ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2024

Просмотров: 24

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МОДЕРН

МОСКОВСКИЙ МОДЕРН

• Модерн постепенно проникает в Россию. Модерн в России называют Французским стилем. До 1905 года – время строительного бума. Русская буржуазия строит особняки. После модерн сходит на нет, вместе с изменением мировоззрения заказчика

КЕКУШЕВ

––Особняк Листа

Франко-бельгийский стиль.

Сочетание кирпичной кладки и штукатурки, воспроизводящей камень. Стилизация европейской традиции. Мозаичное панно над входом – концентрация традиций модерна

–– Особняк Кекушевой на Остоженке

––Особняк Миндовского на Поварской

здесь, на практике, реализуются принципы рококо и барокко. Интерьеры указывают на то, что модерн был в русле своего времени.

Использование передовых инженерных достижений.

–– Метрополь (Кекушев, Валькотт, Жолтовский, Перетяткович, 1898 – 1905).

Изначально проект не имел столь богатого декоративного убранства фасада

Панно главного фасада: «Принцесса Грёза» (Врубель), изначально не было принято на Всероссийскую выставку. Панно (Головин): сюжет поклонения природе. Скульптурный фриз (Андреев): условное название – «Времена года».

ШЕХТЕЛЬ

Лицо московского модерна. Легко трансформирует собственную манеру. Начинает как эклектик. Не имел систематического образования.

––Особняк Морозовой на Спиридоновке

Неоготический стиль

Интерьер: деревянные перекрытия. Скульптура Врубеля «Роберт и монахини». Шехтель приглашает Врубеля к совместной работе.

––Особняк Рябушинского (1903) (Дом-музей Горького)

Каждая комната – самостоятельный объём, сконцентрированный вокруг лестницы

Заимствования из австрийского модерна, из проектов Йозефа Марии Ольбреха

Лестница-волна

Светильники-медузы Секретная молельня


––Здание МХТ (перестройка Шехтеля, 1902 – 1904).

Шехтель нарушает прежнюю симметрию фасада благодаря изменению акцентов: главный вход подчёркнут более пышным декоративным убранством. Нависающий скульптурный барельеф Голубкиной «Пловец», майоликовая облицовка, навес. Фонари, дверные ручки: все элементы осмысливаются как важные элементы композиции. Проект зала: символика в виде чайки.

––Типография Рябушинского «Утро России»

Осмысливается шрифт в качестве декоративного приёма

––Проекты павильонов Русского отдела для выставки в Глазго (Неорусский стиль)

––Ярославский вокзал (Неорусский стиль)

––Собственный особняк Шехтеля на Большой Садовой (Неоклассика)

ПЕТЕРБУРГСКИЙ МОДЕРН

• Типологически несколько иное явление. Иные способы застройки пространства по «красной линии».

ЛИДВАЛЬ (ПЕТЕРБУРГСКИЙ МОДЕРН)

–– Доходный дом Лидваль на Каменном острове (петербургский стиль)

• Дворик создаёт дистанцию между улицей и фасадной плоскостью, что характерно для модерна

––Здание Азово-Донского банка (петербургский стиль)

Чувствуется влияние среды города на решение архитектуры

(НЕОРУССКИЙ СТИЛЬ).

ВАСНЕЦОВ

–– Церковь Спаса Нерукотворного в Абрамцево (Васнецов, Поленов, 1882). (Неорусский стиль)

Возобновление традиций народного творчества

Вдохновение новгородским храмом Спаса на Нередице

Решение архитектуры в дилетантском духе

В конце XIX века это перерастёт в Неорусский стиль, отличный от стиля русской эклектики

Вопрос о том, является ли она памятником модерна?

–– Фасад Третьяковской галереи (Неорусский стиль)


ЩУСЕВ

––Казанский вокзал (1913 – 1926) (Неорусский стиль)

Аллюзия на Казанский кремль

–– Храм-памятник на Куликовом поле (Неорусский стиль) Появляется момент фортификационного зодчества, а не чисто церковного

–– Покровская церковь Марфо-Мариинской обители (Неорусский стиль)

• Попытка повторить новгородскую стилистику

НЕОКЛАССИКА

Новый этап, открывающийся после 1910 года. Деятельность «Мира искусства» (Формируется в 1889 году)

В России – модерн, совмещённый с классикой

ФОМИН

–– Особняк Половцева на Каменном острове

––Проект застройки острова Голодай

Утопические идеи, проект нового Петербурга

45. РУССКАЯ СКУЛЬПТУРА КОНЦА

XIX – НАЧАЛА XX ВВ.

• Метаморфозы в скульптуре, обострение внимания к художественной форме. Не только форма, но и пространство осмысливается по-новому. Пространство осознаётся как неотъемлемая часть выразительного арсенала скульптуры, оно подчиняется форме, чтобы она организовывала пространство, среду.

ПАВЕЛ ТРУБЕЦКОЙ (1866 – 1938).

Сильное влияние импрессиониста Медардо Россо. Родился и умер в Италии, в России прожил немного времени. Обозначил новый путь для движения русской скульптуры.

––Московский извозчик (1898)

Форма условна, дана намёками

Нерегулярный пластический объём, поверхность которого испещрена следами стека и пальцев

Всегда работал в пластилине, добивался подчёркнуто рукотворной фактуры

–– Лев Толстой верхом

––Конный монумент Александра III

Постамент Фёдора Шехтеля

Это посмертный памятник

Акцент внимания на комплекции – грузное телосложение как у императора, так и у лошади. Абсолютная статика

• отказывается от импрессионистической фактуры

АННА СЕМЁНОВНА ГОЛУБКИНА

Из старообрядческой семьи. Приходит к творчеству в возрасте 30 лет. Учится в мастерской у Огюста Родена. Это новый этап в развитии искусства

––Старость

Сгруппированная поза

импрессионистическая манера лепки

––Ваза «Туман» (мрамор/бронза, 1899)

Образ видения

––Море житейское/Пловец

возникает из хаоса, материи

Образ моря очень распространён в старообрядческой культуре

––Портрет Андрея Белого

в дереве и камне

–– Старая (1908) (египетские аллюзии)

СЕРГЕЙ ТИМОФЕЕВИЧ КОНЁНКОВ (1874 – 1971)

• Декларирует роль художника как пролетария, чуждого всякой метафизике. Вместе с тем, сохраняется связь с европейской художественной культурой.

–– Камнебоец

–– Карл Маркс (1905)

–– Портрет девушки/Нике


–– Сон

––Стрибор

Обращение к дохристианским образам.

АЛЕКСАНДР МАТВЕЕВ

• Преодолевает импрессионистическую фрагментарность во имя конструктивной формы. Влияние натурных впечатлений.

–– Портрет Борисова-Муссатова

––Уснувший мальчик

Надгробие В. Э. Борисова-Мусатова в Тарусе. Детский сон – метафора смерти. Образ как будто одухотворяет материал.

––Спящие мальчики

Его герои находится в пограничном состоянии между сном и явью, реальностью и грёзами. Характерный для символизма мир видений.