ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.11.2024
Просмотров: 33
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел I. Введение в экономическую теорию
Глава 3. Рыночная организация хозяйства
Раздел I. Введение в экономическую теорию
Глава 4. Спрос и предложение. Рыночное равновесие. Эластичность спроса и предложения
4.1. Спрос. Закон спроса. Неценовые детерминанты спроса
Неценовые детерминанты предложения
4.3. Взаимодействие спроса и предложения: рыночное равновесие понятие рыночного равновесия
Паутинообразная модель рыночного равновесия
4.4. Эластичность спроса и предложения
Неценовые детерминанты предложения
К основным неценовым детерминантам предложения относятся:
1. Цены на ресурсы. Снижение цен на ресурсы уменьшает издержки производства на единицу продукции и тем самым увеличивает доходы производителя (при неизменной цене). Кривая предложения сдвигается вправо. Например, снижение цены на кожу увеличивает предложение обуви, изготовленной из этого материала.
2. Технология производства. Любое усовершенствование технологии создает (в конечном счете) возможности для удешевления производства продукции, так как издержки на производство единицы продукции снижаются, а это, мы уже знаем, приводит к увеличению предложения. Кривая S (см. рис. 4.2) сдвигается вправо.
3. Налоги и дотации. Повышение налогов приводит к увеличению издержек на производство единицы продукции, а значит, к уменьшению предложения товаров. Кривая предложения сдвигается влево. Увеличение дотаций, наоборот, сдвигает кривую предложения вправо, т. е. предложение увеличивается.
4. Цены на другие товары, выпускаемые той же фирмой. Фирма, выпускающая два вида товаров, сократит производство одного, если повышается цена на другой товар. Например, фирма производит футбольные и баскетбольные мячи и при этом работает на границе своих производственных возможностей, т. е. полностью использует имеющиеся ресурсы. Тогда при повышении цены на футбольные мячи фирма сократит производство баскетбольных мячей, увеличив производство первых. Кривая предложения баскетбольных мячей сдвинется влево.
5. Ожидания изменения цен. Производители могут ожидать изменения цен в будущем, и это в свою очередь может повлиять на их желание поставлять товары в настоящее время двояким образом:
• ожидание повышения цен на дорогостоящие товары, например, автомобили, может существенно сократить их предложение в данный момент. Кривая предложения автомобилей сдвинется влево;
• ожидание повышения цен в отраслях обрабатывающей промышленности может побудить фирмы расширить производство этой продукции уже сегодня. Кривая предложения сдвинется вправо.
6. Число продавцов на рынке. Чем больше число продавцов, тем больше предложение товаров. Кривая предложения сдвигается вправо.
7. Прочие. К ним относится увеличение спроса под влиянием роста доходов, рекламы и других маркетинговых мероприятий.
Теперь, рассмотрев понятия спроса и предложения, мы можем выяснить, каким же образом устанавливается рыночное равновесие.
4.3. Взаимодействие спроса и предложения: рыночное равновесие понятие рыночного равновесия
Реальная цена на любом рынке и фактический объем покупок и продаж определяются в результате взаимодействия спроса и предложения. Мы уже знаем из. гл. 3, что состояние экономики, при котором спрос и предложение совпадают, называется рыночным равновесием; объем спроса и предложения, а также цена, при которой оно имеет место — равновесными объемом и ценой. На графике рыночное равновесие достигается при пересечении кривых спроса (D) и предложения (S) (рис. 4.3). Рассматривая рыночное равновесие, мы предполагаем, что рынок, хотя бы в первом приближении, является рынком совершенной конкуренции, т. е. отдельные продавцы и покупатели не могут влиять на рыночную цену.
Разность между спросом и предложением называется избыточным спросом. Если избыточный спрос положителен, т. е. спрос больше предложения, то имеет место дефицит товара. Рыночная цена на него растет. Если избыточный спрос отрицателен, т. е. спрос меньше предложения, то имеет место перепроизводство товара на рынке.
Продавцы не могут его продать, и цена на этот товар снижается. Таким образом, покупатели и продавцы двигают цены по направлению к равновесной цене, которая устанавливается, как мы знаем, в точке равновесия. Рассмотрим взаимодействие спроса и предложения, а также установление рыночного равновесия на примере «паутинообразной» модели, или модели «паутины».
Паутинообразная модель рыночного равновесия
При рассмотрении модели «паутины» необходимо помнить, что:
1. Поведение покупателей иллюстрирует кривая спроса, а поведение производителей — кривая предложения.
2. Предложение реагирует на изменение цены с некоторым отставанием по времени (лагом), т. е. сегодняшнее предложение определяется ценой предыдущего периода.
3. Спрос реагирует на изменение цены мгновенно, т. е. сегодняшний спрос определяется ценой текущего периода.
Здесь возможны три варианта:
• устойчивое равновесие, когда «паутина» закручивается к точке равновесия. Кривая спроса является более пологой, чем кривая предложения (см. рис. 4.3);
• неустойчивое равновесие, когда «паутина» раскручивается от точки равновесия. Кривая спроса является более крутой, чем кривая предложения (рис. 4.4);
• цена совершает постоянные колебания вокруг положения равновесия. Кривые спроса и предложения располагаются под одинаковым углом друг к другу (рис. 4.5).
Рассмотрим случай первый — устойчивое равновесие (см. рис. 4.3). Допустим, под воздействием внешних факторов система вышла из состояния равновесия и оказалась в точке А на кривой спроса. В этой точке потребители по цене P1 предъявляют спрос на Q1 единиц товаров. По этой высокой цене P1 производители произведут Q2 единиц товаров (точка В на кривой предложения). Итак, по цене Р, спрос равен Q,, а предложение — Q2. На рынке наблюдается перепроизводство, равное отрезку АВ, а значит, следует ожидать снижение цены. Действительно, Q2 единиц товаров потребители согласны купить по цене Р2 (точка С на кривой спроса). По этой низкой цене Р2 производители произведут Q3 единиц товаров (точка М на кривой предложения). Итак, по цене Р2 предъявлен спрос на Q2 единиц товара, а предложение равно Q3. На рынке наблюдается дефицит товара, равный отрезку МС, а значит, следует ожидать повышения цен. И действительно, Q3 единиц товара потребители согласны купить по более высокой цене Р3 (точка N на кривой спроса). Далее рассуждаем аналогичным образом и видим, что «паутина» все более закручивается к положению равновесия. В результате устанавливается равновесие спроса и предложения. Таким образом, «паутинообразная» модель помогает понять механизм взаимодействия спроса и предложения на рынке.
4.4. Эластичность спроса и предложения
Итак, мы уже знаем, что спрос на товар и его предложение зависят от цены и неценовых факторов. Однако необходимо знать, и как в количественном отношении изменяются спрос и предложение под воздействием указанных факторов. Эта задача решается при помощи понятий эластичности спроса и предложения.
ЦЕНОВАЯ ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА
Эластичность — это мера реагирования одной переменной величины на изменение другой.
Эластичность спроса по цене, или ценовая элаcтичность спроса, представляет собой процентное изменение величины спроса на товар, вызванное 1%-ным изменением его цены, при неизменности прочих факторов, влияющих на спрос. Она измеряется коэффициентом эластичности спроса по цене (Еd). Рассмотрим более подробно этот показатель. Если Q — это количество спрашиваемого товара, а Р — его цена, то коэффициент эластичности спроса по цене равен:
где Еd коэффициент эластичности спроса по цене; % Q — процентное изменение количества требуемого товара; % Р — процентное изменение цены.
Коэффициент эластичности спроса по цене обычно представляет собой отрицательную величину, так как кривая спроса показывает обратную зависимость спроса от цены (если числитель положительный, то знаменатель отрицательный, и наоборот). Но экономисты всего мира игнорируют отрицательный знак коэффициента эластичности и показывают только его абсолютную величину. Однако коэффициент эластичности спроса по цене может быть и положительным. Это бывает в следующих случаях:
1. Для таких товаров, как соль, спички, хлеб и т. д. увеличение цены не приводит к снижению спроса (цены на эти товары должны находиться под контролем государства).
2. Когда рынки заполнены товарами, потребность в которых насыщена. Тогда небольшое снижение цены не приведет к увеличению спроса (он может даже уменьшиться).