ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2024
Просмотров: 102
Скачиваний: 0
МХК
Чубакова Валерия
10.09.2011 г.
Введение.
Классификация искусств.
Виды искусств:
Пространственные/пластические. Временные.
Архитектура, скульптура, живопись, Музыка, литература, кино,
графика, ДПИ, пантомимы, танец,
т.к. их формы разворачиваются в пространстве. т.к. их формы существуют во времени.
Живопись и графика создают свои образы на плоскости в 2-х измерениях, но стремятся создать иллюзию 3-хмерного пространства, объём и пространственную глубину.
Архитектура, напротив, представляет собой 3-х пространственное искусство, но стремится перейти к 4-м измерениям по той причине, что воспринять все объёмы и пространства архитектуры мы способны только в движении и времени, что сближает архитектуру с 4-хмерным пространством музыки. Также музыку и архитектуру объединяет ритмичность в исполнении.
Ритм – соотношение между собой и чередование
различных деталей или частей.
«Ахитектура – это музыка в пространстве, застывшая музыка».
нем. философ Фридрих Вильгельм Йозеф фон Шеллинг (1775-1854 г.).
«Архитектура и музыка – искусства, бессознательно оперирующие числам».
нем. философ, мат. и физ. Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716 г.).
Пласт пространственного искусства:
ИЗО. Не ИЗО
Скульптура, живопись, графика. Архитектура, ДПИ.
Воспроизводят визуально Создают пространственные формы
воспринимаемые действия. не аналогичные реальным действиям.
Главные задачи: подражание организация пространства
Теория искусств зародилась в Древней Греции.
Книга о происхождении искусств «Поэтика» была написана Аристотелем Стагирским (384 – 322 г. до н.э.) в 335 г. до н.э.
«Изобразительные искусства родились из подражания».
Из трактата «Поэтика».
Мимесис/мимезис (др.греч. Μίμησις) – подобие, воспроизведение, подражание.
ИЗО нередко называют миметическим искусством.
Аристотель Стагирский. Римская копия оригинала Лисиппа.
Архитектура как вид искусства.
Архитектура – самое абстрактное искусство. Язык архитектуры не понятен, но привлекателен. Будучи частью натуры (природы) и служа самым утилитарным целям, архитектура отображает знаки,
числа,
символы,
абстрактные отношения.
Абстракция (от лат. Abstraction) – отвлечение от конкретного, обобщение.
Утилитарность (лат.) -стремление искать во всем прямую и общественную пользу,узко практическое направление.
В архитектуре важна социальная ответственность заказа. В скульптуре и живописи легче проявить свою независимость, что невозможно для архитектора, ведь он и его творчество зависят от заказчика. Особенно это проявлялось до конца XIX в.
Рембрандт (богат) и Ван Гог (беден) рисовали и писали, как хотели. А архитектор рассуждает о стиле эпохи, отображает дух времени и идеологию страны. Например, итальянцы строили повсюду, но в каждой стране архитектура отвечала культуре именно этой страны, а не Италии.
Пример: Дворец Фонтенбло(фр.Château de Fontainebleau)ъ
Дворец эпохи Ренессанса (с 1528 г.) во французском департаменте Сена и Марна, в г. Фонтенбло.
С 1981 г. дворец и парк Фонтенбло вошли в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО во Франции.
Авторы: итал. Приматиччо и Бенвенуто Челлини, затем фр. Филибер Делорм.
В Европе ещё актуальны замки, хотя в Италии их перестали строить уже в XV в. Вместо замков (итал. Палаццо) строили виллы.
Палаццо (итал.Palazzo, от лат.Palatium) –дворец. Название происходит от Палатинского холма в Риме, на котором строили свои дворцы древнеримские императоры.
Пример: Дворец Крымских ханов.
Единственный памятник крымско-татарской дворцовой архитектуры.
Начало XVI в. г. Бахчисарай (Украина).
Дворец построен итальянцами по принципам ислама.
Пример: Успенский собор.
Успенский собор во Владимире 3-хапсидный. Успенский собор в Москве 5-тиапсидный.
Собор во Владимире – кафедральный православный храм Владимирской епархии. Исторически, до возвышения Москвы, был главным храмом Владимиро-Суздальской Руси.
Успенский собор 1326—1327 г. (при Иване I Калите) был первым каменным храмом Москвы. К 1471 г. (при Иване III ) собор обветшал, т.к. не велись ремонтные работы. В 1475 г. началась реконструкция под руководством Аристотеля Фиораванти. Замеры снимались с Успенского собора во Владимире.
Храм был освящён 12 августа 1479 г.
Успенские соборы во Владимире и в Москве объединяет:
Белый камень, центрический тип, пятиглавие, шестистолпные, фасадные стены завершены полукруглыми закомарами, порталы, узкие окна.
Успенский собор при Иване I. Планы собора во Владимире до и после перестройки в 1186—1189 г.
Закомара (др. русск. Комара – свод) – полукруглое или килевидное завершение наружного прясла стены, воспроизводящее своими очертаниями прилегающий к ней свод.
Портал (лат. Porta) – главный вход большого архитектурного сооружения;
П-образная форма рамы камина.
В XVIII в. архитекторы предприняли попытку освободиться от условий заказчика, что привело к возникновениюфеномена «Бумажная архитектура».
Произведения бумажной архитектуры представляют собой проекты на бумаге, свободные архитектурные эскизы и чертежи, не предназначенные для конкретного строительства.
Пример: Проект «Дом смотрителя источника воды».
Один из невыполненных проектов по строительству в городе-утопии Шо, Франция.
Проект опубликован в 1804 г.
Автор: фр. Клод-Никола Леду (1736 – 1806 г.)
В конце XVIII в. после Великой Французской Революции (1789-1796(99) г.) …
«…закончилась эпоха дворца и собора и наступила эпоха вокзала, стадиона, театра, музея, большого универсама…»
австр. историк искусств и философ. Ганс Зедльмайр (1896 – 1984 г.).
Перечислены места, где чаще всего на досуге собирались люди. Власть правительства (дворца) и духовенства (собора) отошла на второй план.
Изменения в обществе =› изменение стиля архитектурных сооружений.
После Октябрьской революции (1917 г.) архитекторы задумываются о небоскрёбах, «летающих городах». Появляется андеграунд, что становится толчком для всей современной архитектуры.
Андеграунд (англ.) – форма протеста против государственного стиля.
Архитектура в пространстве организует материалы.
Свойства материалов:
Объём,
Тяжесть,
Поверхность:
Фактура,
2. Текстура.
Фасад отражает внутреннюю структуру здания.
Пример: Церковь Покрова на Нерли.
Крестово-купольный храм 1158 г. в г. Боголюбово, Владимирская обл.
Первоначально был окружен с трёх сторон галереями, лестницы которых вели на хоры.
Фасад
|
Внутренняя структура |
Купол указывает на Центральный квадрат. |
Амвон. |
Ср. апсида |
Алтарь |
Глава |
Центрический план здания |
Прясла |
Нефы |
Закомары |
Своды |
АКФ |
Уровень пола в помещении 2-ого яруса |