ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2024

Просмотров: 26

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

54. СУРОВЫЙ СТИЛЬ В СОВЕТСКОЙ ЖИВОПИСИ

50-60е года

альтернатива парадному искусству 40-50х

труд — главная тема (ранний период)

героизм внутри человека (в отл. от предыдущего периода)

иногда внешнее уродство

АНДРОНОВ

живописец – монументалист

мотив – Феропонтово

мотив – образ рус. Севера (безлюдные пейзажи)

––росписи гостиницы Космос

––худ. оформление Курского вокзала

––“Монтажники”

НИКОНОВ

уч-к “Группы восьми”

––Наши будни (впечатление от поездки в Сибирь на Братскую ГЭС)

––Северная деревня (Острый контраст между пронзительной красотой приволжской природы и разрухой, запустением русской деревни)

САВИЦКИЙ

Работы, посвященные героическим подвигам белорусского народа в период войны

драматизм и внутренняя экспрессия образов, чёткая ритмичность силуэтов

––Партизаны (1963).

––Партизанская мадонна (1967).

––Наказание смертью (1969).

ЖИЛИНСКИЙ

Окончил Суриковское

Не принял суровый стиль

формирует свою живописно-пластическую систему

психология человека в изображении

––Купающиеся солдаты

––Семья. У моря

––Под старой яблоней (1969).

––Человек с мёртвой собакой (1976) .

САВИЦКИЙ

Один из лидеров «сурового стиля».

разработал тип особого рода драматической картины-метафоры, монументально-графичной по композиции, контрастной по колориту

––Строители Братской ГЭС (1961)

––Цикл Мезенские вдовы (1965–1968) (нищета современной русской деревни. Впечатления от поездок на русский Север)

––Осенние дожди. Пушкин (1974)


42. РУССКАЯ ЖИВОПИСЬ 1860 –

1880

противопоставление академизму

передвижники — критические реалисты

ПЕРЕДВИЖНИКИ (ТПХВ). ЗАДАЧА — приближение

ПЕРОВ

учился в академии

уехал во Францию и затем вернулся

––Проповедь в селе (1861, ГТГ)

––Чаепитие в Мытищах, близ Москвы (1862)

––Проводы покойника (1865, ГТГ).

––Тройка (Ученики-мастеровые везут воду, 1866, ГТГ)

––Приезд гувернантки в купеческий дом (1866, ГТГ).

––Портрет Островского (1871, ГТГ).

––Портрет Достоевского (1872, ГТГ).

КРАМСКОЙ

Модели – творческие личности, интеллигенция

Выявление психологической сущности, моральной мощи

Схема – поясной или погрудный портрет, фронтальный разворот, выделенное светом лицо на нейтральном тёмном фоне. Как правило, статичная поза

––Автопортрет

––Портрет Толстого (1873, ГТГ).

––Неизвестная (1883, ГТГ).

––Неутешное горе (1884, ГТГ).

––Христос в пустыне (1872, ГТГ).

––Радуйся, царь иудейский

НИКОЛАЙ ГЕ

Разрабатывает круг сюжетов, связанных с земной жизнью Христа

влияние позднего романтизма в Италии

Катастрофические сюжеты, момент предчувствия трагической развязки

––Тайная вечеря

––Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе. (Цикл страстей христовых)

––Что есть истина? Христос и Пилат

––Портрет Толстого (Реальный интерьер)


САВРАСОВ

Грачи прилетели (птицы – активные персонажи, неопределенность времени)

Ранняя весна. Половодье

ШИШКИН

Раздолье простор, угодье, божья благодать, русское богатство

Пространственный размах, наполнение воздухом

––Рожь

––На Севере диком… (1891, ГТГ). Цитата из стиха Лермонтова.

––Утро в сосновом лесу (1889, ГТГ). Воздушная среда – как дымка, в которой растворяется задний план. Приём стаффажа

––Сосна

ВАСИЛЬЕВ

Формально не входил в ТПХВ

Конфликтные драматические состояния природы (романтическая традиция).

––Мокрый луг

КУИНДЖИ

фантастические возможности освещения

––Берёзовая роща

––Ночь на Днепре

РЕПИН

Наиболее удачен его ранний период творчества, связанный с передвижничеством

Репина впоследствии затмит его ученик Серов

отображает актуальные проблемы русской жизни

универсальный художник

––Воскрешение дочери Иаира (дипломная работа)

––Бурлаки на волге (Каждый персонаж уникален и проработан отдельно)

––Крестный ход в Курской губернии (образ житейской глупости в сочетании с набожностью. На переднем плане: убогие персонажи, бедняки)

––Не ждали

––Царевна Софья в Новодевичьем монастыре

––Иван Грозный и сын его Иван (В год создания картины происходит казнь народовольцев)

––Запорожцы пишут письмо турецкому султану (галерея образов.

Как люди смеются)

––Торжественное заседание........ (Те, кто вершат судьбы России)

––Мужичок из робких

––Толстой (Репин, 1887, ГТГ/Крамской

СУРИКОВ

• диапазон уже, чем у «универсального» Репина

• «брэнд» отечественного искусства –– Утро стрелецкой казни (Позиция Репина ближе к стрельцам.

Историческая справедливость на стороне Петра, дальнейшая история оправдывает его)

–– Боярыня Морозова –– Взятие снежного городка

–– Переход Суворова через Альпы

ВАСНЕЦОВ

• Пионер национального романтизма

• опыт освоения стихии русского фольклора

• художник-универсал

• также занимался оформление театрального сценического пространства

–– После побоища Игоря Святославича с половцами –– Витязь на распутье –– Алёнушка

–– Иван-Царевич на сером волке (Для образа царевича используется женская модель)

–– Богатыри (Типично русский, национальный, узнаваемый пейзаж)

–– Сирин и алконост. Песнь радости и печали –– Росписи Владимирского собора в Киеве


АРХИТЕКТУРА

Классицизм – до 1830, эклектика (историзм) – с 1830 по 1895. Ранняя до 1850, затем поздняя эклектика

Вместе с эклектикой завершается грандиозная эпоха – эпоха ордера

Образ человека уходит из искусства, он больше не мера всех вещей

Одновременно с эклектикой начинается индустриальное строительство, применяют металлические конструкции, железобетон

Две архитектурные школы в империи – петербургская (Императорская Академия художеств) и московская

М.Д. БЫКОВСКИЙ, 1830-Е – 1840-Е

––АНСАМБЛЬ УСАДЬБЫ МАРФИНО

Перестройка в формах неоготики

Неоготический фасад с классицистической подосновой

Служебные корпуса приобретают то же значение, что и главный дом – нарушение иерархии, невозможное для классицизма

––ГОЛИЦИНСКИЙ ПАССАЖ

Торговый павильон, перекрытый сводами

Место светского общения

Использует римские формы – арки, ордер и др

–– Университетская библиотека на Моховой

43. РУССКАЯ АРХИТЕКТУРА И МОНУМЕНТАЛЬНАЯ СКУЛЬПТУРА 2-Й ПОЛ. XIX В

–– Зоологический музей

ТОН

• Раннее творчество: ампир. Затем становится создателем руссковизантийского стиля

–– Пристань у Академии художеств (1831). Чисто ампирный мотив.

–– Церковь св. великомученицы Екатерины в Петербурге (Обращение к древнерусской типологии храма. Пятиглавый, пятикупольный, центральная глава выдвинута на барабане)

–– Церковь в Семёновском полку (Петербург, 1834).

––Храм Христа Спасителя в Москве

Начат при Александре I

несёт глубокую философию: подземная (квадрат), наземная (крест) части и купол (круг)

Это НЕ крестовокупольный храм, хотя имеет форму греческого креста благодаря выступающим ризалитам. Все фасады идентичны, нет апсиды. Огромное средокрестие, барабан – тут концентрируется весь интерьер. Целостность подчёркивает скашивание углов. Имеются обходные галереи второго яруса, полностью огибают интерьер. Это храм-музей войны 1812 года: на стенах имена павших героев.

––Большой кремлёвский дворец (1838 - 1849)

Грандиозное здание. Аналогия с Теремным дворцом. Ярусное членение фасада, верхняя палата – центр композиции, характерная обработка окон (итальянский оконный проём с гирькой). Наличники окон воспроизводят стилистику XVII века.

––Оружейная палата (1844 – 1851)

Попытка примирить классику и национальные традиции

Включает ренессансный ордер в структуру фасада

––Московский вокзал в Санкт-Петербурге

––Николаевский вокзал в Москве

РОПЕТ

–– Проект павильона для Международной выставки в Париже (И.П. Ропет (Петров), 1878)

Формы почерпнуты из русского деревянного зодчества

Напыщенность, чрезмерность декора, вычурность архитектурных элементов

––Баня «Теремок» в Абрамцеве.

Прозаическая постройка трактуется как сказочный теремок. Высокая кровля с кокошником

преломление народной культуры через авторское восприятие художника. Полихромия


–– Павильон ботаники и садоводства на Политехнической выставке 1872 в Москве

ШЕРВУД

––Государственный исторический музей

Композиция строится не на симметрии, а на равновесии масс. Репертуар форм: шатёр, высокая кровля, стенные остроконечные щипцы, прямоугольные нишки, итальянское окно с гирькой. Несимметричный план. Нагромождение архитектурных форм. Обращение к XVII веку

––Особняк на Пятницкой

Неорококо

ПЁТР КЛОДТ

• Расширение жанровой палитры: эстетика романтизма расширяет кругозор. Возникает анималистический жанр, небывалый в классицизме, где всё определялось человеком.

–– Укрощение коня/Конь с водничим(Аничкин мост. Романтический сюжет — борьба человека со стихией)

––Памятник Николаю I на Исаакиевской площади

принуждённость движения коня, нет динамики. Скульптура стремится к максимальной реальности, многословности, однако это не правильный путь

увлечение реалистическими деталями, сложная композиция постамента: рельеф

ЛАНСЕРЕ

––Запорожец после битвы

Мельчайшая проработка костюмов, упряжи

Утрата большой пластической формы приведёт к общему кризису скульптуры во второй половине XIX века, особенно в монументальной пластике.

СКУЛЬПТУРА

• Начало – преодоление классицистического канона через

романтизм

Вторая половина XIX в.: скульптура в подчинённом положении перед повествовательностью изобразительного искусства, его социальной ориентацией, дидактикой и назидательностью. Кризис скульптуры

МИКЕШИН

––Памятник тысячелетия России (1862, Новгород).

Однотипная композиция – фигура или скульптурная группа на центрическом пьедестале, исторические персонажи вокруг

––Памятник Екатерине II

Сложный постамент увенчивается фигурой императрицы. Изображения Суворова и других современников. Функция прославления исторических деятелей.

ОПЕКУШИН

––Памятник Пушкину на Тверской

В основе литературная программа, сюжет. Мизансцена – театральная пауза, литературный мотив. Органично связан со средой. Мощный образ: Пушкин, взирающий на Москву

АНТАКОЛЬСКИЙ

• Лидер среди скульпторов своего поколения. Начинает с жанровых сценок, исторических персонажей. Переносит исторические образы

встанковую скульптуру

––Деревянный рельеф «Еврей-портной»

––Иван Грозный (1875)

внимательно воссоздаётся антураж того времени – трон Ивана с резьбой, книга с отдельно обозначенными страницами, костюм,

посох, чётки

театральный ход – архетип восприятия исторического персонажа.

–– Пётр I

–– Смерть Сократа

–– Мефистофель

44. РУССКАЯ АРХИТЕКТУРА КОНЦА XIX – НАЧАЛА XX ВВ.