ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.10.2024
Просмотров: 633
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Прогимназия № 1667 Зеленоградского округа г. Москвы
Для учащихся 1-4 классов общеобразовательной школы
4 Класс - «Русская традиционная художественная культура».
5. Мифы о рождении земли и людей
6. Кому поклонялись древние славяне? - 2 часа
Раздел 3. Огонь небесный и земной (10 часов)
Раздел 4. Живая вода (7 часов)
Тематическое планирование по учебному курсу
Тема 7. Зимние узоры. Дуновение Мороза Ивановича
Раздел 3. Мифы об огне (20 часов, 10 занятий)
Тема 1. Огонь в творчестве художников-скульпторов
Тема 2. Зимние сказки об огне. Ярило-молодец
Тема 3. Как Весну-красну на Руси встречали
Тема 4. Владения дедушки-водяного
Тема 8. Культура Древнего Востока
Раздел 4. Быстрое течение времени (14 часов, 7 занятий)
Тема 2. О том, как огород детвору накормил (2 часа)
Тема 3. Как весна красива цветами, а осень снопами (2 часа)
Тема 4. Чем осенний лес одарить может (2 часа)
Тема 5. Как осенний дождь мелко сеется да долго тянется (2 часа)
Тема 6. Про то, как малые дети Осеннны встречали (2 часа)
Тема 7. О князюшке-Лесе, что кафтан расписной потерял (2 часа)
Тема 8. Как осень всех наградила да зиму пригласила (2 часа)
Раздел 2. Полет фантазии (14 часов)
Тема 1. О том, как дети в небо глядели (4 часа)
Тема 2. Про птичек-синичек, что к зиме прилетели (2 часа)
Тема 3. Как зима стелет белые холсты, а мороз наводит мосты
Тема 4. Как стужайло за окном студит, а игрушки - к ночи волшебные истории рассказывают (2 часа)
Тема 5. Пpo то, как дети ждали в гости Деда Мороза (4 часа)
Раздел 3. Гори, гори ясно! (20 часов)
Тема 2. Про то, как Царь-огонь умеет превращаться (4 часа)
Тема 3. О чем рассказали метель да вьюга (2 часа)
Тема 4. Про огонь души, живущий во мне (4 часа)
Тема 5. Как в марте зима ни злится, а весне покорится (2 часа)
Тема 6. Горячо любимая (2 часа)
Тема 7. Первые проталины (4 часа)
Раздел 4. Когда звенят ручьи (14 часов)
Тема 1. Про то, как апрельские лучи землю будят да птиц созывают (4 часа)
Тема 2. О воскрешении Земли-матушки (2 часа)
Тема 3. Как ребята с первой весенней грозой веселились (2 часа)
Тема 4. Про май, что весну венчает, лето встречает (2 часа)
Тема 5. О чем могло рассказать лесное болото (2 часа)
Тема 6. Про то, как леса наряжаются, лето в гости ждут (2 часа)
Тема 7. Священные рощи Земли-матушки (2 часа)
Тема 3. Поклонение богам и духам (2 часа)
Тема 4. Священные танцы древних египтян ( 2 часа)
Тема 5. Великие Дионисии в Древней Греции (2 часа)
Тема 6. По страницам произведений древнегреческих драматургов (2 часа)
Тема 7. Зрелища Древнего Рима (2 часа)
Тема 8. Театр на Востоке (Китай, Япония, Индия) ( 2 часа)
Раздел 2. Устремление к небесам (14 часов)
Тема 1. Христианская церковь и театральное искусство (2 часа)
Тема 2. Первые профессиональные актеры на Руси (4 часа)
Тема 3. Театр Петрушки (4 часа)
Тема 4. Русский фольклорный театр (2 часа)
Тема 5. Искусство ярмарочных балаганов (2 часа)
Раздел 4. Быстрое течение времени (14 часов)
Тема 1. Многоликость театрального искусства (2 часа)
Тема 2. «Нечеловеческие театры» (2 часа)
Тема 3. Москва театральная (2 часа)
Тема 5. Театр начинается с вешалки (2 часа)
Тематическое планирование с репертуарным приложением «Земля моих предков»
Комментарий к репертуарному приложению
Тиличеева е. Детские песенки «Считалочки», «Гармошки»
Бала-бала, балалайка, Бара-бара, барабан,
Мои гуси дома не боятся грома.
Итоговое комплексное занятие «в гостях у Капустки» Хоровод-игра «Завивайся, капустка»
8. «Ах, ты, душечка, красна-девица!»
Тематическое планирование с репертуарным приложением «Русь изначальная» (2 класс)
Раздел 2. Мифы о небесном мире
Комментарии к репертуарному приложению
2. Были и небылицы древней Руси
Раздел 2. Мифы о небесном мире
1. Древний праздник рождения Солнца – Коляда
6. Женские образы древнеславянской мифологии
Тематическое планирование с репертуарным приложением
3. Русская народная песня «Полосонька»
4. Русская народная песня «Земелюшка чернозем»
5. Русская народная песня «Как в болоте, как в болоте»
1. Русская народная песня «Повей, ветерок»
2. Русская народная песня «Воет ветер»
1. Игра ряженых «Пошла коза по лесу»
2. Русская народная песня «Не велят Маше за речку ходить»
3. Русская народная песня «Уж, ты, зимушка-зима»
1. Богданова э., Павленко в. «Капельки»
2. Качанова п., Витлина в. «Веселый дождик»
3. Римский-Корсаков н.А. Ария Леля из оперы «Снегурочка»
4. Русские народные песни «Как по морю, морю синему»
5. Русские народные песни «Как во поле, поле»
Тематическое планирование с репертуарным приложением
Раздел 4. «Летние приключения у воды»
Комментарии к репертуарному приложению
3. "Пестрый колпачок" сл. Н.Соловьевой , муз. Г.Струве.
4."Если добрый ты " сл. М.Пляцковского, муз. Б.Савельева
5. "Частушки Бабок Ежек" из мультфильма «Летучий корабль», сл. Ю.Энтина, муз. М.Дунаевского.
Раздел 2 "Снежинки в воздухе кружились, а мы с зимою подружились!"
Раздел 3. "Огонь души - тебе родная "
2. "Мамин праздник" сл. А.Маращяна-м.Вайнштейна, муз. А.Лусиняна.
4."Мама" сл. С.Вигдорова, муз. Л.Бакалова.
8. "Бабушка моя", сл. И муз. Е.Гомоновой.
Раздел 4. "Летние приключения у воды"
1."Буратино", сл. Ю.Энтина, муз. А.Рыбникова.
2. "Песенка львенка и черепахи ", сл. С.Козлова, муз. Г.Гладкова.
Основные параметры диагностики художественно-эстетического развития детей
Содержание занятий по хореографии «Как прекрасен этот мир»
Раздел 1. Откуда пришла сказка?
Раздел 3. Меня пляска зовет...
Раздел 4. Ногам работа - душе праздник
Россия в зеркале мировой культуры
Там напьемся из криницы
Ключевой водицы.
Летние радости, забавы, игры. «Зеленые святки»
Русские народные песни «Заплетися, плетень»
Встреча весны постоянно сопровождалась круговыми хороводами. Можно рассказать детям о хороводах и поводить их.
Обрядовые хороводы в народном представлении выполняли особую, охранительную роль: в пределы этого магического круга злые духи проникнуть не могут. Круговые танцевальные фигуры восходят к языческому культу солнца и полной луны. (Т. Камаева. Русский фольклор. Детские музыкальные праздники.)
Традиционные хореографические фигуры к хороводу «плетень»: замкнутый круг; кто-либо из участников хоровода проходит под руками детей противоположной половины круга, затягивая за собой остальных, и так – до «заплетения».
«Заплетися, плетень»
(см. нотное приложение 46)
Заплетися, плетень, Расплетися плетень,
Заплетися, плетень, Расплетися плетень,
Заплетися, заплетися. Расплетися плетень.
Завернися, труба, Развернися, труба,
Завернися, труба, Развернися, труба
Золотая, золотая. Золотая, золотая.
Догадайся, кума, Разгадала, кума,
Догадайся, кума, Разгадала, кума,
Молодая, молодая. Молодая, молодая.
До четвертой строфы дети «заплетают» круг во внутрь, с четвертой – «расплетают».
С инструментальным сопровождением вокальная партия прозвучит ярче и колоритнее. Здесь представлен вариант простой инструментовки для баянного состава с гитарой. Партии ударных инструментов дети могут придумать сами. А в других тональностях возможно, по желанию, использование струнных.
Тематическое планирование с репертуарным приложением «Русь изначальная» (2 класс)
Раздел 1. Мифы о Земле
1. Мы славяне.Тайна названия «Русь».
Р. н. п. «Во поле береза стояла».
2. Были и небылицы древней Руси.Живая природа.
Небылица «Как у нашего овса».
3. О земном устроении.Как представляли себе мир наши предки Мировое Древо.
Р. н. п. «Ай, на горе дуб, дуб».
4. Мать-Сыра-Земля.Поклонение земле.
Жнивная песня «Нива моя, нива, подай мою силу».
5-7. Как родилась земля и люди.Миф о борьбе воды и огня.
Р. н. п. «Возле речки, возле мосту».
8. Духи природы. В Лесу, в поле и у реки.
Р. н. п. «В темном лесе».
Раздел 2. Мифы о небесном мире
1. Погляди на небеса. Мифы о небесах и светилах.
Р. н. п. «У зори-то, у зореньки».
2. Ветры буйные.Ветер – помощник в крестьянском хозяйстве.
Глинка М. «Ходит ветер у ворот».
3. Диковинные птицы.
Караманов А. «Птички».
4. Сказочные птицы.Приметы и суеверия, связанные с птицами.
Народная песенка «Пение птиц».
5. Судьба для древних славян.Гадания.
Подблюдная песня «Гадания».
Раздел 3. Мифы об огне
1. Древний праздник рождения Солнца – Коляда.
Колядка «Сею-вею, повеваю».
2. От магии к веселью. Элементы святочных обрядов: озорство, гадание, ряжение, колядование.
Игры ряженых «Свинья ходит по бору ».
3. Мир, населенный духами.Старинные поверья о духах дома. Суеверия.
Бойко Г., Ивенсен М., Филиппенко М. «На мосточке».
4. Огонь борьбы.
Святочные игры «Баба-Яга», «Олень».
5.Масляничные костры. Масленица – праздник проводов зимы.
Р. н. п. «Едет Масленица дорогая».
6. Женские образы древнеславянской мифологииПочитание матери и материнства.
Тиличеева Е. Детская песенка «Мама поет».
7. Весенняя магия славян.Обряды встречи весны: заклинание весны, отпускание птиц на волю, обрядовые печенья – «жаворонки», хороводы, качели, «вербахлест», катание яиц.
Заклички «Жаворонки прилетали».
Раздел 4. Мифы о Воде
1-2.Вода-волшебница.Почитание воды древними славянами. Магические свойства воды. Вода – начало жизни.
Некрасова Л., Тиличеева Е. «Дождь».
Р. н. п. «На улице дождь, дождь».
3.Красная горка и Радуница. Весеннее половодье.
Р. н. п. «Ой, да течет речка, речка по песку».
4. Морской царь.Сказки, мифы и поверья.
Р. н. п. «Как по морю, морю синему».
5. «Зеленые святки». Летние народные праздники. Лето – время торжества духов земли.
Шуточная плясовая «Как у бабушки козел».
6.Волшебство народного узора.Символы земли и плодородия.
Р. н. п. «Ах, ты, береза».
Комментарии к репертуарному приложению
Раздел 1. Мифы о Земле
1. Мы славяне
Русская народная песня «Во поле береза стояла».
Русская народная песня «Во поле береза стояла»инструментована для струнной группы ансамбля. Мелодию исполняют домра-малая и балалайка-прима, аккомпанемент – балалайка-секунда и гитара.
Партия гитары состоит из трех повторяющихся аккордов. Если они окажутся сложными для исполнителя, партию гитары может продублировать баян левой рукой.
При разучивании партий необходим внимательный счет.
Под аккомпанемент ансамбля дети могут спеть песню (октавой ниже) или водить хоровод. Это произведение можно также использовать как музыкальный фон на комплексных занятиях по русской традиционной культуре.
«Во поле береза стояла»
Во поле береза стояла
Во поле кудрявая стояла.
Лю-ли, лю-ли стояла
Лю-ли, лю-ли стояла.
Некому березу заломати,
Некому кудряву заломати.
Лю-ли, лю-ли заломати,
Лю-ли, лю-ли заломати.
Я пойду, пойду, погуляю,
Белую березу заломаю.
Лю-ли, лю-ли заломаю,
Лю-ли, лю-ли заломаю.
Срежу с березы три пруточка,
Сделаю три гудочка
Лю-ли, лю-ли три гудочка,
Лю-ли, лю-ли три гудочка.
Четвертую балалайку,
Четвертую балалайку.
Лю-ли, лю-ли балалайку,
Лю-ли, лю-ли балалайку.
2. Были и небылицы древней Руси
Небылица «Как у нашего овса»
Небылицу «Как у нашего овса»можно включить в ряд музыкальных картинок на празднике «Осенин».
Каждый инструмент исполняет повторяющуюся музыкальную фразу из двух тактов, что значительно облегчает разучивание.
Отдельно следует разобрать и выучить сольную партию свирели и аккомпанирующую – балалайки-примы.
Басовую партию баяна можно продублировать партией гитары (домры- или балалайки-бас).
При игре в ансамбле необходимо следить за тем, чтобы хорошо была слышна свирель и исполняемые на фоне мелодии слова небылицы.
«Как у нашего овса»
Как у нашего овса У нашей пшеницы
Растет русая коса. Желтые ресницы.
3. О земном устроении
Русская народная песня «Ай, на горе дуб, дуб».
В инструментовке русской народной песни «Ай, на горе дуб, дуб»представлены два вида аккомпанемента у балалаек. Это удар большим пальцем правой руки по всем струнам на слабые доли такта (в первом предложении) и бряцание, с проведением мелодии в нижнем голосе (во втором предложении).
Если участники ансамбля еще не владеют этим приемом в достаточной степени, верхний и нижний голос можно разделить на две партии и исполнить пиццикато.
Проведение мелодии у баянов возможно аккордами (на основе предлагаемой гармонизации).
4. Мать-Сыра-Земля
Жнивная песня «Нива моя, нива, подай мою силу».
Разучивание жнивной песни «Нива моя, нива, подай мою силу»следует начать с вокальной партии. Под аккомпанемент педагога дети охотно споют, легко запоминающуюся мелодию. Все инструментальные партии очень доступны. Исполнение каждой нужно проверить отдельно, а затем сыграть вместе, всем ансамблем. Каждый из трех куплетов состоит всего из одной строчки. Их можно разнообразить динамически, а также с помощью ударных и шумовых инструментов.
«Нива моя, нива, подай мою силу»
Нива моя, нива, Подай мою силу,
Подай мою силу. Ой, доброму коню – гриву.
Ой, нива, нива! Ой , нива, нива!
Доброму коню гриву,
Ой, пахарю – кобылу.
Ой нива, нива!
5-7.Как родилась земля и люди
Русская народная песня «Земелюшка чернозем»
В инструментовке русской народной песни «Земелюшка – чернозем»нужно внимательно проследить, у каких солирующих и аккомпанирующих (ударных) инструментов совпадает ритмический рисунок. Исходя из этого, после первого знакомства с партиями, рекомендуем вместе добиваться четкости в игре на слабые доли такта домре, коробочке и ложкам (в 1 части), баяну и ложкам с коробочкой (во 2 части), бубну с солирующими инструментами (во 2 части).
Внимательный счет при игре необходим всем исполнителям, но особенно, если их партия – подголосочная или аккомпанирующая. Это замечание относится к струнным инструментам – в 1 части, и к баяну – во 2 части.
Мелодия песни легко запоминается и удобна для вокального исполнения по диапазону.