ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2024
Просмотров: 27
Скачиваний: 0
МОДЕРН
МОСКОВСКИЙ МОДЕРН
• Модерн постепенно проникает в Россию. Модерн в России называют Французским стилем. До 1905 года – время строительного бума. Русская буржуазия строит особняки. После модерн сходит на нет, вместе с изменением мировоззрения заказчика
КЕКУШЕВ
––Особняк Листа
•Франко-бельгийский стиль.
•Сочетание кирпичной кладки и штукатурки, воспроизводящей камень. Стилизация европейской традиции. Мозаичное панно над входом – концентрация традиций модерна
–– Особняк Кекушевой на Остоженке
––Особняк Миндовского на Поварской
•здесь, на практике, реализуются принципы рококо и барокко. Интерьеры указывают на то, что модерн был в русле своего времени.
•Использование передовых инженерных достижений.
–– Метрополь (Кекушев, Валькотт, Жолтовский, Перетяткович, 1898 – 1905).
•Изначально проект не имел столь богатого декоративного убранства фасада
•Панно главного фасада: «Принцесса Грёза» (Врубель), изначально не было принято на Всероссийскую выставку. Панно (Головин): сюжет поклонения природе. Скульптурный фриз (Андреев): условное название – «Времена года».
ШЕХТЕЛЬ
•Лицо московского модерна. Легко трансформирует собственную манеру. Начинает как эклектик. Не имел систематического образования.
––Особняк Морозовой на Спиридоновке
•Неоготический стиль
•Интерьер: деревянные перекрытия. Скульптура Врубеля «Роберт и монахини». Шехтель приглашает Врубеля к совместной работе.
––Особняк Рябушинского (1903) (Дом-музей Горького)
•Каждая комната – самостоятельный объём, сконцентрированный вокруг лестницы
•Заимствования из австрийского модерна, из проектов Йозефа Марии Ольбреха
•Лестница-волна
•Светильники-медузы Секретная молельня
––Здание МХТ (перестройка Шехтеля, 1902 – 1904).
•Шехтель нарушает прежнюю симметрию фасада благодаря изменению акцентов: главный вход подчёркнут более пышным декоративным убранством. Нависающий скульптурный барельеф Голубкиной «Пловец», майоликовая облицовка, навес. Фонари, дверные ручки: все элементы осмысливаются как важные элементы композиции. Проект зала: символика в виде чайки.
––Типография Рябушинского «Утро России»
•Осмысливается шрифт в качестве декоративного приёма
––Проекты павильонов Русского отдела для выставки в Глазго (Неорусский стиль)
––Ярославский вокзал (Неорусский стиль)
––Собственный особняк Шехтеля на Большой Садовой (Неоклассика)
ПЕТЕРБУРГСКИЙ МОДЕРН
• Типологически несколько иное явление. Иные способы застройки пространства по «красной линии».
ЛИДВАЛЬ (ПЕТЕРБУРГСКИЙ МОДЕРН)
–– Доходный дом Лидваль на Каменном острове (петербургский стиль)
• Дворик создаёт дистанцию между улицей и фасадной плоскостью, что характерно для модерна
––Здание Азово-Донского банка (петербургский стиль)
•Чувствуется влияние среды города на решение архитектуры
(НЕОРУССКИЙ СТИЛЬ).
ВАСНЕЦОВ
–– Церковь Спаса Нерукотворного в Абрамцево (Васнецов, Поленов, 1882). (Неорусский стиль)
•Возобновление традиций народного творчества
•Вдохновение новгородским храмом Спаса на Нередице
•Решение архитектуры в дилетантском духе
•В конце XIX века это перерастёт в Неорусский стиль, отличный от стиля русской эклектики
•Вопрос о том, является ли она памятником модерна?
–– Фасад Третьяковской галереи (Неорусский стиль)
ЩУСЕВ
––Казанский вокзал (1913 – 1926) (Неорусский стиль)
•Аллюзия на Казанский кремль
–– Храм-памятник на Куликовом поле (Неорусский стиль) Появляется момент фортификационного зодчества, а не чисто церковного
–– Покровская церковь Марфо-Мариинской обители (Неорусский стиль)
• Попытка повторить новгородскую стилистику
НЕОКЛАССИКА
•Новый этап, открывающийся после 1910 года. Деятельность «Мира искусства» (Формируется в 1889 году)
•В России – модерн, совмещённый с классикой
ФОМИН
–– Особняк Половцева на Каменном острове
––Проект застройки острова Голодай
•Утопические идеи, проект нового Петербурга
45. РУССКАЯ СКУЛЬПТУРА КОНЦА
XIX – НАЧАЛА XX ВВ.
• Метаморфозы в скульптуре, обострение внимания к художественной форме. Не только форма, но и пространство осмысливается по-новому. Пространство осознаётся как неотъемлемая часть выразительного арсенала скульптуры, оно подчиняется форме, чтобы она организовывала пространство, среду.
ПАВЕЛ ТРУБЕЦКОЙ (1866 – 1938).
•Сильное влияние импрессиониста Медардо Россо. Родился и умер в Италии, в России прожил немного времени. Обозначил новый путь для движения русской скульптуры.
––Московский извозчик (1898)
•Форма условна, дана намёками
•Нерегулярный пластический объём, поверхность которого испещрена следами стека и пальцев
•Всегда работал в пластилине, добивался подчёркнуто рукотворной фактуры
–– Лев Толстой верхом
––Конный монумент Александра III
•Постамент Фёдора Шехтеля
•Это посмертный памятник
•Акцент внимания на комплекции – грузное телосложение как у императора, так и у лошади. Абсолютная статика
• отказывается от импрессионистической фактуры
АННА СЕМЁНОВНА ГОЛУБКИНА
•Из старообрядческой семьи. Приходит к творчеству в возрасте 30 лет. Учится в мастерской у Огюста Родена. Это новый этап в развитии искусства
––Старость
•Сгруппированная поза
•импрессионистическая манера лепки
––Ваза «Туман» (мрамор/бронза, 1899)
•Образ видения
––Море житейское/Пловец
•возникает из хаоса, материи
•Образ моря очень распространён в старообрядческой культуре
––Портрет Андрея Белого
•в дереве и камне
–– Старая (1908) (египетские аллюзии)
СЕРГЕЙ ТИМОФЕЕВИЧ КОНЁНКОВ (1874 – 1971)
• Декларирует роль художника как пролетария, чуждого всякой метафизике. Вместе с тем, сохраняется связь с европейской художественной культурой.
–– Камнебоец
–– Карл Маркс (1905) |
–– Портрет девушки/Нике |
–– Сон
––Стрибор
•Обращение к дохристианским образам.
АЛЕКСАНДР МАТВЕЕВ
• Преодолевает импрессионистическую фрагментарность во имя конструктивной формы. Влияние натурных впечатлений.
–– Портрет Борисова-Муссатова
––Уснувший мальчик
•Надгробие В. Э. Борисова-Мусатова в Тарусе. Детский сон – метафора смерти. Образ как будто одухотворяет материал.
––Спящие мальчики
•Его герои находится в пограничном состоянии между сном и явью, реальностью и грёзами. Характерный для символизма мир видений.