Файл: выготский развитие психики.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.10.2024

Просмотров: 447

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Спиноза (Spinosa d'Espinosa) Бенедикт (1633 —1677) —см, т. 1, с. 464.

Иенш (Jaensch) Эрик (1883 —1940) —см. Т. 1, с. 464.

Бэкон (Весоп) Френсис (1561—1626) —см. т. 2, с. 483.

Спиритуализм—объективно-идеалистическое философское воззрение, рас¬

сматривающее дух в качестве первоосновы Действительности, как особую бесте¬

лесную субстанцию, существующую вне материи и независимо от нее.

Рамон-и-Кахаль (Ramon-y-Kajal) Сантьяго (1852—1934)—испанский гисто¬

лог. Своими исследованиями обосновал нейронную теорию строения нервной

системы. Автор классических работ о строении сетчатки глаза, спинного мозга,

мозжечка. Разработал ряд специальных гистологических методик.

Нейрат (Neurat) Отто (1882—1945) — австрийский философ, социолог,

экономист. Философские и социологические взгляды Нейрата эклектически соеди¬

няют тенденции стихийного, естественнонаучного материализма со взглядами

логического позитивизма. Видя в установлении единства знаний важнейшую

задачу философии науки, полагал, что его можно достичь с помощью «унифициро¬

ванного языка науки»; основное внимание уделил переводу на такой «язык»

высказываний по психологии и социологии.

Блейлер (Bleuler) Эйген (1857—1939) —см. т. 1, с. 464; т. 2, с. 482.

Шеррингтон (Sherrington) Чарлз Скотт (1859—1952) — английский физи¬

олог. Основные труды по физиологии центральной нервной системы. Особое

значение имеют работы по изучению законов рефлекторной деятельности спинно¬

го мозга. Работы Шеррингтона обогатили физиологию новыми данными о

соотношении процессов возбуждения и торможения, о природе мышечного тонуса

и его нарушениях. Сформулировал принцип конвергенции возбуждений и принцип

«воронки».

Кац (Katz) Давид (1884—1953) — западноевропейский психолог. Разрабатывал

широкий круг вопросов теоретической, экспериментальной, сравнительной, генети¬

ческой, социальной психологии. Значительное внимание уделял вопросам детской

психологии. В интерпретации ряда вопросов был близок к гештальтпсихологии, но не

считал возможным подводить под понятие гештальта все проявления психики, в

Частности связанные с формированием личности.


Дриш (Drisch) Ганс (1867—1941) — см. т. 1, с. 468.

Имеется в виду книга Ж. Пиаже «Речь и мышление ребенка» (М.; Л., 1932).

Фихте (Fichte) Иоганн Готлиб (1762 —1814)—немецкий философ и обще¬

ственный деятель, представитель немецкого классического идеализма.

К вопросу о многоязычии в детском возрасте

1. Статья «К вопросу о многоязычии в детском возрасте» написана в 1928 г. Впервые опубликована в 1935 г. в кн.: Л. С. Выготский. Умственное развитие детей в процессе обучения. М.;. Л., 1935. Печатается по тексту первой публикации с сокращениями, обозначенными <...>.

360

ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ

Аристотель — 87, 316, 355, 356 Арсеньев В. К.—73, 346 Ах Н.—54, 101, 103, 104, 107, 218, 231, 232, 277, 288, 355

Басов М. Я.— 93, 121, 323, 356

Бастиан А.— 85, 355

Башушинский—181

Бергсон А.—216, 240, 253, 359

Берт С—194, 358

Бехтерев В. М.—52, 206, 237, 357

Бине А.—51, 52, 55, 128, 157, 210, 212,

236, 237, 252, 255, 306—309, 355 Блейлер Э.—281, 282, 360 Блонский П. П.—63, 133, 141, 194, 213,

256, 261, 355 Боген X.—157

Болдуин Д.—141, 178, 320, 324, 357 Брайль Л.—38, 299, 302, 355 Буридая И.—65, 276, 355 Бэкон Ф.—278, 289, 290, 360 Вэц А.—245, 359 Бюлер К.—32, 50, 123, 124, 127, 137—

139, 145, 167, 169, 188, 222, 226, 292,

293, 318, 323, 341, 355 Бюлер Ш.—164, 165, 184, 186, 187, 358

В

Валлон А.—169, 358 Ваагеманн Н.—74

Вернер Г.—49, 63, 95, 115, 118, 140 Вуидт В.—35, 44, 45, 48, 49, 51, 88, 106, 115, 180, 195, 292, 355

Гегель Г. В. Ф.—57, 89, 113, 143, 290,

355, 357

Геллер Т. О.—237, 238 Геринг Э,—138, 224, 239, 357 Гессен—195 Гетцер Г.—185, 186, 188, 194, 196, 198,

199, 262, 325

Гёте И. В.—118, 149, 357 Геффдинг Г.—112, ИЗ, 127, 254, 357 Гуссерль Э.—14, 354

Д

Даль В. И.—173, 358

Данте —355

Дарвин Ч.—14, 96, 97, 125, 137, 138, 170,

354

Декарт Р.—291

Делакруа А.—178, 199, 324, 358 Джемс У,—66, 118, 279, 286—288, 355 Дженнингс Г.—32, 33, 34, 56, 90, 268,

269, 318

Дильтей В.—14, 96; 354 Достоевский Ф. М.—19 Дриш Г.—318, 360 Дьюи Д.—87, 355, 356

Ж

Жанэ П.—141, .142, 290, 346, 357

3

Зельц О.—355 Зигварт X.—85, 355

И

Иенш Э. Р.—263—265, 269—271, 303, 360

К

Калл Э.—87, 88

Кац Д.—303, 360

Келер' В.—64, 71, 117, 122, 125, 131,

132, 138, 139, 143, 157, 158, 167, 189,

218—224, 228, 262,, 264, 266, 275, 303,

317, 323, 355

Клапаред Э—135, 286, 327, 357 Компейрэ Г.—252 Коффка К.—95, 123, 137, 138, 354, 356,


357 Кречмер Э.—35, 84, 112, 140, 144,

282—284, 288—290, 315, 355 Крупская Н, К.—359 Кэглэ Л. А. Ж.—103, 356 Кюльпе О.—51," 52, 355

Л

Лазурский А. Ф.—356

Лай В. А.—204, 294—297, 358—359

361

именной указатель

Ламарк Ж.-Б.—137, 138, 357

Лайге Н. Н.— 358

Леви-Брюль Л.—68, 74, 345. 354—355

Левин К.—91, 92, 96—98,' 119, 120,

280—284, 356 Леонардо да Винчи—19 Леонтьев А. Н,—207, 247. 248, 352,

359—360.

Линдворскии И.—149 Липманн О.—157. 265—267 Лихтенберг Г.—85. 355 Лурия А. Р.—189, 358

М

Маркс К.—56, S8, 77, 80, 82, 89, 98, 114,

146 Мейман Э.—215, 226, 239, 245, 254. 288,

297, 323, 350' Меркель Ф.--108, 357 Мечников И. И.— 60, 355 Монтессори М.—194—198, 358 Мухов М.— 197 Мюллер Г.—224, 249, 359 Мюнстерберг Г.—14. 108, 354

Н

Нейрат О.—279, 360

П

Павлов И, П.—54, 55, 66, 67. 78, 79,

81—83, 86, 224, 257, 287, 355 Пиаже Ж—135, 141, 146, 256, 320—322,

326, 327, 357, 360 Платон—356 Полицер Ж,—84, 85, 355 Потебня А. А,—171—173, 358

Рамон-и-Кахал С,—278, 279, 360

Раншбург—202

Рево д'Аллон—216, 218

Рибо Т.—211—213, 216, 231, 236, 359

Ронжа—331—333

Рубин Э.—217, 359

Спиноза Б,—253, 254, 276. 277, 288, 291, 360

Титченер Э.—99, 100, 102—105, 107, 213—216, 224, 354, 357, 359

Толстой Л. Н.— 67, 306

Торндайк Э.—132, 139. 152; 153, 294,295, 297. 306—309. 31i; 312, 327, 357

Трошин П. Я.—193, 236, 358

Тудер-Гарт—262

Турнвальд Р.—68, 73, 75, 83, 355

Уитней—88

Уотсон Дж,—52. 143, 321. 355

Ухтомский А, А,—224, 359

Ф

Файнингер — 354

Федорчёнко—162

Фихте И.—324, 360

Фолькельт Г.—50, 93, 94, 116—118, 122,

322, 355

Фребель Ф.—197, 358 Фрейд 3.—20, 59. 240, 321, 354 Фуко М.—217

Холл С—133, 357

Ш

Шарко III.— 357

Шахматов А, А.—173, 358

Шекспир У.—19, 254

Шеррингтон Ч.—285, 287, 360

Шпрангер Э.—20, 22, 327, 355

Штерн В.—97, 121, 130, 162, 163, 167—

170, 176, 181, 189, 197, 226, 255, 259,

260, 298, 332, 348. 356

Сеген Э.—148, 198, 236, 237, 357—358 Селли Д.—186, 187, 358 Семон А.—239 Сепп Е. К,—333 Солье П.—236, 237

Эдингер Л.—167

Элиасберг В.—148, 226—228, 231—235,

259, 260 Энгельс Ф.— 6, 56, 58, 77, 80, 82, 89. 98,

ИЗ, 114, 290 Эпштейн—329—334


362

ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ

А

Абстракция

роль внимания в абстракций—

226—231 Активность человека

воздействие на ситуацию—71—

73

воздействие на другого челове¬ка—73

воздействие на процесс—73

система активности (по Г. Джен-

нингсу)—32—34 Анализ

вещи—94, 95, 103

генетический—100

динамический—100

задачи—95/96

кондиционально-генетяческии—

97, 99

процесса — 95, 103

субъективный интроспектив¬ный—98, 104

феноменологический—97 Аномальный ребенок

воспитание — 299

образование понятий—270, 272,

273'

обходные пути развития—38. 39,

147, 148, 299—302

обучение чтению и письму —

198—200, 301

овладение поведением—148, 149

развитие высших психических

функций —36—39, 147, 149, 166,

202, 232, 299—302 Антропоморфизм—138 Арифметические операции

у аномальных детей—202

у дошкольников — 201, 296 обучение арифметике — 204, 292—294, 296, 304, 310, 311. 314 овладение знаком — 203

у школьников — 296 Ассоциация — 75, 112

и волевой процесс—215,

236—238

методика двойной стимуляции—

207—210

непосредственное •—208

непроизвольное — 99, 100, 211.

212, 215, 217, 218, 238

овладение вниманием — 216

опосредованное — 208, 209, 211,

217, 228, 230

произвольное —99, 100, 210—

213, 215—218, 221, 222, 226, 233,

238

В реакции выбора—218—222,

228—231, 238, 274

как рефлекс —205, 212

роль в абстракции—226—231

роль знака—224—226, 230, 231,

236, 244

стадии развития—213—215

теории

Г. Мюллера—224 Рево д'Аллона —216, 218 Т. Рибо —211, 212 Э. Титченера —213, 214

установка внимания—222—224 Воля—112, 118, 119, 127, 274, 279—281, 288, 289

волевое действие — 274, 279, 280,

282—284, 286, 287, 327

волевой акт—'66

развитие —14, 289, 290

свобода воли—72, 276—278, 287,

290, 291 Врастание в культуру—19, 31, 291. 292,

297, 303, 327 Вращивание

мнемотехнических приемов—


161, 162, 248—250

и развитие речи—162, 163

типы—160, 161 Выбор—112, 157, 274, 275, 277, 278,

282, 284, 286

Д Дуализм —14, 15

В

Внимание

у аномального ребенка-

-232-238

Жест

Ж

как зрительный знак—180, 182, 184

363

ШЕДМЕХНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ

и игра—182

и пиктографическое письмо— 180

и рисование—181, 184

указательный—143, 144

Жребий—66—70, 275—277, 279, 282

Знак—78, 81, 82, 86, 87, 89, 116, 131, 146, 148, 154, 159, 169, 175, 207, 326

и значение—169, 170, 172, 174, 176, 231

искусственный—117 овладение знаком—203 письменный знак как символ первого и второго порядка—191, 194

сигаификация—80, 81, S6 как средство воздействия—141 употребление—87, 117, 161

И

Игра—182, 259, 325 Истерия-т-281, 283, 284, 288—290

Л

Личность—315—317

развитие—315—317, 321, 323,

324

«я»—320, 324, 325

М

Метод

аналитический—99 двойной стимуляции—207—210 интерпретации—49 раздражения, выражения я реак¬ции (В. Вундта) —45, 48 роль инструкции—53, 54, 104 самонаблюдения—44, 46, 54 стимула—реакции—41, 43, 47 условных рефлексов—26, 48 экспериментально-генетиче¬ский—95

экспериментальные—44, 47, 50, 51, 52, 57

Мировоззрение—315—317

развитие—315, 316, 320, 321, 323, 325

Мозг—12, 27, 140

Мотив —66, 274—276, 279

борьба мотивов — 68, 274—276,

284—286

вспомогательные — 279, 281, 284,

288

стимулы-мотивы—277, 284

Многоязычие—329—337 Мышление

арифметическое—75, 76

безобразное—52

доречевое—262, 263

животных—262, 268, 303

задача в мышлении—264, 266,

267, 269

конкретное—269, 273

магическое—17, 157

натуральное—272, 317, 318

образное—269

обходный путь (в решении за¬дач)—266

отвлеченное—302

планирование—267

и представление—263, 264

примитивное—29, 68

причинное — 270

развитие мышления—254, 255,

256, 258—261, 265, 293, 313

речевое—268, 269, 326

и речь—254—261, 265, 269; 270,