Файл: выготский развитие психики.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.10.2024

Просмотров: 452

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

292, 313, 335, 336

и решение задач—266, 272, 311,-

312

синкретическое—256, 257, 269,

270, 326

средства мышления—267

эйдетическое—263—265, 270

Н

Навык

и подражание—131 речедвигательный—¦ 12 Намерение—119, 254, 280, 281, 288, 319

О

Обходные пути—38, 39, 122, 147, 266 Одаренность—303—305, 312

измерение—306—310

интеллектуальная—305

музыкальная—304

общая—305, 306

специальная—305, 306 Онтогенез—29—31 Орудие —87—89, 174, 263, 265, 318

употребление —13, 26, 30, 32—

34, 87, 122, 158, 167, 266, 268

И

Память—239, 245, 274, 288 вербальная—252 вращивание мнемотехнических приемов — 248—250 генетический закон—247 естественная—251, 254 запоминание—242—244, 249, 254

364

ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ

искусственная—251, 254

конкретная—296

культурная—72, 85, 86, 74

логическая—13, 250, 252

механическая—13, 246, 253

мнемотехника—239, 240, 244—

246, 288

овладение памятью—242, 243,

246

опосредованная — 252

параллелограмм развития памя¬ти—247

примитивная (натуральная) — 73,

74, 239, 321

припоминание (воспоминание) —

243, 253, 254

произвольная — 250

развитие—239—241, 249, 250,

,254

способы—246, 247, 252

эффективность—245—247 Письменная речь—73, 177, 192, 250,

252, 261, 296, 321

громкое и молчаливое чтение —

192, 193

и жест—1.81

идеографическое письмо—188—

190

и игра—185, 186, 192

как моторный навык—177, 195,

197

обучение письму—191, 195—197

пиктографическое письмо —180,

190, 191

письменный знак как символ

первого и второго порядка—191,

194

понимание —194

и рисование —186—188, 191, 192

как система символов и знаков —

177 Поведение

высшие формы—15, 121, 122

магическое — 68

низшие формы —121

овладение собственным поведе¬нием—,14, 71, 72, 74, 75, 77,

80—82, 86, 118—120, 142, 148,

154; 207

развитие поведения — 29, 123,

125, 127, 129, 138—141, 151 — 152


система активности (по Г. Джен-

нингсу) — 32—34 Подражание

животных—132

как метод исследования—-133

как образование навыка—131

ребенка—132, 133, 267, 268

связь с пониманием—132, 133 Понимание

речи—83, 84

в подражании—132, 133 Понятие

образование понятий—8, 231,

270, 271—273

общие —272, 273

псевдопонятия —• 273 Потребность—283

квазипотребность — 283 Психические функции (процессы)

у аномального ребенка—36—39

внешние—144

внутренние—144

высшие—13, 14, 77

культурные—7

натуральные (природные) — 7

низшие —13

развитие — 38, 95

рудиментарные—59—65, 68, 77 Психологическая наука

кризис—9, 15, 91, 134

направления

ассоциативная психология— 28, 55

вюрцбургская школа—51, 125 объективная (бихевиоризм, рефлексология) —10, 11, 13, 52, 53, 130

объяснительная (каузальная,

физиологическая) —14, 15

описательная (понимающая) —

14, 15, 19—22

психоанализ —19—21

спиритуалистическая — 278

структурная (гештальтпсихо-

логия)—16, 46, 47, 92

субъективная (эмпириче-

ская)—10, 11, 13, 15, 125 функционализм—17

отрасли

детская (генетическая) — 6—9,

11 — 13, 28, 30, 40, 41, 50, 136,

137, 147, 151

животных (сравнительная пси¬хология)—9, 25, 26, 322 историческая — 62, 63 этническая —9, 25, 28, 29, 62 Психофизический параллелизм — 16

Развитие психическое

возраст психического разви¬тия—302, 303, 305 диагностика развития — 305, измерение — 306—310 культурное —8, 9, 13, 14, 18, 19, ¦29, 129, 291—293, 298—306, 310, 313, 314, 316

внешние средства культурного развития — 24, 29

365

ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ

генетический закон культурно¬го развития—145 культурный опыт—149—151

органическое (естественное, при¬родное)—8, 9, 11, 13, 18, 294,

303, 309, 310, 316 Реакция

врожденная—13, 156

выбора—101—Ш, 118, 155, 156,

159, 160, 218, 220—222

голосовые реакции ребенка—

164—166

затруднения—108, 109

приобретенные —13

различения—101—104


и рефлекс—106, 108

скорость реакции—103

стадии развития—156—161 Рефлекс

безусловный—151, 153, 164, 224

заторможенный —10

принцип доминанты—205, 206,

224

и реакция—106, 108

сочетательный —10, 205

условный —86, 140, 151. 164—

168, 171, 174, 175, 205, 206', 264,

280—28?, 288, 320, 322 Речь

внешняя—12, 143

и внимание — 236

внутренняя—97, 143, 163, 326

детская—11, 97, 121, 122, 141,

166, 174

как двигательный навык — 54

и мышление—166, 167, 176,

254—261, 265, 269. 270. 292, 313.

335, 336

и общение —145, 232

письменная (см. Письменная

речь)

и понимание — 83, 84

развитие —130, 162, 163, 166, 174,

254, 258. 261, 269, 292, 312, 313,

323

как раздражитель —51

теории

П. Жанэ —142 В. Штерна—167 —170, 176

устная (см. Устная речь)

эгоцентрическая — 97, 163, 185,

234, 266 Решение — 281, 282

принятие решения — 285, 286

Слово—82, 142, 175, 270'

И значение—¦ 145

и образ—171 —173

отношение к вещи—145

социальная функция—142

как средство общения—145, 232

как средство овладения поведе¬нием—142 Средство

внешние средства культурного

развития — 24, 29

мнемотехнические средства—75 Стимулы

вспомогательные —110, 208—210

искусственные —117

стимулы-знаки—118, 120—123,

174, 248

стимулы-мотивы — 277, 284

стимулы-объекты — 110, 116,

118, 217

стимулы-средства—-69, 71—74.

87, 110, Ш, 116, 207—209, 217,

277 Счет —269

и восприятие формы — 203, 204,

296

У

Установка —284

Устная речь

у аномальных детей—166, 167

и мышление —166—168

как условный рефлекс—166—

168, 171, 174—176

голосовые реакции ребенка—

165 — 166

Чтение

громкое—192, 193 молчаливое —192, 193 и понимание —193, 194

Ф

Филогенез — 31

Эйдетики—263, 271

г

ЛИТЕРАТУРА

Маркс К,, Энгельс Ф. Соч., тт, 20, 23.

Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М., 1959. Павлов И. П. Полное собрание сочинений. М.; Л., 1951, т. IV, Рибо Т. Психология внимания. СПб., 1897. Титченер Э, Б. Учебник психологии. М., 1914. Толстой Л. Н, Поли. собр. соч. М.; 1932, т. 11.


СОДЕРЖАНИЕ

Ястория развития высших Есихяческих функций

5 Глава первая. Проблемы развитии высших психических функций

6 Глава вторая. Метод доследования

41 Глава третья. Анализ высших психических функций

91 Глава четвертая. Структура высших психических функций

114 Глава пятая, Гсцезис высших психических функций

133

Глава шестая, Развитие устной речи fS)

Глава седьмая. Предысторияразвития письменной речи

Глава восьмая. Развитие арифметических операций

200 Глава девятая, Овладение вниманием

/Й05/ Глава десятая, Развитие мншических и мнемотехничееких функций

239 Глава одиннадцатая. Развитие речи и мышления

:254".. Глава двенадцатая. Овладение собственным поведением

273 Глава тринадцатая. Воспитание высших форм поведения

291 Глава четырнадцатая. Проблема культурного возраста

302

Глава пятнадцатая. Заключение, Дальнейшие пути исследования. Развитие личности и мировоззрения ребенка.

314

К вопросу о многоязычия в детском возрасте 329

Послесловие 33S

Комментарии 354

Именной указатель 361

Предметный указатель 363

Литература 367

ЛЕВ СЕМЕНОВИЧ ВЫГОТСКИЙ

СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ ТОМ ТРЕТИЙ

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ

Сверила тексты, подготовила указатели и библиографию

Н. П. Щербо

Зав. редакцией А. В. Черепанина

Редактор С. Д. Крекова

Художник А, Т. Троянкер

Художественный редактор Е. В. Гаврилин

Технический редактор Т. Е. Морозова

Корректор Г. В. Хитрова

И Б № 734

Сдано в набор 13.10.82. Подписано в печать 25.04.83. А 07789. Формат 60x90 7i6- Бумага тип. № 1. Печать высокая. Гарниту¬ра тайме. Усл. печ. л. 23,0. Уч.-изд. л. 27,90. Усл. кр.-отт. 23,25. Тираж 30 000 экз. Заказ № 825. Цена 1 р. 50 к.

Издательство «Педагогика» Академии педагогических наук СССР и Государственного комитета СССР по делам изда¬тельств, полиграфии и книжной торговли

Москва, 107847, Лефортовский пер., 8

Ордена Октябрьской Революции и ордена Трудового Красно¬го Знамени Первая Образцовая типография имени А. А. Жда¬нова Союзполиграфпрома при Государственном комитете СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли. Москва, М-54, Валовая, 28.