Файл: БАКАЛАВРИАТ семейное право 2012.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2024

Просмотров: 448

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Учебно-методический комплекс

I. Программа модуля «Семейное право»

1. Пояснительная записка Основные цели и задачи курса.

1 Уровень сложности:

2 Уровень сложности:

3 Уровень сложности:

Технологическая карта образовательного процесса

2. Объем модуля и виды учебной работы

3. Содержание модуля/ дисциплины

3.1. Разделы модуля/ дисциплины и виды занятий

3.2. Содержание разделов ом/ уд

4. Календарно-тематический план

5. Организация самостоятельной работы студентов

6. Тематика рефератов Ключ к выбору тем рефератов

7. Тематика курсовых проектов (работ)

8. Тематика вкр

9. Учебно-методическое и информационное обеспечение модуля/ дисциплины Нормативные акты

10. Материально-техническое обеспечение ом/уд

II. Методическое обеспечение модуля методические рекомендации по организации изучения дисциплины для преподавателей

Методические рекомендации по организации изучения дисциплины для студентов

Методические указания по написанию письменных работ (рефератов, контрольных работ)

Тема реферата выбирается слушателем самостоятельно из предлагаемого перечня.

III. Дидактический материал:

Тема 1. Предмет, метод и система семейного права.

Тема 2.Семейные правоотношения.

1.Сроки в семейном праве.

Тема 3. Правовое регулирование заключения брака.

Тема 4. Прекращение брака.

Тема 5. Права и обязанности супругов.

Тема 6. Имущественные правоотношения между супругами.

Тема 7. Права и обязанности родителей и детей.

Тема 8. Алиментные обязательства членов семьи.

Тема 9. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.

Тема 10. Применение семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства.

Методы и формы организации и проведения занятий. Используемые технологии

Вопросы для самодиагностики студентов

Содержание и формы контроля качества знаний студентов Примерный перечень вопросов к зачету

Тестовые задания

11. Право требовать предоставления алиментов в судебном порядке от бывшего супруга, обладающего необходимыми для этого средствами имеют:

16. Разница в возрасте между усыновителем, не состоящим в браке, и усыновленным ребенком должна быть не менее:

23. Раскройте понятие свойства.

24. Брак признается недействительным:

25. Семейный кодекс введен в действие:

Ключ к тесту «Семейное право»

Глоссарий

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова"

Уфимский филиал

«Утверждаю» «Утверждаю»

Зам. директора по УВР Зав. кафедрой юридического образования

­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­_______________ Черниенко И.Б. _________________Е.Р. Пудаков

Решение заседания кафедры

Протокол № 2 от «05» октября 2012г.

Учебно-методический комплекс

по модулю Б3.КВ4 «Семейное право» (Бакалавриат)

Направление: 030900 Юриспруденция

Профиль: Гражданско-правовой

Кафедра юридического образования

Составитель: Пудаков Евгений Рустамович

Уфа-2012

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

"Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова"

Уфимский филиал

«Утверждаю»

Зав. кафедрой юридического образования

_________________Е.Р. Пудаков

Решение заседания кафедры

Протокол № 2 от «01» октября 2012г.

I. Программа модуля «Семейное право»

Направление: Юриспруденция 030900

Профиль: Гражданско-правовой

Составитель: к.юр.н., доцент Пудаков Е.Р.

Уфа – 2012

1. Пояснительная записка Основные цели и задачи курса.

Цель: 

Актуальность дисциплины обусловлена тем, что роль семьи в жизни общества очень важна и многогранна, поскольку не только вступающим в брак стоит знать о правах и обязанностях супругов, но даже ребенку полезно узнать о своих свободах и правах, например на учебу, отдых, на свободное развитие и реализацию своих творческих способностей. Вырастая, каждый из нас приобретает соответствующие обязанности по отношению к другим членам семьи, в том числе по содержанию своих престарелых родителей, помощи супругу, защите своих детей. Эти права, свободы и гарантирующие их обязанности составляют суть семейного законодательства, которое совсем не просто понять, не имея достаточной подготовки. Настоятельная необходимость изучения семейного права обусловлена, прежде всего, тем, что с принятием важнейших нормативных актов произошли существенные изменения и в определении предмета семейного права. Более того, пересмотрено соотношение между семейным правом и гражданским правом. Некоторые институты (опека, попечительство, акты гражданского состояния), традиционного входившие в состав семейного законодательства, были перемещены в Гражданский кодекс. Изменились и теоретические подходы к исследованию предмета и метода семейного права.


Цель дисциплины – системное изучение теоретических положений науки семейного права и норм семейного законодательства, получение знаний и выработка умения и навыков применения в практической деятельности полученных знаний и норм семейного законодательства к решению конкретных задач в сфере семейных отношений и возникающих семейно-правовых споров, анализа содержания новых нормативно-правовых актов.

Преподавание курса «Семейное право» имеет направленную цель:

образовательную (учебную)

получить пред­ставления, ознакомить студентов с основами семейных отношений, прочное усвоение студентами теоретических положений науки о семейных правоотношениях, норм семейного законодательства, их роли в достижении оптимального режима установления и соблюдения семейных прав и обязанностей; воспитания уважения как к нормам российского и международного права, так и к участникам этих отношений.

практическую

научить студентов правильному пониманию задач, установленных семейным законодательством Российской Федерации;

формирование у студентов умения правильно понимать нормы, регулирующие семейные правоотношения; приобретение ими прочных навыков правильного применения этих норм при выполнении служебных обязанностей, в том числе приобретение навыков подготовки соответствующих правовых документов;

научить студентов самостоятельно работать с учебной литературой и нормативным материалом, проявлять инициативу в приобретении знаний, привить им интерес к своей профессии.

воспитательную

привитие студентам профессионального отношения ко всем участникам семейно-правового регулирования не зависимо от их организационно правовой формы, установленной российским законодательством.

Задачи:

1.Рассмотрение основных институтов семейного права;

2. Усвоение понятийного аппарата семейного права;

3.Раскрытие специфики отдельных правоотношений, показать их место в системе семейного права;

- воспитательные задачи включают в себя такие, как обеспечение законности и правопорядка, осуществление правовой пропаганды и правового воспитания в сфере профессиональной деятельности, повышение правосознания у студентов, чувство законности и справедливости.

После окончания курса студент должен:


Знать - основы российского семейного законодательства, принципы, важнейшие его категории и институты; международные организационно-правовые механизмы, регулирующие гражданско-правовые отношения; руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного суда РФ и Конституционного суда РФ;

Уметь - правильно применять семейное законодательство; совершенствовать практические навыки применения его правовых норм при осуществлении деятельности в самых различных областях.

Владеть - приемами толкования и применения законов и других нормативных пра­вовых актов; навыками по разработке документов правового характера; осущест­влять правовую экспертизу нормативных актов; давать квалифи­цированные юридические заключения и консультации; оформлением принятых правовых решений и совершать иные юридические действия в точном соответствии с законом; приемами установления фактов правонарушений; опреде­лять меры ответственности и наказания виновных; предпринимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав;

А также, систематически повышать свою профессиональную квалифи­кацию, изучать законодательство и практику его применения, ориентироваться в специальной литературе.

Объем в ЗЕ: 2

Время изучения: курс: 2 семестр: 3 (очная / заочная форма); курс: 1 семестр: 1 (заочная форма ССО)

Взаимосвязь с другими модулями:

Необходимым условием обучения по данному ОМ является успешное освоение модулей: «Теория государства и право».

Данный модуль является базой для изучения следующих ОМ: «Гражданское право», «наследственное право».

Групповая принадлежность ОМ: профессиональный

Кластерная принадлежность ОМ: инструментальный

Модуль направлен на формирование следующих компетенций (не более трех):

Способности принимать и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4). Способности применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5). Способности правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13).

Модуль направлен на решение следующих профессиональных задач:

Правоприменительная деятельность связанная с реализацией правовых норм и составление юридических документов в семейно-правовых отношениях.


Формы освоения ОМ (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля):

Преподавание дисциплины «Семейное право» осуществляется на основе комплексного подхода:

Лекции в основном носят проблемный или обзорно-консультативный характер. Обзорно-консультативные лекции, как правило, читаются по всем разделам курса. При этом первая лекция является установочной.

Семинары проводятся в учебных группах по узловым и наиболее сложным темам с целью углубленного изучения студентами теоретических проблем курса и привития им навыков научного анализа правовых явлений.

Практические занятия проходят в учебных группах по большинству тем курса. На них отрабатывается умение студентов проводить юридический анализ конкретных ситуаций.

Тестирование может проводиться в целях определения уровня индивидуальных знаний студентов и группы в целом по результатам изучения ими отдельных тем и в целом учебного курса. При этом проверка знаний может носить как внутренний, так и внешний характер, например, при прохождении вузом аккредитации.

Консультации – одна из форм руководства работой студентов и оказания им помощи в самостоятельном изучении учебного материала. Они проходят регулярно и носят преимущественно индивидуальный характер.

Групповые консультации организуются в период подготовки к экзамену, а также при необходимости перед семинарами, практическими занятиями.

Прохождение практик предусмотренных учебным планом.

Написаниестудентами контрольных работ, эссе, курсовой работы.

Каждый раздел учебной дисциплины предполагает на практических и семинарских занятиях проверку не только теоретических знаний, но и решение конкретных задач (практикум) и решения различных тестов.

Формы контрольных и учебных заданий: (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля):


1 Уровень сложности:

Задания, выявляющие знание норм, характеризующих данную профессиональную деятельность, в том числе с точки зрения общечеловеческих ценностей: тесты с закрытой (с однозначным и многозначным выбором ответа) и открытой формой задания; тесты на соответствие; тесты с заданиями на группировку информации; тесты с заданиями на исключение лишнего; тесты перекрестного выбора.

Задания, выявляющие умение действовать по образцу, в качестве исполнителя (определенность условий, определенность результата): Имитационные упражнения.

2 Уровень сложности:

Задания, выявляющие способность оценить ситуацию, поступок с точки зрения социальных норм, сформировать и аргументировать собственное отношение: Дебаты, дискуссия, выступление на круглом столе, экспертная оценка, эссе, кейс (юридическая задача, этическая задача).

Задания, выявляющие умение самостоятельно организовать свою работу в соответствии с поставленной целью (неопределенность условий, определенность результата). Задания, выявляющие способность самостоятельно выявить проблему, выбрать путь и осуществить ее преодоление (определенность условий, неопределенность результата): Кейс, структурирование проблемы, составление рекомендаций, моделирование, аналитический отчет, эссе, прогнозирование, моделирование.

3 Уровень сложности:

Задания, выявляющие способность сделать вывод, принять решение, действовать в соответствии с личностно принятыми нормами: деловая игра (например, судебное разбирательство).

Задания, выявляющие умение самостоятельного целеполагания (неопределенность условий и неопределенность результата):

практика, деловая игра, квазипрофессиональное творческое задание.

Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы:

30/70 % - инструментальный кластер

Технологическая карта образовательного процесса

Компетенция (шифр)

Тема

лекции

Семинарские занятия

Практические занятия

Самостоятельная работа

контроль

Компетенция

ПКЮриБ-00-И___

Тема 1

Конспекты, презентации

Самостоятельная работа с теоретическим материалом

Компетенция

ПКЮриБ-00-И___

Конспекты, презентации

Самостоятельная работа с теоретическим материалом

Компетенция

ПКЮриБ-00-И___

Тема 2

Конспекты, презентации

Самостоятельная работа с теоретическим материалом

Компетенция

ПКЮриБ-00-И___

Конспекты, презентации

Самостоятельная работа с теоретическим материалом

Компетенция

ПКЮриБ-00-И___

Семинарское занятие № 1

Задания 1 и 2 уровня сложности

(тесты, Опрос, беседа)

оценка

Компетенция

ПКЮриБ-00-И___

Компетенция

ПКЮриБ-00-И___

Тема 3

Конспекты, презентации

Самостоятельная работа с теоретическим материалом

Компетенция

ПКЮриБ-00-И___

Конспекты, презентации

Самостоятельная работа с теоретическим материалом

Компетенция

ПКЮриБ-00-И___

Тема 4

Конспекты, презентации

Самостоятельная работа с теоретическим материалом

Компетенция

ПКЮриБ-00-И___

Конспекты, презентации

Самостоятельная работа с теоретическим материалом

Компетенция

ПКЮриБ-00-И___

Семинарское занятие №2

Задания 1 и 2 уровня сложности

(тесты, Опрос, беседа)

Компетенция

ПКЮриБ-00-И___

Задания 1 и 2 уровня сложности

(тесты, Опрос, беседа)

оценка

Компетенция

ПКЮриБ-00-И___

Тема 5

Конспекты, презентации

Самостоятельная работа с теоретическим материалом

Компетенция

ПКЮриБ-00-И___

Конспекты, презентации

Самостоятельная работа с теоретическим материалом

Компетенция

ПКЮриБ-00-И___

Тема 6

Конспекты, презентации

Самостоятельная работа с теоретическим материалом

Компетенция

ПКЮриБ-00-И___

Конспекты, презентации

Самостоятельная работа с теоретическим материалом

Компетенция

ПКЮриБ-00-И___

Семинарское занятие №3

Задания 2 и 3 уровня сложности (творческая работа)

оценка

Компетенция

ПКЮриБ-00-И___

Задания 2 и 3 уровня сложности (творческая работа)

Компетенция

ПКЮриБ-00-И___

Тема 7

Конспекты, презентации

Самостоятельная работа с теоретическим материалом

Компетенция

ПКЮриБ-00-И___

Конспекты, презентации

Самостоятельная работа с теоретическим материалом

Компетенция

ПКЮриБ-00-И___

Тема 8

Конспекты, презентации

Самостоятельная работа с теоретическим материалом

Компетенция

ПКЮриБ-00-И___

Конспекты, презентации

Самостоятельная работа с теоретическим материалом

Компетенция

ПКЮриБ-00-И___

Семинарское занятие №4

Задания 1 и 2 уровня сложности

(тесты, Опрос, беседа)

оценка

Компетенция

ПКЮриБ-00-И___

Задания 1 и 2 уровня сложности

(тесты, Опрос, беседа)

Компетенция

ПКЮриБ-00-И___

Тема 9

Конспекты, презентации

Самостоятельная работа с теоретическим материалом

Компетенция

ПКЮриБ-00-И___

Конспекты, презентации

Самостоятельная работа с теоретическим материалом

Компетенция ПКЮриБ-00-И___

Тема 10

Конспекты, презентации

Самостоятельная работа с теоретическим материалом

Компетенция

ПКЮриБ-00-И___

Конспекты, презентации

Самостоятельная работа с теоретическим материалом

Компетенция

ПКЮриБ-00-И___

Семинарское занятие №5

Задания 2 и 3 уровня сложности (творческая работа)

оценка

Компетенция

ПКЮриБ-00-И___

Задания 2 и 3 уровня сложности (творческая работа)

Компетенция

ПКЮриБ-00-И___

Семинарское занятие №6

Задания 2 и 3 уровня сложности (творческая работа)

оценка

Компетенция

ПКЮриБ-00-И___

Задания 2 и 3 уровня сложности (творческая работа)

Компетенция

ПКЮриБ-00-И___

Семинарское занятие №7

Задания 2 и 3 уровня сложности (творческая работа)

оценка

Компетенция

ПКЮриБ-00-И___

Задания 2 и 3 уровня сложности (творческая работа)

Компетенция

ПКЮриБ-00-И___

Семинарское занятие №8

Задания 2 и 3 уровня сложности (творческая работа)

оценка

Компетенция

ПКЮриБ-00-И___

Задания 2 и 3 уровня сложности (творческая работа)

Компетенция

ПКЮриБ-00-И___

Семинарское занятие №9

Задания 2 и 3 уровня сложности (творческая работа)

оценка

Компетенция

ПКЮриБ-00-И___

Задания 2 и 3 уровня сложности (творческая работа)

Компетенция

ПКЮриБ-00-И___

Семинарское занятие №10

Задания 2 и 3 уровня сложности (творческая работа)

оценка

Компетенция

ПКЮриБ-00-И___

Задания 2 и 3 уровня сложности (творческая работа)