Файл: Курс подготовки к собеседованию.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.10.2024

Просмотров: 36

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯАНТИКВА,ВЕНЕЦИАНСКАЯАНТИКВА

(HUMANISTSERIF,VENETIANSERIF)

Собирательное название ранних антиквенных шрифтов,

восновном применявшихся венецианскими типографами конца XV века, отсюда название. Иногда выделяется

вотдельную группу классификации Humanist (гуманистическая антиква). Форма знаков основана на дуктальном принципе. Шрифты характеризуются умеренным контрастом, мощными короткими засечками, хорошо выраженным наклоном осей овалов. Пропорции знаков довольно широкие, знаки разноширинные. Круглые элементы имеют каллиграфические изломы, каплевидные элементы угловатые. Засечки чуть прогнутые. Соотношение величины строчных и прописных близко к золотому сечению. В оригинальных венецианских шрифтах этого периода не было курсивов, изобретенных позже. Характерная особенность – наклонная перекладина у строчной «е». Наиболее характерные шрифты этого типа – шрифты

венецианского типографа и словолитчика Николая Йенсона

(Nicholas Jenson, работал в 1470-80 гг.). Шрифты: Centaur, Clifford, Cloister, Adobe Jenson, Lutetia, Trajanus.

ГАРАЛЬДЫ,ИТАЛО-ФРАНЦУЗСКАЯАНТИКВАСТАРОГО СТИЛЯ(GARALDES)

Собирательное название группы ранних антиквенных шрифтов, основанных на шрифтах венецианского типографа

ииздателя Альда Мануция (Aldus Manutius, 1447–1515)

работы болонского гравера Франческо Гриффо (Francesco Griffo, ок. 1450–1518) и парижского словолитчика Клода Гарамона (Claude Garamond или Garamont, ок. 1490–1561).

Название «Гаральды» означает шрифты, близкие к Гарамону

иАльду. Развитие венецианской антиквы в конце XV–XVI в.в. Название придумано французским исследователем типографики Максимилианом Воксом (Maximilien Vox)

в 1954 г. Форма знаков похожа на структуру предшественников и еще основана на дуктальном принципе, но заметно меняется под воздействием типографской практики и теорий построения шрифта Луки Пачоли (Luca Paccioli, ок. 1445–1514) и Жоффруа Тори (Geoffroy Tory, 1480–1533).

Шрифты характеризуются небольшим контрастом, пропорциями золотого сечения, разноширинностью знаков, плавным присоединением засечек, наклонными осями овалов. Засечки становятся более длинными и острыми, верхние выносные элементы обычно заметно выше прописных. Впервые у Альда применяется строчной курсив с небольшим наклоном как альтернативный текстовой шрифт, но затем курсив рассматривается как дополнительное начертание к прямому, он согласовывается по размеру, цвету и форме, в нем появляются наклонные прописные.

страница 10 краткий курс для подготовки к собеседованию


В курсиве наклон у прописных меньше, чем у строчных. Строчные курсивные знаки имеют разный наклон.

Примеры: Bembo, Dante, Adobe Garamond, Stempel Garamond, Granjon, Poliphilus, Sabon.

ГОЛЛАНДСКАЯАНТИКВАСТАРОГОСТИЛЯ(DUTCHOLD STYLESERIF)

Собирательное название группы антиквенных шрифтов, основанных на работах голландских пуансонистов

XVII века Кристоффела ван Дейка (Christoffel van Dijck, 1601–69), Дирка Воскенса (Dirck Voskens, ум. ок. 1669),

Миклоша Киша (Kis Miklos, 1650–1702) и др. Дальнейшее развитие форм гаральдов (итало-французской антиквы XVI в.), более качественно выполненной. При сохранении традиционной структуры антиквы старого стиля отличается постепенным нарастанием особенностей, свойственных глиптальным шрифтам (увеличение контраста и насыщенности, более острые засечки, оси овалов более вертикальны). Шрифты характеризуются также достаточно узкими пропорциями и более крупным очком строчных. Рост прописных приближается к высоте верхних выносных элементов. В Курсиве наклон у прописных меньше, чем у строчных. Строчные курсивные знаки имеют разный наклон. Угол наклона строчных знаков в курсиве больше, чем во французской антикве. Примеры: Ehrhardt, Janson, Kis, Van Dijck.

АНГЛИЙСКАЯАНТИКВАСТАРОГОСТИЛЯ(ENGLISHOLD STYLESERIF)

Собирательное название антиквенных шрифтов первой половины XVIII в., созданных в Англии на основе голландской антиквы. Наиболее характерные шрифты этого типа – шрифты лондонского типографа и словолитчика Уильяма Кэзлона Старшего (William Caslon

I, 1692–1766). Форма знаков по традиции повторяет более раннюю антикву старого стиля, но детали почти целиком определяются глиптальным принципом изготовления.

Контраст и насыщенность знаков увеличиваются, засечки становятся тоньше и острее, Оси овалов почти вертикальны. Пропорции знаков разноширинные. В курсиве наклон у прописных меньше, чем у строчных. Строчные курсивные знаки имеют разный наклон. Углы наклона знаков в курсиве значительные. По немецкой классификации эти шрифты относятся к группе антикв барокко, то есть переходной. По английской классификации это последняя разновидность шрифтов старого стиля.

страница 11 краткий курс для подготовки к собеседованию

ПЕРЕХОДНАЯАНТИКВА,АНТИКВАПЕРЕХОДНОГОСТИЛЯ

(TRANSITIONALSERIF)

Наз. также антиква барокко. Шрифты начала и середины XVIII в, в которых сочетаются черты антиквы старого стиля, обусловленные процессом писания широким пером,

иэлементы антиквы нового стиля, форма которых определяется только процессом гравировки на металле. Форма переходной антиквы практически не имеет связи с антиквой старого стиля и строится по глиптальному принципу, в соответствии с процессом рисования, а затем гравировки металлических пуансонов. Знаки ее имеют больший контраст, соединительные штрихи и засечки тоньше, чем в антикве старого стиля. Скругления засечек в местах соединения с основными штрихами слабо выражены. Оси овалов у некоторых знаков вертикальные, у некоторых имеют небольшой наклон. Наклон в курсиве строчных

ипрописных знаков становится более одинаковым. Угол наклона знаков в курсиве средний. Примеры: Baskerville, Caledonia, ITC Charter, Fournier.

АНТИКВАНОВОГОСТИЛЯ(MODERNSERIF)

Классицистическая антиква (Neoclassical) Собирательное название группы контрастных шрифтов с тонкими нескругленными засечками, строго вертикальными осями овалов, близкими по форме к окружности каплевидными элементами. Пропорции знаков стремятся

кодноширинности. Общая форма знаков обусловлена глиптальным принципом. Антиква нового стиля была разработана в конце XVIII в. типографом и пуансонистом Фирменом Дидо (1764–1836) во Франции, Джамбаттиста Бодони (1740–1813) в Италии и Юстусом Эрихом Вальбаумом (1768–1839) в Германии и широко применялась до 1-й трети ХIХ в. В России этот тип шрифтов под названием Обыкновенные применялся вплоть до середины ХХ в. Примеры: разные варианты Didot, Bodoni, Walbaum. Кроме того,

кантикве нового стиля можно отнести т.н. Англошотландскую антикву.

АНГЛО-ШОТЛАНДСКАЯАНТИКВА(SCOTCHMODERN)

Собирательное название шрифтов, промежуточных по форме между переходной антиквой и антиквой нового стиля, контрастных, с длинными тонкими засечками с

небольшим скруглением. Наиболее характерные шрифты этого типа – шрифты лондонского словолитчика Ричарда Остина (Richard Austin, ок. 1765–1830). Примеры: Bell, Bulmer, Scotch Roman.

страница 12 краткий курс для подготовки к собеседованию


БРУСКОВЫЕШРИФТЫ(SLABSERIF)

Собирательное название шрифтов c мощными засечками прямоугольной формы без скруглений или с небольшим скруглением в местах присоединения к основным штрихам, имеют малый контраст между основными и соединительными штрихами или полное отсутствие контраста, крупное очко строчных знаков. Первые подобные шрифты появились в Англии в начале XIX в. В соответствии с формой овалов и засечек, наличием или отсутствием контраста и степенью разноширинности брусковые шрифты делятся на подгруппы Египетских, Геометрических, Гуманистических брусковых шрифтов и брусковых шрифтов типа Кларендон. Кроме того, в эту группу также иногда относят брусковые шрифты с обратным контрастом (Итальянские).

ЕГИПЕТСКИЕШРИФТЫ(EGYPTIANSERIF)

Собирательное название ранних брусковых шрифтов. Первый известный египетский шрифт появился в 1815 г. в каталоге лондонского словолитчика Винсента Фиггинса

(Vincent Figgins, 1766–1844). Характеризуются почти полным отсутствием контраста между штрихами, одноширинным построением, вертикальной осью овалов, мощными прямоугольными засечками без скруглений. Название связано с Египетским походом Наполеона Бонапарта (1799), в результате которого в Европе узнали о цивилизации Древнего Египта, а также с названием французского фрегата Egyptienne, захваченного англичанами в 1802 г. и приведенного в Лондон в качестве трофея.

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕБРУСКОВЫЕШРИФТЫ(GEOMETRIC SLABSERIF)

Собирательное название шрифтов c прямоугольными засечками, построенных на основе простейших геометрических форм – окружности, квадрата, равностороннего треугольника. Эти шрифты появились в 20–30-х гг. ХХ в. как модификация модных геометрических гротесков. Характеризуются почти полным отсутствием контраста, прямоугольными засечками без скруглений, выраженной

разноширинностью, овалами, близкими по форме к окружности. В некоторых шрифтах только прямые начертания, в других имеются наклонные. Угол наклона знаков небольшой и средний. Также к этой подгруппе можно отнести акцидентные брусковые шрифты с овалами, близкими по форме к квадрату и прямоугольнику. Примеры: City, ITC Lubalin Graph, Memphis, Stymie, Rockwell.

страница 13 краткий курс для подготовки к собеседованию

ГУМАНИСТИЧЕСКИЕБРУСКОВЫЕШРИФТЫ(HUMANIST SLABSERIF)

Собирательное название брусковых шрифтов на основе Гуманистических гротесков, частично напоминающие венецианскую Гуманистическую антикву старого стиля, но малоконтрастные и с мощными прямоугольными засечками. Поскольку в последнее время разработано много гуманистических гротесков, параллельно создаются гуманистические брусковые шрифты. Как правило, в этих шрифтах присутствуют настоящие курсивы. Углы наклона знаков в курсивах могут быть как малые, так и значительные.

Примеры: PMN Caecilia, Joanna, ITC Officina Serif.

ИТАЛЬЯНСКИЕШРИФТЫ(ITALIAN)

Разновидность брусковых шрифтов с обратным контрастом, у которых горизонтальные штрихи толще вертикальных. Появились в первой половине XIX века, но пользовались также большой популярностью в конце XIX

– начале ХХ века как акцидентные. Как правило, в этих шрифтах нет наклонных начертаний. Примеры: Figaro, Playbill, Old Town.

АКЦИДЕНТНЫЕИДЕКОРАТИВНЫЕШРИФТЫ.

К этой группе относятся шрифты, не укладывающиеся в предыдущие группы классификации, а также специально предназначенные для акцидентного набора и имитирующие определенный исторический стиль или декоративную обработку формы, например, Модерн, Ар Деко, оп-арт, контурные, выворотные, трехмерные, фактурные, орнаментальные, трафаретные, машинописные, экранные, с рваным контуром и т.д.

РУКОПИСНЫЕИКАЛЛИГРАФИЧЕСКИЕШРИФТЫ.

К этой группе относятся шрифты, по рисунку имитирующие чей-то почерк или каллиграфический стиль, но не относящиеся к готическим и древнерусским, которые выделены в отдельные группы. Рукописные шрифты делятся в зависимости от пишущего инструмента на шрифты, имитирующие письмо ширококонечным пером, остроконечным пером, кистью и другими инструментами (карандаш, фломастер, шариковая ручка и т.д.). Кроме того, рукописные шрифты могут быть связные (где каждая буква соединяется с соседними) и несвязные (где каждая

страница 14 краткий курс для подготовки к собеседованию


буква стоит отдельно). Возможны также промежуточные (полусвязные) формы, где соединяется только часть букв или буквы соединяются только с одной стороны. Рукописные шрифты применяются для акциденции и для набора учебной литературы (прописи).

ГОТИЧЕСКИЕШРИФТЫ(BLACKLETTER,BROKENSCRIPT)

Собирательное название наборных шрифтов, по рисунку имитирующих средневековые рукописные почерки ширококонечным пером, распространенные в XIII-XVI веках главным образом в северной Европе. Их буквы характеризуются, как правило, узкими пропорциями, сильным контрастом, изломами штрихов, большой насыщенностью и высокой декоративностью. Существует несколько основных форм готических почерков: Текстура, Ротунда, Бастарда, Швабахер, Фрактура, Канцлей. Первые наборные шрифты XV века повторяли форму наиболее распространенных готических почерков и в дальнейшем применялись параллельно с наборной антиквой, практически выйдя из широкого употребления только в ХХ веке. Сейчас применяются в основном как акцидентные. См. также Готические шрифты в разделе Классификация.

СТАРОСЛАВЯНСКИЕШРИФТЫ.

К этой группе относятся шрифты, по рисунку имитирующие средневековые кириллические почерки ширококонечным пером, распространенные в X-XVIII веках главным образом в восточной и южной Европе. Существует четыре основных вида кириллических почерков: устав, полуустав, скоропись, вязь, а также их переходные формы. Первые наборные кириллические шрифты XV-XVI века повторяли форму рукописного полуустава. После реформы Петра I начала XVIII века полууставные шрифты сохранились только для церковного употребления. Позднее на основе исторических форм появились стилизации старославянских шрифтов. Сейчас применяются в основном как акцидентные.

страница 15 краткий курс для подготовки к собеседованию

НЕАЛФАВИТНЫЕИСИМВОЛЬНЫЕШРИФТЫ.

К этой группе относятся комплекты специальных знаков (математические, лингвистические, фонетические, химические, астрономические, электротехнические, архитектурные, картографические, нотные, шахматные, клавиатурные и т.д.), линейки, бордюры, орнаменты, виньетки и другие наборные украшения. Также сюда относятся комплекты политипажей на различные темы

ипиктограммы (дорожные, спортивные, туристические

ит.д.).

ГЛИПТАЛЬНЫЕШРИФТЫ(GLYPTALTYPES)

От греч. Glyptos — вырезанный.

Шрифты, форма которых образована процессом вырезания букв из металла или другого твердого материала. Получили широкое распространение после изобретения в Европе набора подвижными литерами и книгопечатания. Условно к этой категории можно причислить также рисованные шрифты. См. также дуктальные шрифты

страница 16 краткий курс для подготовки к собеседованию


ЛОГОТИ ́П

(от др.-греч. λόγος — слово + τύπος — отпечаток) — оригинальное начертание полного или сокращённого наименования организации или товара. Логотип является словесной частью товарного знака.

1) Литеры с наиболее употребимыми слогами или словами. Несколько литер, не изменяющих свою основную форму, на одной общей ножке.

(2) Кроме того, логотипом или лого сейчас называется любая фирменная надпись, включая шапку газеты, название журнала, название телепередачи, название фирмы или продукта, где использован рисованный или переработанный наборный шрифт.

АББРЕВИАТУ ́РА

(итал. abbreviatura от лат. brevis — краткий). В старинных рукописях и книгах сокращённое написание слова или группы слов. В современных изданиях любое сокращённое слово или словосочетание.

ЛИГАТУРА(LIGATURE)

Лигатура - от лат. ligare – связывать.

Знак (символ), объединяющий две (и более) буквы. Как правило, в лигатуре знаки меняют свою форму по отношению к самостоятельному варианту. В русском языке лигатуры не применяются. В латинице принято

9 стандартных лигатур ae, AE, oe, OE, fi, fl, ff, ffi, ffl, из них только первые 6 входят в основную латинскую кодировку. Кроме того, в курсивах и рукописных шрифтах могут применяться как лигатуры сочетания as, ct, st и других букв. Лигатуры также используются для обозначения дифтонгов ae, AE, oe, OE.

ТОВА́РНЫЙЗНАК

— обозначение (словесное, изобразительное, комбинированное или иное), служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей.

страница 17 краткий курс для подготовки к собеседованию

ТОРГОВАЯМАРКА

обозначает организацию, которая не производит собственных товаров, а торгует товарами других фирм.

© ЗНАКCOPYRIGHT

знак авторского права. Привилегия автора эксклюзивно распоряжаться плодами своего ума.

® РЕГИСТРАЦИОННЫЙЗНАК

присваивается после юридической регистрации продукта.

АКЦИЗНАЯМАРКА

степень защиты товара. Свидетельство того, что товар подлинный, прошел сертификацию, выпускающая фирма уплатила все налоги и тд.

КОРПОРАТИВНЫЙСТИЛЬ

(или фирменный стиль, англ. corporate identity) —

набор графических форм и принципов построения, объединённых одной идеей, основная задача которых

— выделить компанию среди себе подобных и создать узнаваемый образ в глазах потребителей.

ПИКТОГРА́ММА

(от лат. pictus — рисовать и греч. γράμμα — запись)

схематическое изображение различных предметов и явлений. Стилизованное и легко узнаваемое графическое изображение, упрощенное с целью облегчения визуального восприятия. Пиктограмма

усиливает характерные черты изображаемого предмета. Мы встречаемся с пиктограммами везде — значки, обозначающие больницу (красный крест), въезд на стоянку (буква P), туалет (треугольные человечки)

это пиктограммы.

страница 18 краткий курс для подготовки к собеседованию