ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.10.2024
Просмотров: 340
Скачиваний: 0
288 Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности
Литература
Аронов В.Р. Художник и предметное творчество. М., 1987. Воронов Н.В. Российский дизайн. М, 2001. Т. 2. Гл. 8, 9, 10.
Назаров Ю.В. Постсоветский дизайн (1987—2000). Проблемы, тенденции, перспективы, региональные особенности. М., 2002.
Соловьев Ю.Б. Советский дизайн. Итоги и проблемы. 1962—1982 // Техническая эстетика. 1982. № 4.
Художественное конструирование в СССР. 1976—1980: Обзор / Под ред. Ю.Б. Соловьева. М., 1982.
П. Беренс. Латунные электрические часы для «AEG». 1910
Вилка и нож с откидными «ножками» Германия, XVII в.
Ложка и вилка. Дорожный прибор. Германия, XVII в.
Орнамент на рукавах народного костюма
Часы солнечные универсальные. Германия, XVIII в.
Рыцарские доспехи. XV в.
Овальные часы Джеймса II со шпиндельным анкерным механизмом. Ок. 1600
Дж. Роули. Модель Солнечной системы. Ок. 1712
Фрагмент экспозиции Всемирной выставки 1851 г. в Лондоне. Верхний ярус
Карета. Начало XIX в.
Л.К. Тиффани. Настольная лампа. Тонированное стекло, бронзовая подставка. Ок. 1900
Ч.Р. Макинтош. Библиотека Школы искусств в Глазго. 1897—1907
А. Муха. Таблицы из альбома-папки |
Рисунки моделей П. Пуаре |
|
для журналов. 1912 |
||
«Образцы декоративно-прикладного |
||
|
||
искусства» («Documents decoratifs»). 1902 |
|
Е. Поленова. Полка.
Абрамцевские мастерские. 1897
Φ. Шехтель.
Особняк Рябушинского. 1900—1902. Парадная лестница
|
Поворотные стенды с проектами |
|
|
рисунков для текстиля, выполненных |
|
3. Захаров. Плакат выставки работ |
учащимися Строгановского училища. |
|
Строгановского училища. 1913 |
Начало XX в. Конструкция из музея |
|
Строгановского училища |
||
|
Г. Ритфелд. Стул «Зигзаг». 1934
К. Малевич. «Первая ткань супрематической орнаментировки». 1919
Г. Ритфелд. Макет дома Шредер в Утрехте. 1924
Тео ван Дусбург. Проект росписи потолка в кафе «L'Audette» в Страсбурге.
1926-1928
3. Быков. Модель абажура
для лампы. 1922. Реконструкция
А. Родченко. Газетный киоск. 1918. Модель выполнена
И. Преснецовой
Н. Суетин. Роспись получашки К. Малевича. 1923
УНОВИС. Проект супрематической росписи трамвая. 1920
А. Родченко. Обложка каталога |
В. Степанова. Проект спортивного |
|
советского раздела Международной |
||
костюма. 1923 |
||
выставки декоративного искусства и |
||
|
||
художественной промышленности в |
|
|
Париже. 1925 |
|
Гран-Пале, Париж. Вход в советский раздел Всемирной выставки 1925 г. Вокруг фотографии — проекты рисунков для набивной ткани В. Степановой (1924)
В. Гропиус. Кабинет директора «Баухауза» в Веймаре. 1923
У. Коте. Радиоприемник «Ekco AD 65». 1934. Корпус выполнен из бакелита
А. Дейнека. Агитплакат. 1931 |
Кассандр (А. Мурон). Рекламный плакат |
|
|
|
трансатлантической линии. 1931 |
«5 в 4». (Пятилетку в четыре года). Агиттекстиль. 1930-е
P. Лоуи. Реклама междугородних перевозок Междугородний автобус.
1954
Автомобили компании «форд» «Lincoln Blackwood» и «Mercury». 1999. «Янтарная» тонировка стекол введена главным дизайнером компании Дж. Маисом
P. Лоуи. Сигареты «Lucky
Strike». 1942
Американская кухня. 1950-е
Кресло-автомобиль. 1980-е
Φ. Старк. Телевизор «Zeo-galaxy 36 Kid». 1996. Производство компании «Томсон»
Р. Роджерс и Р. Пиано. Фрагмент фасада Центра им. Ж. Помпиду. 1977
А. Иссигонис. Автомобиль «Моррис Мини Майнор». 1959. Раскраска автомобиля выполнена в духе поп-арта уже в 1960-е
Ульмская школа. Проект городского автобуса для Гамбурга. 1960-е
Э. Шпикерман и студия «Мета-дизайн». Система визуальных коммуникаций для берлинского городского транспорта.
1990-е
X. Эсслингер. Студия «Фрог-дизайн». Роликовые коньки. 1979
X. Соммерлат. Интерьер аэробуса А-300.
1968-1975
И. Хосоэ. Настольная лампа «Журавль». 1994
X. Курамата. Прозрачное кресло «Мисс Бланш» с цветками роз в толще оргстекла. 1989. Производство фирмы «Hishimaru»
Мотоцикл
«Kawasaki».
1980-е
Портативный
телевизор «Sony». 1959
X. Курамата. Вертикальный комод. 1970. Выпускается итальянской фирмой «Cappellini»
Μ. де Лукки. Телевизор. 1980
Μ. Беллини. Кассовый аппарат «Дивисумма». 1972. М. Ниццоли.
Пишущая машинка «Lettera» для фирмы «Оливетти». 1950. Э. Соттсасс. Пишущая машинка «Валентине)». 1969. Экспозиция Музея прикладного искусства в Кельне
Д. Джакоза. Автомобиль «Фиат Нуова 500». 1957
Дж. Коломбо. Сиденье-труба. 1969
Автомобиль «Победа». 1943—1945. Дизайнер В. Самойлов, главный конструктор В. Липгарт
Техническая эстетика. Обложка журнала. 1977. На обложке — фрагмент проекта А.П. Ермолаева, Т.С. Рубцовой, А.В. Симоновой «Конструктор "Эпо-
кси"» (Экспериментальное пропедевтическое оборудование для сюжетно-ролевых игр). 1976
Коллектив авторов под рук. Д.А. Азрикана и Д.Н. Щелкунова. Дизайнпрограмма «Союзэлектроприбор» — система электроизмерительной техники, состоящая из унифицированных блоков приборов, рабочих мест и решения производственных помещений и графической части корпоративного стиля. 1980—1981
ВНИИТЭ (Всесоюзный научноисследовательский институт технической эстетики). Автомобиль «Макси». 1967
Дипломный проект студента Нижегородского архитектурно-строительного университета М. Ефремова. Самолет вертикального взлета и посадки. Руководитель проф. О. Орлов. 2004
Дизайн-бюро «Новые транспортные технологии». Пригородный электропоезд ЭМ-4 «Спутник». 2002—2004
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Дизайн и инновации
Трудно исследовать динамику развития, когда конечная точка находится в бесконечности. История дизайна — лишь фрагмент обозримого исторического периода.
Особенно сложно рассматривать материал актуальный, да еще в такой период, как перелом тысячелетий.
В конце 1980-х гг. в мировом дизайне складывалась установка на инновационность. Дизайн становился генератором инноваций, в том числе и технико-технологических1. Новизна, формально-композици- онное или технологическое отличие каждой следующей разработки, наличие философского подтекста рассматривались как условие полноценного функционирования дизайна.
Все дизайнерские инновации имели социальную природу, считает К. Леман, оценивая учреждение в 1987 г. Европейской премии в области дизайна. Изделие дизайна — лишь конечный продукт, базирующийся на историческом развитии идей2. В том числе и идей формаль- но-композиционных. По образу вещи мы часто определяем ее временную принадлежность.
В 1990-х гг. в ряде изданий и устройстве выставок был использован принцип группировки материала по формально четко различимым стилям и направлениям, как когда-то это делал Эль Лисицкий. Подобное выделение микростилей позволяет не придерживаться одной концепции, а разнообразить культурный ландшафт дизайна.
См.: Тимофеева М.А. К проблеме инновации в зарубежном дизайне // Труды ВНИИТЭ. Серия «Техническая эстетика». Творческие направления в современном зарубежном дизайне. М., 1990.
2 См.: Там же. С. 13.
290 Заключение
В ежегоднике 2003 г., составленном участником выставок группы «Мемфис» Каримом Рашидом (Лондон), снова представлен веер стилей и направлений. На сей раз предложены такие «этикетки»: «Футуретро», «Неокич», «Феномены», «Органика», «Приукрашивание», «Многосложность», «Минимум», «Техно».
Ежегодник насыщен довольно странными вещами, само назначение которых нередко можно прояснить, только прочитав подпись. Пластиковая объемная форма, что-то вроде подлокотника, — для более удобного лежания на траве. Белый угловатый объект размером с квадратный диван, но треугольной формы с тремя углублениями — своеобразный шезлонг для троих. К многим предельно простым креслам или сиденьям пристроены небольшие столики для портативного компьютера. Появилось гораздо больше вещей самодостаточных, самостоятельных, вещей-технологий.
Англичанин Том Диксон экспериментирует с нитями расплавленного пластика. В зависимости от цвета и толщины пластикового шнура получается то блюдо для фруктов, то стул. Подвесной светильник над обеденным столом Карла Отто Платца из Германии совсем непохож на люстру. Фактически это горизонтально подвешенный лист толстого прозрачного пластика с впаянными внутрь маленькими светодиодами. Динамики стереосистемы, придуманные японским дизайнером Хироюки Мацусима, раскачиваются, как травинки на тонких ножках, прикрепленные к полусферической подставке. Появились предметы, облик которых напоминает коллаж, комбинацию из уже готовых технических элементов-загото- вок. В них нет ни корпуса, ни начинки, иногда отсутствуют даже органы управления — лишь дистанционный пульт с кнопками.
Кажется, что дизайнеры состязаются с декораторами научно-фан- тастических фильмов.
Какие-то вещи напоминают изделия Филиппа Старка. Получается, что его дизайн, когда-то воспринимавшийся как отказ от дизайна и проповедь не-вещей для не-потребления, радостно привился как новая стилевая органическая система. На основе некоторых модных тенденций сформировался своеобразный канон дизайна начала 3-го тысячелетия, дизайна, отбросившего узнаваемость родовой принадлежности вещей.
Основным формообразующим элементом во многих изделиях становится плоскость, поверхность, структура, даже ткань. Однако эти ткани обладают необычными свойствами: они жесткие, полупрозрачные, термостойкие, эластичные и необыкновенно прочные. От угло-