Файл: Бакланова Т.И., Новикова Г.П. Программа и пособия для дошкольников Музыкальный мир (на основе народной культуры).doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.10.2024
Просмотров: 553
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
ББакланова т.И., Новикова г.П. «Музыкальный мир».
Раздел первый. «Музыкальные маршруты»
Тематические блоки Блок «Музыкальный мир природы»
Примерный материал для занятий2
Движения под музыку, музыкально-пластические импровизации
Блок «Музыкальный мир родного дома»
Движения под музыку, музыкально-пластические импровизации
Музыкально-логопедические упражнения
Блок « Музыкальный мир родного города (села)»
Примерный материал для занятий Слушание музыки
Движения под музыку, музыкально-пластические импровизации
Музыкально-логопедические упражнения
Блок «Музыкальный мир разных стран»
Движения под музыку, музыкально-пластические импровизации
Движения под музыку, музыкально-пластические импровизации
Раздел второй. Музыкальные находки
Примерный материал для занятий
Музыкально-пластические импровизации
Ёлочка. Муз. М. Красева, сл. З. Александровой
Что такое Новый год? Муз. Ю. Чичкова, сл. М. Пляцковского
Примерный материал для занятий Слушание музыки
Утренняя молитва. (Из «Детского альбома».) Муз. П. Чайковского
Веснянка .Украинская народная песня. Обр. Н. Метлова. Пер. С украинского н. Френкель
Птичка. Украинская народная песня. Обр. П. Чайковского
Движения под музыку, музыкально-пластические импровизации
Условия успешной реализации программы
Раздел первый. Музыкальные маршруты ( 3-5 лет)
Тема 1. В гостях у красавицы Осени
Тема 2. Музыка осени: листья шелестят и танцуют
Тема 3.Музыка осени: грустный дождик
Тема 4. У кого какой голос: в птичьем царстве-государстве
Тема 4. У кого какой голос? На птичьем дворе
Тема 5. У кого какой голос? в лесном царстве животных
Тема 7. У кого какой голос? в мире домашних животных
Тема 8. В гостях у красавицы Зимы
Тема 9. В гостях у красавицы Весны
Тема 10. В гостях у красавицы Лето.
Тема 3. Наши музыкальные инструменты
Тема 3. Музыкальные игры и игрушки
Тема 4. Праздники на улицах и площадях
Тема 1. Во что играют дети на всей планете?
Тема 6. Где хотим мы побывать?
Тема 1. О чём и о ком рассказывают музыкальные сказки?
Тема 2. Музыка и русские народные сказки
Тема 3. Музыка и сказки а.С. Пушкина
Раздел второй. Музыкальные находки
Дополнительно – ансамбль: барабан, гитара, скрипка (по иллюстрации к сказке «Три поросёнка»).
Тема 1. В гостях у красавицы Зимы
Тема 1. День защитников Отечества
Тема 1. В гостях у красавицы Весны
Тема 2. Музыкальные подарки для мамы и бабушки
Реченька. Муз. В. Костенко, сл. В. Болдыревой
Тема 1. Музыка и труд на родной земле
По малину в сад пойдём. Муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной
Тема 1. В гостях у красавицы Осени
Тема 1. Здравствуй, гостья Зима!
Тема 2. Музыкальные путешествия по соседним странам
Веснянка .Украинская народная песня. Обр. Н. Метлова. Пер. С украинского н. Френкель
Птичка. Украинская народная песня. Обр. П. Чайковского
Разнообразные зрительно-слуховые представления детей о родном городе (селе), а также стереотипы поведения человека в различных социальных ролях могут быть актуализированы в ходе музыкальных занятий. Программа предусматривает знакомство с произведениями, в которых содержатся те или иные музыкальные образы города (улицы, села) и его жителей. (Дети будут не только слушать такие пьесы, но и сами исполнять их.) Подобные образы переданы, с использование приёмов звукоподражания, в произведениях М.И. Глинки, П.И. Чайковского, Н.А.Римского-Корсакова, И.Ф. Стравинского и других композиторов.
Постепенно от звуков родного дома можно переходить к музыке родного города,познакомить детей с действующими в городе музыкальными учреждениями, если есть таковые,– театрами, концертными залами, музеями, с творчеством местных композиторов, исполнителей, музыкальных коллективов. Затем рекомендуется перейти к темам, раскрывающим роль музыки в создании мультипликационных и художественных фильмов, теле- и радиопрограмм. Не менее важно приобщение детей (в музыкальном контексте) к картинным галереям, выставкам произведений изобразительного и народного декоративно-прикладного творчества, Рассматривая пейзажи, можно представить, какие звуки в них «спрятаны». А полотна с изображениями музыкантов и музыкальных инструментов введут в мир истории музыки и музыкального быта разных народов, эпох и стран. Изделия народных мастеров (хохломские ложки, дымковские игрушки и т. п.) – также прекрасные средства для интеграции.
Зрительно-слуховые образы
Трамвай звенит.
Мотор работает.
Машина гудит.
Звонят колокола.
Бьют часы на башне.
Толпа шумит.
На концерте.
В музее музыкальных инструментов.
На народном празднике.
На параде.
Пластические образы
«Мы едем, едем, едем…»
В магазине игрушек.
Крылатые качели.
Расписные карусели.
В зоопарке.
В цирке.
В планетарии.
На детской киностудии.
В картинной галерее.
В мастерской народного мастера
Примерный материал для занятий Слушание музыки
3–5 лет
Автомобиль. Муз. М. Раухвергера
Клоуны. Муз. Д. Кабалевского
Пастушок. Муз. С. Майкапара
Плясовая. Муз. Т. Ломовой, сл. А. Шибицкой
Плясовая. Русская народная мелодия. Обр. А. Лядова
Русская песня. Муз. П. Чайковского
Утренний сигнал пастуха. Русский народный наигрыш
Пение
3–5 лет
Во саду ли, в огороде. Русская народная песня
Как пошли наши подружки. Русская народная песня
Мы ходили по грибы. Муз. Р. Верещагина, сл. П. Воронка
Самолёт. Муз. М. Магиденко, сл. С. Баруздина
Урожай собирай. Муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной
Движения под музыку, музыкально-пластические импровизации
3 -5 лет
Вейся, вейся, капустка! Русская народная песня. Обр. Т. Попатенко. Автор движений Л. Исаева
Ловушка. Русская народная мелодия. Обр. Л. Сидельникова. Автор движений В. Цивкина
Мы на луг ходили. Муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной
Парный танец. Муз. Е. Теличеевой, автор движений Л. Михайлова
Поезд. Муз. М. Старокадомского
Пойду ль я, выйду ль я. Русская народная песня
Светофор. Муз. Ю. Чичкова и Н. Богословского . Автор движений М. Кремянская
Травушка-муравушка. Русская народная мелодия. Обр. Т. Смирновой. Автор движений С. Мерзлякова
Музыкально-логопедические упражнения
3– 5 лет
Купи кипу пик. Муз. В. Усачёвой, сл. народные
Около кола. Муз. В. Усачёвой, сл. народные
Щетина у чушки. Муз. В. Усачёвой, сл. народные
Блок «Музыкальный мир разных стран»
Психолого-педагогические основания отбора музыкального материала. Вводить данный материал целесообразно в старшей группе дошкольного учреждения, когда у детей будут заложены основные представления об окружающем их мире природы, родного дома и города (села), а также сформируются первоначальные понятия Родины, родной страны. Эти представления могут быть расширены в процессе знакомства детей с доступными для них народными песнями и сочинениями зарубежных композиторов. Образ мира будет становиться для ребёнка всё более полифоничным и красочным.
Увлекательными и полезными для развития детей могут стать воображаемые музыкальные путешествия по разным странам с бременскими музыкантами или другими героями детских мультфильмов, сказок, любимых книг. «Странствовать» можно по суше и по морю (знакомясь при этом с природой разных широт), на ковре-самолёте или воздушном шаре. Кто откажется испытать чувство полёта, устремиться в загадочное поднебесье! Есть ещё сапоги-скороходы – предложите ребятам мысленно «примерить» их и представить, как сжимаются пространство и время.
Зрительно-слуховые образы
На Эфелевой башне.
На канале в Венеции.
В храме звучит орган.
В пещере горного короля.
В луна-парке.
Биг-Бэн.
В музее восковых фигур.
Пластические образы
Бременские музыканты.
Полька.
Менуэт.
Краковяк.
Полонез.
На венецианском карнавале.
Путешествие на воздушном шаре.
По морям, по волнам.
Примерный материал для занятий
Слушание музыки
3 - 4 года
Арабский танец. (Из балета «Щелкунчик».) Муз. П. Чайковского.
Венгерский танец. (Чардаш.) Из балета «Лебединое озеро». Муз. П. Чайковского
Весёлый пекарь. Английская детская песенка. Муз. и сл. народные. Обр. И. Арсеева, руссский текст неизвестного автора
Деревянный солдатик. (Из балета «Ящик с игрушками».) Муз. К. Дебюсси
Испанский танец. (Из балета «Лебединое озеро».) Муз. П. Чайковского
Маленькая полька. Муз. Д. Кабалевского
Менуэт. (Из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах».) Муз. И.-С. Баха.
Натали и игрушечная голубая собачка. Муз. М. Дюбуа
Петрушка. Муз. А. Роули
Полонез. (Из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах».) Муз. И.-С. Баха
Пробуждение маленького солдатика. Муз. А. Томази
Сицилийская песенка. (Из «Альбома для юношества».) Муз. Р. Шумана
Танец куклы. (Из балета «Ящик с игрушками».) Муз. К. Дебюсси
4 - 5 лет
Арлекин. Из цикла «Карнавал». Муз. Р. Шумана
Баркарола. Муз. П. Чайковского (из цикла «Времена года»)
В пещере горного короля. (Из сюиты «Пер Гюнт».) Муз. Э. Грига
Матросская песня. (Из «Альбома для юношества».). Муз. Р. Шумана
Менуэт. (Из балета «Спящая красавица».) Муз. П. Чайковского
Панталоне и Коломбина. (Из цикла «Карнавал».) Муз. Р. Шумана
Полька. (Из «Детского альбома».) Муз. П. Чайковского
Пьеро. (Из цикла «Карнавал».) Муз. Р. Шумана
Тарантелла. (Из балета «Щелкунчик».) Муз. П. Чайковского
Хорал. (Из кантаты № 147.) Муз. И.-С. Баха
Пение
3 – 4 года
Веснянка («Ой, бежит ручьём вода…»). Украинская народная песня. Обр. Н. Метлова, пер. Н. Френкель
Веснянка («Стало ясно солнышко припекать…»). Украинская народная песня. Обр. Н. Нестеровой, рус. текст О. Высотской
«Ко-ко-ко, – кличет мама-квочка…». Польская народная песня. Обр.
Р. Рустамова, русский текст Э. Александровой
«Ку-ку, ку-ку – в чаще лесной…» Немецкая народная песня. Обр.
Р. Рустамова, русский текст Э. Александровой
4 – 5 лет
Бедная Мэри. Английская детская песенка. Муз. и сл. народные. Обр. И. Арсеева, русский текст неизвестного автора
Девочка из Лондона. Английская детская песенка. Муз. и сл. народные. Обр. И. Арсеева, русский текст неизвестного автора
Моя кукла. Муз. Л. Повилайтиса, сл. В. Баркаускаса
Песенка наседки. Муз. А. Парцхаладзе, сл. И. Руруа, пер. с грузинского В. Викторова
Пожар. Греческая детская песня. обр. Т. Корганова, русский текст
Э. Александровой
У дедушки Макдональда. Английская детская песенка. Муз. и сл. Народные, обр. И. Арсеева, русский текст неизвестного автора
«У оленя дом большой...» Французская народная песня. Обр. Л. Поповой, русский текст неизвестного автора
Движения под музыку, музыкально-пластические импровизации
3 – 4 года
Белка пела и плясала. Словенская народная песня. Обр. Р. Рустамова, русский текст Э. Александровой
Дружные пары. (Полька.) Муз. И. Штрауса, автор движений Л. Михайлова
4-5 лет
Биг Бэн. Английская детская песенка. Муз. и сл. народные. Обр. Ю. Романовской, рус. текст Е. Шабельниковой. Автор движений Е. Шабельникова
Лондонский мост. Английская детская песенка. Муз. и сл. народные. Обр. и русский тест Ю. Романовской
Приглашение. Украинская народная мелодия. Обр. Г. Теплицкого. Автор движений Л. Михайлова
Фонари. (Из оперы «Вильгельм Телль».) Муз. Дж. Россини. Автор движений Е. Измайлова
Блок « Сказочный мир музыки»
Психолого-педагогические основания отбора программного содержания для интегрированных музыкальных занятий. О важности сказок в процессе социализации и развития личности ребёнка говорится в трудах К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого и др. Психологи разработали специальные методысказкотерапии. Однако в современной музыкальной педагогике обращение к сказкам чаще всего ограничивается темой «Сказочные образы в музыке», которая раскрывается довольно поверхностно - на уровне внешних параллелей между текстами и музыкальными произведениями на сказочные темы. Между тем именно сказки могут, в том числе и в результате музыкальных занятий, способствовать формированию у дошкольников цельных образов мира, системы духовно-нравственных ценностей и идеалов, а при необходимости выступать и средством психологической коррекции.
В русских народных сказках, в сказках А.С. Пушкина добро противостоит злу и, как правило, побеждает его. В сказках происходят волшебные превращения вещей, людей, животных и птиц; природа одушевлена, неразрывно связана с жизнью человека, служит ему помощницей. Герои легко справляются с любыми трудностями, преодолевают невероятные препятствия, путешествуют в разные миры, оживают и исцеляются чудесным образом, предсказывают будущее. Сказочные образы и картины во многом совпадают с восприятием мира в 3-7 лет. Вот почему через сказку легче вводить детей в реальный мир, помочь им победить свои страхи, тревоги.
Зрительно-слуховые образы
Колобок катится.
Теремок.
Репка.
Курочка Ряба