ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2024
Просмотров: 93
Скачиваний: 0
Если ребенок слишком капризен, непоследователен, непостоянен в желаниях, амбициозен, - необходимо познакомиться со слугами, именуемыми желаниями. А если в голове слишком много деструктивных мыслей – пришло время научиться управлять слугами-мыслями.
О том, как это сделать, и будет разговор, или точнее, увлекательная игра с клиентом. Игра, в которой серьезный разговор о соотношении Тонкой и Социальной реальностей будет сопровождаться рассказыванием сказок, играми в песочнице, созданием кукол, рисованием и многим другим. Игры, декорации – это инструменты сказкотерапевта, которые необходимо использовать осмысленно, понимая, какая метафора вызывается к сотрудничеству, и что это должно дать клиенту.
Итак, Три Кита сказкотерапии – это понимание соотношения в человеке трех реальностей. От того, насколько Киты дружны между собой, в каком «тонусе» и «состоянии здоровья» они находятся, зависит самоощущение человека. Нередко сказкотерапевту приходится оказывать Китам клиента «первую помощь» и потом длительно «выхаживать» их, пока они не приобретут способность удерживать «землю». Такова одна из метафор процесса сказкотерапии.
Теперь, определившись с трактовкой мифа о Трех Китах, мы можем понимать Приключение и как процесс путешествия по Тонкой и Социальной реальностям.
Логика консультирования в сказкотерапии
Итак, с одной стороны, мы имеем позицию, согласно которой наша жизнь – это Приключение, непростое, необычное, увлекательное Путешествие по реальностям. С другой стороны, мы теперь знаем, что маршруты наших Приключений обусловлены. То есть имеется некая их матрица, основанная на архетипах и мифологемах. Мы также знаем, что наши проблемы связаны
с непонимаем в какой точке своего Пути мы находимся
с завистью тому, что имеет ближний и недооценкой собственного Приключения
с состоянием «заколдованности», переживанием деструктивного влияния, манипуляции другого человека или действия сложных жизненных обстоятельств
с построением собственной жизни на основе чужих ожиданий, «чужой сказки»
с «зависанием» в провокационном сюжете собственного Приключения, повторением проблемных ситуаций.
Теперь нам необходимо определиться с позицией сказкотерапевта по отношению к клиенту.
Представим себе, что тот, кто обратился к нам за помощью, - герой некой сказки. Фабулы ее мы пока не знаем. Мы застаем нашего клиента в тот момент, когда он желает что-то изменить в своей судьбе. Сказочный аналог данной ситуации – уход героя из родного дома.
Многие сказки начинаются с рассказа о семье героя, о его детстве. Потом происходят определенные события, после которых ситуация не может оставаться прежней. Либо случается похищение, либо отец просит помощи или устраивает испытания, либо умирает близкий человек, либо наступает момент, когда просто необходимо «мир посмотреть и себя показать». Говоря теперь уже «нашим» языком, Приключение начинается.
То же самое происходит и в жизни каждого из нас – начало Приключения ознаменовывается привнесением дисбаланса в привычную ситуацию. С одной стороны, это прекрасно. Правда, в том случае, когда уровень готовности к Приключению достаточно высок. Примерно, как в тексте В. Цоя: «Перемен требуют наши сердца, перемен требуют наши глаза…»
Чаще всего уровень готовности к началу Приключения невысок, и поэтому есть ощущение, что Оно всегда начинается неожиданно. Совершенно неожиданно для себя родители узнают, что их отпрыск ворует (деструктивно проводит досуг, дружит с неприятными людьми, не собирается продолжать дело отца и пр.); совершенно неожиданно женщина узнает об измене возлюбленного; совершенно неожиданно специалист получает уведомление об увольнении; совершенно неожиданно оказывается, что ребенок не справляется со школьной программой; совершенно неожиданно организм отказывает подчиняться воле хозяина и приходит болезнь; совершенно неожиданно уходят из жизни близкие люди; совершенно неожиданно оказывается, что смысла в жизни нет…Все происходит «совершенно неожиданно». На самом же деле, это – закономерность. Приключение разрушает Привычное.
Итак, начало Приключения разрушает привычный ритм, темп жизнь. Человек пытает сопротивляться, бороться с началом Приключения. Но оно, как снежный ком с горы, лишь наращивает свои обороты. И тогда человек обращается за помощью к специалисту: экстрасенсу, астрологу, магу, потомственному целителю, и, если повезет, к психологу. Причем, скрытый смысл просьбы о помощи чаще всего звучит примерно так: «Помогите мне справиться с Приключением! Верните все как было! Не нужно никаких перемен!» («пусть у нас с мужем будет все как прежде», «пусть мой сын будет опять хорошим и послушным, как маленький», «пусть мы с дочерью будем понимать друг друга как раньше» и пр.). Потомственные целители, чутко чувствуя такую коньюктуру, соответственно и анонсируют свои услуги: «сниму порчу», «стопроцентный приворот и возврат любимого». Люди идут к ним, потому что напряжение начала Приключения для них невыносимо. В начале Приключения многие люди стремятся вернуть «все как было», вернуть прошлое. Причем, многие даже начинают идеализировать его (и муж не так сильно пил, и стабильность была, и денег больше платили, и пр.)
Но если повезет, и человек обратиться за помощью к психологу, сказкотерапевту, то он узнает – то, что с ним происходит – знаменательно, ибо означает начало Приключения.
Вы можете подумать, что подобное утверждение вряд ли прибавит оптимизма удрученному человеку. Но здесь вопрос заключается в том, чтобы он понял закономерность происходящего в своей жизни и настроился на длительное путешествие (принял настоящее и подготовился к будущему). Ведь когда герой сказки отправляется за молодильными яблоками или на поиски пропавшей принцессы или за сокровищем, он думает, что все закончится быстро. Нам свойственно недооценивать Приключение.
Однако не стоит думать, что сказкотерапевт встречает своего клиента словами: «Ну что, друг, Приключения только начинаются, запасайтесь терпением и деньгами!» Все происходит иначе, в соответствии с классическим сюжетом сказки-приключения.
Покинув дом, герой (разными путями) попадает в некий заповедный лес и там его чаще всего встречает Баба Яга (или другой персонаж из мира Тонкой реальности). Согласно традиции, она его кормит-поит, укладывает спать, потом расспрашивает и дает рекомендации относительно его будущих самостоятельных действий. Примерно тот же ритуал проделывает и сказкотерапевт.
Что касается «кормит-поит» и «укладывает спать», - то здесь речь идет о снятии психоэмоционального напряжения и своеобразной энергетической «подпитке» клиента. Попадая в дом Бабы Яги, герой на некоторое время отвлекается от своего пути, но это тоже часть Приключения. Если хотите, получение вводных инструкций.
Главное, что делает Баба Яга (или другая волшебница, волшебник) – она рассказывает герою о том, куда он попал, зачем это нужно, как достичь цели, какие трудности будут у него на пути, и как он может с ними справиться.
Примерно тоже самое делает и сказкотерапевт. Выслушав клиента, он говорит о том, что данная проблема является частью жизни, она закономерна именно на этом этапе (именно в этом возрасте, именно в этих условиях). Он отмечает, что данная проблема обладает определенными свойствами, динамикой, поэтому мгновенно ее устранить невозможно и даже вредно. Он старается осторожно подвести своего клиента к мысли о том, что это начало Приключения. В этом случае возможно использование шутки, ссылок на авторитеты. Например: «Знаете, мудрецы говорят, когда что-то происходит неприятное или неожиданное, это, на самом деле, является началом Приключения. А оно, как известно, часто коренным образом меняет жизнь. Если верить, что изменения могут быть к лучшему, то вы стоите на пороге интереснейших событий. Не стоит расстраиваться и тревожиться. Но очень важно – подготовиться!» Собственно, это основное содержание сказочного ритуала «накормить, напоить и спать уложить». Здесь главное – стабилизировать психоэмоциональное состояние.
Далее, Баба Яга (и мы вслед за нею) дает конкретные рекомендации куда идти, что делать, с кем предстоят встречи, как себя вести. Сказкотерапевт также переходит на уровень конкретных рекомендаций исходя из существа проблемы клиента. Главное, чтобы рекомендации давали клиенту конкретные инструменты для частичного решения проблемы.
Основные требования к рекомендациям сказкотерапевта:
рекомендации должны быть простыми и понятными клиенту,
они должны быть обоснованными, клиент должен понимать почему именно это ему рекомендуют делать или не делать,
рекомендации должны формировать, усиливать у клиента ощущение перспективы, веру в собственные силы.
Однако мы рассмотрели случай, когда некие проблемные обстоятельства нарушают привычные ритм жизни человека, и объявили это началом Приключения. Но нередко к психологу обращаются люди, вовлеченные в «затянувшиеся» проблемные ситуации. Например, «не могу найти достойного мужчину», «у меня проблема с мамой (свекровью, подругой)». То есть мы имеем дело с некой ситуацией, ставшей привычной. Таким образом, клиент в подтексте запроса просит: «Помогите изменить ситуацию». А на нашем, сказкотерапевтическом, языке перевод может звучать как «помогите начать Приключение». Что ж, это возможно. При этом первичная стратегия и требования к рекомендациям остаются прежними.
Таким образом, мы подошли к определению первого этапасказкотерапевтического консультирования –«Начало Приключения». Первый этап может продолжаться 1-5 консультаций.
На этом этапе происходит:
либо принятие ситуации «начала Приключения», либо его инициирование;
стабилизация психоэмоционального состояния;
формирование первичной стратегии решения проблемы («Приключения»)
составление конкретных рекомендаций для клиента
Для сказкотерапевта важно понимать, что основные Приключения начинаются в Социальной реальности. Гораздо реже к психологу обращаются с проблемами, происходящими из Тонкой реальности (творческие процессы, поиск смысла, видения, необычные состояния). Но в какой бы реальности ни начиналось Приключение, оно всегда является инструментом для реконструкции Субъективной реальности.
Второй этап сказкотерапевтического консультирования – «Поиск Пути». Основная идея этого этапа – найти оптимальный путь решения проблемы.
Редко случается так, что проблемная ситуация имеет лишь один путь решения. Как правило, путей достаточно много. Стоит лишь начать двигаться по одному из них, как тут же, словно из-под земли, вырастают новые альтернативные решения и возможности. Действительно, главное – начать движение. Но как раз именно это сделать труднее всего.
Дело в том, что в начале Приключения происходит первая и очень сложная коллизия – борьба Нового с Привычным. В русском языке этот процесс описан многими меткими многозначными поговорками. Например, «и хочется, и колется…», «залезть на елку и не ободраться». С одной стороны, человеку на этом этапе свойственно искать изменений, с другой стороны – сопротивляться им.
И психологу очень важно это понимать, чтобы «не делать резких движений», слишком резво не идти на поводу у собственного гуманистического желания «помочь человеку».
Однако мы опустили один очень важный момент: понимание разницы между рекомендациями,которые дает психолог (сказкотерапевт) на первом этапе консультирования, ипроцессом Поиска Пути.
Не стоит думать, что на первом этапе консультирования не ведется активного поиска выхода из создавшегося положения, ситуации, проблемы. Безусловно, клиент получает ответы на актуализированные у него вопросы. Но этот процесс, по сути, напоминает «купирование симптома». Когда мы ощущаем сильную головную боль, у нас не всегда есть ресурсы на то, чтобы искать ее причины и размышлять о ее месте в цепочке событий нашего жизненного пути. Редко кто из нас соотносит головную боль с собственным экзистенциальным поиском. Гораздо чаще мы просто принимаем таблетку. Симптом проходит, и у нас появляется возможность подумать о том, откуда он взялся и как не допускать этого впредь.
Так и на первом этапе консультирования рекомендации психолога похожи на «психологические таблетки», которые способны «снять симптом». Нередко консультирование может завершиться и на первом этапе. Это неудивительно – нет «симптома». Клиенту ясно, что делать, когда он появится. Следовательно - нет напряжения. Нет напряжения – мало причин для работы с психологом.
Поэтому на первом этапе консультирования, в Начале Приключения, собственно не так и много подлинной сказкотерапии. Психолог использует поговорки, притчи, небольшие сказки для того чтобы усилить свою мысль, проиллюстрировать ее. Особенно тогда, когда работает на принятие клиентом ситуации и обоснование психологических рекомендаций. Или когда работает с ребенком: для повышения мотивации, «упаковки» заданий, или в коррекционных целях (например, психокоррекционные сказки).
«Настоящая» сказкотерапия начинается только на втором этапе консультирования. Этот этап наступает тогда, когда клиент осознанно желает понять то, что происходит в его жизни, почему это происходит, к чему это может привести. Естественно, это относится к подросткам и взрослым. В случае детей, второй этап подразумевает развернутую программу, направленную на развитие творческих возможностей ребенка, формирование ценностных ориентаций и представлений о Социальной реальности (таких программ в сказкотерапии уже немало, это и «Сказки звездной страны Зодиакалии», «Волшебная страна внутри нас», «Властелин Чудес», «Остров Детства» и др. )