Файл: МЕЖДУНАРОДНЫЕ ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ОТНОШЕНИЯ.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.10.2024

Просмотров: 52

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

11.3. Инвестиционный климат стран и его оценка

Направление потоков прямых иностранных инвестиций в мире в значительной степени определяет инвестиционный климат стран.

По определению Всемирного банка, инвестиционный климат — это набор локальных факторов, формирующих возможности и стимулы фирм к производительному инвестированию, созданию новых рабочих мест и расширению масштабов деятельности.

При этом все факторы можно разделить на две группы:

(1) факторы, поддающиеся регулированию со стороны государства;

(2) факторы, не поддающиеся или поддающиеся слабому регулированию.

Эти две группы факторов определяют затраты, риски и барьеры на пути конкуренции, с которыми сталкиваются фирмы в процессе реализации инвестиционных решений. Схема инвестиционного климата представлена на рис. 11.3.

На рисунке 11.4 представлена классификация рейтинговых методик измерения инвестиционного климата стран мира, разработанных и используемых международными экономическими организациями, консалтинговыми агентствами и др.

Рейтинговые методики измерения инвестиционного климата стран, составляемые международными организациями и консалтинговыми агентствами, могут быть разделены на две группы:

(1) ориентированные на комплексную оценку инвестиционного климата как многопланового явления. К данной группе относятся многочисленные рейтинги странового риска, составляемые, как правило, крупными консалтинговыми компаниями (Global Insight, PRS Group и др.) и аналитическими агентствами (Euromoney Institutional Investor, Economist Intelligence Unit), также рейтинг инвестиционной привлекательности А. Т. Kearney;

(2) направленные на оценку составляющих инвестиционного климата. В их основе лежит предположение, что инвестиционная привлекательность страны зависит от исследуемого явления (от уровня коррупции, степени экономической свободы, качества государственного управления и др.).

Рис. 11.4. Классификация рейтинговых методик оценки инвестиционного климата стран мира

11.4. Положение стран в рейтингах инвестиционного климата

А.Т. Kearney, одна из крупнейших консалтинговых фирм в мире, составляет рейтинг инвестиционной привлекательности стран для прямых иностранных инвестиций на основе соответствующего индекса (FDI Confidence Index). Индекс инвестиционной привлекательности стран для прямых иностранных инвестиций составляется на основе первичных данных, полученных в результате опросов генеральных директоров ведущих корпораций мира. Участвующие в опросе компании представляют 60 стран мира в 17 секторах экономики на всех континентах. Для составления рейтинга руководителям, участвующим в опросе, задается вопрос: «Будет ли ваша организация инвестировать в другие страны в ближайшие 1—3 года? Если да, то к каким странам есть интерес, а к каким он отсутствует». Респонденты оценивают привлекательность страны в баллах от 0 (полное отсутствие интереса) до 3 (высокий интерес). Индекс рассчитывается как средневзвешенное число высокого (3 балла), среднего (2 балла) и низкого желания (1 балл) вложения прямых иностранных инвестиций в какую-либо экономику в ближайшие три года. В индексе не учитывается мнение потенциальных инвесторов из страны, инвестиционную привлекательность которой оценивают.


На рисунке 11.5 показаны десять стран, наиболее привлекательных для притока иностранных инвестиций.

В 2007 г. инвесторы были оптимистичны относительно возможностей развивающихся рынков. Китай и Индия занимают первые два места в рейтинге инвестиционной привлекательности FDI Confidence Index. В то время как Китай — это уже традиционный выбор для азиатских инвесторов, Индия привлекает значительное количество инвесторов со всего мира, завоевывая интерес таких компаний, как IBM, General Motors, Nokia.

Шесть стран из первых десяти — развивающиеся экономики. Россия, страна с переходной экономикой по классификации ООН, также входит в первую десятку, но ее инвестиционная привлекательность снизилась по сравнению с предыдущим периодом. Среди развитых стран США остаются лидерами по привлечению прямых иностранных инвестиций.

Для того чтобы инвесторам решить, где размещать свой капитал, они должны оценить стабильность страны — экономическую, политическую, социальную, экологическую. На рисунке 11.6 представлены наиболее важные, по мнению инвесторов, угрозы в современной экономике (до глобального финансового кризиса).

( ) — место в рейтинге инвестиционной привлекательности стран для ПИИ в 2005 г.

Рис. 11.5. Наиболее привлекательные страны (группы стран) для прямых иностранных инвестиций в 2007 г.1

Широкомасштабные исследования показывают, что в страны, считающиеся коррумпированными, направляется меньше иностранных инвестиций, что уменьшает их шансы на процветание. Международная неправительственная организация Transparency International рассчитывает индекс восприятия коррупции (ИВК, Corruption Perception Index — CPI) и на его основе составляет рейтинг стран по уровню коррупции. Индекс рассчитывается на основе данных из 14 отчетов, полученных от 12 независимых институтов. Все данные содержат информацию о распространенности коррупции (частота или размер взяток) среди государственных служащих и политиков. В качестве еще одного источника информации используются результаты экспертных опросов. Значения индекса восприятия коррупции изменяются от 0 до 10, чем выше значения индекса, тем ниже уровень коррупции в исследуемой стране. В таблице 11.4 представлен рейтинг некоторых стран по индексу восприятия коррупции в 2009 г.


Рис. 11.6. Наиболее явные угрозы экономической стабильности мира

Таблица 11.4. Индекс

восприятия коррупции стран мира

в 2009 г.

п/п

Страна / Территория

Балл ИВК

2009

п/п

Страна

Балл ИВК 2009

1

2

3

4

5

6

1

Новая Зеландия

9,4

143

Непал

2,3

2

Дания

9,3

146

Камерун

2,2

3

Сингапур

9,2

146

Эквадор

2,2

3

Швеция

9,2

146

Кения

2,2

5

Швейцария

9,0

146

Россия

2,2

6

Финляндия

8,9

146

Сьерра-Леоне

2,2

6

Нидерланды

8,9

146

Тимор-Лешти

2,2

8

Австралия

8,7

146

Украина

2,2

8

Канада

8,7

146

Зимбабве

2,2

10

Исландия

8,7

154

Кот-д'Ивуар

2,1

11

Норвегия

8,6

154

Папуа — Новая Гвинея

12

Гонконг

8,2

154

Парагвай

2,1


Окончание табл. 11.4

1

2

3

4

5

6

12

Люксембург

8,2

154

Йемен

2,1

14

Германия

8,0

158

Камбоджа

2,0

14

Ирландия

8,0

158

Центрально-Африканская Республика

2,0

16

Австрия

7,9

158

Лаос

2,0

17

Япония

7,7

158

Таджикистан

2,0

17

Великобритания

7,7

162

Ангола

1,9

19

США

7,5

162

Демократическая Республика Конго

1,9

20

Барбадос

7,3

162

Республика Конго

1,9

55

Южно-Африканская Республика

4,7

178

Мьянма

1,4

79

Китай

3,6

179

Афганистан

1,3

84

Индия

3,4

180

Сомали

1,1


Источник данных: Corruption Perception tional, 2009 // http://www.transparency.org

Index 2009. Transparency Interna-

11.5. Инвестиционный имидж стран

На движение прямых иностранных инвестиций влияние оказывает не только инвестиционный климат стран, но и их инвестиционный имидж.

Под инвестиционным имиджем понимается комплексное отражение различных аспектов инвестиционного климата в представлениях инвесторов.

Также можно привести определение, в котором

инвестиционный имидж рассматривается как выражение инвестиционного климата, складывающееся под воздействием проводимых внутри страны и за рубежом мер поощрения или ограничения притока инвестиций и создания условий для осуществления инвестиционной деятельности.

Условия для осуществления инвестиций (инвестиционный климат) не всегда соответствуют их восприятию инвесторами. Характеристика возможных ситуаций соотношения между инвестиционным климатом и инвестиционным имиджем представлена в табл. 11.5.

Таблица 11.5. Соотношение инвестиционного климата и инвестиционного имиджа

Соотношение инвестиционного климата и инвестиционного имиджа страны

Характеристика ситуации

Случай 1.1. Благоприятный инвестиционный климат соответствует благоприятному инвестиционному имиджу

Это ситуация, характерная для большинства экономически развитых стран. Поддержание имиджа требует постоянных расходов

Случай 1.2. Инвестиционный климат лучше инвестиционного

имиджа

Данная ситуация обычно обусловлена плохой информацией (которая является неполной и (или) неадекватной, вводящей в заблуждение) о реальном состоянии дел в экономике и жизни страны (региона) в целом. Подобная ситуация, к примеру, характерна для ряда российских регионов, обладающих неплохими условиями инвестирования, о которых иностранные инвесторы плохо осведомлены. Целенаправленные действия по созданию и поддержанию благоприятного инвестиционного климата будут иметь максимальную долгосрочную отдачу

Случай 2.1. Позитивный инвестиционный имидж при неблагоприятном инвестиционном климате

Данная ситуация возможна в результате государственных акций по привлечению иностранных инвесторов при недостаточном внимании к улучшению реального положения дел. В долгосрочном плане данная ситуация приведет к резкому падению инвестиционного имиджа ниже его объективного уровня (эффект обманутых ожиданий)

Случай 2.2. Неблагоприятным является как инвестиционный климат, так и инвестиционный

имидж

В этих условиях в первую очередь нужно направлять основные усилия не столько на создание благоприятного имиджа, сколько на улучшение инвестиционного климата