ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 13.11.2024
Просмотров: 70
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1991–1994 Годы: телевидение революции и периода первоначального накопления капитала
1994–1996 Годы: передел госсобственности и формирование новой пропагандистской системы
1996–1999 Годы: активизация политических капталов и информационные войны
1999–2000 Годы: активизация государства
2000–2001 Годы: закат эры олигархов
2002–2004 Годы: модернизация власти и усиление государственной бюрократии
2003–2004 Годы: переформатирование политического и информационного поля
2004–2005 Годы: от «управляемой» к «цензурируемой» телевизионной политике
В ноябре 2005 года сменился собственник у ТРК «Петербург – 5 канал». Новые владельцы – группа «Северсталь», дочерняя компания питерского банка «Россия» и медиакомпания «Волна», принадлежавшая главе Балтийской медиагруппы Олегу Руднову. В результате сложных сделок между владельцами РЕН ТВ, «5 канала» и Балтийской медиагруппы после покупки нескольких питерских газет и канала «СТО» (основным собственником этого канала был глава «Ленэнерго», входившего в РАО «ЕЭС России») к 2007 году в Санкт-Петербурге сложилась новая мощная медийная группа. Ею владеет Юрий Ковальчук (банк «Россия»). Благодаря лоббизму этого очень закрытого для прессы бизнесмена «5 канал», получивший в течение года почти 70 частот, впервые в истории лицензирования выставленных таким «пулом», стал новой региональной сетью. В апреле 2007 года стало известно, что под контроль инвестиционной компании «Аброс» – «дочки» банка «Россия» – перешло 70% акций РЕН ТВ, а 5 ноября 2007 года указом президента Путина «5 каналу» был присвоен статус общероссийского канала. Такой же указ президента Ельцина, подписанный в 1996 году и касавшийся ОРТ, РТР и НТВ, всегда был поводом для упреков в неравной конкуренции на рынке и считался успешным лоббистским проектом прежних владельцев НТВ.
В декабре 2007 года под контроль Ковальчука перешла и газета «Известия», а чуть раньше – газета «Жизнь». Кроме того, считается, что акционерами банка опосредованно контролируется Издательский дом «Комсомольская правда», сделка по продаже которого холдингом «Проф-Медиа» группе компаний «ЕСН» была завершена весной 2007 года (Олег Руднов в июле 2007 года возглавил совет директоров одного из ведущих в России издательских домов)[34]. На таких деталях, как неравные условия конкуренции или чьи-то дружеские связи, непрозрачность, а также стремительность, с которой группа Ковальчука получила контроль над двумя общефедеральными каналами, один из которых был практически создан с нуля, в годы стабильности внимание не акцентировалось. Технологии создания «своих» бизнесов новые олигархи успешно унаследовали из «проклятых 90-х».
Правильные владельцы. Медиаигроки прежней эпохи, оставшиеся в России, предпочитают больше не иметь долей в телевизионном бизнесе, особенно связанном с политической журналистикой. В 2005 году стало понятно, что от национальных телевизионных активов – по определению опасных – избавился «ЛУКОЙЛ». Издательский холдинг «Проф-Медиа», принадлежащий компании «Интеррос» Владимира Потанина, летом 2005 года продал контрольный пакет акций старейшей общественно-политической газеты «Известия» холдингу «Газпром-Медиа». «Проф-Медиа» избавился от акций «Прайм-ТАСС» и от другого «серьезного» актива – доли в журнале «Эксперт», сосредоточившись исключительно на «развлекательном» сегменте вещания и производства.
Реструктурировав бизнес в 2005 году, консолидировав сразу два телеканала – ТВ-3 и Rambler TV, а затем купив в 2006 году Rambler Group целиком, генеральный директор «Проф-Медиа» Рафаэль Акопов (бывший заместитель Бориса Йордана на НТВ) обозначил новую тенденцию рынка – движение крупного капитала в сторону мультимедийных, конвергентных холдингов[35]. «Проф-Медиа» наряду с «Газпром-Медиа» – один из крупных медиахолдингов в России (кредитуется через ВТБ)[36].
До 2008 года удачно складывалась судьба телевизионных активов «Альфа-групп» – одного из крупнейших в России финансово-промышленных консорциумов. «Альфа» в большинстве своих бизнесов имеет дело с британцами, норвежцами и американцами. В 2003–2006 годах, в неспокойный для олигархов прежней волны период, когда бизнесом «Альфы» активно интересовались налоговики, в «Альфа-групп» появился экстравагантный аналитик – американец Кристофер Уифер, который сделал прогноз о том, что только сохранение в 2008 году на посту президента Путина обеспечит финансовую и экономическую стабильность России. «Утечка» из его доклада бурно обсуждалась в 2005 году зарубежными и российскими СМИ.
Канал СТС, основанный в 1996 году международной компанией Story First Communications, был, пожалуй, первой телекомпанией, перед которой с самого начала не ставились политические цели. Отказавшись от новостных выпусков, он культивировал развлекательные программы. Новый менеджер канала – Александр Роднянский, который был пригашен акционерами в 2001 году, стал одним из главных апологетов не только философии канала, но и развлекательной философии телевидения конца первого десятилетия XXI века. Во многих своих интервью Роднянский настойчиво проводил одну мысль: «Закончилась эпоха информационно-политической „мыльной оперы“, где политики играли роли персонажей, за которыми можно и нужно было следить. Наступило время приоритета частной жизни и личных ценностей»[37].
В 2002–2003 годах «Альфа-групп» благодаря Роднянскому активно включилась в дистрибьюторскую деятельность, ослабив главного конкурента СТС на рынке – телеканал НТВ. В 2003 году «Альфа-групп» приобрела на 50 лет у компаний Владимира Гусинского права на 540 часов старых сериалов, а также заказал производство 196 часов новых сериалов компании «Дом Фильм», возглавляемой Владимиром Досталем. Так на российском рынке появилась кредитующая производителей кинокомпания «Гамма-фильм»[38]. В год покупки «пакета Гусинского и Досталя» права на эти фильмы закончились у НТВ[39].
Во многом благодаря этой ситуации – когда российские права на показ всех купленных сериалов «Гамма-фильм» перепродала «Первому каналу», каналу «Россия» и СТС, а НТВ просто нечего было показывать – отрыв «Первого» и «России» от других федеральных каналов по доле аудитории увеличился, а СТС вплотную приблизился к НТВ. Запуск в 2003–2004 годах каналом СТС вместе с «АМЕДИА» 100 серийных проектов «Бедная Настя» и ситкома «Моя прекрасная няня» вывел СТС на крепкое четвертое место. В 2004–2005 годах СТС даже стал обходить канал НТВ. Запуск канала «Домашний» стало еще одним успешным проектом «СТС-Медиа».
В результате: «СТС-Медиа» стала первой российской телевизионной компанией, чьи акции торгуются на мировой бирже. При IPO рынок оценил эту компанию почти в 2,7 млрд долларов, уже через полгода ее капитализация превысила 3,4 млрд долларов. На примере «СТС-Медиа» подтвердилась формула телевизионного бизнеса «эпохи стабильности»: каналы, уйдя от освещения политической ситуации в стране, создают собственную реальность[40].
Новая консолидация медиаактивов. Покупатели СМИ, по мнению финансовых экспертов, преследовали две цели: консолидация перед выборами 2008 года и потенциальный рост капитализации. Вслед за Владимиром Потаниным собственным медиа-бизнесом, в том числе телеканалами, решил обзавестись генеральный директор «Газпроминвестхолдинга», новый владелец «Коммерсанта» Алишер Усманов. Он купил 50% спортивного телеканала 7 ТВ – одного из последних незанятых ресурсов с вещанием на всю страну (технический охват канала – 46,5 млн жителей). По данным TNS Gallup Media, на конец октября 2006 года доля аудитории 7 ТВ в России составляла 0,23%.
В конце июня 2007 года Усманов приобрел и канал «Муз-ТВ», 75% акций которого, по оценкам прессы, обошлись ему приблизительно в 360 млн долларов. Примерно за такую же сумму «Проф-Медиа» приобрела «MTV-Россия». В августе 2007 года стало известно, что Усманов консолидировал все свои активы во вновь учрежденной компании «Коммерсант-холдинг», заложив основу для еще одного мультимедийного игрока. В него вошли – 7 ТВ, ИД «Секрет фирмы», интернет-издание «Газета.ру», ИД «Коммерсант» и музыкально-информационное радио, позже – портал – агрегатор новостей newstube.ru. Бизнесмен из прежней эпохи Александр Мамут выкупил в 2007 году livejournal.ru, несколько книжных издательств и, по неподтвержденным сведениям, участвует в бизнесе медиагруппы «Звезда» (телеканал, радио, интернет-портал).
Причины интереса крупных инвесторов к электронным СМИ очевидны: начиная с 2005 года они прибыльны. Рынок телерекламы прибавлял почти по 40% в год. Рунет демонстрировал фантастический рост: в 2005 году объем рынка рекламы в нем вырос на 90%, в 2007 году – почти в 3 раза.
Индустрия на подъеме. Телевидение – двигатель коммуникационного бизнеса
2006–2007-е – годы бурного развития так называемого «другого телевидения», связанного с новым состояниям коммуникационной среды – «цифровизацией», интерактивностью, развитием интернета. Помимо привычных уже услуг спутникового телевидения (первые «тарелки» «НТВ-Плюс» стали появляться у потребителей в 1998 году) развивается сеть «АКАДО» (коммуникационный бизнес группы «Ренова» Виктора Вексельберга), компании широкополосного доступа в интернет заявляют свои права на «другое телевидение» («Корбина ТВ»), кабельные и спутниковые операторы начинают охотиться за производителями контента – как отдельных программ, так и целых каналов. Внутри них создаются производящие подразделения (например, в компании «Стрим ТВ» – компания «Стрим-контент»).
Государственные холдинги стали создавать специализированные каналы. Летом 2005 года генеральный директор ВГТРК Олег Добродеев заявил о желании создать информационный канал на базе «Вестей» и детский канал. Его планы реализовались в следующие два года. В 2006 году в кабельные и спутниковые сети вышел канал «Вести 24». К началу 2007 года канал начинают транслировать в эфире 32 регионов, где у ВГТРК есть собственные частоты (коммерческие сети СТС и ТНТ, а также сеть ТВЦ, у которых были договоры на ретрансляцию с местными ГТРК, сменили региональных партнеров для широкомасштабного проникновения в эфир государственного информационного канала). Аудитория канала «Вести 24» в начале 2007 года достигла 36 млн человек.
Идею детского телевидения поддерживали высшие должностные лица страны и медиачиновники (Владимир Путин[41], Дмитрий Медведев, Михаил Сеславинский). В рамках спутникового проекта «Первого канала» «Цифровое семейство» начала вещание «Теленяня», войдя в кабельные сети в 100 городах России (аудитория осенью 2007 года составляла 10 млн домохозяйств)[42]. Телеканал «Бибигон» – один из тематических каналов ВГТРК – вышел в эфир в сентябре 2007 года в пакете «базовый» «НТВ-Плюс», рассчитанном более чем на 560 тыс. абонентов по всей России, и «тематическими блоками» в программных сетках каналов «Россия», «Культура», «Спорт».
Когда в 2006 году правительственную комиссию по развитию телерадиовещания возглавил Дмитрий Медведев, большинству аналитиков стало понятно, что грядущая и неизбежная «цифровизация» всерьез начнется только после 2008 года. На кону – принципиально новые способы доставки содержания, новые сервисы, новый бизнес и перспектива большего информационного выбора. Началась невидимая обывателю битва за собственность, финансовые потоки, государственный заказ. В июне 2006 года в Женеве Международный союз электросвязи, в котором страны согласовывают свои частотные планы, утвердил цифровой план на 40 лет.
«Цифровизация» – это, как правило, масштабное обновление передатчиков и производство миллионов цифровых приставок. Тысячи километров кабеля и разворачивание беспроводных систем доступа. Сделки по слиянию и поглощению кабельно-спутниковых операторов и интернет-провайдеров. Это многомиллионные вложения в производителей, потому что в цифровой среде не важно – через что вещать, важно – количество и качество контента. Отдельная тема – лицензирование этой сферы и определение «социального» пакета каналов, который должен распространяться бесплатно[43]. Всего в России в рамках Федеральной целевой программы «Развитие телерадиовещания в РФ в 2009–2015 годах» будет создано три эфирных цифровых пакета, в которые войдут 20–24 телеканала.
В России при всей ее сырьевой мощи примерно 1,7 млн человек вообще не могут смотреть телепрограммы эфирного телевидения, а около 65% смотрят не более четырех программ. При этом в Москве уже работает мобильное телевидение (300 абонентов), а интернет-телевидение (например, www.russia.ru) фиксирует несколько миллионов просмотров видеоконтента в месяц.
В ближайшие 5–7 лет предстоит сократить разрыв в коммуникационном неравенстве людей и регионов. Для крупных магаполисов проблема «цифровизации» так остро не стоит, там есть выбор: где-то успешно развивается кабельное телевидение, где-то – услуги широкополосного доступа. Тем не менее переход на «цифру» в России оценивается в 2 млрд долларов. Расчетный объем финансирования в рамках Федеральной целевой программы – 127 млрд рублей, в том числе около 80 млрд – внебюджетные средства[44].
За доступ к внедрению «цифры» почти три года сражались несколько игроков. Бывший министр связи Леонид Рейман (с 2008 года – советник президента) успешно продвигал позицию своего ведомства: государство должно обеспечивать инфраструктуру в виде услуг спутниковой группировки, а приемом и распространением сигнала будут заниматься частные компании. Глава ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» Геннадий Скляр (с 2009 года РТРС возглавляет Алексей Малинин), пытаясь удержать на плаву свое старенькое хозяйство технических центров с башнями по всей стране, настаивал на создании централизованной сети управления передачей и приемом сигнала под эгидой своего предприятия[45]. Прежний глава Росохранкультуры Борис Боярсков, отправленный в отставку в 2009 году, стремился расширить охранительную функцию своей службы и внедрить поголовное лицензирование в новой цифровой кабельно-спутниковой среде. Бывшее Минкультуры во главе с Александром Соколовым из-за неспособности возглавить процесс прислонялось то к одному игроку, то к другому. Согласование интересов всех лоббистских групп продолжалось до ноября 2007 года, когда три концепции наконец-то были сведены в общий документ (во многом – декларативный).