Файл: istoria_iskusstv_5_kurs_1_semestr.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2024

Просмотров: 53

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1 лекция. 9.09.2014

Первая половина 19 века. Россия

Формируется современность. Происходит индустриализация. Стиль – глобальный характер. В конце 18 века появляются направления. 17 век, Франция – классицизм. Неоклассицизм – вторая половина 18 века (Баженов). В начале 19 века классицизм меняет свои свойства (1800-1830)

Ампир – поздний классицизм, наследие императорского Рима. Наполеон – идеолог ампира. Доктрины сформированы скульпторами при дворе Наполеона.

«Академия Святого Луки»- объединение художников, созданное в Риме в конце 16 века. Академия получила своё название по имени святого евангелиста Луки, согласно преданию написавший картину, изображавшую Богородицу с младенцем, и считавшегося святым покровителем художников. Дух классицизма и академизма ей присущ.

Париж – новый Рим.

В России ампир обретает свое лицо. Патриотический подъем. События Отечественной войны, помощь русских войск в освобождении государств Европы от тирании Наполеона усугубили патриотические и свободолюбивые настроения. Критике подвергаются все основные принципы феодально-крепостнического государства. Становится ясной иллюзорность надежд на изменение социальной действительности с помощью государственной деятельности просвещенного человека. Восстание декабристов в 1825 году было первым вооруженным выступлением против царизма. Оно имело огромное влияние на русскую прогрессивную художественную культуру. Эта эпоха породила гениальное творчество А. С. Пушкина, народное и всечеловеческое, полное мечты о свободе. Создание грандиозных исторических ансамблей. В это время достигли блистательного расцвета все виды изобразительного искусства и их синтез. Петербург и Москва.

Классицизм в России (от времени раннего екатерининского правления до первого десятилетия царствования Николая I):

-Ранний классицизм (1760-е — 1-я пол. 1780-х годов), когда еще не до конца изжиты признаки барокко и рококо

-Зрелый классицизм, строгий классицизм (1780-е — 1790-е годы) — почти декларативное неприятие любых неклассических тенденций, принципиальное тяготение к антикизации

-Высокий классицизм, поздний классицизм, русский ампир (1-я треть XIX века) — чувствуется влияние романтизма, окрепшего в живописи и в графике.

-Во второй трети XIX века в связи с усилившейся правительственной реакцией искусство во многом утратило те прогрессивные черты, которые были свойственны ему ранее. Классицизм к этому времени в сущности исчерпал себя. Архитектура этих лет вступила на путь эклектики - внешнего использования стилей разных эпох и народов.

-Классицизм в первой половине XIX века в соответствии с романтическими тенденциями создавал образы приподнятоодухотворенные, эмоционально-возвышенные, развитие реализма в следующие десятилетия.

-Девятнадцатый век отличался еще и расширением, углублением связей русского искусства не только с жизнью, но и художественными традициями других народов, населявших Россию.

Архитектура Петербурга.

Создание грандиозных архитектурных ансамблей и комплексов.

Вразвитии русской архитектуры первой половины XIX века можно выделить три основных этапа. Первый - с начала столетия до Отечественной войны 1812 года, второй - с середины 1810-х годов до конца 1830-х годов, последний - 1840-е - 1850-е годы.

Встроительстве 1800-х - начала 1810-х годов развивались принципы, лежавшие в основе архитектуры второй половины XVIII века. Большое значение по-прежнему имело градостроительство. Выполненные в эти годы городские ансамбли намного превосходили по размерам все то, что было создано в предшествующий период.

Плодотворная совместная работа архитекторов и скульпторов содействовала дальнейшему развитию синтеза искусств. Во второй половине XVIII века скульптура на фасадах зданий использовалась в виде редких исключений, а когда она применялась, то весьма умеренно, преимущественно для декоративного обогащения сооружений. Теперь, в первой трети XIX века, монументальная скульптура играет исключительно важную роль в архитектуре!, и прежде всего в раскрытии идейного содержания тех или иных зданий и комплексов.


Андрей Никифорович Воронихин (1759-1814)

Архитектор-дилетант, без профессионального образования, домашнее образование при дворе Строгановых.

I. Казанский собор. 1801-1811

В ноябре 1800 года Павел I повелел воздвигнуть вместо церкви Рождества Богородицы соборный храм во имя Казанской иконы Божией Матери. Был объявлен конкурс на лучший проект. На этом месте находилась церковь Рождества Богородицы. В этой церкви хранилась одна из главных петербургских святынь — чудотворная икона Казанской Божией Матери. Строился собор именно для этой иконы, как кафедральный собор Санкт-Петербурга. По желанию Павла I внешними очертаниями собор напоминает храм Святого Петра в Риме. Император считался с мнением графа А.С. Строганова, который сыграл решающую роль в утверждении проекта Воронихина.

С одной стороны Невский проспект, с другой канал Грибоедова. Собор сдвинули вглубь участка, и коринфская колоннада скрывает его со стороны проспекта + площадь с фонтаном + памятники Кутузову и Барклаю де Толли, великим русским полководцам 1812 г.

-строя одно здание, Воронихин преображает целый район

-оглядывается на форум Траяна

-северный фасад полностью изваян из камня, Собор строился из материалов исключительно отечественного, преимущественно карельского, происхождения – колонны из монолитных блоков

-здание прекрасно освещено

-в декоре собора – змеевик, парфир, уральские камни

-внешними очертаниями собор напоминает храм Святого Петра в Риме. Наглядным свидетельством этому является нехарактерная для православных храмов московского периода однокупольность и наличие наружной колоннады

-колоннады органически связаны с массивом собора и включают собор в ансамбль Невского проспекта. Купол более стройный и легкий, чем купол собора святого Петра, и во многом напоминает купол парижского Дома инвалидов или церкви св.Женевьевы (Пантеон).

-колоннады Казанского собора скрывают определенную асимметрию храма. По православной традиции главным входом в собор является западный, напротив которого, с восточной стороны, размещается алтарь. Поэтому у Казанского собора, представлявшего в плане латинский (вытянутый) крест, основной вход ориентирован не на Невский проспект — парадную коммуникацию города, а на узкую Большую Мещанскую улицу. Купол же расположен не в центре храма, а значительно сдвинут от него в сторону востока. Эта асимметрия скрыта колоннадами. Само здание собора скрывается за ними. Виден только купол, находящийся между двумя крылами колоннады, создающих зрительную иллюзию его центрального положения в самом здании.

-по проекту предполагалось возведение двух колоннад — с северной и с южной стороны храма и создание вокруг храма трех площадей — с северной, южной и западной сторон. Колоннады завершаются боковыми порталами — проездами со стороны набережной Екатерининского канала и Большой Мещанской улиц.

-Основным строительным материалом был пудостьский камень, добывавшийся недалеко от Гатчины в деревне Пудость. Он имел сходство с итальянских камнем травертино, которым были облицованы стены собора святого Петра. Этот камень легко добывается, его можно пилить и резать. Добытый из земли, он быстро затвердевает. Этим камнем облицованы наружные стены собора, из него сделаны капители наружных колонн, фриз, наличники и т.д.

-внутренняя отделка:

мрамор из Олонецкой и Выборгской губернии, а также порфир, яшма и особенно финский гранит. Цоколь из гранита, пол из мрамора. Полы и ступени алтаря, амвона, царского места облицованы малиновым шокшинским кварцитом (Карелия). Прочный и красивый выборгский гранит станет лучшим материалом для изготовления колонн в интерьере строящегося собора.


II. здание Горного института,

перестроенное им в 1806-1811 годах из ряда жилых домов, в которых первоначально размещалось Горное училище - первое высшее техническое учебное заведение в России. Воронихин объединил их общим большим корпусом, обращенным к Неве, с величественной колоннадой перед главным входом, рассчитанной на просторы реки и далекие точки зрения. Строгий и массивный дорический портик Горного института, дополненный по сторонам аллегорическими скульптурными группами работы С. С. Пименова и В. И. Демут-Малиновского, подчеркнуто монументален. Могучие стволы колонн, лишенные баз, как бы возникают из земли, прорастают сквозь нее, устремляясь ввысь и поддерживая огромный и тяжелый фронтон. Архитектура своими образными средствами выявляет и раскрывает назначение здания как учебного заведения, предназначенного для подготовки горных инженеров. Этот же смысл вложен и в скульптурные группы по сторонам лестницы. Они посвящены теме борьбы мифологических героев с силами земли.

-на Васильевском острове – административный и просветительский центр

-симметричный фасад – 12тиколонный дорический портик

Главный вход ведет через портик в вестибюль и в шестигранное помещение, где расположена лестница в залы второго этажа. Основные помещения института выходят окнами на набережную и занимают оба этажа здания. Они расположены вдоль коридоров, которые связывают все помещения института с вестибюлем и двухсветным залом музея Горного института в левом крыле здания. Зал существовал ранее и был включен Воронихиным в общую композицию. Нарядный ионический ордер колоннады желтого искуственного мрамора выделяет среднюю часть зала и несет хоры.

- Несмотря на трудные условия проектирования, Воронихин сумел сочетать здесь большую цельность и яркость архитектурного образа с удобной планировкой здания.

- конец 18 века – путешественники открыли греческие храмы, этот «тренд» перенял Воронихин (памятники Пестума), монументальная скульптура. Сюжеты барельефов и скульптурных групп были выбраны в соответствии с ролью и назначением здания, где изучались науки.

Группа "Геракл и Антей", по проекту Пименова, обращает нас к древнему мифу, по которому греческий герой Геракл, сын могущественного Зевса, вступил в единоборство с Антеем, сыном земли. Мать-земля придавала ему силы, и как только Антей оказался оторванным от земли, Геракл одолел его. К образу Геракла не раз обращались мастера искусства XVIII века, когда нужно было аллегорически передать силу, мощь и величие. Обратились к нему и авторы


Горного института, желая в напряженный исторический момент, когда приближались события Отечественной войны 1812 года, снова напомнить современникам о доблести, гражданственности и патриотическом долге.

"Похищение Прозерпины Плутоном", созданная Демутом-Малиновским. По античному мифу Прозерпина, дочь богини плодородия Деметры, была похищена Плутоном, богом подземного царства (Аид). В этой группе силы неравноценны - сравнительно легко далась Плутону победа. Борьба не требовала большого напряжения сил. Плутон легко устремился вперед со своей ношей. Мощи и силе, присущим фигуре Геракла, противопоставлены динамика и стремительность Плутона.

Обе скульптурные группы согласованы не только друг с другом, но и со всем зданием. Ракурсы и повороты фигур, общая композиция групп строго симметричны и обеспечивают удивительную уравновешенность центральной части фасада. Выполненные из пудостского камня, того же материала, что и колонны портика, они отличаются большой обобщенностью художественного языка.

Со скульптурными группами у входа сюжетно связаны два барельефа на фризе здания, исполненные ДемутомМалиновским. В центре композиции каждого барельефа изображен сидящий у наковальни Вулкан - по античной мифологии, бог огня и покровитель кузнечного дела. На одном барельефе - Вулкан обращен в сторону Венеры, богини красоты и любви, пришедшей к нему в сопровождении амуров и нимф; позади него изображены различные моменты работы в кузнице. На втором барельефе - Аполлон в сопровождении танцующих нимф пришел за колесницей, которую изготовил Вулкан. В правой части этого барельефа изображены люди с молотами в руках, работающие в кузнице.

Интерьеры Воронихина.

I. К ранним зодческим работам Воронихина относится отделка интерьеров Строгановского дворца (1793). Пышные барочные формы, предложенные Растрелли, Воронихин заменил строгими классическими, отличающимися простотой и изяществом.

-Минералогический музей (кабинет Строганова). Двухъярусное пространство зала перекрыто куполом и потому вызывает ассоциации с храмом, хотя предназначалось для размещения книг на первом ярусе и коллекции минералов на втором. По четырем сторонам зала расположены барельефы, аллегорически представляющие Огонь, Землю, Воздух и Воду.

-стиль классицизм

Аналогичным образом он перестроил интерьеры Строгановской дачи на Чёрной речке (1795—1796), а также дома в усадьбе Городня (1798).

II. Интерьер Павловского дворца.

Воронихин главный архитектор Павловска. Работал с памятником Камерона.


При восстановлении Павловского дворца Воронихин вносит изменения в отделку основных парадных помещений. В центральном Итальянском зале по рисункам архитектора были выполнены кариатиды второго яруса, фигуры орлов на верхнем карнизе, обработка купольного перекрытия кессонами с лепными розетками. В залах Войны и Мира по проекту Андрея Никифоровича вместо прежних живописных плафонов были устроены кессонированные своды, а в люнетах размещены барельефы.

Греческий зал.

-Греческий зал легко узнать по античным колоннам из зеленого мрамора. Это один из самых больших и самых красивых залов Павловского дворца, украшен скульптурами, канделябрами и большим количеством позолоты.

-относится к парадным помещениям II этажа Павловского дворца. Созданный Ч. Камероном, В. Бренной, зал позднее был восстановлен А. Воронихиным. Зал получил свое название потому, что он был оформлен в античном духе - по всему периметру колоннада коринфского ордера зеленоватого цвета, античные статуи в нишах, мраморные светильники, подвешенные на длинных цепях между колоннами; на потолке роспись, имитирующая украшенный лепкой купол. Насыщенный лепной орнамент в верхней части зала эффектно контрастирует с гладкой белизной искусственного мрамора стен.

Кабинет Фонарик.

В первом этаже Воронихин создал, пожалуй, самый поэтичный интерьер дворца — кабинет "Фонарик" с двумя кариатидами, поддерживающими арку, которая отделяет светлую часть помещения, раскрытую в Собственный садик.

Помещение кабинета выполнено в виде полуротонды со сферическим куполом. Человек, хотя бы раз в жизни побывавший в Павловском дворце, уже никогда не забудет миниатюрный кабинет Фонарик.

-ионическая колоннада остеклена, полуротонда объеденена с парком

-потолок – кессонированная конха (Кессо́ны (фр. caisson — ящик от итал. casseta — кассета) — углубления прямоугольной или другой формы в своде, куполе, потолочном перекрытии)

-ансамблевое решение, продумал и мебель и ручки и т.д.

Воронихин работал также и в дворцовом парке. Среди наиболее популярных сооружений можно назвать Розовый павильон (Павильон роз). Его возведение началось в 1807 г. в отдаленной части парка. Главным украшением этого уголка были розы, в благоухающем море которых буквально утопало очень простое квадратное здание павильона, увенчанное небольшим куполом.


Смотрите также файлы