Файл: istoria_iskusstv_5_kurs_1_semestr.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2024

Просмотров: 50

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тома де Томон (1760-1813).

Томон родился в Швейцарии, где и получил архитектурное образование, приехал в Россию.

I. Важнейшая его постройка в Петербурге - здание Биржи (1805-1810). Ансамбль Биржи органически включился в архитектуру Петербурга; более того, он во многом определил собой облик центра города, в частности одного из самых ответственных его участков - зеркала Невы, ограниченного Петропавловской крепостью, Дворцовой набережной и Стрелкой Васильевского острова. Слово "стрелка" в данном случае обозначает место, где река делится на две части.

Биржевая площадь – гранитная набережная + пристань По сторонам ростральные колонны – в честь морских побед (древний Рим). Ростры – косы побежденных кораблей+

колонны-маяки, у подножия – скульптурные группы Пименова и Малиновского, олицетворяюще великие русские реки: Волгу, Днепр, Неву и Волхов - здание Биржи – древний храм Нептуна

Классический периптер (т.е. окружённый колоннами). Нептун венчает антаблемент.

Томон решил его в виде величественного сооружения, окруженного открытыми дорическими колонными портикамигалереями; высокий цоколь предназначен для товарных складов. Перед зданием большая, полукруглая в плане площадь с причалом для судов. В композиции здания и связанных с ним ростральных колонн-маяков (по сторонам площади) видное место принадлежит аллегорическим декоративным скульптурам.

Художественный образ – Россия – владыка морей и рек! 4,5 – типовые здания по краям.

II. Мавзолей “Супругу-благодетелю”в Павловском парке. 1805-1810

мавзолей Павлу 1. Это – не усыпальница императора, это «Памятник в городе Павловск». - кенотаф – т.е. ложное надгробие!

Желая увековечить память покойного мужа, вдовствующая императрица Мария Федоровна, заказала нескольким архитекторам проекты памятника.

- 4х-колонный портик, тосканско-дорический простиль (Представляет собой прямоугольное здание с рядом колонн на главном фасаде. Термин также используется для обозначения портика, выступающего из главного фасада здания)

-вписан в естественный ландшафт (лучший пейзажный парк мира)

-благородная красота камня

-колонны из красного гранита, стены из кирпича, отделаны желтым песчаником, капители серые мраморные

Андреян Дмитриевич Захаров (1761-1811)

Всю свою жизнь Захаров был тесно связан с Академией художеств, где учился, преподавал, руководил архитектурным классом. После того как Захаров стал в 1805 году главным архитектором Адмиралтейства, у него появилась возможность осуществить целый ряд замечательных проектов.

Среди них особое место занимает реконструкция здания самого Адмиралтейства, наиболее значительного памятника русского зодчества начала XIX века (работы начались в 1806 г. и были закончены только в 1823 г.). Заложенное как верфь и крепость, Адмиралтейство, сохраняя значение крупной судостроительной площадки, постепенно превратилось в большое административное учреждение, ведавшее всем морским и речным флотом России. Идеей нового облика здания стала тема морской славы России, могущества русского флота. Захаров перестроил адмиралтейство почти полностью, оставив лишь изящную башню со шпилем.

Архитектурный ансамбль Адмиралтейства состоит из двух П-образных в плане корпусов (внешнего и внутреннего).

Между ними проходил Адмиралтейский ров. Внешний корпус занимали административные учреждения морского и речного флота России, а во внутреннем по-прежнему были производственные мастерские.

В центре здания — монументальная башня со шпилем (архитектор Иван Коробов), окружённая колоннадой в средней части, ставшая символом города. Основание башни прорезано аркой, а на флангах средней части установлены 12-ти и 6-колонные портики. Они повторяются на боковых фасадах. Павильоны, обращённые к Неве, перекликаются с основанием центральной башни и увенчаны флагштоками с изваяниями дельфинов. Строгий ритм членений придает композиции Адмиралтейства особую цельность. Композиция двух крыльев фасада, симметрично расположенных по сторонам башни, построена на сложном ритмическом чередовании простых и чётких объёмов (гладкие стены, сильно выступающие портики, глубокие лоджии). Были бастионы-валы, он их снес и организовал площадь.

Захарову удалось придать сооружению большую выразительность и в то же время тесно связать его с архитектурой центральной части города. Ответственное место в оформлении здания отведено скульптуре, раскрывающей его значение.

-Сохранив конфигурацию плана уже существовавшего здания, Захаров создал новое, грандиозное сооружение, придав ему величественный архитектурный облик и подчеркнув его центральное положение в городе (главные магистрали - Невский проспект, Гороховая улица и Вознесенский проспект - сходятся к нему тремя лучами).

-запирает башню в футляр

-грандиозная пространственная ось


Особое место в архитектурном решении Адмиралтейства занимает скульптура. Центральную арку фланкируют стоящие на высоких постаментах статуи нимф, несущих глобусы-небесные сферы (скульптор — Феодосий Щедрин). Над аркой

— парящие Славы и аллегорический барельеф «Заведение флота в России» авторства Ивана Теребенева. На углах первого яруса — фигуры античных героев: Александра Македонского, Ахилла, Аякса и Пирра. Над колоннадой — 28 скульптурных аллегорий: огня, воды, земли, воздуха, четырёх времен года, четырёх сторон света, музы астрономии — Урании и покровительницы корабельщиков-египетской богини Изиды и др.

Скульптуры Адмиралтейства не просто указывают на функциональное назначение здания, они утверждают образ России как морской державы.

Идейная программа скульптур.

2 лекция. 23.09.14

Карл Иванович Росси.

Начал свою практическую деятельность в Москве. После окончания Отечественной войны он возвращается в Петербург, где прошла его юность, и здесь вскоре становится одним из ведущих зодчих. Сын балерины придворного театра, фамилия происходит от ее звучного сценического псевдонима – Росси. Человек-машина. Выходил за границы небольших районов. Созданные им сооружения всегда связаны с большими городскими площадями, системами улиц. Апогей ампира. Видоизменение стиля. Источники и образцы. Роль скульптурной декорации.

4 основных проекта:

- ансамбль Дворцовой площади

-ансамбль Михайловского дворца

-Александрийский театр

-Сенат и Синод

I. Дворцовая площадь. Зимний дворец в стиле барокко был построен в середине 18 века Растрелли, он мечтал сделать площадь. Карл Росси строит ее. Оглядка на форумы (Форум трояна – полукруглые очертания), 2 оси. Заказ Росси был связан с потребностью превратить после триумфа над Наполеоном задний двор царского дворца в главную площадь государства, величественный императорский форум.

В1819-1829 годах по его проекту напротив Зимнего дворца возводятся 2 здания – здание Главного штаба (Военное министерство) и Министерство двора.

Задача: развести фасады зданий. Росси делает их полуциркульными, что создает пластическую перспективу (такие полукружия очень любило барокко).

1-Эрмитаж (Здание Зимнего дворца)

2-Александровская колонна.

Воздвигнута по проекту Росси, архитектор Огюст Монферран в 1834 году в честь победы России над Наполеоном в войне 1812 года, скульптурная композиция Орловского.

3- здание Генерального штаба и здание Министерства двора 4- Триумфальная арка. Памятник победы в войне 1812 года. Арка, обильно украшенная скульптурой, открывает

парадный въезд на Дворцовую площадь с Невского проспекта. Венчает арку фигура Славы в триумфальной колеснице работы Степана Степановича Пименова и Василия Ивановича Демут-Малиновского.

5- Здание бывшего Штаба Гвардейского корпуса. Построено в 1840 году в классическом стиле архитектором Александром Павловичем Брюлловым.

6- Адмиралтейство. Сооружено архитектором Андреяном Дмитриевичем Захаровым в 1806 - 1823 годах на месте судостроительной верфи, заложенной в 1704 году Петром I. Центральная башня Адмиралтейства с 72-метровой иглой увенчана флюгером-корабликом. Здесь размещается Высшее Инженерное Военно-морское училище.

7- Певческий мост. Один из знаменитых мостов города. Знаменит своей великолепной решеткой. Соединяет Дворцовую площадь с правым берегом реки Мойки.

Надо было соединить площадь с Невским проспектом – пробил улицу, которая изгибается, перекрыл начало улицы двумя арками (триумфальная и еще одна – сдвоенная, которая скрывает кривое колено улицы).

Вид с Невского на триумфальную арку с невероятно театральным эффектом преломления перспективы, превращающим «невыгодное», по косой, соединение главной магистали и площади в почти головокружительный аттракцион. Вид от арки на Зимний, распахивание площади и предъявление «архитектурного государя» города.Арка Главного штаба образует величественную поперечную ось: арка-колонна-въезд во дворец (главная ось площади). Продольную ось формирует анфилада площадей, пространства сливаются, перспектива.


II. Михайловский дворец (ныне Русский музей) для князя Михаила. Перед Михайловским дворцом Росси планирует большую Михайловскую площадь (ныне площадь Искусств), на ее оси прокладывает Михайловскую улицу, соединившую площадь с Невским проспектом, т.к. дворец в глуби, вдали от Невского проспекта, надо соединить. Параллельно фасаду дворца архитектор формирует Инженерную улицу, Садовую же улицу продолжает до Марсова поля. Здесь при создании комплекса Михайловского дворца (1819-1825) особенно широко проявилось умение Росси решать всю задачу комплексно - от общей планировки до деталей внутренней отделки и предметов мебели.

Перед дворцом КУРДЕНЁР-парадный двор Площадь Искусств в Ленинграде. План ансамбля: 1 — Русский музей (б. Михайловский дворец); 2 — павильон в

Михайловском саду; 3 — западный корпус; 4 — б. Михайловский театр; 5 — дом № 3 на площади Искусств; 6 — дом № 5 на площади Искусств; 7 — филармония; 8 — дом № 4 на площади Искусств; 9 — здание б. Комендантского управления; 10 — памятник А. С. Пушкину; 11 — Инженерный замок; 12 — Музей этнографии народов СССР; 13 — Невский проспект.

По краям от дворца типовые здания, то есть похожие, а позади пейзажный парк, доходящий до реки Фонтанки. На ее набережной находится лодочная пристань из серого мрамора. 4х колончатый дорический портик.

Дворец состоит из парадной и жилой частей. По сторонам от главного корпуса 2 ризалита(часть здания, выступающая за основную линию фасада и идущая во всю высоту здания). Главный корпус представляет собой удлиненное, прямоугольное в плане здание с двумя узкими внутренними световыми дворами-колодцами по бокам сплошь застроенной середины корпуса. В центре здания устроен парадный двухсветный вестибюль с проходом в сад и главной лестницей в бельэтаж, где лестничный зал окружен колоннадой обходной галереи, связывающей вестибюль с парадными помещениями дворца. Парадные залы и жилые комнаты дворца располагались по внешнему периметру здания и создавали в обоих высоких парадных этажах дворца (первом и бельэтаже) кольцевые анфилады помещений, обращенных окнами на парадный двор и сад. Жилье для дворцового персонала и служебные комнаты размещались вокруг внутренних световых дворов и отделялись от парадной части дворца коридорами.

-Садовый фасад: 12тиколонная ионическая лоджия (т.е. заглублена)

-Главный фасад: 8миколонный коринфский портик (вынесен)

Росси проектировал все, вплоть до решеток и осветительных приборов. Грандиозный проект.

III. Александрийский театр. 1828-1832 гг.

в глубине квартала, строит театр в иконографии античного храма, создает архитектурный образ – храм муз, храм Аполлона, венчает здание колесница Аполлона, статуи муз в углублениях лоджии. Здание обращено главным фасадом к Невскому проспекту. Здание является одним из выдающихся архитектурных памятников Петербурга, выполнено в стиле ампир.



Основной фасад театра — со стороны Невского проспекта оформлен глубокой многоколонной лоджией с коринфской колоннадой, пространство которой как бы является частью Площади Островского. Боковые фасады здания выполнены в виде восьмиколонных портиков. С другой стороны к театру ведёт спроектированная Росси и составляющая общий ансамбль с театром улица (Зодчего Росси), перспективу которой замыкает на всю ширину задний, почти плоский, но богато декорированный фасад театра. Этот задний фасад расчленен пилястрами. Все в едином стиле. Фасад был изначально жемчужно-серым. По сторонам от улицы Росси-торговые пассажи. Санкт-Петербург благодаря Росси стали называть «Северной Пальмирой» из-за колоннад улиц города.

Здание окаймляет выразительный скульптурный фриз с античными театральными масками и гирляндами лавровых ветвей. В нишах на торцевых фасадах — статуи муз, на аттике главного фасада — квадрига Аполлона. Работы вёл один из выдающихся скульпторов своего времени — В. И. Демут-Малиновский.

IV Сенат и Синод.(флаг развевается всегда) Последней работой Росси, также значительной с точки зрения градостроительства были объединенные аркой здания Сената и Синода (ныне Центральный исторический архив; 18291834 гг.), перестройкой которых было завершено формирование центральных площадей у Адмиралтейства. Выполненные в натуре без непосредственного участия самого Росси, эти постройки несколько уступают в деталях его основным работам.

Завершили фасад Сенатской площади (площадь Декабристов)

Перекидывает через улицу арки между зданиями Сената и Синода («Сенат и Синод «подарками» живут»). -памятник Петру I («Медный всадник»). После этого события площадь получила новое название — Петровская площадь. Однако среди петербуржцев это название не прижилось, площадь по прежнему в обиходе называли Сенатской.

5-здание Сената и Синода, 6-памятник Петру 1, 7-Исакиевский собор.

Собор-центрическое здание, в плане греческий крест, каноническое 5тиглавие (1 большой), монолитные колонны из камня, поделочные камни. Арх. Монферран. (1818-1858)

МОСКВА.

Древняя столица, много деревянных домов, часто страдала от пожаров, много садов, планировка не регулярная, овраги, прихотливый ландшафт. Город стал антитезой Петербурга, где жизнь регламентирована, рамки, одевайся только так или так, центр светской жизни. Москва – свобода нравов, «большая деревня». Например, картина «Московский дворик»- там прям в центре сады, а это было 5 минут от кремляСтаропесоцкий переулок.

Пожар 1812 года уничтожил 80% застроек. Пепелище. Ампирные архитекторы обрадовались.

До этого главным архитектором был Матвей Казаков, но пожар уничтожил 90% его построек (сохранился Сенат, улица Казакова и т.д.). казакова эвакуировали в Рязань (вообще за всю жизнь 2 раза уезжал, второй на три дня в Питер) – умер, узнав о пожаре.

Главным архитектором стал Осип Иванович Бове (южно-русская фамилия).

Уважает древний город. Хочет примирить новейшую архитектуру и древнюю столицу. Ампирная Москва.

Пожар уничтожил рынок – Вербный базар (складские здания, качели и карусели), который был на месте Красной площади. Посреди Вербного базара находилось Лобное место (для объявления государственных указов!!!). рынок – типичный атрибут города, поэтому находился в центре.

Бове очистил пространство от мусора, засыпал ров с нечистотами перед кремлевской стеной, засыпал брусчаткой и превратил в театр исторических воспоминаний. Торговля была там неотъемлемой частью, совсем убрать ее означало бунт населения, поэтому он вводит торговлю в крытый павильон – Верхние торговые ряды (теперь это ГУМ).

По проекту Бове были проведены большие работы по реконструкции всего окружения Кремля. Со стороны Красной площади была расчищена от закрывавшей ее прежде застройки Кремлевская стена; на противоположной стороне площади восстановлены с некоторыми изменениями Торговые ряды, сильно разрушенные во время пожара (полностью снесены во второй половине XIX века при постройке ныне существующего здания), перед ними воздвигнут памятник Минину и Пожарскому работы И. П. Мартоса. Памятник построен на народные пожертвования, посвящен победе в войне 1812 г. Вневременный характер! (это ж смутное время)

Хорошо продуман силуэт памятника – Минин указывает на Кремль и купол сената – патриотический жест. Сейчас статую передвинули и Минин получилось указывает на ГУМ.

Ось, которая держит купола!!! Купол Сената с флагом напротив купола Верхних торговых рядов, а между ними памятник Минину и Пожарскому на оси куполов. Ось Бове-Красная площадь.

Благодаря этому древняя площадь Москвы приобрела новый облик.


Смотрите также файлы