Файл: БАКАЛАВРИАТ семейное право 2012.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2024

Просмотров: 374

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Учебно-методический комплекс

I. Программа модуля «Семейное право»

1. Пояснительная записка Основные цели и задачи курса.

1 Уровень сложности:

2 Уровень сложности:

3 Уровень сложности:

Технологическая карта образовательного процесса

2. Объем модуля и виды учебной работы

3. Содержание модуля/ дисциплины

3.1. Разделы модуля/ дисциплины и виды занятий

3.2. Содержание разделов ом/ уд

4. Календарно-тематический план

5. Организация самостоятельной работы студентов

6. Тематика рефератов Ключ к выбору тем рефератов

7. Тематика курсовых проектов (работ)

8. Тематика вкр

9. Учебно-методическое и информационное обеспечение модуля/ дисциплины Нормативные акты

10. Материально-техническое обеспечение ом/уд

II. Методическое обеспечение модуля методические рекомендации по организации изучения дисциплины для преподавателей

Методические рекомендации по организации изучения дисциплины для студентов

Методические указания по написанию письменных работ (рефератов, контрольных работ)

Тема реферата выбирается слушателем самостоятельно из предлагаемого перечня.

III. Дидактический материал:

Тема 1. Предмет, метод и система семейного права.

Тема 2.Семейные правоотношения.

1.Сроки в семейном праве.

Тема 3. Правовое регулирование заключения брака.

Тема 4. Прекращение брака.

Тема 5. Права и обязанности супругов.

Тема 6. Имущественные правоотношения между супругами.

Тема 7. Права и обязанности родителей и детей.

Тема 8. Алиментные обязательства членов семьи.

Тема 9. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.

Тема 10. Применение семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства.

Методы и формы организации и проведения занятий. Используемые технологии

Вопросы для самодиагностики студентов

Содержание и формы контроля качества знаний студентов Примерный перечень вопросов к зачету

Тестовые задания

11. Право требовать предоставления алиментов в судебном порядке от бывшего супруга, обладающего необходимыми для этого средствами имеют:

16. Разница в возрасте между усыновителем, не состоящим в браке, и усыновленным ребенком должна быть не менее:

23. Раскройте понятие свойства.

24. Брак признается недействительным:

25. Семейный кодекс введен в действие:

Ключ к тесту «Семейное право»

Глоссарий

Как уже было сказано, УМК предназначен для того, чтобы помочь студентам в изучении курса семейного права. Как им пользоваться? Прежде всего, следует ознакомиться с программным разделом данной темы и учебными целями (раздел «Вы должны уметь»), а также краткими методическими указаниями, размещенными в самом начале каждой темы опорного курса лекций (в них отражена логика построения курса). Прочитать соответствующую главу одного-двух учебников, затем соответствующий раздел «Опорного конспекта» данного УМК. Желательно найти ответы на вопросы семинарского занятия и раздела «Вы должны уметь». Не нужно отвечать на них письменно, но необходимо продумать ответ на все вопросы, уметь делать упражнения и отвечать на вопросы тестов.

Условно курс можно разделить на две части: общую и особенную. Однако следует помнить основы философии, а именно: нельзя понять частное и особенное, не овладев в полной мере общими знаниями.


Методические указания по написанию письменных работ (рефератов, контрольных работ)

Общие положения

Написание рефератов является важным видом внеаудиторных учебных занятий, направленных на более глубокое освоение и развитие теоретических знаний, формирование умений и навыков работы с научной, учебной литературой и правовыми источниками.

Цель написания реферата состоит в закреплении теоретических знаний и выработке умения использовать нормативно-правовые акты и специальную литературу в профессиональной деятельности. При выполнении контрольной работы слушателю следует рассматривать не только вопросы избранной темы, но и некоторые аспекты смежных тем, необходимость изучения которых требует логика исследования.

Кроме того, при употреблении впервые тех или иных специальных терминов, понятий, определений необходимо раскрывать их значение либо в самом тексте, либо в сносках (примечаниях) к нему.

Реферат должен включать следующие разделы:

  • введение, в котором указываются актуальность и значение избранной темы, цель и задачи работы, краткий анализ использованных автором правовых источников и литературы по теме;

  • изложение поставленных в оглавлении вопросов;

  • выводы автора на основе изученных источников и литературного материала, именуемое как заключение работы.

Оформление работы

Титульный лист включает название темы, фамилию и инициалы автора. Далее следует подробный план работы (введение, название основных вопросов, заключение). На последней странице приводится список использованных автором источников и литературы с полными выходными данными. Минимальное количество литературы по теме реферата - пять наименований. Кроме литературы также можно использовать учебную литературу.

Тема реферата выбирается слушателем самостоятельно из предлагаемого перечня.

Объем работы не менее 15 и не более 20 страниц, отпечатанных на компьютере (шрифт 14, интервал 1,5).

Требования к написанию текста реферата следующие:

  • слева каждый лист должен иметь поле 2,5-3 см, справа 1-1,5 см;

  • каждый лист должен быть пронумерован (цифра ставится в середине текста с отступом от верхнего края 1 см);

  • первая строка текста от верхнего края страницы отстоит на 2 см;

  • красная строка начинается с отступа от края страницы на пятой букве;

  • каждая глава, раздел начинаются с новой страницы;

  • сноски на источники и литературу следует делать под строкой текста, начиная с красной строки;

  • расстояние от нижнего края листа до последней строки текста (включая сноску) должно составлять 2,5 см;

  • сноска в тексте и в подстрочнике отмечается цифрой. Знак препинания (точка, точка с запятой) ставится после цифры.


Изучение темы контрольной работы целесообразнее начинать со знакомства с публикациями, в которых содержатся новейшие материалы по избранной проблеме, дана характеристика источников и справочного аппарата. Это позволит в дальнейшем быстро систематизировать и отыскать необходимую литературу.

Чтение научной литературы (не только отдельных монографий, но и статей в научных сборниках или журналах) – работа серьёзная. Она требует особого, вдумчивого подхода, поэтапного исследования научных материалов.

Этапы научного поиска и осмысления прочитанного могут быть следующими:

  1. общее знакомство с научной публикацией или источником в целом по его оглавлению;

  2. беглый просмотр содержания работы;

  3. чтение текста в порядке постраничного изложения материала;

  4. выборочное чтение какой-либо части публикации;

  5. выписка необходимых материалов (в виде цитат, краткого изложения мысли автора своими словами и т.д.)

  6. критическое осмысление конспекта, редактирование записанного материала.

При изучении литературы по теме следует использовать не всю информацию, а только ту, которая имеет непосредственное отношение к избранной проблеме. Следует избегать сплошного переписывания текста.

Необходимо вдумчиво изучать прочитанное, тогда основой для получения новых знаний по избранной теме или её отдельных аспектов будут ваши собственные мысли, которые возникнут в ходе осмысления материала.

При написании контрольной работы необходимо использовать также практику по гражданскому праву и комментарии к ней. Эти материалы можно найти в опубликованных Вестниках Верховных судов РФ и её субъектов, Высшего арбитражного суда РФ. Особое внимание нужно уделять их соответствию содержания работы избранной теме.

Содержание основной части работы должно состоять из 2-3 вопросов, материал которых следует излагать последовательно в соответствии с логикой построения структуры работы. В заключении на основе анализа и обобщения изученных источников и литературы делаются выводы, логически вытекающие из содержания основной части.

Таким образом, написание рефератов (контрольной работы) является непременным условием для допуска к зачету, экзамену.

При подготовке к зачету, экзамену студенту рекомендуется:

  • выяснить у преподавателя объем материала, по которому проводится данный вид контроля, а также требования, которые предъявляются к ответу на зачете (экзамене);

  • составить подробный план работы по подготовке к зачету (экзамену), равномерно распределить на остающиеся дни имеющийся материал, предусмотрев время для заключительного повторения и отдыха;

  • соблюдать требования гигиены умственного труда.


Общие рекомендации:

  • если на занятии в объяснении преподавателя или при выполнении его заданий остается что-либо неясным студенту, равным образом, если студент сталкивается с какими-либо проблемами в самостоятельной работе, ему следует незамедлительно попросить преподавателя дать необходимые разъяснения.


III. Дидактический материал:

- лекционные материалы.

Тема 1. Предмет, метод и система семейного права.

Понятие и предмет семейного права. Семейное право как отрасль права. Исторические формы брака и семьи. Семейно-брачные отношения, необходимость их правового регулирования. Метод регулирования семейно-правовых отношений.

Основные начала (принципы) семейного законодательства. Структура и источники семейного права. Основания применения к семейным отношениям гражданского законодательства, норм международного права и иностранного семейного права.

Под предметом правового регулирования конкретной отрасли права принято понимать совокупность однородных по своей сущности общественных отношений, которые регулируются нормами данной отрасли права. Определить предмет отрасли – значит выделить своеобразие, сущность и характерные черты опосредуемых ею отношений. СК РФ предусматривает, что семейное законодательство:

- устанавливает условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным,

- регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи, а в случаях, предусмотренных семейным законодательством, - между другими родственниками и иными лицами,

- определяет формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей.

Это позволяет сделать вывод о том, что предметом семейного права являются общественные отношения, возникающие из брака, кровного родства, принятия детей на воспитание в семью.

Особенности общественных отношений, регулируемых семейным правом следующие:

- их субъектами могут быть только граждане,

- они возникают на основе специфических юридических фактов (родство, усыновление, брак и др.),

- являются, как правило, длящимися,

- неотчуждаемость семейных прав и обязанностей,

- имущественные отношения имеют производный от личных характер,

- этим отношениям присущ лично-доверительный характер.

По своей природе общественные отношения, регулируемые семейным правом, подразделяются на личные (неимущественные) и имущественные.

Личными (неимущественными) являются отношения, касающиеся вступления в брак и прекращения брака, отношения между супругами при решении вопросов жизни семьи, выбора фамилии при заключении и расторжении брака, отношения между родителями и детьми по воспитанию и образованию детей и др.