ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2024
Просмотров: 92
Скачиваний: 0
4. Многозначность и недосказанность. «Если в научно-логической мысли все четко и однозначно, то образная мысль многозначна, так же богата и глубока по своему значению и смыслу, как сама жизнь», - пишет Ю. Борев. Мы часто сравниваем метафору, сказку, притчу со слоеным пирогом. Множество слоев, уровней, планов, заключенных в метафоре, делают ее универсальным инструментом психологической практики. Одной и той же метафорой, историей можно иллюстрировать разные мысли. Другими словами, психолог может иметь 2-3 «дежурные» истории и иллюстрировать ими набор психологических идей.
Например, сказкой про Курочку Рябу можно аргументировать мысль о том, что бывает с теми, кто не ценит своего шанса и использует стереотипные действия по отношению к нестандартным явлениям. Дед и Баба, вместо того чтобы исследовать Золотое Яйцо, отнестись к нему бережно, колотили по его драгоценной скорлупе, по той же схеме, по которой обращались с простыми яйцами. В результате – ни Золотого Яйца, не содержимого обычного яйца они не получили.
Также сказкой про золотоносную курочку можно проиллюстрировать идею о том, что любое желание человека, осознанное или неосознанное обязательно исполнится. Поэтому нужно быть очень осторожным и внимательным к своим желаниям. Желание Деда и Бабки разбить яйцо осуществилось. Инструментом реализации желания явилась Мышь.
История Курочки Рябы также подтверждает мысль о том, что к «божественному подарку» нужно быть готовым, иначе невозможно использовать его по назначению. Дед и Баба могли бы продать Золотое Яйцо ювелиру и прожили бы безбедно, освободив государство от выплаты им пенсии.
Также на материале этой истории можно объяснить ребенку почему нужно содержать дом в чистоте. Если бы Дед и Баба следили за домом, у них не завелись бы мыши, и такое ценное имущество как Золотое Яйцо не пострадало бы.
И это далеко не все идеи, которые может проиллюстрировать сказка про Курочку Рябу…
Поговорим о недосказанности и вновь обратимся к Юрию Бореву: «Э. Хемингуэй сравнивал художественное произведение с айсбергом: небольшая часть его видна, основное спрятано под водой. Это делает читателя активным, процесс восприятия произведения оказывается сотворчеством, додумыванием, дорисовыванием образа. Однако это не домысел произвола. Воспринимающий получает исходный импульс для раздумий, ему задается эмоциональное состояние и программа переработки полученной информации, но за ним сохранены свобода воли и простор для творческой фантазии. недосказанность образа, стимулирующая мысль воспринимающего, с особой силой проявляется в принципе отсутствия концовки. Как часто, особенно в произведениях ХХ века, произведение обрывается на полуслове, недоговаривает нам о судьбах героев, не развязывает сюжетные линии!»
В процессе сказкотерапии, психолог часто рассказывает клиенту незавершенную сказку, предлагая ему пофантазировать о дальнейших событиях. Такой прием позволят с одной стороны собрать больше диагностической информации о клиенте, с другой стороны, сделать его соавтором сказочной истории.
Свойство недосказанности позволяет нам создавать «эффект незавершенного действия», который, как известно притягивает внимание. Ощущение неясности, недосказанности часто возникает у клиента, когда мы рассказываем притчу. Он задумывается над тем, что бы это значило. Постепенно это состояние «входит в привычку». Так, благодаря свойству недосказанности, мы можем формировать у наших клиентов, маленьких и больших, замечательную ПРИВЫЧКУ ДУМАТЬ.
5. Дедуктивность. Благодаря свойству дедуктивности мы имеем возможность на частном примере одной метафоры познакомиться с действием общих механизмов. Маленькая иллюстрация жизни отражает проявление тонких общечеловеческих законов.
6. Полимодальность. Метафора позволяет нам задействовать все аспекты психического. Используя метафору мы одномоментно активизируем ощущения, эмоции, чувства, интеллектуальные процессы. Благодаря свойству полимодальности метафоры психолог, используя ее, оказывает комплексное воздействие на клиента.
7. Реалистичность. На первый взгляд кажется, что реалистичность и метафора вещи несовместимые. Но это не так. Реальный мир и наша личность являются «строительным материалом» для создания метафоры. Даже абсурдные метафоры, несуществующие, фантастические животные и люди в первооснове имеют фрагменты реально существующих объектов. Метафора всегда отражает реальность. Благодаря этому ее свойству мы имеем возможность переносить метафорические смыслы в реальную жизнь и вновь создавать метафоры. По большому счету, уже сложно сказать «что первично». Образы чего-либо помогают нам дополнять реальность, недостаток чего-то в реальности рождает метафоры.
В окружающем нас мире много того, что создано человеком. Но прежде чем воплотиться в материи, идея была метафорой…
Итак, мы имеем семь основных свойств метафоры, которые делают ее незаменимым инструментов в практике психологического консультирования и коррекции, а также в процессе развития и формирования личности человека. Пришло время поговорить о двух основных «формах жизни» метафоры: архетипе и мифологеме.
Архетип и мифологема как две основные «формы жизни» метафоры.
Понятие архетипа у многих психологов сразу ассоциируется с именем Карла Густава Юнга. Действительно, благодаря этому выдающемуся человеку психологи, фактически, получили «санкционированный доступ» к кладовым коллективного бессознательного. К.-Г. Юнг называл архетипами «врожденные образы жизненных вероятий». Архетип, или «изначальный образ», «божественный образец» у разных мыслителей наполнялся различным содержанием. У Платона он выступает в качестве постигаемого умом образца, у схоластов как запечатленный в уме природный образ, у Августина как базовый образ, создающий основу для человеческого познания. К.-Г. Юнг, особо чувствительный к содержанию и проявлению архетипов, считал их врожденными психическими структурами, определяющими эстетическое отношение человека к миру. Архетипы многолики и многофункциональны:
они являются природными условиями интуиции
их можно назвать первобытными формами постижения мира
их можно понимать и как внутренние образы объективного жизненного процесса
кроме того, они являются коллективным «осадком» исторического прошлого, которое хранится в нашей памяти
они составляют основу общечеловеческой символики
они являются средой для творческого процесса, выступают исходным материалом для создания продуктов искусства.
Как сложноорганизованные феномены, архетипы сразу не поддаются логическому анализу, они «прячутся» за метафоры, чтобы «интеллектуализированный» человек не растерял их сути. Именно благодаря действию архетипов мудрецы имеют возможность восклицать: «В мире ничего существенного не меняется, только декорации подвижны». Под декорациями в данном случае понимаются эпохи, смена стилей в архитектуре и одежде, появление новых профессий и упразднение старых, изменение стилистики речевых оборотов, появление новых «благ цивилизации» и прочее. Однако механизмы возникновения конфликтов, сценарии поведения людей, законы смены эпох, механизмы бытовых и внутриличностных проблем остаются неизменными. Так действуют архетипы. Изучая историю, всемирную и нашу личную, мы можем выявить действие неких сил, общие закономерности. И таким образом выделить некоторые архетипы.
Творческое начало в некоторых людях заставляет их вступать в борьбу с действием архетипов. Им хочется разорвать цепи традиций, найти наиоригинальнейший ракурс действительности. Так рождаются новые тенденции, течения в искусстве и политике. Современники ликуют: «Это совершенно новое, оригинальное!» Но проходит время, на смену экзальтированности приходит здравый смысл под руку с критическим мышлением и оказывается, что были изобретены лишь новые декорации. Архетипы остались неизменными. Собственно, на то они и архетипы, чтобы обеспечивать реализацию заветной мечты многих людей – мечты о стабильности.
Архетипы это то, что обеспечивает в мире порядок вещей. Архетипы – это инструменты для преодоления и упорядочивания хаоса. Молодой ум, обнаруживая нигилистические тенденции, может объявить их косными структурами, которые необходимо преодолеть и вырваться на свободу. Однако действие архетипов никак нельзя назвать косным или ограничивающим. Действие архетипов обеспечивает условия для нашего созидающего творчества и противостоит творчеству разрушающему. Материальная Вселенная предлагает человеку сотворчество, даже соавторство. Но соавторы должны понимать друг друга и говорить на близком друг другу языке. И архетипы как раз и составляют существо общего языка человека и материальной Вселенной. Именно общий язык архетипов, а также процесс их выявления и познания лежит в основе сотворчества человека и окружающего мира, материальной Вселенной.
Сказки, мифы, легенды, притчи, песни и другие метафорические форматы являются хранителями архетипов. Анализируя, толкуя сказочные истории мы познаем язык архетипов, язык собственного созидающего начала. И в этом глубинное назначение метафорических форм.
Итак, архетип представляет собой некий общий механизм, явление, действие которого через модификации можно наблюдать в различные эпохи, а также в индивидуальной картине мира, в сценариях взаимоотношений между людьми.
В архетипе заключена колоссальная энергия. Исследуя архетипы, мы подключаемся к этой энергии. Но в своем творчестве нам необходимо использовать ее в соответствии с внутренним законом определенного архетипа.
Например, существует архетип Дороги, Пути. Если человек к нему «подключается», то согласно закону этого архетипа, он должен будет действовать по определенному сценарию. Покинуть привычное место обитания, или отказаться от привычного образа действий, мыслей. реагирования. Далее ему необходимо будет довериться новому «состоянию дороги», постараться не подвергать все критическому анализу. Потом ему будут предложены ряд испытаний и ресурсов для их прохождения. Затем изначальная цель путешествия будет подвергнута коррекции и конкретизации, также будет разработан алгоритм ее достижения и появятся помощники. Когда человек достигнет своей цели, он может потерять бдительность или разочароваться в ней, столкнуться с предательством ближних, и получить время на переосмысления собственного пути. Таковы закономерности этого архетипа. Однако это не значит, что все предопределено действием архетипов (многие неосознанно связывают действие архетипов с действием «сил Судьбы»). Архетипы не предопределяют, они лишь хранят для нашей жизни и творчества запасы энергии и приключений – сюжетов для действий. Если знать законы действия архетипа, его логику, то можно избежать лишних неприятных неожиданностей, на которые в своей жизни человек тратить огромное количество психической энергии.
Именно поэтому знание об архетипах, действии общих законов, и передавалось из поколение в поколение через «метафороносители» (сказки, легенды, притчи, мифы, анекдоты, песни и пр.). Знание архетипов позволяет человеку экономить свою жизненную силу, не тратить ее на мелкие «разбирательства» с проблемами личного и социального плана. В этом случае человек может расходовать ее на созидательные действия на сотворчество со Вселенной.
Если следовать нашей логике, можно сказать, что Вселенная через сказки обучает человека, готовит его к сотворчеству с Собой.
Итак, под архетипом в сказкотерапии понимается некий общий механизм, содержащий в себе энергию и законы ее использования. Однако не стоит думать, что архетип – это сундук, который ждет пока его будет использовать человек, предварительно прочитав на крышке инструкцию по эксплуатации. Архетипы – это активные системы, обеспечивающие поддержание Жизни. Они действуют независимо от того, знает человек об их существовании или нет. Архетипические сценарии и механизмы настолько сильны, что могут откорректировать те деструкции, которые вносит в Мир человек разрушающий, имеющий иллюзию собственной власти над природой.
Архетипы составляют «матрицу» жизни. Кстати культовый фильм «Матрица» на своем языке косвенно ведет рассказ об архетипах. Правда, это рассказ подростка, который желает вырваться из устоев, бороться с ними. Герою кажется, что он борется с мифической «системой». Но на самом глубинном уровне он пытается бороться с действием архетипов. Победить здесь невозможно, поэтому у «Матрицы» есть шанс стать сериалом без конца.
Для подростка переживание архетипа может быть связано с ограничениями, ощущением «запрограммированности» собственной судьбы. У человека с мышлением подростка еще достаточно сил, чтобы бороться против всего мироздания (например, в лице родительской семьи или «системы»).
Да, архетипы создают матрицу. Причем, матрицу, удобную для творчества и конструктивной самореализации. Если это понять, то можно будет не терять эмоциональную энергию на переживание «фатальности бытия».
Давайте представим себе архетип как кристалл со множеством граней. Архетипическое вещество одно, а блеск различных граней – индивидуален. Давайте предположим, что каждая грань этого кристалла – это сюжет, через который проявляется архетип, в котором «работают» закономерности этого архетипа. И эту грань архетипа, сюжет в котором он проявляется, назовем мифологемой.