ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2024

Просмотров: 79

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МХК

Чубакова Валерия

10.09.2011 г.

Введение.

Классификация искусств.


Виды искусств:

Пространственные/пластические. Временные.

Архитектура, скульптура, живопись, Музыка, литература, кино,

графика, ДПИ, пантомимы, танец,

т.к. их формы разворачиваются в пространстве. т.к. их формы существуют во времени.

Живопись и графика создают свои образы на плоскости в 2-х измерениях, но стремятся создать иллюзию 3-хмерного пространства, объём и пространственную глубину.

Архитектура, напротив, представляет собой 3-х пространственное искусство, но стремится перейти к 4-м измерениям по той причине, что воспринять все объёмы и пространства архитектуры мы способны только в движении и времени, что сближает архитектуру с 4-хмерным пространством музыки. Также музыку и архитектуру объединяет ритмичность в исполнении.

Ритм соотношение между собой и чередование

различных деталей или частей.

«Ахитектура – это музыка в пространстве, застывшая музыка».

нем. философ Фридрих Вильгельм Йозеф фон Шеллинг (1775-1854 г.).

«Архитектура и музыка – искусства, бессознательно оперирующие числам».

нем. философ, мат. и физ. Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716 г.).

Пласт пространственного искусства:

ИЗО. Не ИЗО

Скульптура, живопись, графика. Архитектура, ДПИ.

Воспроизводят визуально Создают пространственные формы

воспринимаемые действия. не аналогичные реальным действиям.

Главные задачи: подражание организация пространства

Теория искусств зародилась в Древней Греции.

Книга о происхождении искусств «Поэтика» была написана Аристотелем Стагирским (384 – 322 г. до н.э.) в 335 г. до н.э.

«Изобразительные искусства родились из подражания».

Из трактата «Поэтика».

Мимесис/мимезис (др.греч. Μίμησις)подобие, воспроизведение, подражание.


ИЗО нередко называют миметическим искусством.

Аристотель Стагирский. Римская копия оригинала Лисиппа.

Архитектура как вид искусства.

Архитектура – самое абстрактное искусство. Язык архитектуры не понятен, но привлекателен. Будучи частью натуры (природы) и служа самым утилитарным целям, архитектура отображает знаки,

числа,

символы,

абстрактные отношения.

Абстракция (от лат. Abstraction) – отвлечение от конкретного, обобщение.

Утилитарность (лат.) -стремление искать во всем прямую и общественную пользу,узко практическое направление.

В архитектуре важна социальная ответственность заказа. В скульптуре и живописи легче проявить свою независимость, что невозможно для архитектора, ведь он и его творчество зависят от заказчика. Особенно это проявлялось до конца XIX в.

Рембрандт (богат) и Ван Гог (беден) рисовали и писали, как хотели. А архитектор рассуждает о стиле эпохи, отображает дух времени и идеологию страны. Например, итальянцы строили повсюду, но в каждой стране архитектура отвечала культуре именно этой страны, а не Италии.

Пример: Дворец Фонтенбло(фр.Château de Fontainebleau)ъ

Дворец эпохи Ренессанса (с 1528 г.) во французском департаменте Сена и Марна, в г. Фонтенбло.

С 1981 г. дворец и парк Фонтенбло вошли в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО во Франции.

Авторы: итал. Приматиччо и Бенвенуто Челлини, затем фр. Филибер Делорм.

В Европе ещё актуальны замки, хотя в Италии их перестали строить уже в XV в. Вместо замков (итал. Палаццо) строили виллы.

Палаццо (итал.Palazzo, от лат.Palatium) –дворец. Название происходит от Палатинского холма в Риме, на котором строили свои дворцы древнеримские императоры.

Пример: Дворец Крымских ханов.

Единственный памятник крымско-татарской дворцовой архитектуры.

Начало XVI в. г. Бахчисарай (Украина).

Дворец построен итальянцами по принципам ислама.


Пример: Успенский собор.

Успенский собор во Владимире 3-хапсидный. Успенский собор в Москве 5-тиапсидный.

Собор во Владимире – кафедральный православный храм Владимирской епархии. Исторически, до возвышения Москвы, был главным храмом Владимиро-Суздальской Руси.

Успенский собор 1326—1327 г. (при Иване I Калите) был первым каменным храмом Москвы. К 1471 г. (при Иване III ) собор обветшал, т.к. не велись ремонтные работы. В 1475 г. началась реконструкция под руководством Аристотеля Фиораванти. Замеры снимались с Успенского собора во Владимире.

Храм был освящён 12 августа 1479 г.

Успенские соборы во Владимире и в Москве объединяет:

Белый камень, центрический тип, пятиглавие, шестистолпные, фасадные стены завершены полукруглыми закомарами, порталы, узкие окна.

Успенский собор при Иване I. Планы собора во Владимире до и после перестройки в 1186—1189 г.

Закомара (др. русск. Комара – свод) – полукруглое или килевидное завершение наружного прясла стены, воспроизводящее своими очертаниями прилегающий к ней свод.

Портал (лат. Porta) – главный вход большого архитектурного сооружения;

П-образная форма рамы камина.

В XVIII в. архитекторы предприняли попытку освободиться от условий заказчика, что привело к возникновениюфеномена «Бумажная архитектура».

Произведения бумажной архитектуры представляют собой проекты на бумаге, свободные архитектурные эскизы и чертежи, не предназначенные для конкретного строительства.

Пример: Проект «Дом смотрителя источника воды».

Один из невыполненных проектов по строительству в городе-утопии Шо, Франция.

Проект опубликован в 1804 г.

Автор: фр. Клод-Никола Леду (1736 – 1806 г.)


В конце XVIII в. после Великой Французской Революции (1789-1796(99) г.) …

«…закончилась эпоха дворца и собора и наступила эпоха вокзала, стадиона, театра, музея, большого универсама…»

австр. историк искусств и философ. Ганс Зедльмайр (1896 – 1984 г.).

Перечислены места, где чаще всего на досуге собирались люди. Власть правительства (дворца) и духовенства (собора) отошла на второй план.

Изменения в обществе =› изменение стиля архитектурных сооружений.

После Октябрьской революции (1917 г.) архитекторы задумываются о небоскрёбах, «летающих городах». Появляется андеграунд, что становится толчком для всей современной архитектуры.

Андеграунд (англ.) – форма протеста против государственного стиля.

Архитектура в пространстве организует материалы.

Свойства материалов:

  • Объём,

  • Тяжесть,

  • Поверхность:

  1. Фактура,

2. Текстура.

Фасад отражает внутреннюю структуру здания.

Пример: Церковь Покрова на Нерли.

Крестово-купольный храм 1158 г. в г. Боголюбово, Владимирская обл.

Первоначально был окружен с трёх сторон галереями, лестницы которых вели на хоры.

Фасад

Внутренняя структура

Купол

указывает на Центральный квадрат.

Амвон.

Ср. апсида

Алтарь

Глава

Центрический план здания

Прясла

Нефы

Закомары

Своды

АКФ

Уровень пола в помещении 2-ого яруса