Файл: 2 Основы сказкотерапии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2024

Просмотров: 86

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

И вот Голубая принцесса отравилась в дальнейшее путешествие. Много стран посетила она и всюду отыскивала истины, о которых говорил Белый принц. Стоило ей среди дня зажечь его свечу, и множество предметов теряло свой цвет, а те, что его сохраняли, и были истинными. И в Желтом королевстве она нашла спелые колосья ржи и ароматный мед, а в Зеленом — траву и листья. Из Крас- ной страны она взяла маки и вино, из Фиолетовой — аметисты, из Сиреневой — сирень. Эти вещи обладали своим цветом изначально и не менялись ни при каких условиях.

— Ну вот, вы многое познали, и теперь вам легче найти счастье! — сказал улыбаясь Белый принц, когда принцесса вернулась. — Я устала искать, — промолвила она. — Ну что же, тогда ожидайте его!

И снова весной в Белом дворце был устроен Праздник Неслучившихся встреч. Но на этот раз принцы должны были искать своих принцесс. В день Голубого цвета на первый же танец Голубой принц пригласил Голубую принцессу.

— Нет, нет, — отказалась она. — Поищите еще. Быть может, вы найдете более голубую? А я всего лишь разноцветная.

В смущении отошел от нее принц, шепча, что не видел более голубой, чем она, а принцесса спряталась, вся в слезах, не желая принять свое счастье, кото- рое так долго не давалось ей. А толпа унесла Голубого принца. В заключение праз- дников был устроен Белый бал. Среди всеобщей белизны, сама того не замечая,

выделялась Голубая принцесса. На ее пышном кружевном платье, напоминав- шем лебединые перья, лежал восхитительный, неповторимый голубой отблеск ее глаз. Толпа отступила, любуясь ею и недоумевая, почему она нарушает усло- вия бала — быть в чисто-белом наряде. Никто не решался подойти к ней, чтобы пригласить на танец, она одиноко сидела в кресле, и глаза ее были полны слез.

Вдруг один из белых кавалеров пересек залу и, подойдя к принцессе, прекло- нил перед ней колено. Звучала тихая музыка, и они понеслись по зеркальному паркету, пленяя легкостью и грацией движений. Восхищенный шепот побежал среди гостей. Конечно, кавалером Голубой принцессы мог быть только сам хо- зяин дворца — Белый принц! Никто иной не посмел бы с такой простотой и смелостью восстановить нарушенный этикет Белого бала. Так думала и сама Голубая принцесса. И вот праздник закончился, она благодарно протянула руки своему кавалеру, и он снял маску. Она узнала Голубого принца. Могла ли она еще искушать судьбу? Конечно, нет. Голубая принцесса не стала белой, но, от- крыв истину каждого цвета, обрела счастье в своем. И в настоящем мире, в лучах настоящего солнца, ее владения были не так уж малы, если вспомнить хотя бы про голубое небо и голубое море...


… Как вам эта история?

Кл: Очень красивая.

Ск: Тронула ли она вас? Быть может, у вас возникли особые мысли или чувства?

Кл: Я бы тоже хотела найти своего принца.

Ск: Это прекрасно. Голубая фея обрела свое счастье. Но что же привело ее к нему?

Кл: Она искала, но это были все время не те… Она обманулась, но потом он ее понял. Такое бывает только в сказках.

Ск: А знаете ли вы, что в сказках зашифрована особая информация для нас? Да, это именно так, для нас, взрослых людей. В данном случае, для взрослой женщины. Вспомните: сначала героиня ожидала своего избранника, но он не появлялся. Потом она заняла более активную позицию и встретила человека, который взялся ей помочь. Потом она потерпела неудачу, но отправилась познавать истину…В сказках, легендах, притчах заложены некие общие механизмы, информация об этапах, которые мы должны пройти.

Кл: А это обязательно.

Ск: У всех из нас по-разному, в разных комбинациях, сочетаниях…Вам это представляется слишком запутанным?

Кл: Хотелось бы попроще.

Ск: Многое зависит от того, как к этому относиться. Ведь можно и с юмором. У Семена Альтова есть замечательная миниатюра «Между». Позвольте, вам ее рассказать.

Семен Альтов

Между

Оттого тоскует, что ко всему привыкаем. То, чего когда-то не хватало как воздуха, теперь не замечаем, как воздух, которым дышим.

Недавно радовала крыша над головой, уже раздражают низкие потолки под этой крышей.

Любимый человек – жена, ближе которой никогда никого не было и нет, вот что досадно, плюс ее замечательный борщ со сметаной, ложка в котором стоит по стойке «смирно». Но сам борщ стоит уже вот здесь!

То же с любимой работой, от которой ежедневно получаешь удовлетворение с восьми до семнадцати как проклятый. Оживление вызывает только обвал потолка, но, к сожалению, это не каждый день.

И один умный посоветовал: надо все менять. Чтобы забыть, как кошмарный сон, очнуться в другом месте, резко вернуться, а там все как в первый раз, даже лучше!

Значит, так! Когда жена и борщ становятся поперек горла, зажмуриваешься, посылаешь к черту и с головой ныряешь в работу. День и ночь работаешь, работаешь, причем, с удовольствием. И так вплоть до полного отвращения. До аллергии на товарищей по работе.

Тогда зажмуриваешься и ныряешь в другой город, в командировку. А там все новое: дома, женщины, консервы, тараканы в гостинице – кошмар какой-то! Вплоть до того, что жена сниться начинает. Значит, пора в семью.


Зажмуриваешься и с головой ныряешь в дом родной, в борщ, к жене, к детям. Млеешь там день, два, три, пока сил хватает, пока не бросишься из дому вон, на улицу, к незнакомым людям.

Улетаешь, чтобы вернуться, как бумеранг. Через отвращение идешь к радости.

И все как в первый раз. Даже хуже. С годами темп возрастает. И, не успев толком плюнуть на работу, рвешь в командировку, от которой тошнит уже при посадке, поэтому первым же рейсом назад, в дом, из которого хочется бежать, едва переступив порог.

Поэтому человек так любит переезды – в пути находишься между тем, что было, и тем, что будет.

Вот почему так хорошо в поездах, самолетах, такси и на верхней палубе теплохода. Потому что МЕЖДУ.

Как вам такой взгляд на жизнь?

Кл: Очень похоже на меня.

Ск: И что же?

Кл: Вот я у вас и спрашиваю, что мне с этим делать…

Ск: Сейчас пока ничего. Жить с этим. А у вас не возникло вопроса зачем я вам рассказала эти истории?

Кл: Ну, наверное, это как то связано с моей ситуацией.

Ск: Вы совершенно правы. И, наверное, знаете, как связано?

Кл: И первая, и вторая история мне близки.

Ск: Похоже, что они описывает разные грани вашего состояния. Можно активно искать свое счастья, совершая ошибки, преодолевая препятствия, но для этого нужны силы. Можно найти компромиссное «между». Дело в том, что сейчас у вас завершился очень важный этап – вы отделились от родительской семьи. Не стоит торопиться с выбором пути. Сейчас вас никто не торопит. Наслаждайтесь свободой, узнавайте свои привычки, желания, динамику настроения. Ваше собственное Приключение уже началось, и пусть оно будет более увлекательным, нежели чем у героя рассказа Альтова. Сейчас ваша задача НАБЛЮДАТЬ за собой. Голубой принцессе сначала нужно было понять свой цвет, потом истину каждого цвета, и когда она поняла свое место и значение, она обрела свое счастье. Так что, просто позвольте себе наблюдать за собой и наслаждаться свободой!

**

Благодаря рассказыванию историй сказкотерапевт имеет возможность описать состояние клиента. Приобщая его к информационному пространству метафоры, психолог смещает акцент с Социального, обыденного, на Тонкое. Сказки, притчи, истории определенным образом «резонируют» с внутренними процессами клиента, происходит необычное «узнавание» себя. Таким образом, человек получает еще один «инструмент» для понимания, основанный на эстетическом восприятии мира. Это с одной стороны. С другой, приобщая клиента к информационному пространству метафоры путем рассказывания сказок, мы косвенно даем ему понять, что он не одинок в своих переживаниях, мыслях, чувствах. То, что происходит с ним, закономерно и естественно, ибо обусловлено архетипами и мифологемами. Итак, благодаря рассказыванию историй мы имеем возможность более тонко описывать состояние клиента, показывать ему «со стороны» пути дальнейшего движения.


Ориентиром для подбора историй является актуализированный архетип, мифологема. В нашем примере у клиентки явно были актуализированы архетип Дороги, мифологема выбора пути, а также архетип Борьбы. Поэтому первая история была связана с выбором, дорогой; а во второй иронично обсуждалось иллюзорное разрешение архетипа Борьбы.

Итак, приобщение клиента к информационному пространству метафоры, помимо задач эстетического воспитания, «работает» на решение двух важных психологических задач:

  • метафорическое описание актуального состояния клиента и альтернатив дальнейшего движения

  • «удобрение» и расширение собственного ассоциативного поля клиента

Вторая задача связана с подготовкой к созданию клиентом собственных историй. К сожалению, многие люди не пользуются преимуществами образного мышления, предпочитая абстрактно-логическое. Однако в решении проблемных ситуаций часто требуется именно воображение.

Благодаря воображению человек имеет возможность моделировать образ будущего. Тонкая реальность воображаемого мира может быть свободна от канонов, условностей и запретов Социальной реальности. Поэтому задачей сказкотерапевта является актуализация ресурсов образного мышления, воображения.

Однако здесь мы сталкиваемся с серьезной проблемой, связанной с высокоэффективной работой «индустрии образов». Персонажи кинематографа, комиксов, фэнтези, компьютерных программ – оккупируют территорию воображения современного человека. В наших головах оседает слишком много «штампов». Поэтому для того чтобы актуализировать собственные ресурсы воображения необходимо читать сказки и задумываться над их смыслами. Поэтому прежде чем предложить клиенту сочинить собственную историю, сказкотерапевт рассказывает ему множество сказок сам.

Создание клиентом собственных авторских историй. Истории, которые создаются человеком на втором этапе консультирования после последовательного приобщения к информационному пространству метафоры, чрезвычайно ценны. Собственно, в них содержится жизненная программа. В этих авторских историях переплетаются Тонкая и Социальная реальности, и отражается узор Субъективной реальности нашего клиента, его уникальные представления о собственном Приключении.

Задача сказкотерапевта, сохраняя ощущение целостности от творческого продукта клиента, помочь ему расшифровать то, подсказывает его бессознательное. В авторской сказке всегда можно найти направление для дальнейшего движения.1


Итак, в общем виде алгоритм работы сказкотерапевта на втором этапе консультирования можно представить как пять последовательных шагов:

  1. Приобщение к информационному пространству метафоры (своеобразный «разогрев», расширение ассоциативного поля)

  2. Создание условий для сочинения клиентом собственной сказки

  3. Совместный с клиентом анализ его сказки.

  4. Выделение стратегии, путей дальнейшего движения на символическом уровне

  5. Формирование программы социальной самореализации (адаптация выделенной стратегии или путей к актуальным социальным условиям и возможностям)

Таким образом, основной процесс сказкотерапии можно уложить в два этапа: «Начало Приключения» и «Поиск Пути». В результате клиент «получает в руки» самим же разработанную «программу» самореализации, своего Приключения. Нужно ли поддерживать его на протяжении всего Приключения? Этот вопрос решается в каждом конкретном случае. Ведь в сказочной традиции уместно появление у героя помощников в тех ситуациях, когда он не может справиться с ситуацией самостоятельно.

Мы рассмотрели общую модель, логику консультирования. Но, перефразируя известную поговорку, можно сказать: сколько людей, столько и проблем. И в каждом конкретном случае будет своя стратегия, своя комбинация. Собственно, в этом проявляется мастерство сказкотерапевта.

1Подробнее об этом читайте в книге Т.Зинкевич-Евстигнеевой и Е. Тихоновой «Проективная диагностика в сказкотерапии», СПБ. «Речь» 2005