ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.11.2024
Просмотров: 8623
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Московский государственный университет имени м.В. Ломоносова
Методические рекомендации по изучению курса "гражданский процесс"
Программа учебной дисциплины "гражданский процесс"
Тема 1. Предмет гражданского процессуального права
Тема 2. Источники гражданского процессуального права
Тема 3. Принципы гражданского процессуального права (гражданского процесса)
Тема 4. Гражданские процессуальные правоотношения
Тема 5. Подведомственность гражданских дел
Тема 6. Подсудность гражданских дел
Тема 7. Стороны в гражданском процессе
Тема 8. Третьи лица в гражданском процессе
Тема 9. Участие прокурора в гражданском процессе
Тема 11. Представительство в суде
Тема 22. Постановления суда первой инстанции
Тема 23. Приказное производство
Тема 28. Рассмотрение гражданских дел в Дисциплинарном судебном присутствии
Раздел III. Проверка и пересмотр судебных актов
Тема 30. Апелляционное производство по пересмотру решений и определений судов первой инстанции
Раздел IV. Исполнение судебных актов и актов иных органов
Тема 34. Исполнение судебных актов и актов иных органов
Раздел V. Правовое положение иностранных граждан и организаций в гражданском процессе
Тема 36. Порядок обращения и производство в Европейском Суде по правам человека
Раздел VI. Арбитражный процесс
Тема 37. Основы знаний об арбитражном процессе
Раздел VII. Производство в суде первой инстанции
Тема 38. Нотариальная форма защиты и охраны права
Тема 39. Третейское производство
Глава 1. Предмет гражданского процессуального права
§ 1. Судебная защита гражданских прав
§ 2. Гражданская процессуальная форма
§ 3. Предмет и метод гражданского процессуального права
§ 4. Виды гражданского судопроизводства
§ 5. Система гражданского процессуального права
§ 6. Взаимосвязь гражданского процессуального права
Глава 2. Источники гражданского процессуального права
§ 1. Понятие источников гражданского процессуального права
§ 2. Законодательство о гражданском судопроизводстве
§ 3. Судебная практика и законодательство
§ 4. Действие гражданского процессуального законодательства.
§ 5. Нормы гражданского процессуального законодательства
Глава 3. Принципы гражданского процессуального права (гражданского процесса)
§ 1. Понятие и классификация принципов гражданского
§ 2. Организационно-функциональные принципы
Глава 4. Гражданские процессуальные правоотношения
§ 1. Понятие гражданских процессуальных правоотношений
§ 2. Предпосылки возникновения
§ 3. Объект и содержание процессуальных правоотношений
§ 4. Субъекты гражданских процессуальных отношений
Глава 5. Подведомственность гражданских дел
§ 1. Понятие подведомственности
Глава 6. Подсудность гражданских дел
§ 1. Понятие и виды подсудности
§ 2. Родовая подсудность гражданских дел
§ 3. Территориальная (местная) подсудность
§ 4. Передача дела, принятого к своему производству,
Глава 7. Стороны в гражданском процессе
§ 1. Состав участников гражданского процесса
§ 2. Стороны в гражданском процессе
§ 4. Замена ненадлежащего ответчика
§ 5. Процессуальное правопреемство
Глава 8. Третьи лица в гражданском процессе
§ 1. Понятие и виды третьих лиц
§ 2. Третьи лица, заявляющие самостоятельные требования
§ 3. Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований
Глава 9. Участие прокурора в гражданском процессе
§ 1. Задачи прокуратуры в гражданском процессе
§ 2. Формы участия прокурора в гражданском процессе
§ 3. Права и обязанности прокурора как лица,
Глава 10. Участие в гражданском процессе государственных
§ 2. Процессуальные формы участия
Глава 11. Представительство в суде
§ 1. Понятие судебного представительства
§ 2. Виды судебного представительства
§ 3. Полномочия судебных представителей
Глава 12. Процессуальные сроки
§ 1. Понятие и значение процессуальных сроков
§ 2. Виды процессуальных сроков
§ 3. Исчисление процессуальных сроков
§ 4. Продление и восстановление процессуальных сроков
§ 2. Понятие, размер и порядок уплаты
§ 3. Издержки, связанные с рассмотрением дела
§ 4. Распределение судебных расходов и возмещение
Глава 14. Ответственность в гражданском судопроизводстве
§ 1. Дискуссия об ответственности
§ 3. Виды и субъекты ответственности
Глава 15. Доказывание и доказательства
§ 1. Понятие судебного доказывания
§ 4. Факты, не подлежащие доказыванию
§ 5. Распределение обязанностей по доказыванию
§ 6. Относимость и допустимость доказательств
§ 8. Объяснения сторон и третьих лиц
§ 10. Письменные доказательства
§ 11. Вещественные доказательства
§ 12. Аудио- и видеозаписи как доказательства
§ 15. Обеспечение доказательств
§ 1. Понятие и сущность исковой формы защиты права
§ 6. Средства защиты ответчика против иска
§ 7. Распоряжение исковыми средствами защиты права
Глава 17. Процессуальные особенности рассмотрения и разрешения дел искового производства
§ 1. Значение изучения процессуальных особенностей
§ 2. Применение общих и специальных процессуальных норм
§ 3. Влияние характера материальных правоотношений
Глава 18. Возбуждение гражданского дела в суде по исковым делам
§ 1. Понятие стадии возбуждения гражданского дела
§ 2. Понятие, форма и содержание искового заявления
§ 3. Порядок предъявления, принятия или отказа
Глава 19. Подготовка дел к судебному разбирательству
§ 1. Значение стадии подготовки дел
§ 2. Объем и содержание процессуальных действий
§ 3. Предварительное судебное заседание по делу
Глава 20. Правовое регулирование информационного обеспечения участников гражданского процесса
§ 1. Судебные повестки, правила их вручения
§ 2. Последствия неявки надлежащим образом
§ 3. Особенности уведомления судом граждан и организаций,
Глава 21. Судебное разбирательство
§ 1. Понятие и значение стадии судебного разбирательства
§ 2. Порядок разбирательства дела в суде первой инстанции
§ 3. Составные части судебного заседания
§ 4. Протокол судебного заседания
§ 5. Отложение разбирательства дела
§ 6. Приостановление производства по делу
§ 7. Окончание производства по делу без вынесения решения
Глава 22. Постановления суда первой инстанции
§ 1. Понятие и виды судебных постановлений
§ 2. Содержание судебного решения
§ 3. Требования, которым должно отвечать судебное решение
§ 4. Устранение недостатков решения вынесшим его судом
§ 6. Законная сила судебного решения
§ 7. Определения суда первой инстанции
Глава 23. Приказное производство
§ 1. Понятие приказного производства и судебного приказа
§ 2. Основания для выдачи судебного приказа
§ 3. Порядок приказного производства
Глава 24. Заочное производство и заочное решение
§ 1. Понятие и значение заочного производства
§ 2. Условия и порядок заочного производства
§ 3. Содержание заочного решения
§ 4. Обжалование заочного решения
§ 5. Содержание заявления об отмене заочного решения
§ 6. Полномочия суда и основания к отмене заочного решения
§ 7. Законная сила заочного решения
Глава 25. Производство по гражданским делам у мирового судьи
§ 1. Подсудность гражданских дел мировым судьям
§ 2. Особенности процессуального порядка рассмотрения
Глава 26. Производство по рассмотрению заявлений
§ 2. Возбуждение производства по делу
Глава 27. Производство по делам, возникающим из публичных правоотношений
§ 1. Правовая природа дел, возникающих из публичных
§ 2. Общие особенности рассмотрения дел,
§ 3. Производство по делам об оспаривании
§ 4. Порядок рассмотрения дел по заявлениям об оспаривании
§ 5. Процессуальные особенности рассмотрения и разрешения
§ 6. Временное размещение иностранного гражданина,
§ 7. Производство по делам об административном надзоре
Глава 28. Рассмотрение гражданских дел в дисциплинарном судебном присутствии
§ 1. Подведомственность дел Дисциплинарному
§ 2. Возбуждение и порядок рассмотрения дел
§ 3. Решение Дисциплинарного судебного присутствия
§ 1. Понятие особого производства
§ 2. Установление фактов, имеющих юридическое значение
§ 3. Усыновление (удочерение) ребенка
§ 4. Признание гражданина безвестно отсутствующим
§ 5. Ограничение дееспособности гражданина, признание
§ 6. Объявление несовершеннолетнего полностью
§ 7. Признание движимой вещи бесхозяйной и признание права
§ 8. Восстановление прав по утраченным ценным бумагам
§ 9. Принудительная госпитализация гражданина в
§ 10. Рассмотрение дел о внесении исправлений или изменений
§ 11. Рассмотрение заявлений о совершенных нотариальных
§ 12. Восстановление утраченного судебного производства
Глава 30. Апелляционное производство по пересмотру решений и определений судов первой инстанции
§ 1. Общая характеристика апелляционного производства
§ 2. Право апелляционного обжалования
§ 3. Рассмотрение дела судом апелляционной инстанции
§ 4. Полномочия суда апелляционной инстанции
§ 5. Основания для отмены или изменения решения суда
§ 6. Апелляционное обжалование определений суда
§ 1. Пересмотр вступивших в законную силу решений,
§ 2. Право кассационного обжалования
§ 3. Возбуждение кассационного производства
§ 4. Суды, рассматривающие дела по кассационным жалобам.
§ 5. Права суда кассационной инстанции и основания
§ 6. Постановление, определение суда кассационной инстанции
§ 1. Сущность пересмотра вступивших в законную силу
§ 2. Возбуждение надзорного производства
§ 3. Процессуальный порядок и сроки рассмотрения дел
§ 4. Основания к отмене в порядке надзора решений,
§ 1. Понятие вновь открывшегося и нового
§ 2. Процессуальный порядок пересмотра решений,
Глава 34. Исполнение судебных актов и актов иных органов
§ 1. Правовая природа исполнительного производства
§ 2. Участники исполнительного производства
§ 3. Акты судов и иных органов, подлежащие исполнению
§ 6. Общие правила исполнительного производства
§ 7. Обращение взыскания на имущество должника
§ 8. Особенности обращения взыскания
§ 9. Обращение взыскания на заработную плату
§ 11. Распределение взысканных сумм между взыскателями
§ 12. Защита прав взыскателя, должника и других лиц
Глава 35. Гражданские процессуальные права
§ 2. Подсудность дел с участием иностранных лиц
§ 3. Иски к иностранным государствам
§ 5. Признание и исполнение решений иностранных судов
Глава 36. Порядок обращения и производство в европейском суде по правам человека
§ 1. Европейский суд по правам человека:
Раздел iiКонвенции именуется "Европейский суд по правам человека" и включает статьи с19по51.
§ 2. Порядок обращения в Европейский суд по правам человека
§ 3. Порядок принятия жалобы и рассмотрения дела
§ 5. Значение решений и постановлений
Глава 37. Основы знаний об арбитражном процессе
§ 1. Система, состав, структура и функции арбитражных судов
§ 2. Принципы арбитражного процессуального права
§ 3. Подведомственность дел арбитражным судам
§ 4. Подсудность дел арбитражным судам
§ 5. Участники арбитражного процесса
§ 6. Доказывание и доказательства в арбитражном суде
§ 7. Порядок предъявления иска и последствия его нарушения
§ 8. Подготовка к судебному разбирательству,
§ 9. Пересмотр решений арбитражного суда
§ 10. Исполнение решений арбитражного суда
Глава 38. Нотариальная форма защиты и охраны права
§ 1. Общая характеристика нотариата
§ 2. Российский нотариат как нотариат латинского типа
§ 3. Разграничение компетенции между нотариальными органами
§ 4. Общие правила совершения нотариальных действий
§ 5. Виды нотариальных действий и правила их совершения
Глава 39. Третейское производство
§ 1. Основы организации и деятельности
§ 2. Третейское разбирательство и разрешение дел
§ 2. Организационно-функциональные принципы
К организационно-функциональным относятся принципы:
- осуществления правосудия только судом;
- равенства всех перед законом и судом;
- назначаемости судей на должность;
- независимости судей;
- единоличного и коллегиального рассмотрения дел;
- государственного языка судопроизводства;
- гласности судебного разбирательства.
Принцип осуществления правосудия только судом
Этот принцип провозглашается в ч. 1 ст. 118Конституции РФ: "Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом".
Правосудие - особый вид государственной деятельности по разрешению гражданских, уголовных и иных дел.
Правосудие осуществляется судами, учрежденными в соответствии с КонституциейРФ иФКЗ"О судебной системе Российской Федерации". К числу судов, входящих в судебную систему РФ, относятся: Конституционный Суд РФ, конституционные (уставные) суды субъектов РФ, суды общей юрисдикции, мировые судьи, арбитражные суды, дисциплинарное судебное присутствие, наделенные полномочиями по отправлению правосудия в порядке конституционного, уголовного, гражданского и административного судопроизводства (ст. 4ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации").
Никакие другие юрисдикционные органы, даже если они именуются судами, например третейскими, не имеют полномочий по отправлению правосудия.
Положения КонституцииРФ иФКЗ"О судебной системе Российской Федерации" о правосудии конкретизируются в гражданском процессуальном законодательстве. Согласност. 5ГПК РФ правосудие по гражданским делам, подведомственным судам общей юрисдикции, осуществляется только этими судами по правилам, установленным законодательством о гражданском судопроизводстве.
К федеральным судам общей юрисдикции относятся (ст. 1ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации"):
- Верховный Суд РФ;
- верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов;
- районные суды, городские суды, межрайонные суды;
- военные суды и другие специализированные суды;
К судам общей юрисдикции субъектов РФ относятся мировые судьи.
Правосудие как особый вид государственной деятельности характеризуется следующими признаками:
1) осуществляется от имени государства судами путем рассмотрения в судебном заседании гражданских, уголовных и иных дел в установленных законом процессуальных формах при соблюдении принципов и правил судопроизводства;
2) деятельность судов имеет властныйхарактер.
Властный характер деятельности судов предопределяется тем, что согласно КонституцииРФ суд - носитель государственной (судебной) власти. При осуществлении правосудия все государственные органы, должностные лица, граждане должны подчиняться распоряжениям суда;
3) постановления судов имеют обязательныйхарактер.
Обязательность проявляется в том, что:
- вступившие в законную силу судебные постановления подлежат неукоснительному исполнению на всей территории России всеми без исключения государственными органами, должностными лицами, юридическими и физическими лицами (ст. 6ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации").
Неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом;
- никакие другие государственные органы, должностные лица не вправе изменять или отменять постановления суда;
- постановления могут быть изменены или отменены только в судебном порядке при наличии оснований, предусмотренным законом;
- никто не вправе принимать решения, противоречащие вступившему в законную силу судебному постановлению.
Правосудие составляет исключительное предназначение судов - на них не могут возлагаться какие-либо другие полномочия, противоречащие юридической природе правосудия и несовместимые с принципом разделения властей <1>.
--------------------------------
КонсультантПлюс: примечание.
"Комментарийк Конституции Российской Федерации" (под ред. В.Д. Зорькина) включен в информационный банк согласно публикации - Норма, Инфра-М, 2011 (2-е издание, пересмотренное).
<1> Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В.Д. Зорькина, Л.В. Лазарева. М., 2010.
Принцип равенства всех перед законом и судом
Равенство граждан является одним из основополагающих начал конституционного статуса личности.
Нормативные положения, провозглашающие равенство граждан перед законом и судом, имеют международно-правовой характер. Так, в ст. 7Всеобщей декларации прав человека ООН говорится: "Все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона".
В российском законодательстве принцип равенства всех перед законом и судом сформулирован в ст. 19Конституции РФ,ст. 7ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации": "Все равны перед законом и судом".
В гражданском процессуальном праве этот принцип нашел свое правовое закрепление в ст. 6ГПК РФ.
Равенство "всех" означает, что действие принципа распространяется как на граждан РФ, так и на иностранных граждан, лиц без гражданства, а также юридических лиц.
Данный принцип образуют две взаимосвязанные части: равенство всех перед законом и равенство всех перед судом.
Равенство перед законом проявляется в единстве права, которое одинаково применяется ко всем участникам гражданского процесса.
Равенство перед судом проявляется в следующем:
- правосудие осуществляется единой судебной системой;
- дела рассматриваются в рамках единой гражданской процессуальной формы;
- каждый участник процесса наделяется законом одинаковыми правами и обязанности соответственно своему статусу (истец, ответчик, свидетель, эксперт и др.);
- суды при осуществлении правосудия не вправе отдавать предпочтение тем или иным гражданам по каким-либо признакам (половой, расовой, национальной, языковой принадлежности, происхождению, имущественному и должностному положению, отношению к религии, убеждениям, принадлежности к политическим, общественным объединениям и др.), а также не вправе отдавать предпочтение каким-либо юридическим лицам в зависимости от их организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения, подчиненности и иных обстоятельств.
Не является нарушением принципа равенства всех перед законом и судом в гражданском процессуальном праве законодательное установление льгот и преимуществ для определенных групп граждан, нуждающихся в социальной и правовой поддержке государства. Государство вправе предусматривать льготы для пенсионеров, инвалидов, участников войны и др.
Например, законом устанавливаются льготы для отдельных категорий граждан по уплате государственной пошлины при обращении в суд. Установление льгот, имеющих целью обеспечение повышенной социальной защиты определенной группы граждан, не может рассматриваться как нарушение прав других граждан (ПостановлениеКонституционного Суда РФ от 3 мая 1995 г. N 4-П;ОпределениеКонституционного Суда РФ от 18 июля 2006 г. N 342-О).
Обязанность обеспечения фактического равенства всех перед законом и судом возлагается государством на суд. Данное положение вытекает из содержания ст. 18Конституции РФ, в соответствии с которой права и свободы гражданина обеспечиваются правосудием, которое согласност. 118Конституция РФ осуществляется только судом.
Принцип назначаемости судей на должность
Судьи - носители судебной власти. В связи с этим существенное значение для процессуального права имеет принцип наделения судей полномочиями по осуществлению правосудия.
Традиционно этот принцип в процессуальной науке относился к основным принципам организации судов (Е.В. Васьковский, Е.В. Нефедьев и др.). Дореволюционные ученые, анализируя преимущества и недостатки системы выборов и назначения судей на должности, приходили к выводу о том, что наиболее целесообразным является назначение судей центральной правительственной властью по конкурсу. Преимущества назначения, а не избрания на должность, состоят в том, что это соответствует государственному значению судебной власти, устраняет опасность негативных влияний на судей со стороны избирателей, политических партий и местных властей, а также позволяет произвести из числа кандидатов отбор тех, кто имеет более высокую профессиональную квалификацию и обладает иными необходимыми качествами для работы в должности судьи <1>.
--------------------------------
<1> См., например: Васьковский Е.В. Учебник гражданского процесса. М., 1917. С. 25.
В XIX в. система назначения судей на должности правительственной властью существовала в целом ряде европейских стран с развитыми судебными системами (Франция, Италия и др.), в том числе и в России.
В советском гражданском процессуальном праве за основу был принят иной принцип наделения судей полномочиями, а именно принцип выборности судей.
Считалось, что принцип выборности есть выражение демократизма в устройстве советского суда. Согласно КонституцииСССР все суды образовывались на началах выборности судей и народных заседателей, которые были ответственны перед избирателями или избравшими их органами, отчитывались перед ними и могли быть отозваны в установленном законом порядке.
Народные судьи избирались населением района (города) сроком на пять лет. Народные заседатели народных судов избирались на собраниях граждан по месту их работы или жительства сроком на два с половиной года. Судьи и народные заседатели вышестоящих судов избирались соответствующими Советами народных депутатов сроком на пять лет.
В современном российском процессуальном праве действует принцип назначаемости судей на должность.
Наделение судей полномочиями путем их назначения на должности имеет целью повышение качества правосудия, уровня судебной защиты прав и законных интересов граждан и организаций, что не в последнюю очередь зависит от профессиональных и личных качеств судей как носителей судебной власти. Система назначения дает возможность произвести отбор наиболее подготовленных кандидатов на должности судей, отвечающих требованиям, предъявляемым к судейскому корпусу.
Конституцией РФ определяются общие требования, предъявляемые к кандидату на должность судьи (ст. 119Конституции РФ). Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет.
Дополнительные требования к судьям содержатся в ЗаконеРФ "О статусе судей в Российской Федерации". Этим Законом также устанавливаются правила отбора кандидатов на должности судей, порядок наделения судей полномочиями (ст. ст. 3-6).
Отбор кандидатов на должности судей осуществляется на конкурсной основе. Кандидаты на должность сдают квалификационный экзамен и проходят обязательное медицинское освидетельствование.
Судьи всех федеральных судов общей юрисдикции назначаются на должности только при наличии положительного заключения соответствующей квалификационной коллегии судей (Высшей квалификационной коллегии судей РФ, квалификационных коллегий судей субъектов РФ).
Принцип назначаемости судей нашел свое правовое закрепление в ст. 128Конституции РФ, согласно которой:
- судьи Верховного Суда РФ назначаются Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ;
- судьи других федеральных судов назначаются Президентом РФ.
Полномочия судьи федерального суда не ограничены определенным сроком.
Законом РФ "О статусе судей в Российской Федерации" определяется порядок наделения полномочиями председателей и заместителей председателей судов (ст. 6.1):
- Председатель Верховного Суда РФ, заместители Председателя Верховного Суда РФ назначаются на должность Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ;
- председатели, заместители председателей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, военных, районных судов назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ.
Председатели и заместители председателей всех федеральных судов общей юрисдикции назначаются на должность при наличии положительного заключения соответствующей квалификационной коллегии судей.
Председатели и заместители председателей федеральных судов назначаются на должность на шесть лет и могут быть на этот же срок назначены повторно.