ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.10.2024
Просмотров: 606
Скачиваний: 0
292, 313, 335, 336
и решение задач—266, 272, 311,-
312
синкретическое—256, 257, 269,
270, 326
средства мышления—267
эйдетическое—263—265, 270
Н
Навык
и подражание—131 речедвигательный—¦ 12 Намерение—119, 254, 280, 281, 288, 319
О
Обходные пути—38, 39, 122, 147, 266 Одаренность—303—305, 312
измерение—306—310
интеллектуальная—305
музыкальная—304
общая—305, 306
специальная—305, 306 Онтогенез—29—31 Орудие —87—89, 174, 263, 265, 318
употребление —13, 26, 30, 32—
34, 87, 122, 158, 167, 266, 268
И
Память—239, 245, 274, 288 вербальная—252 вращивание мнемотехнических приемов — 248—250 генетический закон—247 естественная—251, 254 запоминание—242—244, 249, 254
364
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
искусственная—251, 254
конкретная—296
культурная—72, 85, 86, 74
логическая—13, 250, 252
механическая—13, 246, 253
мнемотехника—239, 240, 244—
246, 288
овладение памятью—242, 243,
246
опосредованная — 252
параллелограмм развития памя¬ти—247
примитивная (натуральная) — 73,
74, 239, 321
припоминание (воспоминание) —
243, 253, 254
произвольная — 250
развитие—239—241, 249, 250,
,254
способы—246, 247, 252
эффективность—245—247 Письменная речь—73, 177, 192, 250,
252, 261, 296, 321
громкое и молчаливое чтение —
192, 193
и жест—1.81
идеографическое письмо—188—
190
и игра—185, 186, 192
как моторный навык—177, 195,
197
обучение письму—191, 195—197
пиктографическое письмо —180,
190, 191
письменный знак как символ
первого и второго порядка—191,
194
понимание —194
и рисование —186—188, 191, 192
как система символов и знаков —
177 Поведение
высшие формы—15, 121, 122
магическое — 68
низшие формы —121
овладение собственным поведе¬нием—,14, 71, 72, 74, 75, 77,
80—82, 86, 118—120, 142, 148,
154; 207
развитие поведения — 29, 123,
125, 127, 129, 138—141, 151 — 152
система активности (по Г. Джен-
нингсу) — 32—34 Подражание
животных—132
как метод исследования—-133
как образование навыка—131
ребенка—132, 133, 267, 268
связь с пониманием—132, 133 Понимание
речи—83, 84
в подражании—132, 133 Понятие
образование понятий—8, 231,
270, 271—273
общие —272, 273
псевдопонятия —• 273 Потребность—283
квазипотребность — 283 Психические функции (процессы)
у аномального ребенка—36—39
внешние—144
внутренние—144
высшие—13, 14, 77
культурные—7
натуральные (природные) — 7
низшие —13
развитие — 38, 95
рудиментарные—59—65, 68, 77 Психологическая наука
кризис—9, 15, 91, 134
направления
ассоциативная психология— 28, 55
вюрцбургская школа—51, 125 объективная (бихевиоризм, рефлексология) —10, 11, 13, 52, 53, 130
объяснительная (каузальная,
физиологическая) —14, 15
описательная (понимающая) —
14, 15, 19—22
психоанализ —19—21
спиритуалистическая — 278
структурная (гештальтпсихо-
логия)—16, 46, 47, 92
субъективная (эмпириче-
ская)—10, 11, 13, 15, 125 функционализм—17
отрасли
детская (генетическая) — 6—9,
11 — 13, 28, 30, 40, 41, 50, 136,
137, 147, 151
животных (сравнительная пси¬хология)—9, 25, 26, 322 историческая — 62, 63 этническая —9, 25, 28, 29, 62 Психофизический параллелизм — 16
Развитие психическое
возраст психического разви¬тия—302, 303, 305 диагностика развития — 305, измерение — 306—310 культурное —8, 9, 13, 14, 18, 19, ¦29, 129, 291—293, 298—306, 310, 313, 314, 316
внешние средства культурного развития — 24, 29
365
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
генетический закон культурно¬го развития—145 культурный опыт—149—151
органическое (естественное, при¬родное)—8, 9, 11, 13, 18, 294,
303, 309, 310, 316 Реакция
врожденная—13, 156
выбора—101—Ш, 118, 155, 156,
159, 160, 218, 220—222
голосовые реакции ребенка—
164—166
затруднения—108, 109
приобретенные —13
различения—101—104
и рефлекс—106, 108
скорость реакции—103
стадии развития—156—161 Рефлекс
безусловный—151, 153, 164, 224
заторможенный —10
принцип доминанты—205, 206,
224
и реакция—106, 108
сочетательный —10, 205
условный —86, 140, 151. 164—
168, 171, 174, 175, 205, 206', 264,
280—28?, 288, 320, 322 Речь
внешняя—12, 143
и внимание — 236
внутренняя—97, 143, 163, 326
детская—11, 97, 121, 122, 141,
166, 174
как двигательный навык — 54
и мышление—166, 167, 176,
254—261, 265, 269. 270. 292, 313.
335, 336
и общение —145, 232
письменная (см. Письменная
речь)
и понимание — 83, 84
развитие —130, 162, 163, 166, 174,
254, 258. 261, 269, 292, 312, 313,
323
как раздражитель —51
теории
П. Жанэ —142 В. Штерна—167 —170, 176
устная (см. Устная речь)
эгоцентрическая — 97, 163, 185,
234, 266 Решение — 281, 282
принятие решения — 285, 286
Слово—82, 142, 175, 270'
И значение—¦ 145
и образ—171 —173
отношение к вещи—145
социальная функция—142
как средство общения—145, 232
как средство овладения поведе¬нием—142 Средство
внешние средства культурного
развития — 24, 29
мнемотехнические средства—75 Стимулы
вспомогательные —110, 208—210
искусственные —117
стимулы-знаки—118, 120—123,
174, 248
стимулы-мотивы — 277, 284
стимулы-объекты — 110, 116,
118, 217
стимулы-средства—-69, 71—74.
87, 110, Ш, 116, 207—209, 217,
277 Счет —269
и восприятие формы — 203, 204,
296
У
Установка —284
Устная речь
у аномальных детей—166, 167
и мышление —166—168
как условный рефлекс—166—
168, 171, 174—176
голосовые реакции ребенка—
165 — 166
Чтение
громкое—192, 193 молчаливое —192, 193 и понимание —193, 194
Ф
Филогенез — 31
Эйдетики—263, 271
г
ЛИТЕРАТУРА
Маркс К,, Энгельс Ф. Соч., тт, 20, 23.
Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М., 1959. Павлов И. П. Полное собрание сочинений. М.; Л., 1951, т. IV, Рибо Т. Психология внимания. СПб., 1897. Титченер Э, Б. Учебник психологии. М., 1914. Толстой Л. Н, Поли. собр. соч. М.; 1932, т. 11.
СОДЕРЖАНИЕ
Ястория развития высших Есихяческих функций
5 Глава первая. Проблемы развитии высших психических функций
6 Глава вторая. Метод доследования
41 Глава третья. Анализ высших психических функций
91 Глава четвертая. Структура высших психических функций
114 Глава пятая, Гсцезис высших психических функций
133
Глава шестая, Развитие устной речи fS)
Глава седьмая. Предысторияразвития письменной речи
Глава восьмая. Развитие арифметических операций
200 Глава девятая, Овладение вниманием
/Й05/ Глава десятая, Развитие мншических и мнемотехничееких функций
239 Глава одиннадцатая. Развитие речи и мышления
:254".. Глава двенадцатая. Овладение собственным поведением
273 Глава тринадцатая. Воспитание высших форм поведения
291 Глава четырнадцатая. Проблема культурного возраста
302
Глава пятнадцатая. Заключение, Дальнейшие пути исследования. Развитие личности и мировоззрения ребенка.
314
К вопросу о многоязычия в детском возрасте 329
Послесловие 33S
Комментарии 354
Именной указатель 361
Предметный указатель 363
Литература 367
ЛЕВ СЕМЕНОВИЧ ВЫГОТСКИЙ
СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ ТОМ ТРЕТИЙ
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ
Сверила тексты, подготовила указатели и библиографию
Н. П. Щербо
Зав. редакцией А. В. Черепанина
Редактор С. Д. Крекова
Художник А, Т. Троянкер
Художественный редактор Е. В. Гаврилин
Технический редактор Т. Е. Морозова
Корректор Г. В. Хитрова
И Б № 734
Сдано в набор 13.10.82. Подписано в печать 25.04.83. А 07789. Формат 60x90 7i6- Бумага тип. № 1. Печать высокая. Гарниту¬ра тайме. Усл. печ. л. 23,0. Уч.-изд. л. 27,90. Усл. кр.-отт. 23,25. Тираж 30 000 экз. Заказ № 825. Цена 1 р. 50 к.
Издательство «Педагогика» Академии педагогических наук СССР и Государственного комитета СССР по делам изда¬тельств, полиграфии и книжной торговли
Москва, 107847, Лефортовский пер., 8
Ордена Октябрьской Революции и ордена Трудового Красно¬го Знамени Первая Образцовая типография имени А. А. Жда¬нова Союзполиграфпрома при Государственном комитете СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли. Москва, М-54, Валовая, 28.