ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.10.2024
Просмотров: 647
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Прогимназия № 1667 Зеленоградского округа г. Москвы
Для учащихся 1-4 классов общеобразовательной школы
4 Класс - «Русская традиционная художественная культура».
5. Мифы о рождении земли и людей
6. Кому поклонялись древние славяне? - 2 часа
Раздел 3. Огонь небесный и земной (10 часов)
Раздел 4. Живая вода (7 часов)
Тематическое планирование по учебному курсу
Тема 7. Зимние узоры. Дуновение Мороза Ивановича
Раздел 3. Мифы об огне (20 часов, 10 занятий)
Тема 1. Огонь в творчестве художников-скульпторов
Тема 2. Зимние сказки об огне. Ярило-молодец
Тема 3. Как Весну-красну на Руси встречали
Тема 4. Владения дедушки-водяного
Тема 8. Культура Древнего Востока
Раздел 4. Быстрое течение времени (14 часов, 7 занятий)
Тема 2. О том, как огород детвору накормил (2 часа)
Тема 3. Как весна красива цветами, а осень снопами (2 часа)
Тема 4. Чем осенний лес одарить может (2 часа)
Тема 5. Как осенний дождь мелко сеется да долго тянется (2 часа)
Тема 6. Про то, как малые дети Осеннны встречали (2 часа)
Тема 7. О князюшке-Лесе, что кафтан расписной потерял (2 часа)
Тема 8. Как осень всех наградила да зиму пригласила (2 часа)
Раздел 2. Полет фантазии (14 часов)
Тема 1. О том, как дети в небо глядели (4 часа)
Тема 2. Про птичек-синичек, что к зиме прилетели (2 часа)
Тема 3. Как зима стелет белые холсты, а мороз наводит мосты
Тема 4. Как стужайло за окном студит, а игрушки - к ночи волшебные истории рассказывают (2 часа)
Тема 5. Пpo то, как дети ждали в гости Деда Мороза (4 часа)
Раздел 3. Гори, гори ясно! (20 часов)
Тема 2. Про то, как Царь-огонь умеет превращаться (4 часа)
Тема 3. О чем рассказали метель да вьюга (2 часа)
Тема 4. Про огонь души, живущий во мне (4 часа)
Тема 5. Как в марте зима ни злится, а весне покорится (2 часа)
Тема 6. Горячо любимая (2 часа)
Тема 7. Первые проталины (4 часа)
Раздел 4. Когда звенят ручьи (14 часов)
Тема 1. Про то, как апрельские лучи землю будят да птиц созывают (4 часа)
Тема 2. О воскрешении Земли-матушки (2 часа)
Тема 3. Как ребята с первой весенней грозой веселились (2 часа)
Тема 4. Про май, что весну венчает, лето встречает (2 часа)
Тема 5. О чем могло рассказать лесное болото (2 часа)
Тема 6. Про то, как леса наряжаются, лето в гости ждут (2 часа)
Тема 7. Священные рощи Земли-матушки (2 часа)
Тема 3. Поклонение богам и духам (2 часа)
Тема 4. Священные танцы древних египтян ( 2 часа)
Тема 5. Великие Дионисии в Древней Греции (2 часа)
Тема 6. По страницам произведений древнегреческих драматургов (2 часа)
Тема 7. Зрелища Древнего Рима (2 часа)
Тема 8. Театр на Востоке (Китай, Япония, Индия) ( 2 часа)
Раздел 2. Устремление к небесам (14 часов)
Тема 1. Христианская церковь и театральное искусство (2 часа)
Тема 2. Первые профессиональные актеры на Руси (4 часа)
Тема 3. Театр Петрушки (4 часа)
Тема 4. Русский фольклорный театр (2 часа)
Тема 5. Искусство ярмарочных балаганов (2 часа)
Раздел 4. Быстрое течение времени (14 часов)
Тема 1. Многоликость театрального искусства (2 часа)
Тема 2. «Нечеловеческие театры» (2 часа)
Тема 3. Москва театральная (2 часа)
Тема 5. Театр начинается с вешалки (2 часа)
Тематическое планирование с репертуарным приложением «Земля моих предков»
Комментарий к репертуарному приложению
Тиличеева е. Детские песенки «Считалочки», «Гармошки»
Бала-бала, балалайка, Бара-бара, барабан,
Мои гуси дома не боятся грома.
Итоговое комплексное занятие «в гостях у Капустки» Хоровод-игра «Завивайся, капустка»
8. «Ах, ты, душечка, красна-девица!»
Тематическое планирование с репертуарным приложением «Русь изначальная» (2 класс)
Раздел 2. Мифы о небесном мире
Комментарии к репертуарному приложению
2. Были и небылицы древней Руси
Раздел 2. Мифы о небесном мире
1. Древний праздник рождения Солнца – Коляда
6. Женские образы древнеславянской мифологии
Тематическое планирование с репертуарным приложением
3. Русская народная песня «Полосонька»
4. Русская народная песня «Земелюшка чернозем»
5. Русская народная песня «Как в болоте, как в болоте»
1. Русская народная песня «Повей, ветерок»
2. Русская народная песня «Воет ветер»
1. Игра ряженых «Пошла коза по лесу»
2. Русская народная песня «Не велят Маше за речку ходить»
3. Русская народная песня «Уж, ты, зимушка-зима»
1. Богданова э., Павленко в. «Капельки»
2. Качанова п., Витлина в. «Веселый дождик»
3. Римский-Корсаков н.А. Ария Леля из оперы «Снегурочка»
4. Русские народные песни «Как по морю, морю синему»
5. Русские народные песни «Как во поле, поле»
Тематическое планирование с репертуарным приложением
Раздел 4. «Летние приключения у воды»
Комментарии к репертуарному приложению
3. "Пестрый колпачок" сл. Н.Соловьевой , муз. Г.Струве.
4."Если добрый ты " сл. М.Пляцковского, муз. Б.Савельева
5. "Частушки Бабок Ежек" из мультфильма «Летучий корабль», сл. Ю.Энтина, муз. М.Дунаевского.
Раздел 2 "Снежинки в воздухе кружились, а мы с зимою подружились!"
Раздел 3. "Огонь души - тебе родная "
2. "Мамин праздник" сл. А.Маращяна-м.Вайнштейна, муз. А.Лусиняна.
4."Мама" сл. С.Вигдорова, муз. Л.Бакалова.
8. "Бабушка моя", сл. И муз. Е.Гомоновой.
Раздел 4. "Летние приключения у воды"
1."Буратино", сл. Ю.Энтина, муз. А.Рыбникова.
2. "Песенка львенка и черепахи ", сл. С.Козлова, муз. Г.Гладкова.
Основные параметры диагностики художественно-эстетического развития детей
Содержание занятий по хореографии «Как прекрасен этот мир»
Раздел 1. Откуда пришла сказка?
Раздел 3. Меня пляска зовет...
Раздел 4. Ногам работа - душе праздник
Россия в зеркале мировой культуры
Тематическое планирование с репертуарным приложением «Земля моих предков»
Раздел 1. Земля
Мы россияне. Наши предки. Народные сказки, песни, игры, пословицы.
Тиличеева Е. Детские песенки «Считалочка, «Гармошка».
Мы москвичи. Москва – столица России.
«Песни о Москве» (музыкальное прослушивание).
Твоя малая Родина. Твой дом, двор, город.
Тараховская Е. Р.н.п. «Тараторочка».
Кабалевский Д. «Сколько дел у нас с утра».
4. Земля кормилица. Труд крестьянина. Осень – пора жатвы.
Р.н.п. «Во саду ли, в огороде».
Народная игра «Воробей и Огородник».
Маршак С ., Тиличеева Е. Детская песенка «Дуйте, ветры».
5. Праздник урожая. Ярмарка.
Ивенсон М., Тиличеева Е. Хоровод-игра «А у нас огород».
Р.н.п. «За грибами», «По малину в сад пойдем».
Р.н.п. «Как под горкой, под горой».
6. Русский дом. Деревня и село. Изба, ее убранство.
Песенка-игра «Дождик».
Р.н.п. «Ах, вы, сени мои, сени».
7. Земля – красавица.
Качанова П., Витлина В. «Лесная песенка».
Александрова З., Раухвергер М. «Осень».
8. Мы дети разных народов. Народные традиции и культура.
Р.н.п. «Как по полю, полю».
Кузнецова А., Тиличеева Е. «Деревца».
Итоговое комплексное занятие «В гостях у Капустки».
Хоровод-игра «Завивайся, капустка».
Раздел 2. Воздух
Птица счастья. Птица счастья в народном искусстве.
Р.н.п. «Дроздок».
Полет фантазии. Быль и небыль. Русские народные сказки.
Р.н.п. «Метелица».
Полет фантазии. Птица-вьюга.
Тиличеева Е. Детские песенки «Снегири», «Вьюга».
Полет фантазии. Диво-дивное.
Р.н.п. «Как на тоненький ледок».
Душа народа.
Р.н.п. «Пойду ль я, выйду ль я».
Р. н. п. «Лучина».
Радость учения. Обучение грамоте в старину.
Тиличеева Е. Детская прибаутка «Про лису».
Раздел 3. Огонь
1. Святки. Зимние забавы.
Святочные игры «Обруч круж», «Колокольцы-бубенцы».
2. Деревенские посиделки. Истории, были, сказки и частушки.
Р. н. п. «Все мы песни перепели».
Как огонь мастеру помог? Гончар, кузнец, пекарь. Игрушки из огня – Дымковская, Филимоновская, Каргопольская.
Р. н. п. «Во кузнице».
4. Мой род. Огонь предков. Мои родные. Родословное древо.
Соколова Н. «Затопила мама печку».
5. Я и мое имя. Имена и прозвища на Руси. Именины.
Маршак С., Вейсберг Ю. Детская песенка «Про Машу».
6. Масленица.
Р. н. п. «Ой, блины, блины, блины».
7. «Ах, ты, душечка, красна-девица!» Русская женщина.
Р. н. п. «Как пошли наши подружки».
8. Выходи весну встречать! Заклички весны.
Закличка «Приди, приди, солнышко!», р.н.п. «Солнышко».
Раздел 4. Вода
Святая вода. Традиции празднования Пасхи.
Р. н. п. «Ай, Весна – Красна».
Петрова З., Островский А. «Песенка с гармошкой».
Когда звенят ручьи. Весенние приметы.
Р. н. п. «На горе лужок».
Комитас С. «Ручеек».
Весенние воды землю напоили. Сев. Первый выгон скота в поле.
Тиличеева Е. Детская песенка «Вечер».
Р.н.п. «Уж как по мосту, мосточку».
Родник и колодец. Жизнь русской деревни.
Волгина Т., Филиппенко А. Детская песенка «Гуси».
Летние радости, забавы, игры. «Зеленые святки».
Р. н. п. «Заплетися, плетень».
Комментарий к репертуарному приложению
Раздел 1. Земля
Мы россияне
Тиличеева е. Детские песенки «Считалочки», «Гармошки»
При наличии нескольких струнных русских народных инструментов предложите детям вместе сыграть и спеть «Считалочку».Партии домры-малой и балалайки-примы состоят из одной нотки и исполняются на открытых струнах приемом пиццикато (удар большого пальца правой руки). Каждый слог считалочки совпадает с ударом пальца по струне. У струнных музыкальных инструментов нумерация струн производится начиная с самой тонкой: 1, 2, 3 и т. д.
На начальном этапе для детей целесообразно указывать нумерацию открытых струн рядом с нотами.
(Во всех предлагаемых инструментовках состав инструментов может быть изменен по усмотрению педагога.).
Детская песенка «Считалочка»
(см. нотное приложение 1)
Бала-бала, балалайка, Бара-бара, барабан,
Балалайка, поиграй-ка! Барабань-ка, барабан!
Детская песенка «Гармошка».
(см. нотное приложение 2)
Погуляем по дорожке - Я сыграю на гармошке
Спой мне песенку свою. И с тобою запою.
Для исполнения песенки «Гармошка» детям необходимо показать расположение нот на клавиатуре баяна (гармошки) и грифе балалайки (нота соль – третий лад на второй струне: 23 )
Твоя малая Родина
Русская народная песня «Тараторочка»
Тараховская Е., Кабалевский Д. «Сколько дел у нас с утра»
Русскую народную песню «Тараторочка» мы предлагаем спеть детям под аккомпанемент педагога. При этом они могут играть на ударных и шумовых инструментах, подобранных самостоятельно.
Если кто-то из детей владеет элементарными навыками игры на одном из струнных или клавишных инструментов - для него можно написать подголосочную партию из двух нот (фа, ми) и разучить ее.
«Тараторочкой», исполняемой в среднем темпе, очень хорошо открывать концерт или тематический урок, посвященный родной земле, приветствовать гостей и т. д.
Русская народная песня «Тараторочка»
(см. нотное приложение 3)
Тарата, тарата, тараторочка моя.
Тарата, тарата, развеселая моя.
Приезжайте, люди добрые в гости к нам!
Поведем вас по полям и по лугам.
Сорвем вишен – вы покушайте,
Наших песенок послушайте!
Детская песенка «Сколько дел у нас с утра» может послужить музыкальной иллюстрацией воспоминаний о лете. Ладовое соотношение минора-мажора хорошо воспринимается детьми на слух, поэтому мелодия легко запоминается. Инструментальные партии просты для разучивания.
Партия гармоники написана для инструмента с хроматическим строем.
Партию домры-малой можно, при необходимости, или заменить или продублировать партией балалайки-примы.
«Сколько дел у нас с утра»
(см. нотное приложение 4)
Мы качались на качелях, Осмотрели птичьи гнезда,
Мы все песни перепели! Сосчитали в небе звезды.
Мы купались, мы гребли, Только сбились мы со счета,
Мы сидели на мели. Потому спать охота.
Всех жуков переловили,
Все тропинки исходили!
Мы лежали у реки, Сколько дел у нас с утра
Мы играли в городки! До вечернего костра.
Земля - кормилица
Русская народная песня «Во саду ли, в огороде»
Народная игра «Воробей и Огородник»
Маршак С., Тиличеева Е. Детская песенка «Дуйте, ветры»
В партитуре русской народной песни «Во саду ли, в огороде» (см. нотное приложение 5) мелодия разделена на 4 такта между домрой – малой и балалайкой – примой (13 12 10 12 ), а также дублируется баяном. Партия балалайки – примы может исполняться divise (отдельно по голосам) или приемом бряцание (удар указательного пальца по 3 струнам вверх-вниз).
Если разучивание мелодии на этих инструментах представится сложным для детей, целесообразно ограничиться игрой на открытых струнах. Мелодию можно сыграть на гармонике, ксилофоне, аккордеоне или любом другом инструменте по выбору. Интересна партия цитр (игра на вторую и четвертую доли такта), которую могут сопровождать колокольчик или треугольник.
В народной игре «Воробей и Огородник»с помощью детской считалочки выбираются два действующих персонажа – Огородник и Воробей. Все участники игры берутся за руки и образуют круг, куда входит Огородник. Воробей остается за кругом. Игра начинается с пения Огородника:
«Песенка Огородника»
(см. нотное приложение 6)
Эй, воробей, не клюй мою конопель,
Ни мою, ни свою, ни соседову.
Я за ту коноплю тебе ножку перебью!
Затем Огородник пытается выбраться из круга и поймать Воробья, но участники всячески мешают ему, напевая при этом:
«Наш воробьишка»
(см. нотное приложение 7)
Наш воробьишка в сером армячишке
В чисто поле не идет, коноплю не клюет.
По двору шныряет, крошки собирает.
Мы предлагаем инструментованный вариант песенки «Наш воробьишка» (см. нотное приложение 8). Басовая партия баяна написана для преподавателя. Все остальные партии могут быть разделены на два пульта: первый – для сольных фрагментов, а второй – для аккомпанемента (по два такта).
Когда Огороднику все-таки удается поймать Воробья, он меняется с ним ролями. Если же Воробья никак не поймать, по общему согласию выбираются новые исполнители этих ролей.
Чередование выступлений двух групп исполнителей внесет некоторый игровой момент (после первоначального разучивания) в процесс репетиций.
В песенке «Дуйте, ветры»партию баяна можно продублировать одноголосными партиями гармоники, баяна или аккордеона, доверив их исполнение детям.
Игра на закрытых струнах в партии домры – малой (нота си – второй лад на второй струне: 22 ) осуществляется при помощи медиатора ударом вниз, в партии балалайки 12 – приемом пиццикато. Медиатр так же можно использовать при исполнении партии цитр.
«Дуйте, ветры!»
(см. нотное приложение 9)
Дуйте, дуйте, ветры в поле,
Чтобы мельницы мололи,
Чтобы завтра из муки
Испекли нам пирожки.
Праздник урожая
Хоровод-игра «А у нас огород».
Русская народная песня «Как под горкой, под горой».
Русские народные песни «За грибами», «По малину в сад пойдем».
В хороводе-игре «А у нас огород» участвуют две группы детей. Инструментовка их диалога представлена сопоставлением инструментов различных по тембру. В первой части – это струнные, которым, при их многочисленности и хорошей подготовке, можно доверить соло (не дублируя мелодию баянами). Во второй – ансамбль баянов (или аккордеонов).