ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2024
Просмотров: 91
Скачиваний: 0
Раздел 2 Основы сказкотерапии
Основы работы с метафорой: свойства метафоры, понятия архетипа и мифологемы.
В практике психологического консультирования, коррекции и психотерапии невозможно избежать использования метафор, иносказания. Это неудивительно, привычный нам запас слов и речевых оборотов не приспособлен к разговору о таких тонких вещах, как человеческая душа. А, собственно, эта труднодоступная для рационального осмысления категория и является основным предметом психологии.
Другой важный момент в консультировании, который требует использования метафоры, - это разговор о будущих внутренних изменениях в картине мира клиента.
И с третьей стороны, безусловно, мы часто предлагаем клиенту использовать метафору для описания собственных непростых переживаний.
И, наконец, психологи обычно пользуются услугами метафоры для иллюстрации действия некоего общего механизма, жизненного сценария, особенностей взаимоотношений. В этом случае, благодаря рассказанной психологом истории, притче, анекдоту, сказке, клиент получает возможность увидеть происходящее в его жизни «со стороны», определить существо «проблемного механизма» и нащупать «нить Ариадны» для преодоления своих затруднений.
Таким образом, в психологическом консультировании метафора, истории обычно используются в четырех основных случаях:
«разговор о душе», о тонких вещах, проявленных в жизни человека и оказывающих на него прямое или косвенное воздействие;
фантазирование или моделирование будущих изменений в картине мира и жизненной ситуации клиента;
описание специфики внутренних переживаний, отреагирование; катализация процесса отреагирования подавленных эмоций;
выявление существа проблемы, объективизация «проблемного состояния».
В чем же состоит секрет метафоры, художественного образа, который позволяет ей играть такую важную роль в психологическом консультировании? Обратимся к Юрию Бореву, классику современной эстетики: «Художественный образ – форма мышления в искусстве. Это иносказательная, метафорическая мысль, раскрывающая одно явление через другое. Художник как бы сталкивает явления друг с другом и высекает искры, освещающие жизнь новым светом». Заметьте, даже дать наукообразное определение художественному образу невозможно без метафоры.
Итак, метафора – это особая форма мышления, образная мысль.Согласно древнеиндийской традиции образная мысль должна иметь три основных элемента:
поэтическую фигуру
смысл
настроение
Как видите, метафора задействует не только наше воображение, но и чувства, интеллект. Использование метафоры фактически активизирует все психические системы человека от ощущений до самосознания. Другими словами, когда психолог использует метафору, у него есть шанс успешной охоты более чем на двух зайцев.
Давайте поговорим подробнее о свойствах метафоры, которые делают ее особенно привлекательной в психологической практике.
Свойства метафоры.
1. Парадоксальность. Благодаря этому свойству мы можем одно явление раскрывать через другое. Соединяя в рассказе далеко отстоящие друг от друга явления мы можем показать клиенту неизвестные ему пока стороны и отношения реальности. «Логическое мышление устанавливает иерархию, соподчиненность явлений. В образе раскрываются самоценные предметы один через другой», - писал Ю. Борев. Благодаря использованию метафоры мы имеем возможность не навязывать свое мнение, рекомендацию. Метафора органически рождается в процессе сопоставления явлений, событий, ситуаций. Рассказывая историю, мы погружаем клиента в пространство образов, посредством которых он наблюдает собственную проблемную ситуацию со стороны и имеет шанс стать сценаристом ее продолжения.
Парадоксальность метафоры помогает нам также развивать в наших клиентах наблюдательность. Ведь часто проблемы во взаимоотношениях с близкими возникают из-за фрустрации именно этой естественной для человека способности. Представьте себе, к вам на консультацию обращается мать, встревоженная «неадекватным» поведением сына-подростка. Он «перестал учиться», «шляется где-то в дурной компании», «совершенно не думает о будущем». Вы, как внимательный психолог, выслушиваете это и просите: «Расскажите мне, пожалуйста, о характере вашего сына. Какими он качествами обладает, чем интересуется, что у него получается». Довольно часто эта простая просьба ставит родителей в тупик. Их сознание сужено до границ имеющейся проблемы с ребенком. Их способность к безоценочному наблюдению за ним фрустрирована. А, между тем, характер их ребенка может неожиданно раскрыться через отношения с животными, ситуацию с попрошайкой в метро, реакцию на неожиданное известие. Словом, нередко внутреннее существо человека раскрывается через малозначительные события. Так проявляется парадоксальность жизни.
Благодаря свойству парадоксальности метафора помогает нам (и нашим клиентам) находить связи между «на первый взгляд» несвязанными между собой вещами, явлениями, событиями. Все связано со всем. Даже козлы с апельсинами. Нужно только быть внимательным, наблюдать, и тогда связи образуются «сами собой».
Итак, парадоксальность метафоры помогает нам развивать наблюдательность и ощущение взаимосвязанности всех явлений мира внешнего и внутреннего. Но главное, парадоксальность метафоры «работает» на нас в тех случаях, когда мы хотим объективизировать для клиента его проблемную ситуацию, то есть дать ему возможность посмотреть на нее со стороны.
Например, представьте себе, что перед вами сидит клиент, который рассказывает вам о «неудавшейся жизни», о череде «абсурдных событий», о «проблемном вихре» и завершает свой рассказ примерно такими словами: «Чтобы разобраться в том, что со мной происходит, я и пришел к вам». В этом случае можно использовать одну из фантастических миниатюр Александра Житинского.
Александр Житинский
Кувырком
Кто-то предложил новый способ трамвайного движения. Он предложил, чтобы трамваи не ездили по рельсам, а катились кувырком. Это было удобно, потому что позволяло обойтись без колес. Трамваи стали кататься по своим маршрутам кувырком. Пассажиры вскоре к этому привыкли. Многие нашли в этом способе свои преимущества, потому что теперь было все равно, где стоять - на полу или на потолке. Более того, выходя на улицу, люди продолжали двигаться кувырком, чтобы лишний раз не перестраиваться. Это было удобно, потому что позволяло обойтись без головы.
Проблемный вихрь жизни данного клиента раскрывается через абсурдный способ трамвайного движения. Так проявляется парадоксальность метафоры – одно раскрывается через другое. Теперь психологу осталось только помочь клиенту найти связь между метафорой и его жизнью. Собственно эта связь «лежит на поверхности»: в том и другом случае отмечается отсутствие регулирующего рационального начала. Если его нет, можно жизнь поставить «с ног на голову» и даже к этому привыкнуть. Поэтому, приведя метафору, мы можем сказать клиенту, например, следующее: «Вы просите меня помочь вам разобраться в происходящем. Если бы вы попали в эпицентр событий этой трамвайной истории, захотелось бы вам разбираться в происходящем? Вряд ли. Но, согласитесь, со стороны наблюдать за этим довольно забавно. Но для этого нужно отойти от движущегося кувырком трамвая на безопасное расстояние. Я предлагаю вам сделать то же самое. Отстраниться на время от того, что происходит в вашей жизни, гармонизировать свое состояние и усилить рациональное начало, то есть вашу способность к анализу. И в этом я готова вам помочь». Хочется шепотом добавить: «А уж ходить вместе с вами кувырком – увольте!», но мы не станем этого делать вслух.
2. Ассоциативность. Более тонко взаимосвязь всех явлений внутреннего и внешнего мира описывается свойством ассоциативности. Собственно, ассоциация – это и есть тот невидимый мост, который мы перебрасываем от одного явления к другому. Метафора, обладая ассоциативностью, стимулирует образование множества ассоциативных цепочек. Которые, складываясь в определенную комбинацию, приведут нашего клиента (и нас самих!) к самому настоящего инсайту. Когда вдруг все становится ясным «как божий день».
Представьте себе, проблемный механизм, скрытый в человеке и мешающий ему жить, похож на невиданное чудище. Сидит оно в самом далеком углу дремучего леса в хорошо замаскированной берлоге. Чтобы добраться до берлоги нужно пройти болото. А чтобы добраться до болота нужно еще правильно у камня распутья выбрать дорогу. А чтобы добраться до камня распутья, нужно еще выйти из дома…Из дома выходить не хочется совершенно. Там, несмотря на то, что дует через разбитое окно, а откуда-то снизу раздаются страшные завывания, все-таки привычно, и есть иллюзия безопасности. Опять же, неизвестно, что будет если из дома выйдешь, может случиться так, что попадешь в опасную переделку. Осознав это, человек громко кричит о помощи. На его зов приходит психолог. Человек просит его отремонтировать поврежденное окно и «выключить» страшные завывания, раздающиеся откуда-то снизу. После беглого осмотра дома психолог понимает, что окно так просто не отремонтируешь, а что касается завываний из подвала, то их и подавно не «выключишь». Есть два варианта: либо смириться и жить дальше, либо отправляться в путь, чтобы найти и победить завывающее чудовище. На первый взгляд, более привлекательным кажется второй вариант, к тому же он предполагает некое приключение, которое «разгонит скуку». Однако на поверку оказывается, что для путешествия не хватает карты, а идти, не зная пути, разумный человек не отважится.
И здесь на помощь психологу приходит свойство ассоциативности метафоры. Метафора, благодаря этому своему свойству становится волшебным путеводным клубочком, который, постепенно разматываясь, указывает путь.
Причем, особое волшебство свойства ассоциативности заключается в том, что у каждого из нас метафора рождает собственные ассоциативные связи, основанные на нашем эксклюзивном жизненном опыте. То есть благодаря свойству ассоциативности метафора не только приводит нас к цели, но и активизирует наш жизненный опыт, как наш неотъемлемый ресурс решения сложных ситуаций.
3. Самодвижение. Метафора обладает своей внутренней логикой, развивается, разворачивается по своим внутренним законам, и следовательно обладает свойством самодвижения. Как говорят: «Стоит только зацепиться». Стоит только придумать образ, как он начинает жить и развиваться. Свойство самодвижения прекрасно иллюстрирует ситуация, в которую попал Папа Карло, выстругивая из полена Буратино. Стоило только носу появиться, он сразу начал самопроизвольно расти. А что говорить о характере Буратино, он был настолько самостоятельным, что Папа Карло не мог за ним уследить.
Что дает это свойство метафоры нам, психологам? Многое! Оно, например, помогает сказкотерапевтам сочинять сказки для клиентов. Бывает так, что ни один сюжет не оформляется, и тогда достаточно придумать некий образ клиента и дать ему право жить собственной жизнью. При этом сказкотерапевт подробно записывает образ и через некоторое время отмечает: что рука уже начинает «писать сама». Сюжет сказки разворачивается с такой стремительностью, что впору переходить на стенографию!
Поэтому процесс создания сказок – увлекательное занятие. Даже когда у сказкотерапевта есть идея, понимание того, какой психотерапевтический смысл он хочет передать клиенту, все равно он не знает, как повернутся события, что будут делать герои, чтобы проиллюстрировать его мысль.
Но это самодвижение метафоры как помощь психологу. Поговорим о том, как свойство самодвижения «работает» непосредственно «на клиента».
В процессе сказкотерапии наступает момент, когда клиент сам начинает сочинять истории. При этом он тоже отмечает, что они как бы рождаются сами собой. И это происходит особенно явственно, когда клиент записывает сказку. Письменная речь как будто прокладывает русло, рельсы для самодвижения метафоры.
Благодаря свойству самодвижения метафора помогает клиенту не только придумать сюжет, но и довести повествование до логического конца. То есть вместе с метафорой человек проживает полный цикл некоего процесса. Доводит дело до конца, до благополучного конца. А это ведь ни что иное как метафора разрешенного конфликта! Так, благодаря свойству самодвижения, метафора формирует внутри человека образ и динамическую картину решения проблемной ситуации. Далее, психологу лишь остается перенести этот опыт в жизненную практику клиента.