ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.11.2024
Просмотров: 8614
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Московский государственный университет имени м.В. Ломоносова
Методические рекомендации по изучению курса "гражданский процесс"
Программа учебной дисциплины "гражданский процесс"
Тема 1. Предмет гражданского процессуального права
Тема 2. Источники гражданского процессуального права
Тема 3. Принципы гражданского процессуального права (гражданского процесса)
Тема 4. Гражданские процессуальные правоотношения
Тема 5. Подведомственность гражданских дел
Тема 6. Подсудность гражданских дел
Тема 7. Стороны в гражданском процессе
Тема 8. Третьи лица в гражданском процессе
Тема 9. Участие прокурора в гражданском процессе
Тема 11. Представительство в суде
Тема 22. Постановления суда первой инстанции
Тема 23. Приказное производство
Тема 28. Рассмотрение гражданских дел в Дисциплинарном судебном присутствии
Раздел III. Проверка и пересмотр судебных актов
Тема 30. Апелляционное производство по пересмотру решений и определений судов первой инстанции
Раздел IV. Исполнение судебных актов и актов иных органов
Тема 34. Исполнение судебных актов и актов иных органов
Раздел V. Правовое положение иностранных граждан и организаций в гражданском процессе
Тема 36. Порядок обращения и производство в Европейском Суде по правам человека
Раздел VI. Арбитражный процесс
Тема 37. Основы знаний об арбитражном процессе
Раздел VII. Производство в суде первой инстанции
Тема 38. Нотариальная форма защиты и охраны права
Тема 39. Третейское производство
Глава 1. Предмет гражданского процессуального права
§ 1. Судебная защита гражданских прав
§ 2. Гражданская процессуальная форма
§ 3. Предмет и метод гражданского процессуального права
§ 4. Виды гражданского судопроизводства
§ 5. Система гражданского процессуального права
§ 6. Взаимосвязь гражданского процессуального права
Глава 2. Источники гражданского процессуального права
§ 1. Понятие источников гражданского процессуального права
§ 2. Законодательство о гражданском судопроизводстве
§ 3. Судебная практика и законодательство
§ 4. Действие гражданского процессуального законодательства.
§ 5. Нормы гражданского процессуального законодательства
Глава 3. Принципы гражданского процессуального права (гражданского процесса)
§ 1. Понятие и классификация принципов гражданского
§ 2. Организационно-функциональные принципы
Глава 4. Гражданские процессуальные правоотношения
§ 1. Понятие гражданских процессуальных правоотношений
§ 2. Предпосылки возникновения
§ 3. Объект и содержание процессуальных правоотношений
§ 4. Субъекты гражданских процессуальных отношений
Глава 5. Подведомственность гражданских дел
§ 1. Понятие подведомственности
Глава 6. Подсудность гражданских дел
§ 1. Понятие и виды подсудности
§ 2. Родовая подсудность гражданских дел
§ 3. Территориальная (местная) подсудность
§ 4. Передача дела, принятого к своему производству,
Глава 7. Стороны в гражданском процессе
§ 1. Состав участников гражданского процесса
§ 2. Стороны в гражданском процессе
§ 4. Замена ненадлежащего ответчика
§ 5. Процессуальное правопреемство
Глава 8. Третьи лица в гражданском процессе
§ 1. Понятие и виды третьих лиц
§ 2. Третьи лица, заявляющие самостоятельные требования
§ 3. Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований
Глава 9. Участие прокурора в гражданском процессе
§ 1. Задачи прокуратуры в гражданском процессе
§ 2. Формы участия прокурора в гражданском процессе
§ 3. Права и обязанности прокурора как лица,
Глава 10. Участие в гражданском процессе государственных
§ 2. Процессуальные формы участия
Глава 11. Представительство в суде
§ 1. Понятие судебного представительства
§ 2. Виды судебного представительства
§ 3. Полномочия судебных представителей
Глава 12. Процессуальные сроки
§ 1. Понятие и значение процессуальных сроков
§ 2. Виды процессуальных сроков
§ 3. Исчисление процессуальных сроков
§ 4. Продление и восстановление процессуальных сроков
§ 2. Понятие, размер и порядок уплаты
§ 3. Издержки, связанные с рассмотрением дела
§ 4. Распределение судебных расходов и возмещение
Глава 14. Ответственность в гражданском судопроизводстве
§ 1. Дискуссия об ответственности
§ 3. Виды и субъекты ответственности
Глава 15. Доказывание и доказательства
§ 1. Понятие судебного доказывания
§ 4. Факты, не подлежащие доказыванию
§ 5. Распределение обязанностей по доказыванию
§ 6. Относимость и допустимость доказательств
§ 8. Объяснения сторон и третьих лиц
§ 10. Письменные доказательства
§ 11. Вещественные доказательства
§ 12. Аудио- и видеозаписи как доказательства
§ 15. Обеспечение доказательств
§ 1. Понятие и сущность исковой формы защиты права
§ 6. Средства защиты ответчика против иска
§ 7. Распоряжение исковыми средствами защиты права
Глава 17. Процессуальные особенности рассмотрения и разрешения дел искового производства
§ 1. Значение изучения процессуальных особенностей
§ 2. Применение общих и специальных процессуальных норм
§ 3. Влияние характера материальных правоотношений
Глава 18. Возбуждение гражданского дела в суде по исковым делам
§ 1. Понятие стадии возбуждения гражданского дела
§ 2. Понятие, форма и содержание искового заявления
§ 3. Порядок предъявления, принятия или отказа
Глава 19. Подготовка дел к судебному разбирательству
§ 1. Значение стадии подготовки дел
§ 2. Объем и содержание процессуальных действий
§ 3. Предварительное судебное заседание по делу
Глава 20. Правовое регулирование информационного обеспечения участников гражданского процесса
§ 1. Судебные повестки, правила их вручения
§ 2. Последствия неявки надлежащим образом
§ 3. Особенности уведомления судом граждан и организаций,
Глава 21. Судебное разбирательство
§ 1. Понятие и значение стадии судебного разбирательства
§ 2. Порядок разбирательства дела в суде первой инстанции
§ 3. Составные части судебного заседания
§ 4. Протокол судебного заседания
§ 5. Отложение разбирательства дела
§ 6. Приостановление производства по делу
§ 7. Окончание производства по делу без вынесения решения
Глава 22. Постановления суда первой инстанции
§ 1. Понятие и виды судебных постановлений
§ 2. Содержание судебного решения
§ 3. Требования, которым должно отвечать судебное решение
§ 4. Устранение недостатков решения вынесшим его судом
§ 6. Законная сила судебного решения
§ 7. Определения суда первой инстанции
Глава 23. Приказное производство
§ 1. Понятие приказного производства и судебного приказа
§ 2. Основания для выдачи судебного приказа
§ 3. Порядок приказного производства
Глава 24. Заочное производство и заочное решение
§ 1. Понятие и значение заочного производства
§ 2. Условия и порядок заочного производства
§ 3. Содержание заочного решения
§ 4. Обжалование заочного решения
§ 5. Содержание заявления об отмене заочного решения
§ 6. Полномочия суда и основания к отмене заочного решения
§ 7. Законная сила заочного решения
Глава 25. Производство по гражданским делам у мирового судьи
§ 1. Подсудность гражданских дел мировым судьям
§ 2. Особенности процессуального порядка рассмотрения
Глава 26. Производство по рассмотрению заявлений
§ 2. Возбуждение производства по делу
Глава 27. Производство по делам, возникающим из публичных правоотношений
§ 1. Правовая природа дел, возникающих из публичных
§ 2. Общие особенности рассмотрения дел,
§ 3. Производство по делам об оспаривании
§ 4. Порядок рассмотрения дел по заявлениям об оспаривании
§ 5. Процессуальные особенности рассмотрения и разрешения
§ 6. Временное размещение иностранного гражданина,
§ 7. Производство по делам об административном надзоре
Глава 28. Рассмотрение гражданских дел в дисциплинарном судебном присутствии
§ 1. Подведомственность дел Дисциплинарному
§ 2. Возбуждение и порядок рассмотрения дел
§ 3. Решение Дисциплинарного судебного присутствия
§ 1. Понятие особого производства
§ 2. Установление фактов, имеющих юридическое значение
§ 3. Усыновление (удочерение) ребенка
§ 4. Признание гражданина безвестно отсутствующим
§ 5. Ограничение дееспособности гражданина, признание
§ 6. Объявление несовершеннолетнего полностью
§ 7. Признание движимой вещи бесхозяйной и признание права
§ 8. Восстановление прав по утраченным ценным бумагам
§ 9. Принудительная госпитализация гражданина в
§ 10. Рассмотрение дел о внесении исправлений или изменений
§ 11. Рассмотрение заявлений о совершенных нотариальных
§ 12. Восстановление утраченного судебного производства
Глава 30. Апелляционное производство по пересмотру решений и определений судов первой инстанции
§ 1. Общая характеристика апелляционного производства
§ 2. Право апелляционного обжалования
§ 3. Рассмотрение дела судом апелляционной инстанции
§ 4. Полномочия суда апелляционной инстанции
§ 5. Основания для отмены или изменения решения суда
§ 6. Апелляционное обжалование определений суда
§ 1. Пересмотр вступивших в законную силу решений,
§ 2. Право кассационного обжалования
§ 3. Возбуждение кассационного производства
§ 4. Суды, рассматривающие дела по кассационным жалобам.
§ 5. Права суда кассационной инстанции и основания
§ 6. Постановление, определение суда кассационной инстанции
§ 1. Сущность пересмотра вступивших в законную силу
§ 2. Возбуждение надзорного производства
§ 3. Процессуальный порядок и сроки рассмотрения дел
§ 4. Основания к отмене в порядке надзора решений,
§ 1. Понятие вновь открывшегося и нового
§ 2. Процессуальный порядок пересмотра решений,
Глава 34. Исполнение судебных актов и актов иных органов
§ 1. Правовая природа исполнительного производства
§ 2. Участники исполнительного производства
§ 3. Акты судов и иных органов, подлежащие исполнению
§ 6. Общие правила исполнительного производства
§ 7. Обращение взыскания на имущество должника
§ 8. Особенности обращения взыскания
§ 9. Обращение взыскания на заработную плату
§ 11. Распределение взысканных сумм между взыскателями
§ 12. Защита прав взыскателя, должника и других лиц
Глава 35. Гражданские процессуальные права
§ 2. Подсудность дел с участием иностранных лиц
§ 3. Иски к иностранным государствам
§ 5. Признание и исполнение решений иностранных судов
Глава 36. Порядок обращения и производство в европейском суде по правам человека
§ 1. Европейский суд по правам человека:
Раздел iiКонвенции именуется "Европейский суд по правам человека" и включает статьи с19по51.
§ 2. Порядок обращения в Европейский суд по правам человека
§ 3. Порядок принятия жалобы и рассмотрения дела
§ 5. Значение решений и постановлений
Глава 37. Основы знаний об арбитражном процессе
§ 1. Система, состав, структура и функции арбитражных судов
§ 2. Принципы арбитражного процессуального права
§ 3. Подведомственность дел арбитражным судам
§ 4. Подсудность дел арбитражным судам
§ 5. Участники арбитражного процесса
§ 6. Доказывание и доказательства в арбитражном суде
§ 7. Порядок предъявления иска и последствия его нарушения
§ 8. Подготовка к судебному разбирательству,
§ 9. Пересмотр решений арбитражного суда
§ 10. Исполнение решений арбитражного суда
Глава 38. Нотариальная форма защиты и охраны права
§ 1. Общая характеристика нотариата
§ 2. Российский нотариат как нотариат латинского типа
§ 3. Разграничение компетенции между нотариальными органами
§ 4. Общие правила совершения нотариальных действий
§ 5. Виды нотариальных действий и правила их совершения
Глава 39. Третейское производство
§ 1. Основы организации и деятельности
§ 2. Третейское разбирательство и разрешение дел
Суд осуществлял свою деятельность на сессионной основе.
Регламент и правила процедуры устанавливались самим Судом. Первый регламент был принят в 1959 г.
В соответствии с Протоколом N 9, вступившим в силу 1 октября 1994 г., право передавать дело в Суд, когда Комиссия по правам человека пришла к выводу о необходимости принятия жалобы и ее последующего рассмотрения Судом, было предоставлено также физическому лицу, группе лиц или неправительственной организации.
В этом случае комитет из трех судей, один из которых - судья, избранный от государства, против которого подана жалоба, был вправе принять единогласное решение о том, что дело не будет передаваться в Суд. В данной ситуации решение по делу необходимо было принимать Комитету министров.
Реформа контрольного механизма.В целях повышения эффективности правовой защиты, сокращения процессуальных сроков рассмотрения дел была осуществлена реформа контрольного механизма защиты прав человека в Европе.
11 мая 1994 г. был открыт для подписания Протокол N 11к Конвенции "О реорганизации контрольного механизма, созданного в соответствии с Конвенцией" <1>, предусматривающий создание единого постоянного Европейского суда по правам человека.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1998. N 44. Ст. 5400.
Протокол N 11вступил в силу 1 ноября 1998 г. и стал неотъемлемой частьюКонвенции. С этой же даты прекратил свое действиеПротокол N 9.
В соответствии с Протоколом N 11была изменена нумерация статей и введены заголовки статейКонвенции.
Раздел iiКонвенции именуется "Европейский суд по правам человека" и включает статьи с19по51.
Созданный единый Суд заменил два ранее действующих контрольных органа: Европейскую комиссию по правам человека и Европейский суд по правам человека.
Комитет министров Совета Европы утратил право решать вопросы о наличии нарушений Конвенции. В соответствии сост. 32Конвенции все вопросы, касающиеся толкования и применения положений Конвенции и протоколов к ней, которые могут быть ему переданы в предусмотренных конвенциями случаях, находятся в ведении Европейского суда по правам человека.
Вместе с тем Комитет министров Совета Европы сохранил за собой полномочия по осуществлению надзора за исполнением решений Суда.
В конце 2000 г. начались работы по очередному реформированию европейского механизма защиты прав человека, завершившиеся принятием Протокола N 14к Конвенции, который в ходе 114-й сессии Комитета министров Совета Европы в г. Страсбурге 12 - 13 мая 2004 г. был открыт для подписания государствами - членами Совета Европы. К настоящему времениПротокол N 14ратифицирован всеми государствами - членами Совета Европы и вступил в силу <1>.
--------------------------------
<1> Россия последней из государств - членов СЕ ратифицировала Протокол N 14. См.: Федеральныйзаконот 4 февраля 2010 г. N 5-ФЗ "О ратификации Протокола N 14 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, вносящего изменения в контрольный механизм Конвенции, от 13 мая 2004 года", который вступил в силу со дня его официального опубликования. Текст Федеральногозаконаопубликован в "Российской газете" от 8 февраля 2010 г. N 25, в Собрании законодательства Российской Федерации от 8 февраля 2010 г. N 6, Ст. 567.
Изменения, предлагаемые Протоколом N 14, заключаются в следующем:
- совершенствование механизма принятия жалоб путем введения процедуры принятия решения о неприемлемости жалобы единоличным судьей и предоставления комитетам из трех судей права выносить постановление по существу жалобы;
- введение дополнительного критерия, позволяющего ЕСПЧ признать жалобу неприемлемой в зависимости от "значительности" понесенного заявителем ущерба;
- предоставление Комиссару Совета Европы по правам человека участвовать в рассмотрении дела в качестве третьей стороны;
- увеличение срока полномочий судей ЕСПЧ с шести до девяти лет без права переизбрания;
- создание юридической возможности для присоединения Европейского союза к Конвенции.
Судьи Европейского суда. Как и прежде, число судей, входящих в состав Суда, равно числу государств - участниковКонвенции. На сегодняшний день Конвенцию ратифицировало 47 государств.
В соответствии с действующей в настоящее время ст. 23Конвенции судьи избираются сроком на девять лет. Они не могут быть переизбраны. Сроки полномочий истекают по достижении судьями семидесятилетнего возраста. Судьи занимают свои посты вплоть до замены. Вместе с тем и после замены они продолжают рассматривать уже поступившие к ним дела.
Судьи должны обладать самыми высокими моральными качествами, удовлетворять требованиям, предъявляемым при назначении на высокие судебные должности, или быть правоведами с общепризнанным авторитетом.
Пребывая в должности, судьи не должны осуществлять никакой деятельности, несовместимой с их независимостью, беспристрастностью или с требованиями, вытекающими из характера их работы в течение полного рабочего дня. Судьи участвуют в работе Суда в личном качестве.
Судья от каждого государства - участника Конвенцииизбирается Парламентской ассамблеей большинством поданных за него голосов из списка, включающего трех кандидатов, представляемых государством - участником Конвенции.
Судья может быть отстранен от должности только в случае, если другие судьи большинством голосов (в две трети) принимают решение о том, что он перестает соответствовать предъявляемым требованиям.
Компетенция Европейского суда. Компетенция Суда основанаисключительнона Европейскойконвенции. Суд компетентен рассматривать все вопросы, касающиеся толкования и применения положений Конвенции и Протоколов к ней, которые могут быть переданы ему путем обращения заинтересованного лица, утверждающего о нарушении государством - участником Конвенции его прав, признанныхКонвенциейи Протоколами к ней.
Среди прав, закрепленных Конвенцией: право на жизнь, право на справедливое судебное разбирательство, право на уважение частной и семейной жизни, право свободно выражать свое мнение, право на эффективное средство правовой защиты и другие гражданские и политические права.
Трудовые, пенсионные и иные социальные права, жилищные права находятся вне компетенции Суда, поскольку защищаются Европейской социальной хартией, предусматривающей свою систему контроля <1>.
--------------------------------
<1> См., например: решение ЕСПЧ по делу "Аунола против Финляндии" от 15 марта 2001 г., жалоба N 30517/96.
Вместе с тем Европейский суд нередко рассматривает дела, в которых предметом спора являются, в частности, требования о перерасчете размера пенсии, о возмещении задолженности по выплате пенсии, иных социальных выплат. При этом Суд исходит из того, что "требование", даже относительно пенсии, может представлять собой собственность по смыслу ст. 1Протокола N 1 к Конвенции. Например, так было при рассмотрении дел и принятии Постановлений"Рябых против Российской Федерации"от 24 июля 2003 г.,"Праведная против Российской Федерации"от 18 ноября 2004 г.
К компетенции Европейского суда относится не только рассмотрение конфликтов, но и вынесение консультативных заключений. Такие заключения выносятся по просьбе Комитета министров по юридическим вопросам, касающимся толкования положений Конвенциии Протоколов к ней. Консультативные заключения Суда не должны затрагивать ни вопросы, относящиеся к содержанию и объему прав или свобод, определенных вразделе 1Конвенции и Протоколах к ней, ни другие вопросы, которые Суду или Комитету министров, возможно, потребовалось бы затронуть при рассмотрении какого-либо обращения, предусмотренного Конвенцией. Консультативные заключения суда должны быть мотивированными.
Европейский суд не рассматривает вопросы, связанные с применением и толкованием внутреннего права государства - участника Конвенции, с выявлением ошибок фактического и правового характера, допущенных, по мнению заявителя, государственным судом, если такие ошибки не являются нарушением положений Конвенции и Протоколов к ней.
Организация и работа Суда. Европейский суд по правам человека работает на постоянной основе.
Место нахождения Суда установлено в г. Страсбурге (Франция) по месту нахождения Совета Европы.
Руководит работой Суда Председатель. Председателю Суда оказывают помощь его заместители, которые в необходимых случаях замещают его, а также возглавляют Секции Суда. Председатель и заместители Председателя избираются сроком на три года на Пленарном заседании Суда.
Содействие Председателю Суда в выполнении его обязанностей по руководству Суда и обслуживающих его подразделений оказывает Бюро.
Бюро образуется из Председателя Суда, заместителя(-ей) Председателя Суда и председателей Секций Суда.
Председатель Суда может передать Бюро любой административный или внесудебный вопрос, входящий в его компетенцию. По переданному Председателем Суда вопросу Бюро может сделать доклад на пленарном заседании Суда.
На Пленарных заседаниях решается и ряд иных организационных вопросов: образуются Палаты Суда; избираются Председатели Палат, Секретарь - канцлер Суда, один или несколько его заместителей; принимается Регламент Суда.
У Суда имеется Секретариат, права, обязанности и организация которого определяются Регламентом Суда.
Суд пользуется услугами правовых референтов.
В соответствии с положениями ст. 27Конвенции для рассмотрения переданных ему дел Суд заседает в составе единоличного судьи, комитетов из трех судей, Палат из семи судей и Большой палаты из 17 судей. Палаты Суда на определенный срок образуют комитеты.
По ходатайству пленарного заседания Суда Комитет министров вправе своим единогласным решением на определенный срок уменьшить число судей в составе Палат до пяти.
Судья, избранный от государства, всегда будет заседать как член Палаты и Большой палаты при рассмотрении жалобы, поступившей из его страны. Если такой судья отсутствует или если он не может участвовать в заседании, то государство заблаговременно должно представить Председателю Суда список кандидатур, из которых будет назначен судья.
Все расходы, связанные с деятельностью Европейского суда по правам человека, несет Совет Европы.