ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2024
Просмотров: 374
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
I. Программа модуля «Семейное право»
1. Пояснительная записка Основные цели и задачи курса.
Технологическая карта образовательного процесса
2. Объем модуля и виды учебной работы
3. Содержание модуля/ дисциплины
3.1. Разделы модуля/ дисциплины и виды занятий
3.2. Содержание разделов ом/ уд
4. Календарно-тематический план
5. Организация самостоятельной работы студентов
6. Тематика рефератов Ключ к выбору тем рефератов
7. Тематика курсовых проектов (работ)
9. Учебно-методическое и информационное обеспечение модуля/ дисциплины Нормативные акты
10. Материально-техническое обеспечение ом/уд
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины для студентов
Методические указания по написанию письменных работ (рефератов, контрольных работ)
Тема реферата выбирается слушателем самостоятельно из предлагаемого перечня.
Тема 1. Предмет, метод и система семейного права.
Тема 2.Семейные правоотношения.
Тема 3. Правовое регулирование заключения брака.
Тема 5. Права и обязанности супругов.
Тема 6. Имущественные правоотношения между супругами.
Тема 7. Права и обязанности родителей и детей.
Тема 8. Алиментные обязательства членов семьи.
Тема 9. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.
Методы и формы организации и проведения занятий. Используемые технологии
Вопросы для самодиагностики студентов
Содержание и формы контроля качества знаний студентов Примерный перечень вопросов к зачету
23. Раскройте понятие свойства.
24. Брак признается недействительным:
Как уже было сказано, УМК предназначен для того, чтобы помочь студентам в изучении курса семейного права. Как им пользоваться? Прежде всего, следует ознакомиться с программным разделом данной темы и учебными целями (раздел «Вы должны уметь»), а также краткими методическими указаниями, размещенными в самом начале каждой темы опорного курса лекций (в них отражена логика построения курса). Прочитать соответствующую главу одного-двух учебников, затем соответствующий раздел «Опорного конспекта» данного УМК. Желательно найти ответы на вопросы семинарского занятия и раздела «Вы должны уметь». Не нужно отвечать на них письменно, но необходимо продумать ответ на все вопросы, уметь делать упражнения и отвечать на вопросы тестов.
Условно курс можно разделить на две части: общую и особенную. Однако следует помнить основы философии, а именно: нельзя понять частное и особенное, не овладев в полной мере общими знаниями.
Методические указания по написанию письменных работ (рефератов, контрольных работ)
Общие положения
Написание рефератов является важным видом внеаудиторных учебных занятий, направленных на более глубокое освоение и развитие теоретических знаний, формирование умений и навыков работы с научной, учебной литературой и правовыми источниками.
Цель написания реферата состоит в закреплении теоретических знаний и выработке умения использовать нормативно-правовые акты и специальную литературу в профессиональной деятельности. При выполнении контрольной работы слушателю следует рассматривать не только вопросы избранной темы, но и некоторые аспекты смежных тем, необходимость изучения которых требует логика исследования.
Кроме того, при употреблении впервые тех или иных специальных терминов, понятий, определений необходимо раскрывать их значение либо в самом тексте, либо в сносках (примечаниях) к нему.
Реферат должен включать следующие разделы:
введение, в котором указываются актуальность и значение избранной темы, цель и задачи работы, краткий анализ использованных автором правовых источников и литературы по теме;
изложение поставленных в оглавлении вопросов;
выводы автора на основе изученных источников и литературного материала, именуемое как заключение работы.
Оформление работы
Титульный лист включает название темы, фамилию и инициалы автора. Далее следует подробный план работы (введение, название основных вопросов, заключение). На последней странице приводится список использованных автором источников и литературы с полными выходными данными. Минимальное количество литературы по теме реферата - пять наименований. Кроме литературы также можно использовать учебную литературу.
Тема реферата выбирается слушателем самостоятельно из предлагаемого перечня.
Объем работы не менее 15 и не более 20 страниц, отпечатанных на компьютере (шрифт 14, интервал 1,5).
Требования к написанию текста реферата следующие:
слева каждый лист должен иметь поле 2,5-3 см, справа 1-1,5 см;
каждый лист должен быть пронумерован (цифра ставится в середине текста с отступом от верхнего края 1 см);
первая строка текста от верхнего края страницы отстоит на 2 см;
красная строка начинается с отступа от края страницы на пятой букве;
каждая глава, раздел начинаются с новой страницы;
сноски на источники и литературу следует делать под строкой текста, начиная с красной строки;
расстояние от нижнего края листа до последней строки текста (включая сноску) должно составлять 2,5 см;
сноска в тексте и в подстрочнике отмечается цифрой. Знак препинания (точка, точка с запятой) ставится после цифры.
Изучение темы контрольной работы целесообразнее начинать со знакомства с публикациями, в которых содержатся новейшие материалы по избранной проблеме, дана характеристика источников и справочного аппарата. Это позволит в дальнейшем быстро систематизировать и отыскать необходимую литературу.
Чтение научной литературы (не только отдельных монографий, но и статей в научных сборниках или журналах) – работа серьёзная. Она требует особого, вдумчивого подхода, поэтапного исследования научных материалов.
Этапы научного поиска и осмысления прочитанного могут быть следующими:
общее знакомство с научной публикацией или источником в целом по его оглавлению;
беглый просмотр содержания работы;
чтение текста в порядке постраничного изложения материала;
выборочное чтение какой-либо части публикации;
выписка необходимых материалов (в виде цитат, краткого изложения мысли автора своими словами и т.д.)
критическое осмысление конспекта, редактирование записанного материала.
При изучении литературы по теме следует использовать не всю информацию, а только ту, которая имеет непосредственное отношение к избранной проблеме. Следует избегать сплошного переписывания текста.
Необходимо вдумчиво изучать прочитанное, тогда основой для получения новых знаний по избранной теме или её отдельных аспектов будут ваши собственные мысли, которые возникнут в ходе осмысления материала.
При написании контрольной работы необходимо использовать также практику по гражданскому праву и комментарии к ней. Эти материалы можно найти в опубликованных Вестниках Верховных судов РФ и её субъектов, Высшего арбитражного суда РФ. Особое внимание нужно уделять их соответствию содержания работы избранной теме.
Содержание основной части работы должно состоять из 2-3 вопросов, материал которых следует излагать последовательно в соответствии с логикой построения структуры работы. В заключении на основе анализа и обобщения изученных источников и литературы делаются выводы, логически вытекающие из содержания основной части.
Таким образом, написание рефератов (контрольной работы) является непременным условием для допуска к зачету, экзамену.
При подготовке к зачету, экзамену студенту рекомендуется:
выяснить у преподавателя объем материала, по которому проводится данный вид контроля, а также требования, которые предъявляются к ответу на зачете (экзамене);
составить подробный план работы по подготовке к зачету (экзамену), равномерно распределить на остающиеся дни имеющийся материал, предусмотрев время для заключительного повторения и отдыха;
соблюдать требования гигиены умственного труда.
Общие рекомендации:
если на занятии в объяснении преподавателя или при выполнении его заданий остается что-либо неясным студенту, равным образом, если студент сталкивается с какими-либо проблемами в самостоятельной работе, ему следует незамедлительно попросить преподавателя дать необходимые разъяснения.
III. Дидактический материал:
- лекционные материалы.
Тема 1. Предмет, метод и система семейного права.
Понятие и предмет семейного права. Семейное право как отрасль права. Исторические формы брака и семьи. Семейно-брачные отношения, необходимость их правового регулирования. Метод регулирования семейно-правовых отношений.
Основные начала (принципы) семейного законодательства. Структура и источники семейного права. Основания применения к семейным отношениям гражданского законодательства, норм международного права и иностранного семейного права.
Под предметом правового регулирования конкретной отрасли права принято понимать совокупность однородных по своей сущности общественных отношений, которые регулируются нормами данной отрасли права. Определить предмет отрасли – значит выделить своеобразие, сущность и характерные черты опосредуемых ею отношений. СК РФ предусматривает, что семейное законодательство:
- устанавливает условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным,
- регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи, а в случаях, предусмотренных семейным законодательством, - между другими родственниками и иными лицами,
- определяет формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей.
Это позволяет сделать вывод о том, что предметом семейного права являются общественные отношения, возникающие из брака, кровного родства, принятия детей на воспитание в семью.
Особенности общественных отношений, регулируемых семейным правом следующие:
- их субъектами могут быть только граждане,
- они возникают на основе специфических юридических фактов (родство, усыновление, брак и др.),
- являются, как правило, длящимися,
- неотчуждаемость семейных прав и обязанностей,
- имущественные отношения имеют производный от личных характер,
- этим отношениям присущ лично-доверительный характер.
По своей природе общественные отношения, регулируемые семейным правом, подразделяются на личные (неимущественные) и имущественные.
Личными (неимущественными) являются отношения, касающиеся вступления в брак и прекращения брака, отношения между супругами при решении вопросов жизни семьи, выбора фамилии при заключении и расторжении брака, отношения между родителями и детьми по воспитанию и образованию детей и др.