ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.10.2024
Просмотров: 339
Скачиваний: 0
Глава 1. Что такое дизайн и что считать его историей |
13 |
женное еще в 1950-х гг. президентом этой организации, ученым и педагогом знаменитой Ульмской школы дизайна в Германии Томасом Мальдонадо: «Дизайн является творческой деятельностью, цель которой — определение формальных качеств предметов, производимых промышленностью; эти качества формы относятся не только к внешнему виду, но, главным образом, к структурным и функциональным связям, которые превращают систему в целостное единство (с точки зрения как изготовителя, так и потребителя). Дизайн стремится охватить все аспекты окружающей человека среды, которые обусловлены промышленным производством»1.
Спустя более 30 лет Н.В. Воронов сформулировал еще одно определение, более точно отвечающее современным представлениям: «Дизайн — органичное новое соединение существующих материальных объектов и (или) жизненных ситуаций на основе метода компоновки при необходимом использовании данных науки с целью придания результатам этого соединения эстетических качеств и оптимизации их взаимодействия с человеком и обществом. Это определяет наличие присущих дизайну социальных последствий, проявляющихся в содействии общественному прогрессу и формированию личности. Термином "дизайн" может определяться собственно замысел (проект), процесс его реализации и полученный результат»2.
Сами дизайнеры так говорят о сфере своих занятий:
«Что такое дизайн? Это план размещения каких-либо элементов таким образом, чтобы они наилучшим образом служили определенной цели» (Чарлз Имс, США);
«Хороший дизайн — минимум дизайна» (Дитер Рамс, Германия); «Конструктивизм (в смысле дизайн. — Л.Л.) — есть искусство бу-
дущего» (Александр Родченко, СССР);
«Дизайнер — создатель среды будущего» (Джо Коломбо, Италия); «Дизайнер может и должен участвовать в поиске смысла, в конст-
руировании цивилизованного мира» (Филипп Старк, США); «Техника не должна покупать культуру, она сама должна стать
культурой» (Этторе Соттсасс, Италия); «Не существует границ между художником и дизайнером» (Эйко
Исиока, Япония)3.
1Минервин Г.Б. Архитектоника промышленных форм. М., 1970. Вып. 1. С. 30.
2Воронов Н.В. Суть дизайна. М, 2002. С. 16.
3 Цит. по: Everything Reverberates. Thoughts on Design. San Francisco, 1998.
14 Часть I. Дизайн и зарождение проектной деятельности
Первый вывод, следующий из приведенных определений и отзывов, — дизайнером может стать каждый. Это так же естественно, как жить, дышать, любить. Второй вывод: идеи и решения не приходят неизвестно откуда, они в нас самих и вокруг нас; дизайнер — человек, умеющий видеть, замечать, отбирать, комбинировать. Третий вывод: дизайн — это универсальная проектная деятельность, в орбиту которой входят и промышленные изделия, и мебель, и текстиль, и одежда, и объекты графического дизайна, и малая архитектура (городской дизайн, включающий витрины, вывески, остановки и т.д. и т.п.), и транспорт — как эксклюзивный, так и серийный. Во всех этих предметах обнаруживаются общие стилистические закономерности, общие соотношения материала, технологии и формы, общая проектная направленность. Дизайн, таким образом, отвечает за целостность предметного мира.
Кто же первый дизайнер?
Отсчитывая историю дизайна с момента возникновения должности дизайнера, мы отметим 1907 г., когда немецкий архитектор Петер Беренс получил пост художественного директора немецкой компании «AEG»1. Он отвечал за дизайн электротехнических изделий, внешний имидж компании, рекламу продукции и архитектуру цехов.
Англичане считают первым дизайнером Кристофера Дрессера, прославленного выпускника Национальной школы дизайна. Его работы 1870-х гг. в дизайне посуды, декоративных орнаментов, керамической плитки, украшений отличались функциональностью, элегантностью и минимумом орнамента.
Если считать, что дизайн зародился с появлением художниковизобретателей, то необходимо вспомнить о Леонардо да Винчи. Набрасывая схемы строительных механизмов, геликоптеров, водолазных колоколов, он пользовался таким распространенным в дизайне принципом проектирования, как компоновка. Комбинируя известные узлы и элементы, художник получал новые объекты. Воздушный винт с вертикальной осью — геликоптер. Комбинация рычагов и перепончатых крыльев — махолет и т.д. Рисунок был для него инструментом проектирования, изображения, представления того, что еще
1 AEG — Allgemeine Elektrizitats-Gesellschaft (Всеобщая электрическая компания).
Глава 1. Что такое дизайн и что считать его историей |
15 |
Рис. 1 Дж. Уатт.
Паровая машина. 1799
не существовало. Чертежи первой паровой машины Джеймса Уатта можно также отнести к жанру дизайнерской проектной графики (рис. 1). В петровские времена Андрей Нартов, русский изобретатель и инженер, разрабатывая проекты станков, старался придать им более гармоничный облик.
Среди вещей, которыми мы пользуемся, многие существуют не одно тысячелетие. Материальную культуру Древнего Египта или времен Античности часто называют протодизайном и также включают в историю дизайна. Здесь представляют интерес наиболее распространенные, анонимные, обыденные вещи, конструктивные принципы и устройства, в которых полезный эффект достигается минимальными средствами. Например, колесо, стул, обувь, одежда, оружие, письменные принадлежности, мотыги и лопаты, топоры. Все эти вещи роднит с современными дизайн-объектами то, что они создавались не для украшения, а ради выполнения определенных функций.
Вещь как инструмент
На некоторых островах Полинезии еще в конце XIX в. пользовались каменными топорами и каменными рубилами. Рабочие части этих «стамесок», предназначенных для выдалбливания лодок и черпаков для воды, изобретательно прикреплены к причудливо изогнутым ру-
16 |
Часть I. Дизайн и зарождение проектной деятельности |
кояткам. Столетиями выбирались единственно возможный угол наклона рубила, форма и длина рукоятки, расположение центра тяжести. В результате наклон угла режущей кромки и изгиб рукоятки совпадают с траекторией и кинематикой движения руки. Тем же объясняется и характерный изгиб серпа или косы.
Инструменты демонстрируют фундаментальный принцип дизайнерского проектирования — отношение к вещи как к продолжению тела человека, позволяющему преодолевать наши «несовершенства». Ложка или черпак — это сложенная лодочкой ладонь, топор — острый предмет, зажатый в руке, сеть — переплетенные пальцы двух рук, очки — дополнительные глаза, ходули — продолжение ног. Этот тезис функциональной антропологии был интерпретирован французскими учеными еще в 1960-е гг.1
Инструментальная функция вещи определяет специфику ее формы и конструкцию. Но привычки и потребности меняются, и потому иногда трудно установить способы употребления и назначение старинных вещей. Как менялись традиции и условия жизни на протяжении веков, можно проследить на примере обыкновенных столовых приборов. У некоторых ножей и вилок XVI в. к рукоятке прикреплены на первый взгляд совершенно бесполезные «ножки», приподнимающие их на 5—7 см над поверхностью стола. Иногда «ножки» были даже складными, т.е. убирались в ручку. Благодаря таким приспособлениям можно было быстро взять вилку и нож, не запачкав стол или руки. Уже в последующие эпохи для этой же цели применялись специальные подставки.
Изготавливались и дорожные столовые приборы, которые знать возила с собой. Минимальный набор состоял из вилки, на которую при помощи трех дополнительных «ушек» можно было насадить черпак от ложки (юг Германии, XVII в.). Все эти предметы, богато орнаментированные на библейские сюжеты, иногда превращались в настоящие маленькие скульптуры.
Дорожный набор настоятеля собора (Германия, конец XVIII в.) в соответствии с принятым в те годы уровнем комфорта насчитывал 140 предметов, куда входили туалетные принадлежности, посуда и столовые приборы, косметика, ножницы и щипцы, сосуды с солью, сахаром и специями. Можно вспомнить и подробно описанную Н.В. Гоголем в «Мертвых душах» дорожную шкатулку Чичикова с
1 См.: Volli U. The rishness of ambiguity // Stileindustria. 1996. № 8. P. 54.
Глава 1. Что такое дизайн и что считать его историей 17
множеством отделений и ящичков для туалетных и письменных принадлежностей.
Вещи как связующее звено между людьми
Кроме функции инструментальной веши выполняют не менее важные для человека коммуникативные, информационно-статусные (от родовых знаков и гербов до знаков различий, эмблем, систем информации и коммуникации), эмоционально-психологические и магические функции. В.Ф. Сидоренко, один из ведущих теоретиков дизайна в России, обозначил комплекс этих функций как интегративный1.
К примерам чисто магического дизайна можно отнести татуировку, обрядовые маски и костюмы, орнаменты на воротниках и подоле, препятствующие проникновению злых духов под одежду. Магическая, волшебная функция столь же психологически реальна и потому требует для своего воплощения соответствующих средств — цветографических, орнаментальных, структурных, изобразительных, символических и т.д. Предмет, наделенный полезной рабочей функцией и неким магическим содержанием, становится уже не просто предметом, а коммуникативным инструментом, его использование связано с ритуалами для посвященных.
Особое место среди объектов протодизайна занимают лодки: выдолбленные из ствола дерева катамараны и тримараны (лодка с привязанными по бокам поплавками), конструкция которых позволяет при довольно больших парусах сохранять устойчивость. Аналогичные конструкции стали использоваться в легких судах Европы лишь в XX в. Долбленые стволы служат и в качестве сигнальных барабанов. Причем барабаны такой же конструкции встречаются и у племен Заира, и у папуасов Новой Гвинеи. Это ствол, вырезанный в форме тела какого-либо священного животного, с выдолбленной серединой и прорезью в верхней части. Обычно он устанавливается на невысоких опорах. Два типа колотушек дают различные звуковые тона. Для передачи сообщений существует система кодировки, ос-
1 См.: Сидоренко В.Ф. Методика художественного конструирования. М., 1983. С. 47. Помимо инструментальной и интегративной функций вещи здесь представлены две другие: адаптивная (т.е. защитная, вещь-помощник) и результативная (вещь как результат определенного планирования развития той или иной проектной ситуации).
18 Часть I. Дизайн и зарождение проектной деятельности
нованная на количестве ударов, высоте звука и длине пауз между ними, — прообраз азбуки Морзе, передающей своеобразные «биты» информации.
Протодизайн и технология. Плетенки и шарниры
Любой предмет, древний или современный, связан с суммой технологических знаний и процессов. Не так-то просто изготовить самый банальный каменный топор или рубило. Студенты-антропологи в США лишь путем проб и ошибок установили наиболее эффективные углы нанесения ударов одного камня по другому, позволяющие за минимальное число операций получить острые режущие кромки.
Но речь идет и о технологии применения вещей. Многие предметы доисторической, да и исторической поры до сих пор остаются загадками именно из-за незнания того, как они использовались.
В прошлом технология изготовления полностью определяла конструкцию и внешний вид вещи. Мастера умели обыкновенную деревянную ложку вырезать в 17 операций, оставлявших на поверхности следы. Отработанная веками совокупность ударов порождала предмет. Говоря об анонимном протодизайне, прежде всего подчеркивают естественность материалов и особенности их обработки, следующие за внутренней структурой и физическими свойствами. Работая с деревом, мастера искали эффективные технологии и конструкции. Готовые стулья и табуреты могли буквально «находить» в срубленных деревьях. Достаточно было выбрать кусок ствола с отходящими от него четырьмя сучками, обрезать лишнее — и сиденье готово. Широко применялось соединение плоских деталей или бревен «на врезках» или по типу сруба. Этот принцип наиболее распространен в простейших детских конструкторах, а также в абстрактных пространственных композициях художников-авангардистов. С той лишь разницей, что вместо бревен здесь используются листы картона или металла с прорезями на ширину материала и детали прочно удерживаются за счет силы трения. Обращение к технологии соединения деталей «на врезках» или использование модульно-пропорциональных соотношений размеров роднят русский конструктивизм с древнерусским деревянным зодчеством.
Самая древняя из сохранившихся технологий получения различных форм изделий — плетение. Эта операция легко поддается алгоритмиза-
Глава 1. Что такое дизайн и что считать его историей |
19 |
ции и компьютерному моделированию. Наблюдая за тем, как мастер плетет, например, корзину, нетрудно заметить, что он автоматически придерживается неких модульных соотношений размеров (рис. 2).
Тот же принцип плетенки использовался и в русских берестяных изделиях. «Не будет преувеличением сказать, что в истории культуры Руси береста сыграла не менее важную роль, чем папирус в истории цивилизации Древнего Египта»1.
Береста (верхний слой березовой коры; в разных районах ее называли по-разному: береста, берества, бересто, скала), гибкий, податливый, водонепроницаемый, «теплый» материал с белой гладкой поверхностью, не требующей дополнительной обработки, благодаря своим свойствам оказался универсальным.
Заготавливали бересту ранней весной. Саргу (берестяную ленту, или лыко) срезали со ствола по спирали, получая ленты длиной несколько метров. Перед началом работы саргу смазывали льняным маслом и приступали к плетению при помощи кли-
нообразного инструмента — кочедыка. Сшивали полоски такими же берестяными лентами, иногда применяли принцип соединения в прорези.
На бересте писали, рисовали географические карты. Из бересты шили лодки. Берестяные пластины — скалы — подкладывали под тесовые кровли. Даже болотные сапоги, непромокаемые куртки и фуражки можно было сплести из бересты. Берестяными были и ведра, выполненные на основе сколотней — снятой целиком по кругу с деревянного чурбака коры, к которой приделывали дно и ручку.
Но самыми распространенными изделиями были короба, туеса, корзины, чехлы для ножей, плетеные бутылки и шаркуны — погремушки с сухими семечками или камушками внутри. Заплечные кошели с лямками служили чем-то вроде рюкзаков. Они могли быть и двух-
1 Блинов Г. Берестяные сказки // Знание — сила. 1986. № 5. С. 24.
20 |
Часть I. Дизайн и зарождение проектной деятельности |
слойными. Благодаря прекрасной теплоизоляции пища в них долго сохранялась горячей или холодной — по необходимости. Все это было легким и прочным, детали легко поддавались замене и починке.
Туески, лукошки, коробки украшали росписью, тиснением, процарапыванием, а также прорезным орнаментом. В Вологодской области в начале XX в. в качестве сувениров для горожан и дачников делали футляры для очков, сухарницы, конфетницы и подстаканники.
Та же технология, несмотря на кажущуюся архаичность, часто встречается и в произведениях современных дизайнеров и художников. Используя переплетение широких полос, Фрэнк Гери сконструировал кресло с необычными свойствами (рис. 3). Вместо традиционных ножек, спинки и сиденья здесь комбинация нескольких плетеных поверхностей.
Переплетение двух фотоизображений в коллаже художника создает впечатление, будто одна фотография входит в другую и буквально растворяется в ней.
Один из конструктивных принципов, имеющий более чем тысячелетнюю историю, — шарниры.
ВРимско-германском музее в Кельне хранится крошечный бронзовый экспонат — подставка для светильника, состоящая из трех взаимно соединенных шарнирных элементов, благодаря которым она складывается в небольшую палочку. По тому же принципу изготовлялись складные стулья в Древнем Египте и Греции.
ВСредние века на шарнирах мастерили откидные кровати, походные складные столы. Хитроумные шарниры и сочленения, напоминающие панцирь насекомых, применялись в конструкциях рыцарских доспехов. В устройстве тента кареты или автомобиля с откидным кузовом, в конструкции фотоаппарата с раздвижным мехом, рычажных весах, шатунах паровоза мы видим все тот же элемент. В одном случае он позволяет сделать вещь складной и в то же время точно соблюсти