хаос его жизни, разбросанные повсюду вещи, последствие банкета.
«Завтрак аристократа», 1849–1850 - выразительная пластика позы – видно что застали врасплох, испугался, незваный
гость, закрывает краюху хлеба книгой. Смотрим на картину – видим модника, собака пострижена, театральные афиши, модные вещи, но денег ему не хватает на все это, средств не хватает на такую жизнь. «На брюках шелк, а в брюхещелк». Выразительная мимика – видно что ест, глубое выражение лица в этот момент.
«Сватовство майора», 1848
Центральные фигуры выделены цветом. Переполох в купеческом доме – сделка. Кошка пародирует невесту. Матушка тянет за подол: «Дура!». Прислуга перешептывается, невеста убегает. Справа в прихожей майор, прихорашивается. Жизнь как театр.
«Анкор, ещё Анкор!», 1851–1852, Федотов достиг колористического единства, которое служит средством художественной выразительности образа. Его последнее творение. Полотно переносит зрителя в место гораздо более мрачное и тёмное, чем те, что изображены в предыдущих работах автора. На картине изображен мужчина, офицер, служащий где-то на краю Российской Империи. За окном идёт снег и виден какой-то дом. Герой находится в бревенчатом срубе — очевидно, он провёл в одиночестве не один месяц. Он коротает время, заставляя свою собаку прыгать через палку — ещё и ещё раз ("анкор" — французское слово, которое означает "ещё").
«Игроки», 1851–1852. Вскоре умер после этой работы.
Стал клиентом психиатрической клиники, много набросков делал, потом при выходе пишет картину эту. Встроенный автопортрет – человек, который проигрался. Ему подносят пистолет. На стенах мы видим портреты – рамы пустые и тут мы понимаем, что что-то здесь не так, ночью эти портреты оживают, игроки оживают – это тени, бесы. Картина как размышление о попусту потраченном времени. Не видим лиц, кроме проигравшегося. Мистика быта.