ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2024
Просмотров: 352
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
I. Программа модуля «Семейное право»
1. Пояснительная записка Основные цели и задачи курса.
Технологическая карта образовательного процесса
2. Объем модуля и виды учебной работы
3. Содержание модуля/ дисциплины
3.1. Разделы модуля/ дисциплины и виды занятий
3.2. Содержание разделов ом/ уд
4. Календарно-тематический план
5. Организация самостоятельной работы студентов
6. Тематика рефератов Ключ к выбору тем рефератов
7. Тематика курсовых проектов (работ)
9. Учебно-методическое и информационное обеспечение модуля/ дисциплины Нормативные акты
10. Материально-техническое обеспечение ом/уд
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины для студентов
Методические указания по написанию письменных работ (рефератов, контрольных работ)
Тема реферата выбирается слушателем самостоятельно из предлагаемого перечня.
Тема 1. Предмет, метод и система семейного права.
Тема 2.Семейные правоотношения.
Тема 3. Правовое регулирование заключения брака.
Тема 5. Права и обязанности супругов.
Тема 6. Имущественные правоотношения между супругами.
Тема 7. Права и обязанности родителей и детей.
Тема 8. Алиментные обязательства членов семьи.
Тема 9. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.
Методы и формы организации и проведения занятий. Используемые технологии
Вопросы для самодиагностики студентов
Содержание и формы контроля качества знаний студентов Примерный перечень вопросов к зачету
23. Раскройте понятие свойства.
24. Брак признается недействительным:
Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова"
Уфимский филиал
«Утверждаю» «Утверждаю»
Зам. директора по УВР Зав. кафедрой юридического образования
_______________ Черниенко И.Б. _________________Е.Р. Пудаков
Решение заседания кафедры
Протокол № 2 от «05» октября 2012г.
Учебно-методический комплекс
по модулю Б3.КВ4 «Семейное право» (Бакалавриат)
Направление: 030900 Юриспруденция
Профиль: Гражданско-правовой
Кафедра юридического образования
Составитель: Пудаков Евгений Рустамович
Уфа-2012
Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова"
Уфимский филиал
«Утверждаю»
Зав. кафедрой юридического образования
_________________Е.Р. Пудаков
Решение заседания кафедры
Протокол № 2 от «01» октября 2012г.
I. Программа модуля «Семейное право»
Направление: Юриспруденция 030900
Профиль: Гражданско-правовой
Составитель: к.юр.н., доцент Пудаков Е.Р.
Уфа – 2012
1. Пояснительная записка Основные цели и задачи курса.
Цель:
Актуальность дисциплины обусловлена тем, что роль семьи в жизни общества очень важна и многогранна, поскольку не только вступающим в брак стоит знать о правах и обязанностях супругов, но даже ребенку полезно узнать о своих свободах и правах, например на учебу, отдых, на свободное развитие и реализацию своих творческих способностей. Вырастая, каждый из нас приобретает соответствующие обязанности по отношению к другим членам семьи, в том числе по содержанию своих престарелых родителей, помощи супругу, защите своих детей. Эти права, свободы и гарантирующие их обязанности составляют суть семейного законодательства, которое совсем не просто понять, не имея достаточной подготовки. Настоятельная необходимость изучения семейного права обусловлена, прежде всего, тем, что с принятием важнейших нормативных актов произошли существенные изменения и в определении предмета семейного права. Более того, пересмотрено соотношение между семейным правом и гражданским правом. Некоторые институты (опека, попечительство, акты гражданского состояния), традиционного входившие в состав семейного законодательства, были перемещены в Гражданский кодекс. Изменились и теоретические подходы к исследованию предмета и метода семейного права.
Цель дисциплины – системное изучение теоретических положений науки семейного права и норм семейного законодательства, получение знаний и выработка умения и навыков применения в практической деятельности полученных знаний и норм семейного законодательства к решению конкретных задач в сфере семейных отношений и возникающих семейно-правовых споров, анализа содержания новых нормативно-правовых актов.
Преподавание курса «Семейное право» имеет направленную цель:
образовательную (учебную) –
получить представления, ознакомить студентов с основами семейных отношений, прочное усвоение студентами теоретических положений науки о семейных правоотношениях, норм семейного законодательства, их роли в достижении оптимального режима установления и соблюдения семейных прав и обязанностей; воспитания уважения как к нормам российского и международного права, так и к участникам этих отношений.
практическую –
научить студентов правильному пониманию задач, установленных семейным законодательством Российской Федерации;
формирование у студентов умения правильно понимать нормы, регулирующие семейные правоотношения; приобретение ими прочных навыков правильного применения этих норм при выполнении служебных обязанностей, в том числе приобретение навыков подготовки соответствующих правовых документов;
научить студентов самостоятельно работать с учебной литературой и нормативным материалом, проявлять инициативу в приобретении знаний, привить им интерес к своей профессии.
воспитательную –
привитие студентам профессионального отношения ко всем участникам семейно-правового регулирования не зависимо от их организационно правовой формы, установленной российским законодательством.
Задачи:
1.Рассмотрение основных институтов семейного права;
2. Усвоение понятийного аппарата семейного права;
3.Раскрытие специфики отдельных правоотношений, показать их место в системе семейного права;
- воспитательные задачи включают в себя такие, как обеспечение законности и правопорядка, осуществление правовой пропаганды и правового воспитания в сфере профессиональной деятельности, повышение правосознания у студентов, чувство законности и справедливости.
После окончания курса студент должен:
Знать - основы российского семейного законодательства, принципы, важнейшие его категории и институты; международные организационно-правовые механизмы, регулирующие гражданско-правовые отношения; руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного суда РФ и Конституционного суда РФ;
Уметь - правильно применять семейное законодательство; совершенствовать практические навыки применения его правовых норм при осуществлении деятельности в самых различных областях.
Владеть - приемами толкования и применения законов и других нормативных правовых актов; навыками по разработке документов правового характера; осуществлять правовую экспертизу нормативных актов; давать квалифицированные юридические заключения и консультации; оформлением принятых правовых решений и совершать иные юридические действия в точном соответствии с законом; приемами установления фактов правонарушений; определять меры ответственности и наказания виновных; предпринимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав;
А также, систематически повышать свою профессиональную квалификацию, изучать законодательство и практику его применения, ориентироваться в специальной литературе.
Объем в ЗЕ: 2
Время изучения: курс: 2 семестр: 3 (очная / заочная форма); курс: 1 семестр: 1 (заочная форма ССО)
Взаимосвязь с другими модулями:
Необходимым условием обучения по данному ОМ является успешное освоение модулей: «Теория государства и право».
Данный модуль является базой для изучения следующих ОМ: «Гражданское право», «наследственное право».
Групповая принадлежность ОМ: профессиональный
Кластерная принадлежность ОМ: инструментальный
Модуль направлен на формирование следующих компетенций (не более трех):
Способности принимать и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4). Способности применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5). Способности правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13).
Модуль направлен на решение следующих профессиональных задач:
Правоприменительная деятельность связанная с реализацией правовых норм и составление юридических документов в семейно-правовых отношениях.
Формы освоения ОМ (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля):
Преподавание дисциплины «Семейное право» осуществляется на основе комплексного подхода:
Лекции в основном носят проблемный или обзорно-консультативный характер. Обзорно-консультативные лекции, как правило, читаются по всем разделам курса. При этом первая лекция является установочной.
Семинары проводятся в учебных группах по узловым и наиболее сложным темам с целью углубленного изучения студентами теоретических проблем курса и привития им навыков научного анализа правовых явлений.
Практические занятия проходят в учебных группах по большинству тем курса. На них отрабатывается умение студентов проводить юридический анализ конкретных ситуаций.
Тестирование может проводиться в целях определения уровня индивидуальных знаний студентов и группы в целом по результатам изучения ими отдельных тем и в целом учебного курса. При этом проверка знаний может носить как внутренний, так и внешний характер, например, при прохождении вузом аккредитации.
Консультации – одна из форм руководства работой студентов и оказания им помощи в самостоятельном изучении учебного материала. Они проходят регулярно и носят преимущественно индивидуальный характер.
Групповые консультации организуются в период подготовки к экзамену, а также при необходимости перед семинарами, практическими занятиями.
Прохождение практик предусмотренных учебным планом.
Написаниестудентами контрольных работ, эссе, курсовой работы.
Каждый раздел учебной дисциплины предполагает на практических и семинарских занятиях проверку не только теоретических знаний, но и решение конкретных задач (практикум) и решения различных тестов.
Формы контрольных и учебных заданий: (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля):
1 Уровень сложности:
Задания, выявляющие знание норм, характеризующих данную профессиональную деятельность, в том числе с точки зрения общечеловеческих ценностей: тесты с закрытой (с однозначным и многозначным выбором ответа) и открытой формой задания; тесты на соответствие; тесты с заданиями на группировку информации; тесты с заданиями на исключение лишнего; тесты перекрестного выбора.
Задания, выявляющие умение действовать по образцу, в качестве исполнителя (определенность условий, определенность результата): Имитационные упражнения.
2 Уровень сложности:
Задания, выявляющие способность оценить ситуацию, поступок с точки зрения социальных норм, сформировать и аргументировать собственное отношение: Дебаты, дискуссия, выступление на круглом столе, экспертная оценка, эссе, кейс (юридическая задача, этическая задача).
Задания, выявляющие умение самостоятельно организовать свою работу в соответствии с поставленной целью (неопределенность условий, определенность результата). Задания, выявляющие способность самостоятельно выявить проблему, выбрать путь и осуществить ее преодоление (определенность условий, неопределенность результата): Кейс, структурирование проблемы, составление рекомендаций, моделирование, аналитический отчет, эссе, прогнозирование, моделирование.
3 Уровень сложности:
Задания, выявляющие способность сделать вывод, принять решение, действовать в соответствии с личностно принятыми нормами: деловая игра (например, судебное разбирательство).
Задания, выявляющие умение самостоятельного целеполагания (неопределенность условий и неопределенность результата):
практика, деловая игра, квазипрофессиональное творческое задание.
Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы:
30/70 % - инструментальный кластер
Технологическая карта образовательного процесса
Компетенция (шифр) |
Тема |
лекции |
Семинарские занятия |
Практические занятия |
Самостоятельная работа |
контроль |
Компетенция ПКЮриБ-00-И___ |
Тема 1 |
Конспекты, презентации |
|
|
Самостоятельная работа с теоретическим материалом |
|
Компетенция ПКЮриБ-00-И___ |
Конспекты, презентации |
|
|
Самостоятельная работа с теоретическим материалом |
|
|
Компетенция ПКЮриБ-00-И___ |
Тема 2 |
Конспекты, презентации |
|
|
Самостоятельная работа с теоретическим материалом |
|
Компетенция ПКЮриБ-00-И___ |
Конспекты, презентации |
|
|
Самостоятельная работа с теоретическим материалом |
|
|
Компетенция ПКЮриБ-00-И___ |
Семинарское занятие № 1 |
|
Задания 1 и 2 уровня сложности (тесты, Опрос, беседа) |
|
|
оценка |
Компетенция ПКЮриБ-00-И___ |
|
|
|
|
|
|
Компетенция ПКЮриБ-00-И___ |
Тема 3 |
Конспекты, презентации |
|
|
Самостоятельная работа с теоретическим материалом |
|
Компетенция ПКЮриБ-00-И___ |
Конспекты, презентации |
|
|
Самостоятельная работа с теоретическим материалом |
|
|
Компетенция ПКЮриБ-00-И___ |
Тема 4 |
Конспекты, презентации |
|
|
Самостоятельная работа с теоретическим материалом |
|
Компетенция ПКЮриБ-00-И___ |
Конспекты, презентации |
|
|
Самостоятельная работа с теоретическим материалом |
|
|
Компетенция ПКЮриБ-00-И___ |
Семинарское занятие №2 |
|
Задания 1 и 2 уровня сложности (тесты, Опрос, беседа) |
|
|
|
Компетенция ПКЮриБ-00-И___ |
|
Задания 1 и 2 уровня сложности (тесты, Опрос, беседа) |
|
|
оценка |
|
Компетенция ПКЮриБ-00-И___ |
Тема 5 |
Конспекты, презентации |
|
|
Самостоятельная работа с теоретическим материалом |
|
Компетенция ПКЮриБ-00-И___ |
Конспекты, презентации |
|
|
Самостоятельная работа с теоретическим материалом |
|
|
Компетенция ПКЮриБ-00-И___ |
Тема 6 |
Конспекты, презентации |
|
|
Самостоятельная работа с теоретическим материалом |
|
Компетенция ПКЮриБ-00-И___ |
Конспекты, презентации |
|
|
Самостоятельная работа с теоретическим материалом |
|
|
Компетенция ПКЮриБ-00-И___ |
Семинарское занятие №3 |
|
|
Задания 2 и 3 уровня сложности (творческая работа)
|
|
оценка |
Компетенция ПКЮриБ-00-И___ |
|
|
Задания 2 и 3 уровня сложности (творческая работа)
|
|
|
|
Компетенция ПКЮриБ-00-И___ |
Тема 7 |
Конспекты, презентации |
|
|
Самостоятельная работа с теоретическим материалом |
|
Компетенция ПКЮриБ-00-И___ |
Конспекты, презентации |
|
|
Самостоятельная работа с теоретическим материалом |
|
|
Компетенция ПКЮриБ-00-И___ |
Тема 8 |
Конспекты, презентации |
|
|
Самостоятельная работа с теоретическим материалом |
|
Компетенция ПКЮриБ-00-И___ |
Конспекты, презентации |
|
|
Самостоятельная работа с теоретическим материалом |
|
|
Компетенция ПКЮриБ-00-И___ |
Семинарское занятие №4 |
|
Задания 1 и 2 уровня сложности (тесты, Опрос, беседа) |
|
|
оценка |
Компетенция ПКЮриБ-00-И___ |
|
Задания 1 и 2 уровня сложности (тесты, Опрос, беседа) |
|
|
|
|
Компетенция ПКЮриБ-00-И___ |
Тема 9 |
Конспекты, презентации |
|
|
Самостоятельная работа с теоретическим материалом |
|
Компетенция ПКЮриБ-00-И___ |
Конспекты, презентации |
|
|
Самостоятельная работа с теоретическим материалом |
|
|
Компетенция ПКЮриБ-00-И___ |
Тема 10 |
Конспекты, презентации |
|
|
Самостоятельная работа с теоретическим материалом |
|
Компетенция ПКЮриБ-00-И___ |
Конспекты, презентации |
|
|
Самостоятельная работа с теоретическим материалом |
|
|
Компетенция ПКЮриБ-00-И___ |
Семинарское занятие №5 |
|
|
Задания 2 и 3 уровня сложности (творческая работа)
|
|
оценка |
Компетенция ПКЮриБ-00-И___ |
|
|
Задания 2 и 3 уровня сложности (творческая работа)
|
|
|
|
Компетенция ПКЮриБ-00-И___ |
Семинарское занятие №6 |
|
|
Задания 2 и 3 уровня сложности (творческая работа)
|
|
оценка |
Компетенция ПКЮриБ-00-И___ |
|
|
Задания 2 и 3 уровня сложности (творческая работа)
|
|
|
|
Компетенция ПКЮриБ-00-И___ |
Семинарское занятие №7 |
|
|
Задания 2 и 3 уровня сложности (творческая работа)
|
|
оценка |
Компетенция ПКЮриБ-00-И___ |
|
|
Задания 2 и 3 уровня сложности (творческая работа)
|
|
|
|
Компетенция ПКЮриБ-00-И___ |
Семинарское занятие №8 |
|
|
Задания 2 и 3 уровня сложности (творческая работа)
|
|
оценка |
Компетенция ПКЮриБ-00-И___ |
|
|
Задания 2 и 3 уровня сложности (творческая работа)
|
|
|
|
Компетенция ПКЮриБ-00-И___ |
Семинарское занятие №9 |
|
|
Задания 2 и 3 уровня сложности (творческая работа)
|
|
оценка |
Компетенция ПКЮриБ-00-И___ |
|
|
Задания 2 и 3 уровня сложности (творческая работа)
|
|
|
|
Компетенция ПКЮриБ-00-И___ |
Семинарское занятие №10 |
|
|
Задания 2 и 3 уровня сложности (творческая работа)
|
|
оценка |
Компетенция ПКЮриБ-00-И___ |
|
|
Задания 2 и 3 уровня сложности (творческая работа)
|
|
|