ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2024
Просмотров: 379
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
I. Программа модуля «Семейное право»
1. Пояснительная записка Основные цели и задачи курса.
Технологическая карта образовательного процесса
2. Объем модуля и виды учебной работы
3. Содержание модуля/ дисциплины
3.1. Разделы модуля/ дисциплины и виды занятий
3.2. Содержание разделов ом/ уд
4. Календарно-тематический план
5. Организация самостоятельной работы студентов
6. Тематика рефератов Ключ к выбору тем рефератов
7. Тематика курсовых проектов (работ)
9. Учебно-методическое и информационное обеспечение модуля/ дисциплины Нормативные акты
10. Материально-техническое обеспечение ом/уд
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины для студентов
Методические указания по написанию письменных работ (рефератов, контрольных работ)
Тема реферата выбирается слушателем самостоятельно из предлагаемого перечня.
Тема 1. Предмет, метод и система семейного права.
Тема 2.Семейные правоотношения.
Тема 3. Правовое регулирование заключения брака.
Тема 5. Права и обязанности супругов.
Тема 6. Имущественные правоотношения между супругами.
Тема 7. Права и обязанности родителей и детей.
Тема 8. Алиментные обязательства членов семьи.
Тема 9. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.
Методы и формы организации и проведения занятий. Используемые технологии
Вопросы для самодиагностики студентов
Содержание и формы контроля качества знаний студентов Примерный перечень вопросов к зачету
23. Раскройте понятие свойства.
24. Брак признается недействительным:
- один из родителей имеет гражданство РФ, а другой родитель является иностранным гражданином, при условии, что ребенок родился на территории РФ либо если в ином случае он станет лицом без гражданства,
- оба его родителя или единственный его родитель, проживающие на территории РФ, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории РФ, а государство, гражданами которого являются его родители или единственный его родитель, не предоставляет ребенку свое гражданство.
Законодательство, применяемое при определении прав и обязанностей родителей и детей, включая их обязанности по уплате алиментов, определяется по следующим правилам:
- права и обязанности родителей и детей регулируются законодательством государства, в котором родители и дети имеют совместное место жительство,
- при отсутствии совместного места жительства родителей и детей их права и обязанности определяются законодательством государства, гражданином которого является ребенок.
Установление и отмена усыновления на территории РФ иностранными гражданами ребенка – гражданина РФ производятся в соответствии с законодательством государства, гражданином которого является усыновитель на момент подачи заявления об установлении или отмене усыновления.
При усыновлении на территории РФ гражданами РФ ребенка – иностранного гражданина применяется российское законодательство.
Если, несмотря на все меры, содержание норм иностранного семейного права не установлено, к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства применяется законодательство РФ.
- БКУЗ:
Содержание практических занятий
Занятие 1. ПОНЯТИЕ И ПРЕДМЕТ СЕМЕЙНОГО ПРАВА. СЕМЕЙНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ.
План:
Понятие и предмет семейного права. Метод регулирования семейно-правовых отношений.
Основные начала (принципы) семейного права.
Структура и источники семейного права. Основания применения к семейным отношениям гражданского законодательства, норм международного права и иностранного семейного права.
Семейные правоотношения : понятие, виды, субъекты и объекты.
Правоспособность и дееспособность в семейном праве.
Осуществление и защита семейных прав. Исполнение семейных обязанностей. Ответственность в семейном праве.
Сроки исковой давности и другие сроки в семейном праве.
Контрольные вопросы.
Дайте определение семейного права. Какие отношения регулируются семейным правом? В чем их особенности?
Назовите основные задачи семейного права.
В чем состоит специфика метода регулирования семейно-правовых отношений?
Что понимается под принципами семейного права? Назовите их и раскройте содержание.
Каковы цель, основные направления и принципы государственной семейно политики в России?
Дайте понятие семейных правоотношений. Охарактеризуйте их структуру.
Какие виды семейных правоотношений вы можете назвать?
Какие принципы осуществления семейных прав и исполнения семейных обязанностей сформулированы в СК?
Какова структура семейного права?
Перечислите источники семейного права.
Какими органами осуществляется защита семейных прав? Перечислите предусмотренные СК основания принятия судом решений в области семейных отношений.
Задачи:
Задача 1.
Глава администрации Н-ской области своим распоряжением снизил до 16 лет возраст лиц, вступающих в брак, а также утвердил Положение об усыновлении детей, оставшихся без попечения родителей, предусматривающее упрощенный по сравнению с гл. 19 СК порядок усыновления детей на территории области.
Прокурор области внес протест на эти решения, посчитав их противоречащими требованиям закона.
Обоснован ли протест прокурора? Вправе ли органы исполнительной власти субъектов РФ принимать нормативные правовые акты, противоречащие нормам федерального семейного законодательства? В каких случаях и в какой форме субъекты РФ вправе регулировать семейные отношения?
Задача 2.
Граждане Тимофеева и Демидов проживали совместно и вели общее хозяйство без регистрации брака несколько лет. Затем между ними возник конфликт, отношения разладились, и они стали проживать раздельно. Через некоторое время Тимофеева обратилась в суд с иском о разделе совместно нажитого имущества (земельный участок, телевизор, холодильник, мебель, видеомагнитофон).
Нормы какой отрасли права могут быть применены судом при решении этого спора?
Задача 3.
Гражданка Ковалева обратилась в суд с исковым заявлением о расторжении брака с И.Г. Ковалевым. В заявлении она указала, что проживает с мужем более 15 лет, от брака имеет сына 14 лет. Последние два года Ковалев злоупотребляет спиртными напитками, не дает деньги на нужды семьи, устраивает скандалы, оскорбляет ее в присутствии сына, часто не ночует дома. Семья фактически распалась, поэтому она просит брак расторгнуть и взыскать с Ковалева алименты на содержание сына.
В судебном заседании Ковалев иск не признал и просил суд брак не расторгать, обещал, что он изменит свое поведение и отношение к жене и сыну. Суд своим определением назначил супругам срок для примирения в три месяца.
По истечении трех месяцев в судебном заседании Ковалева вновь потребовала расторжения брака, так как Ковалев поведения не изменил и семья не восстановилась. Ковалев вновь иск не признал и просил брак не расторгать.
На основании какого принципа семейного права суду следует разрешить дело?
Задача 4.
Журкина неоднократно высказывала претензии своему мужу по поводу его отношения к семье, считая, что он недостаточно заботиться о жене и детях. В обоснование своей позиции она приводила доводы о невысоком доходе мужа по мету государственной службы и его нежелании заняться предпринимательской деятельностью. Однако Журкин считал упреки несерьезными и не желал сменить любимый род занятий, хотя и не приносящий большого дохода. На этой почве между супругами возникали споры, не выходящие за рамки словесных перепалок. В семье Журкин вел себя достойно, заботился о детях, занимался домашней работой. Тем не менее, жена считала его поведение неверным, разрушающим семью.
Убедившись, что муж не склонен поддаться на ее уговоры, Журкина подала заявление в Комитет мэрии по делам семьи, материнства и детства, в котором просила оказать необходимое воздействие на ее мужа в целях сохранения семьи.
Каков, по вашему мнению будет результат обращения Журкиной в мэрию? Какие принципы семейного права нарушены Журкиной? Какими органами осуществляется защита семейных прав и при наличии каких оснований?.
Задача 5.
После развода Г.П. Майкова более четырех лет не ставила вопрос о взыскании с бывшего мужа алиментов на содержание несовершеннолетнего сына, так как имела высокий доход по месту работы в коммерческом банке и не нуждалась в материальной помощи. Однако в 2008 г. после ликвидации банка она оказалась безработной и поспросила Майкова выплачивать ей ежемесячно по пятьсот рублей на содержание сына. В течение трех месяцев Майков под разными предлогами уклонялся от решения этого вопроса, а затем прямо отказался заключить соглашение о выплате алиментов в добровольном порядке. На угрозу жены обратиться в суд он также не прореагировал, заявив, что ей необходимо было подать исковое заявление об этом в течение года после расторжения брака, а теперь оно уже будет удовлетворено по формальным причинам (в связи с истечением установленных законом сроков).
Как следует поступить Майковой в сложившейся ситуации? Установлен ли СК срок исковой давности для взыскания алиментов?
Занятие 2. ПОНЯТИЕ БРАКА. УСЛОВИЯ И ПОРЯДОК ЕГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ. НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ БРАКА.
План:
Понятие брака по семейному праву.
Условия заключения брака. Препятствия к заключению брака.
Медицинское обследование лиц, вступающих в брак.
Порядок заключения брака. Государственная регистрация заключения брака.
Недействительность брака:
а) основания и порядок признания брака недействительным;
б) лица, имеющие право требовать признания брака недействительным;
в) обстоятельства, устраняющие недействительность брака;
г) правовые последствия признания брака недействительным.
Контрольные вопросы:
1.Сформулируйте понятие брака по семейному праву и выделите его юридические признаки.
2. Различаются ли понятия “заключение брака” и “государственная регистрация заключения брака”? При ответе сошлитесь на правовые нормы.
3. В чем заключается юридическое и практическое значение государственной регистрации брака?
4. Назовите условия заключения брака.
5. Допускается ли заключение брака через представителей, заочно?
В каких случаях допускается снижение брачного возраста, до каких границ? Кем решается вопрос о снижении брачного возраста?
Расскажите о порядке государственной регистрации заключения брака. Какими нормативными актами он регулируется?
Может ли быть сокращен или увеличен установленный законом срок заключения брака после подачи заявления в орган загса лицами, делающими вступить в брак?
Расскажите о порядке признания брака недействительным.
Какие правовые последствия наступают признания судом брака недействительным? С какого момента брак считается недействительным?
Вправе ли добросовестный супруг при вынесении судом решения о признании брака недействительным требовать возмещения ему морального вреда? Если да, то в каком порядке?
Задачи:
Задача 1.
В один из органов загса г. Рязани обратились с заявлением о вступлении в брак Денисов и Карпова, указав, что фактически они проживают одной семьей в течение трех лет и имеют общего ребенка, хотя Денисов не записан его отцом.
Орган загса принял заявление и через две недели зарегистрировал брак между Денисовым и карповой. При государственной регистрации заключения брака Денисов, будучи военнообязанным, изменил свою фамилию на фамилию жены.
Какие действия обязан совершить орган загса при принятии заявления о вступлении в брак? Вправе ли был орган загса зарегистрировать брак между Денисовым и карповой через две недели после подач заявления? Должно ли быть указано в актовой записи о государственной регистрации брака, что вступающие в брак имеют общего ребенка? Должен ли орган загса сообщить военкомату об изменении фамилии военнообязанным Денисовым?
Задача 2.
В один из органов загса г. Москвы обратилась гражданка Минкова с заявлением о регистрации брака с гражданином Шевцовым, проживающим в г. Магадане. В связи с тем, что Шевцов не имеет возможности выехать в Москву для подачи заявления, Минкова представила в орган загса составленное им соответствующее заявление, заверенное руководителем предприятия, где работает Шевцов. Однако заведующий органом загса отказал Минковой в принятии этого заявления.
Необходимо ли личное присутствие лиц, вступающих в брак, при подаче заявления о регистрации брака в орган загса? В каких случаях заявление о вступлении в брак может быть подано одним из лиц, вступающих в брак? Установлена ли в РФ форма заявления о регистрации брака? Если да, то каким нормативным правовым актом? Какие разъяснения следует дать Минковой работником органа загса?
Задача 3.
В орган загса обратились гражданин Степанов и гражданка Быстрова с заявлением о заключении брака между ними. Они просили зарегистрировать брак на следующий день после подачи заявления, так как Степанов является курсантом выпускного курса военного училища и вскоре будет направлен к отдаленному месту своей службы. Туда же вместе с ним собирается и его будущая жена. Указанное обстоятельство было подтверждено соответствующей справкой.
Как должен поступить орган загса, какими правовыми нормами следует при этом руководствоваться? Какие причины могут быть признаны уважительными для сокращения или увеличения срока регистрации брака, предусмотренного ст. 11 СК? Имеется ли в законе перечень этих причин?
Задача 4.
И.Т. Стариков и Г.Е. Бокова подали в орган загса заявление о вступлении в брак. Через несколько дней к заведующей отделом загса обратилась гражданка Мишина. Она просил ни в коем случае не регистрировать брак Старикова и Боковой, поскольку она, Мишина, уже несколько лет живет вместе со Стариковым. У них дружная семья, есть общая трехлетняя дочь, хотя их брак и не зарегистрирован. Стариков установил отцовство в отношении дочери.