ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2024

Просмотров: 346

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

2. Пифагорейский союз. Элеаты.

3. Софисты и их роль в развитии античной философии.

4. Древнегреческий атомизм. Демокрит.

5. Эпикур: философские и этические взгляды.

6. Философия Сократа.

7. Платон. Учение об идеях, теория познания, диалектика.

Учение о познании. Платон исходит из созданной им идеалистической картины мира:

8. Основные этапы творчества Платона, социально-политические идеал.

9. Философская система Аристотеля: онтология, гносеология, логика.

10. Этические и политические взгляды Аристотеля.

11. Эллинистический период античной философии. Особенности, основные направления.

1. Мир текуч, у него нет смысла и четкой определенности.

13.Сократические школы эллинизма

14. Философия стоицизма

15. Неоплатонизм и его влияние на средневековую философию

16. Раннехристианская философия средневековой Европы. Апологетика.

17. Западноевропейская патристика Никейского периода. А. Августин

18. Восточная патристика. Каппадокийский кружок. Ареопагитики.

20. Ранняя схоластика

21. Средняя схоластика. Спор об универсалиях. Реализм и номинализм.

22. Фома Аквинский и расцвет схоластики

23. Поздняя схоластика.

24.Философские идеи Ибн-Рушда. Латинский аверроизм.

25. Философия эпохи Возрождения, её особенности и отличия от средневековой философской традиции

1. Общее понятие и предпосылки философии эпохи Возрождения.

3. Основные направления философии эпохи Возрождения.

26. Макиавеллизм и утопизм.

27. Эмпиризм и сенсуализм. Субъективно-идеалистические учения Нового времени. Солипсизм.

28. Материалистическая философия Бэкона.

3. Определив главный метод познания — индукцию, философ выделяет конкретные пути, с помощью которых может проходить познавательная деятельность. Это:

29. Соц.-политические концепции Гоббса и Локка.

30. Рационалистическая философия Декарта.

1. Обосновал ведущую роль разума в познании;

2. Выдвинул учение о субстанции.

4. Выдвинул теорию о научном методе познания и о "врожденных идеях".

31. Попытка преодоления картезианского дуализма Спинозой.

32. Монадология Лейбница

33. Онтология и гносеология Канта.

34.Этические и политические взгляды Канта

35.Периодизация творчества Гегеля ????

36. «Энциклопедия философских наук» Гегеля. Философская система и диалетический метод

37. "Антропологический" материализм Фейербаха.

38. Диалектико-материалистическая философия Маркса и Энгельса.

39. Философия жизни ф.Ницше

40.«Этика сострадания» Шопенгауэра

41. Философский интуитивизм Бергсона

42.Американский прагматизм

43. Древнеиндийская философия ведического периода.

44. Эпический и классический периоды философии Др. Индии. Ортодоксальные и неортодоксальные даршаны.

45. Философские элементы джайнизма и буддизма

- Буддизм и его основные идеи

46. Философия Др. Китая: периодизация, мифологические истоки, период предфилософии, книга «и-цзин»

47. Философское учение Лао-цзы Даосизм – древнейшее философское учение Китая.

48. Конфуцианство и легизм.

  1. Особенности раннегреческой философии. Ионийская школа.

Древн­егреческой называется философия (учения, школы), выработанная греческими философами, проживавшими на территории современной Греции, а также в греческих полисах (торгово-ремесленных городах-государствах) Малой Азии, Средиземноморья, Причерноморья и Крыма, в эллинистических государствах Азии и Африки, в Римской империи. (Нередко философия Древнего Рима либо непосредственно отождествляется с древнегреческой, либо объединяется с ней под общим названием "античная философия".)

Древнегреческая (античная) философия в своем развитии прошла четыре основных этапа.

досократический — VII — V вв. до н. э.;

• классический (сократический) - середина V - конец IV вв. до н. э.;

• эллинистический - конец IV - II вв. до н. э.;

• римский - I в. до н. э. - V в. н. э.

К досократическому периоду относится деятельность так называемых философов-"досократиков":

• милетской школы — "физиков" (Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена);

• Гераклита;

• элейской школы;

• атомистов (Демокрита, Левкиппа);

Основные проблемы, которыми занимались "досократики": объяснение явлений природы, сущности Космоса, окружающего мира, поиски первоначала всего сущего. Метод философствования — декларирование собственных взглядов, превращение их в догму.

Классический (сократический) период — время расцвета древнегреческой философии.

К данному этапу относятся:

• философско-просветительская деятельность софистов;

• философия Сократа;

• зарождение "сократических" школ;

• философия Платона;

• философия Аристотеля.

Философы сократического (классического) периода также пытались объяснить сущность природы и Космоса, однако сделали это глубже "досократиков":

Для эллинистического периода (периода кризиса полиса и образования крупных государств в Азии и Африке под властью греков и во главе с соратниками Ал. Македонского и их потомками) харак-но:

• распространение антиобщественной философии киников;

• зарождение стоического направления философии;

• деятельность "сократических" философских школ: Платона, Аристотеля, киренской школы и др.;

• философия Эпикура.

Римский период приходится на период, когда решающую роль в античном мире стал играть Рим, под влияние которого попадает и Греция. Римская философия формируется под влиянием греческой философии, особенно эллинистического периода. Соответственно в римской философии можно выделить три направления: стоицизм (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий), эпикуреизм (Тит Лукреций Кар), скептицизм (Секст Эмпирик).


В целом древнегреческая (античная) философия имеет следующие особенности:

материальной основой расцвета данной философии был экономический расцвет полисов (торгово-ремесленных городских центров);

• древнегреческая философия была оторвана от процесса материального производства, а философы превратились в самостоятельную прослойку, не отягощенную физическим трудом и претендующую на духовное и политическое руководство обществом;

• стержневой идеей древнегреческой философии являлся космоцентризм (страх и преклонение перед Космосом, проявление интереса прежде всего к проблемам происхождения материального мира, объяснению явлений окружающего мира);

• на поздних этапах — смешение космоцентризма и антропоцентризма (в основе которого были проблемы человека);

• допускалось существование богов; древнегреческие боги были частью природы и близки людям;

• человек не выделялся из окружающего мира, был частью природы;

• были заложены два направления в философии — идеалистическое ("линия Платона") и материалистическое ("линия Демокрита"), причем данные направления поочередно доминировали: в досократический период — материалистическое, в классический — имели одинаковое влияние, в эллинистический — материалистическое, в римский — идеалистическое.

Ионийская школа философии

Ионийская философия объединяет философов, которые жили и учили в городах, находящихся на побережье Ионийского моря — Милете и Эфессе. В Милете была создана милетская школа философии, основателем которой являлся Фалес, а его последователями и учениками были Анаксимандр и Анаксимен. В Эфесе жил и учил знаменитый философ Гераклит. Но не только географическая близость объединяет этих философов. Здесь присутствует и содержательное единство, которое проявляется в космической наглядности, обращении к модели мира и резюмируется в космических образах, космологических построениях и космогонических описаниях. Непосредственный философский интерес направлен на человеческое окружение, которое космизируется, достигает космической симфонии, космического описания.

Фалес (примерно 640 - 560 гг. до н. э.) - основатель милетской школы, один из самых первых выдающихся греческих ученых и философов. Фалес, оставивший большое научное и философское наследие:

• первоначалом всего сущего считал воду;

• представлял Землю в виде плоского диска, который покоится на воде;


• считал, что неживая природа, все вещи имеют душу

• допускал наличие множества богов;

• считал центром вселенной Землю;

Анаксимандр (610 - 540 гг. до н. э.), ученик Фалеса:

• первоначалом всего сущего считал "апейрон" - вечную, неизмеримую, бесконечную субстанцию, из которой все возникло, все состоит и в которую все превратится;

• вывел закон сохранения материи (фактически открыл атомарное строение вещества): все живое, все вещи состоят из микроскопических элементов; после гибели живых организмов, разрушения веществ элементы ("атомы") остаются и в результате новых комбинаций образуют новые вещи и живые организмы;

• первым выдвинул идею о происхождении человека в результате эволюции от других животных.

Анаксимен (546 - 526 гг. до н. э.) - ученик Анаксимандра:

• первопричиной всего сущего считал воздух;

• выдвинул идею о том, что все вещества на Земле - результат различной концентрации воздуха;

• проводил параллели между душой человека и воздухом - "душой космоса";

Гераклит из Эфеса (2-я половина VI - 1-я половина V вв. до н. э.) - крупный древнегреческий философ-материалист:

• первоначалом всего сущего считал огонь;

• вывел закон единства и борьбы противоположностей — ключевой закон диалектики (наиболее важное философское открытие Гераклита);

• считал, что весь мир находится в постоянном движении и изменении ("в одну и ту же реку нельзя войти дважды");

• был сторонником круговорота веществ в природе и цикличности истории;

• был сторонником материалистического познания окружающей действительности;

2. Пифагорейский союз. Элеаты.

Другая школа — италийская, в нее входят Ксенофан, Пифагор, Парменид, Зенон, которых в свою очередь подразделяют на две школы — пифагорейцев во главе с Пифагором и элеатов, где центральной фигурой признается Парменид. Эта школы возникли на окраинах греческого мира, в древней Италии, в Кротоне и в Элее. Но и здесь превалирует не географ. местоположение, а содержательное единство, которым выступает для италийцев обращение к внутреннему миру человека.

Пифагорейский союз. Сторонники и последователи Пифагора:

• первопричиной всего сущего считали число (всю окружающую действительность, все происходящее можно свести к числу и измерить с помощью числа);

• выступали за познание мира через число (считали познание через число промежуточным между чувственным и идеалистическим сознанием);


• считали единицу мельчайшей частицей всего;

• пытались выделить "протокатегории", которые показывали диалектическое единство мира (четное — нечетное, светлое — темное, прямое — кривое, правое — левое, мужское — женское и др.).

Значительное внимание Пифагор и пифагорейцы уделяли развитию математики (теорема Пифагора). П. исследует и взаимоотношения чисел. Четко выраженный идеализм Пифагора и его последователей имел свои корни в общественных, политических, этических и, в частности, религиозных взглядах. Религию и мораль П. считал основными атрибутами упорядочения общества. Его учение о бессмертии души (и ее перевоплощении) строится на принципах полной подчиненности человека богам. Религиозные взгляды пифагорейцев весьма тесно связаны с их политической ориентацией. То же можно сказать и о понимании ими морали. Она была обоснованием определенной «социальной гармонии», опирающейся" на абсолютное подчинение демоса аристократии. Поэтому ее важнейшей частью было безусловное подчинение.

Большинство принципов союза носило тайный характер и было доступно лишь членам союза. Личность Пифагора имела неограниченный авторитет, его философия весьма длительное время преподавалась исключительно членам союза. Лишь некоторые моральные принципы разрешалось распространять «в народе». Полностью противоположной была картина в отношении пропаганды религиозных взглядов. В пифагорейском понимании распространение «религии» являлось основной обязанностью каждого члена союза

Пифагорейство является первым идеалистическим философским направлением в античной Греции. Пифагорейцы в идейном и политическом отношениях сыграли в принципе реакционную роль, это же относится и к пифагорейской философии. И хотя пифагорейцы имеют бесспорные заслуги в разработке некоторых частей геометрии и, в частности, основ арифметики, математическая проблематика у них выливается в мистику и обожествление чисел, которые они считают единственно истинно сущим.

Пифагорейское учение представляет собой в зародышевой форме соединение идеализма с метафизическим способом мышления. Это вместе с мистическими элементами образует предпосылки для его приятия христианской философией

Элеатская школа — была основана в городе Элее, в Великой Греции, Ксенофаном, жившим в конце VI и начале V в. до н.э. Принадлежность к Элейской школе приписывают таким философам, как Парменид, Зенон Элейский и Мелисс. Элейцы не занимались вопросами естествознания, но разрабатывали теоретическое учение о бытии (впервые сам термин предложен был именно в Элейской школе), заложив фундамент классической греческой онтологии.


• изучали проблемы познания;

• жестко разделяли чувственное познание (мнение, "докса") и высшее духовное идеалистическое;

• были сторонниками монизма — выводили всю множественность явлений из единого первоначала;

• считали все сущее материальным выражением идей (были предвестниками идеализма).

В центре учения всех трёх элейских философов находилось учение о бытии: Парменид впервые сделал понятие «бытия» предметом анализа в своей философ.поэме «О природе». Согласно Пармениду, «то что есть» (бытие) — есть, и это следует из самого понятия «быть», а «того, чего нет» (небытия) — нет, что также следует из содержания самого понятия. Отсюда выводится единство и неподвижность бытия, которому невозможно делиться на части и некуда двигаться, а из этого выводится описание мыслимого бытия как нерасчлененного на части и не стареющего во времени континуума, данного лишь мысли, но не чувствам. Пустота отождест-ся с небытием, – так что пустоты нет. Предметом мышления может быть только нечто (бытие), небытие не мыслимо (тезис «мыслить и быть одно и то же»). Истина о бытии познается разумом, чувства формируют лишь мнение, неадекватно отражающее истину.