ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 13.11.2024
Просмотров: 113
Скачиваний: 1
актами в государственных учреждениях получили распространение параллельные системы оплаты труда за счет средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
До декабря 2008 г. Единая тарифная сетка по оплате труда работников бюджетной сферы была обязательной только в отношении работников федеральных учреждений, т.к. с 1 января 2005 г. в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ органам государственной власти субъектов Российской Федерации
иорганам местного самоуправления, предоставлено право самостоятельно определять размеры и условия оплаты труда работников подведомственных государственных и муниципальных учреждений. В период 2005 –2008 гг. в основу большинства региональных и муниципальных систем оплаты труда работников была положена ЕТС. В тоже время применялись местные особенности (более высокий размер тарифной ставки, «губернаторские» надбавки и др.), дававшие определенные конкурентные преимущества на рынке труда «своим» учреждениям по сравнению с федеральными. Правительство Российской Федерации, напротив, не могло проявить гибкость, ведь в рамках ЕТС работник получал одинаковую зарплату как в Ставропольском крае и Ивановской области, так и в регионах с высокой стоимостью труда — гг. Москве и Санкт-Петербурге.
Кроме того, следует учитывать, что население, справедливо ожидало получить от государства гарантированные ему социальные услуги, причем надлежащего качества. Правительство Российской Федерации неоднократно давало соответствующие поручения федеральным министерствам, службам и агентствам, которые в свою очередь направляли необходимые указания руководителям подведомственных учреждений. Однако руководители учреждений не имели возможности стимулировать качественные результаты труда работников, т.к. в системе оплаты труда по ЕТС практически все надбавки
идоплаты носили гарантированный характер.
Втечение 2006-2007 гг. были разработаны подходы к созданию новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений. Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 2007 г. № 605 были определены основы новой системы оплаты труда, а также даны поручения федеральным органам исполнительной власти по подготовке необходимой нормативной правовой базы. С сентября 2007 г. по ноябрь 2008 г. проводилась подготовительная работа с учетом постановления Правительства Российской
107
Федерации от 5 августа 2008. № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений». С 1 декабря 2008 г. новые системы оплаты труда работников введены во всех федеральных бюджетных учреждениях.
i.СИСТЕМЫ ОПЛАТЫ ТРУДА НА ОСНОВЕ ЕДИНОЙ ТАРИФНОЙ СЕТКИ ПО ОПЛАТЕ ТРУДА РАБОТНИКОВ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Правовые основы систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений определены в статье 144 Трудового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников федеральных государственных учреждений устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Системы оплаты труда работников государственных учреждений устанавливаются с учетом Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС), Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, государственных гарантий по оплате труда и мнения соответствующих профсоюзов и объединений работодателей.
Федеральным законом от 4 февраля 1999 г. № 22-ФЗ «Об оплате труда работников федеральных государственных учреждений» (с изменениями и дополнениями) было установлено соотношение между тарифными ставками (окладами) первого и восемнадцатого разрядов Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений, а также законодательно закреплены полномочия Правительства Российской Федерации по определению
108
размеров тарифной ставки (оклада) первого разряда и утверждению межразрядных тарифных коэффициентов. Последний раз размер тарифной ставки (оклада) первого разряда и межразрядные тарифные коэффициенты были утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от № 256 от 29 апреля 2006 г. (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2006 г. № 590):
|
|
|
|
|
|
|
|
Разряд ЕТС |
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
МТК* |
1 |
1,04 |
1,09 |
1,142 |
1,268 |
1,407 |
1,546 |
1,699 |
1,866 |
2,047 |
2,242 |
2,423 |
2,618 |
2,813 |
3,036 |
3,259 |
3,51 |
4,5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Размер тарифной ставки (оклада) первого разряда – 1 100 рублей. С 1 октября 2006 г. размер |
||||||||||||||||||
тарифной ставки (оклада) первого разряда был увеличен в 1,11 раза. |
|
|
|
|
|
|||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
* Межразрядные тарифные коэффициенты |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Статьей 146 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, производится в повышенном размере. В повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями. При этом в соответствии со статьями 147 и 148 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. В соответствии
109
со статьей 315 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. Размеры районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также порядок их применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации (статьи 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации).
Таким образом, действовавшую ранее систему оплаты труда работников федеральных государственных учреждений можно представить в следующем виде:
——тарифные ставки (оклады) работников всех федеральных государственных учреждений установлены на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы;
——повышения тарифных ставок (окладов), стимулирующих и компенсационных выплат, установленных федеральными законами
ииными нормативными правовыми актами, носящие межотраслевой характер;
——повышения тарифных ставок (окладов), стимулирующих и компенсационных выплат, установленных федеральными законами
ииными нормативными правовыми актами для работников отдельных отраслей (специфичные для каждой отрасли);
——стимулирующие выплаты, установленные в федеральных государственных учреждениях коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами организаций, осуществляемые за счет экономии фонда заработной платы, средств, получаемых учреждением за оказание платных услуг и из внебюджетных источников.
ii.ПЕРЕХОД К НОВЫМ СИСТЕМАМ ОПЛАТЫ ТРУДА: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
Одним из существенных недостатков системы оплаты труда работников на основе Единой тарифной сетки являлся низкий размер тарифной ставки (оклада) первого разряда, в результате чего боль-
110
шинство тарифных ставок (окладов) по разрядам Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений оказывались ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации. Данный факт оказывал существенное влияние на конкурентоспособность заработной платы в бюджетных учреждениях. В результате создавшегося положения многие вакансии оставались незаполненными, отмечалась значительная доля вынужденного совместительства. На практике премии и другие стимулирующие выплаты, предусмотренные системой оплаты труда, зачастую использовались для того, чтобы привлечь работника в учреждение, являясь как бы постоянным дополнением к окладу. Это в свою очередь значительно ограничивало, а в ряде случаев фактически не позволяло использовать систему оплаты труда в качестве элемента управления персоналом.
В то же время вопрос о существенном повышении размера тарифной ставки (оклада) первого разряда не рассматривался из-за существенных макроэкономических ограничений. Увеличение указанного размера до величины прожиточного минимума потребовало бы существенного роста затрат бюджета на оплату труда работников бюджетных учреждений и, соответственно, сокращения расходов на иные статьи бюджетных расходов. Кроме того, резкое повышение заработной платы работников бюджетных учреждений могло бы привести к росту потребительского спроса населения и, соответственно, существенному увеличению инфляции. Таким образом, важная задача по повышению уровня заработной платы в бюджетной сфере не могла быть решена путем простого увеличения размера тарифной ставки (оклада) первого разряда.
Другой серьезной проблемой являлось применение ЕТС в условиях значительных региональных различий в размерах оплаты труда работников. Дифференциация средней заработной платы по субъектам Российской Федерации обусловлена не только применением районных коэффициентов с целью компенсации повышенной стоимости проживания в неблагоприятных природных климатических условиях, но и значительными различиями в социально-экономическом развитии регионов. В этих условиях простое увеличение размеров тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников государственных учреждений не привело бы к равномерному увеличению конкурентоспособности рабочих мест в бюджетных учреждениях различных субъектов Российской Федерации.
111
Представляется очевидным, что в современных условиях система оплаты труда должна быть гибкой и позволять корректировать размеры заработной платы работников в зависимости от ситуации на рынке труда. Однако система оплаты труда на основе ЕТС не соответствовала этим требованиям: размеры окладов были жестко зафиксированы для работников бюджетных учреждений по всей стране (на федеральном, региональном и муниципальном уровне), применение надтарифных выплат было также жестко регламентировано. Руководители учреждений не имели возможности гибко реагировать на ситуацию на рынке труда и, тем более, применять эффективные механизмы стимулирования работников, что также являлось важной проблемой действовавшей системы оплаты труда на основе ЕТС.
В целом система оплаты труда на основе Единой тарифной сетки была сверхцентрализована, не позволяла решить задачу по существенному увеличению уровня заработной платы в бюджетной сфере, не предоставляла руководителям возможности гибко применять такой важный инструмент, как система оплаты труда в управлении государственным учреждением.
Возникшие проблемы в применении системы оплаты труда на основе ЕТС, потребовали разработки новых систем оплаты труда, которые позволяли бы повысить реальную заработную плату работников бюджетных учреждений и обеспечить соблюдение следующих принципов:
——равная оплата за равноценный труд;
——расширение полномочий руководителей учреждений, придание гибкости новым системам оплаты труда;
——установление размера тарифной ставки, оклада (должностного оклада) работника с учетом индивидуальных, определенных в его трудовом договоре, должностных обязанностей;
——повышение прозрачности системы оплаты труда;
——повышениемотивациируководителейиспециалистовккачествен-
ным результатам труда (стимулирование работы на результат). Сравнительный анализ систем оплаты труда на основе Единой
тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений и новых систем оплаты труда работников федеральных государственных учреждений представлен в следующей таблице:
112
|
|
Системы оплаты труда работников |
|
Параметры |
|
|
|
На основе Единой |
|
|
|
систем оплаты |
|
|
|
тарифной сетки по |
|
|
|
труда работ- |
|
|
|
оплате труда работников |
|
Новые системы оплаты труда работников |
|
ников |
|
||
федеральных государ- |
|
|
|
|
|
|
|
|
ственных учреждений |
|
|
|
|
|
|
1 |
2 |
|
3 |
|
|
|
|
Оклады |
Устанавливаются |
|
Устанавливаются руководителем учреждения |
(должност- |
Правительством Рос- |
|
на основе требований к профессиональной |
ные оклады), |
сийской Федерации |
|
подготовке и уровню квалификации, которые |
ставки |
одновременно для |
|
необходимы для осуществления соответствую- |
заработной |
всех федеральных |
|
щей профессиональной деятельности, с учетом |
платы работ- |
государственных |
|
сложности и объема выполняемой работы. |
ников |
учреждений. Жестко |
|
При утверждении Правительством Россий- |
|
регламентированы |
|
ской Федерации базовых окладов (базовых |
|
Единой тарифной |
|
должностных окладов) по профессиональным |
|
сеткой по оплате |
|
квалификационным группам (далее ПКГ), оклады |
|
труда работников |
|
(должностные оклады) работников, занимающих |
|
федеральных |
|
должности служащих (работающих по профес- |
|
государственных |
|
сиям рабочих), входящих в эти ПКГ, устанавлива- |
|
учреждений. |
|
ются в размере не ниже соответствующих базо- |
|
|
|
вых окладов (базовых должностных окладов). |
|
|
|
Профессиональные квалификационные группы |
|
|
|
работников утверждены приказами Минздрав- |
|
|
|
соцразвития России. |
|
|
|
|
Выплаты |
Порядок и условия, |
|
Устанавливаются Трудовым кодексом Россий- |
компенса- |
включая размеры, |
|
ской Федерации, федеральными законами, |
ционного |
устанавливаются |
|
постановлениями Правительства Российской |
характера |
Трудовым кодексом |
|
Федерации. |
|
Российской Федера- |
|
На уровне Правительства Российской Федера- |
|
ции, федеральными |
|
ции утверждаются: |
|
законами, постанов- |
|
— размеры отдельных выплат компенсационного |
|
лениями Правитель- |
|
характера (районные коэффициенты и др.); |
|
ства Российской |
|
минимальные размеры повышения оплаты труда |
|
Федерации. |
|
за работу в ночное время; |
|
|
|
— порядок установления минимальных размеров |
|
|
|
повышения оплаты труда работников, занятых |
|
|
|
на тяжелых работах, работах с вредными и (или) |
|
|
|
опасными и иными особыми условиями труда, и |
|
|
|
условия указанного повышения. |
|
|
|
Помимо выплат компенсационного характера, |
|
|
|
предусмотренных федеральными законами, |
|
|
|
иными нормативными правовыми актами, в кол- |
|
|
|
лективных договорах, соглашениях, локальных |
|
|
|
нормативных актах, могут устанавливаться иные |
|
|
|
выплаты компенсационного характера в со- |
|
|
|
ответствии с Перечнем видов выплат компен- |
|
|
|
сационного характера в федеральных бюд- |
|
|
|
жетных учреждениях, утвержденным приказом |
|
|
|
Минздравсоцразвития России от 29 декабря |
|
|
|
2007 г. № 822. |
|
|
|
|
113