Файл: istoria_iskusstv_5_kurs_1_semestr.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2024

Просмотров: 47

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

После войны 1812 года ставит памятник Минину и Пожарскому, в сотрудничестве с Бове. Героизация фигур. Одежды

– рубахи как античный хитон – напуск, интерпретирует ткани как античные драпировки. Герои превращаются в героев древнего эпоса. Идеализация. Интерпретация классицизма.

Памятник построен на народные пожертвования, посвящен победе в войне 1812 г. Вневременный характер! (это ж смутное время)

Хорошо продуман силуэт памятника – Минин указывает на Кремль и купол сената – патриотический жест. Сейчас статую передвинули и Минин получилось указывает на ГУМ. Ось – купол Сената – купол ВТР, памятник на оси куполов.

Барельефы пьедестала памятника :

Передний горельеф изображает граждан-патриотов, жертвующих свое имущество на благо Родины. Слева - сам скульптор Мартос, отдающий отечеству двоих сыновей (один из них погиб в 1813 году).

Задний горельеф изображает князя Пожарского, гонящего поляков из Москвы.

Живопись первой половины 19 века.

В 17 веке, когда появились первые Академии, появилась иерархия жанров: высокие (исторический, мифологический, бытовой) и низкие (портрет, пейзаж, натюрморт, анималистический жанр). В 19 веке отношение к жанрам изменилось. Романтики выдвигают на первый план портрет и пейзаж.

Пейзажная живопись.

Пристальное внимание к реальному миру и представления о связи человека с природой, с его переживаниями нашли выражение в развитии пейзажной живописи, более эмоционально насыщенной, чем в предшествующий период. Художники освобождались от условного классицистического построения пространства.

Семён Т ювмомажх Ч г вож́л (1745-1804 гг).

Пейзажист, пейзаж писали тогда только в мастерской при искусственном освещении в желтовато-коричневой «музейной гамме», пейзаж носил декоративный характер. Видопись. Использовали СТАФФАЖ – вводили фигуры для обозначения масштаба.

Пейзаж в окрестностях Петербурга

Каменный мост в Гатчине у площади Коннетабля

Сильвестр Феодосиевич Щедрин (1791-1830). Послали в Неаполь, Неаполитанская Академия художеств. Италия тогда не имела политического единства, самой главной была династия Бурбонов в Неаполитанском королевстве. Щедрин уезжает в район Позилипо, излюбленное место художественной богемы, там создали школу Позилипо – интернациональную школу пейзажа. Щедрин ее возглавляет.

Школа совершает важное художественное открытие: преображает пейзаж, видет солнце, свет, яркие краски юга, изменчивость освещения, т.е. открывают пленэр! Впервые открывают, Щедрин стал одним из основателей, это истоки пейзажного жанра! Видопись. Щедрин – основатель пейзажа в русской живописи.

Крупный шаг в развитии русского пейзажа. Он подошел к природе и городскому пейзажу как поэтически прекрасному образу, проникнутому живым чувством и настроением.

Малая гавань в Сорренто близ Неаполя Набережная в Неаполе,1825 Грот Матроманио на острове Капри. 1827

пейзаж с натуры, вводит жанровые мотивы

В видах Рима и других городов Италии, где он прожил большую часть своей короткой жизни (например, в пейзаже "Новый Рим. Замок св. Ангела",1823), художник, преодолевая традиционное преклонение перед античным миром, показал не только классические руины "вечного города", но и его современный облик в целом, даже жилые дома начала XIX века.


Написал, когда только приехал в Италию.

Покинув Рим, Щедрин так же вдохновенно писал живописные местности Центральной Италии - озеро Альбано, городок Сорренто на берегу Неаполитанского залива, Неаполь, остров Капри. Безмятежная прелесть природы, ее поэтическое состояние в произведениях Щедрина порождены романтической трактовкой пейзажа. Не менее существенны в его пейзажах ясность образов и правда изображения.

В последние годы своего творчества Щедрин все целеустремленнее работал с натуры. Его живопись свободно и тонко передавала особенности итальянского пейзажа - тяжесть скал, движение прибрежных волн, сияние солнца, глубину и воздушность пространства. Он отказался от условных композиций и колорита пейзажной живописи классицизма и в своих поздних полотнах, отличающихся прозрачным серебристым колоритом, дал лучшие для своего времени образцы живописи на открытом воздухе ("Терраса на берегу моря", 1828,). Щедрин охотно вводил в пейзажные полотна фигуры, встречавшиеся ему ежедневно: римскую бедноту, рыбаков, нищих, мелких торговцев, странствующих монахов, детей. Небольшие жанровые группы и сцены он писал артистично и непосредственно.

Большая гавань на острове Капри. 1828 Русский поэт Константин Батюшков охарактеризовал работы Щедрина: «Удивительные работы написал Щедрин. Теперь видно, что пейзаж есть портрет».

Эволюция пейзажа. Достиг своей кульминации в творчестве реалистов и в конце 19 века жанр исчерпал себя. 19 век - век пейзажа. Книга К. Кларка «Пейзаж».

Портретная живопись.

В этот период блестящими были достижения русских портретистов, развивавших прогрессивные традиции XVIII века. В живописном портрете углубились черты естественности и жанровости, а парадность уступила место интимности и задушевности. Явственнее стала демократизация портретного искусства. Основоположники романтизма – портретисты.

Орест Адамович Кипренский (1782-1836).

Доктор Швальбе – приемный отец Кипренского. Учился в Академии художеств по классу исторической живописи, это был престижный класс в то время, окончил Академию с золотой медалью. Дипломная работа: Дмитрий Донской на Куликовом поле по одержании победы над Мамаем. 1805. Работа, получившая золотую медаль Академии.

демонстративные жесты, 3хплановость.



Феномен Кипренского: ни дня после окончания Академии не работал в историческом жанре, а посвятил себя портрету! Вызов, пафос.

Выдающийся рисовальщик. Пишет портреты раненых 1812 г.

Портрет Е.И.Чаплица 1812 г. Портрет А.Р.Томилова в форме ополченца 1813 г.

В написанных позднее портретах романтическая взволнованность сочеталась с поисками более глубокого раскрытия человеческой личности. Удалось показать человеческую активную духовную жизнь. Цвет все более способствовал выявлению эмоциональности образа.

Портрет лейб-гусарского полковника Е.В.Давыдова 1809 г.

Героическое воодушевление, создал сложный образ мечтателя и воина. Эмоционально выразительны и богаты живописные средства этого портрета - сочетание красного и золота, белого и серебра на сумеречном фоне вечернего пейзажа.

-опирается на шпагу, странное позирование – ночью на балконе, на дальнем плане край неба с луной

-изображает его в переломный момент судьбы, на грани, интрига, в предверии каких-то событий волнующих

Портрет графини Е.П.Ростопчиной 1809 г. -трепетная одухотворенность

Он создал галерею портретов, где каждое лицо передавало законченный внутренний образ человека, самые примечательные черты его характера.

Калмычка Баяуста 1813 г. Портрет А.А. Челищева. 1808 — нач. 1809 Обращается к миру детства! Художники-романтики открывают детский портрет, До этого писать детей не умели, а

изображали как маленьких взрослых. Впервые передают детское состояние, наивность и т.д.

Пенсионерская поездка в Италию, поселяется в Риме, увлекается итальянским искусством. Кипренский написал несколько автопортретов, отличающихся разнообразием характеристик, тонкой и смелой живописью.

Всего 3 автопортрета. Идеалы – Рембрандт и Рубенс. Особенно это видно в третьем портрете.

Автопортрет в розовом галстуке,1809 Автопортрет в полосатом халате,1828 Автопортрет с кистями за ухом,1809

Написал "Портрет А. К. Швальбе" (1804), свидетельствующий об интересе к творчеству Рембрандта, что было типично для нового поколения романтически настроенных художников. Резкие черты встревоженного характерного лица, гневно сжимающая посох рука, контрасты света и тени - все это придает внутреннюю взволнованность романтически приподнятому образу незаурядного человека, воссозданному художником сильно и убедительно. Всегда возил с собой этот портрет. Очарован живописью итальянского Возрождения.

Интерес к творческой личности, запечатлевающей себя в разные моменты и в различных настроениях, развился в XIX веке и был связан с романтическим направлением в искусстве.

Портрет Е.С.Авдулиной 1822-1823 Чистый проем окна на дальнем плане, модель полна спокойствия. Изображен переломный момент, на грани какого-то

события. На дальнем плане грозовое небо (скоро буря), цветы на подоконнике осыпаются – мелкие детали говорят о состоянии портретируемой.

Портрет В.А. Жуковского,1815 -волосы охвачены ветром, романтизм


Пишет портреты аристократов.

Групповой портрет читателей газет в Неаполе, 1833 г.

Политические польские иммигранты в Неаполе. Групповой перерос в жанр, - оказался совершенно новаторским в формальном смысле: в нем автор выстроил целое исключительно на психологической взаимосвязи персонажей, объединенных едиными мыслями, заботами и волнением.

-на дальнем плане Неаполитанский залив с Везувием, скоро извержение (в ноябре 1830 года вспыхнуло освободительное восстание, закончившееся его жестоким подавлением царскими войсками и отменой Конституции 1815 года, дарованной Александром I польскому народу).

-фигуры расположены полукругом, разные повороты, великолепный рисовальщик.

Влюбился в девочку 5 лет ( в то время были неравные браки, выбирали девочку и ждали ее совершеннолетия). Девочка Мариучча из неблагополучной семьи, Кипренский заключает с ней брачный договор, отправляет в монастырь, где она получает образование. Хочет вступить в брак, когда ей исполнится 16 лет, но нельзя, т.к. она католичка. Летом 1836 года Кипренский без огласки обвенчался с Мариуччей, ради этого перейдя в католичество. Но счастья и желанного покоя он не обрел. Девушка не любила его, хотя была благодарна за заботу о ней. Она превращается в стерву, бьет его. Чтобы обеспечить свою молодую супругу, Кипренский был согласен на любой заработок: он писал модные и выспренные пейзажи, отсылал в Петербург копии с картин знаменитых итальянцев, брал в долг где только мог. Современники вспоминали, что он ссорился с женой, постоянно и помногу пил. Через три месяца после свадьбы Кипренский скончался.

Девочка в маковом венке с гвоздикой в руке (Мариучча). 1819

Портрет А.С. Пушкина. 1827 Художник изобразил Пушкина как человека высоких душевных качеств, как великого национального поэта, "питомца чистых муз".

-парадный поясной портрет

-высветляет фон вокруг головы, силуэт – сходство со скульптурным бюстом, это подчеркивается шалью, перекинутой через плечо

-слева от него фигура музы, олицетворяющей поэзию

Был издан приказ, что этот портрет запрещается перемещать на выставки, он в Третьяковке.


Смотрите также файлы