ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 13.11.2024
Просмотров: 120
Скачиваний: 1
III.ФОРМИРОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ТРУДА
В общем виде систему стимулирования труда можно определить как совокупность стимулов (факторов, связанных с управленческим воздействием и влияющих на эффективность и качество труда) и механизмов (процессов) применения указанных стимулов. При этом стимулы следует отличать от мотивов. В рамках данного учебно-методического пособия под мотивами понимаются внутренние движущие силы, побуждающие работника к достижению поставленных целей, а под стимулами — факторы внешнего управленческого воздействия. Несмотря на это различие, стимулы и мотивы взаимосвязаны: в процессе применения стимулов у работника возникают мотивы, которые способствуют достижению поставленных целей, решению конкретных задач.
При применении определенной формы стимулирования необходимо учитывать не только ее специфическое воздействие на дальнейшее поведение работника, но и степень устойчивости получаемых работником результатов, возможность их достижения другими работниками, признаки, к которым относятся эти результаты (квалификационные или личностные) и др. В связи с этим стимулирующие выплаты могут осуществляться в рамках различных систем стимулирования в зависимости от их целевого назначения:
——при увязке заработной платы с уровнем выполнения и перевыполнения показателей, выходящих за пределы основной нормы труда работника — премии и надбавки за результаты работы. В данной ситуации,какправило,имеютсячеткиеколичественныепараметры, позволяющие контролировать уровень начисляемой заработной платы. Установление таких количественных параметров, заранее известных работнику, обеспечивает его материальную заинтересованность в достижении более высоких результатов в работе.
——при увязке заработной платы с профессиональными и личностными качествами работника — надбавки стимулирующего характера. Данная форма применяется, если работник достигает и на регулярной основе обеспечивает применение в труде высоких профессиональных и личностных качеств, позволяющих ему эффективно и качественно решать стоящие перед ним или подразделением задачи.
——при увязке заработной платы с достижениями, не носящими систематический характер — единовременные премии.
93
Системыстимулированиявобщемвидедолжныпредусматривать: показатели оценки и условия реализации стимулирующих выплат, размеры стимулирующих выплат, периодичность их применения и круг работников, которым осуществляются стимулирующие выплаты.
Основой современных систем стимулирования является поощрение за результаты работы на базе комплексного механизма оценки полученных результатов. Базовыми элементами системы стимулирования за результаты работы являются:
——стандарты деятельности для каждой должности, критерии и показатели оценки эффективности и результативности деятельности;
——порядок оценки эффективности и результативности деятельности;
——методы оценки эффективности и результативности деятельности;
——порядок взаимодействия работника и работодателя по поводу результатов оценки;
——порядок принятия решений по результатам оценки и использование результатов в управленческой деятельности.
При формировании системы стимулирования труда на основе оценки деятельности работника необходимо учитывать, что критерии и показатели деятельности должны отражать не только процесс работы, но и по возможности быть увязаны с результатами деятельности структурного подразделения и учреждения в целом.
Оценка результатов деятельности
Конечные |
|
|
|
ФБУ |
|||||
Прямые |
|
|
|||||||
|
|
|
|||||||
результаты |
|
|
|
||||||
(достижение) |
|
|
|
||||||
Результаты подразделения |
|
|
подразделение |
||||||
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Результаты работника |
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|||||
Деятельность |
|
|
|
|
|
|
|
работник |
|
|
|
|
|
|
|||||
(работа) |
|
|
|
При разработке системы оценки результатов деятельности работника рекомендуется использовать следующую последовательность шагов:
——анализ целей и задач учреждения;
——определение результатов деятельности структурного подразделения;
94
——определение индивидуальных результатов деятельности;
——определение критериев оценки;
——определение показателей оценки;
——определение порядка проведения мониторинга.
При этом в результате выполнения шагов 2 и 3 необходимо сформулировать именно результаты деятельности, а не давать описание процесса (процедуры).
Один из наиболее важных и сложных этапов — определение критериев оценки. Для разработки указанных критериев рекомендуется выделить общие критерии оценки деятельности (качество, количество, время (сроки) и затраты ресурсов), а также специфические критерии в развитие общих критериев.
На основе проведенной работы для каждого из работников учреждения формируются сводные таблицы, которые отражают результаты его деятельности, критерии и показатели оценки, источники информации о достигнутых результатах. Данные таблицы могут быть представлены следующим образом:
Наименование должности: врач общей практики
Результат1 |
Общие |
Специфические критерии2 |
|
критерии |
|
Оказанная |
Качество |
обоснованность назначения лекарственных |
медицинская |
|
средств и соблюдение правил выписки рецеп- |
помощь |
|
тов пациентам, имеющим право на получение |
взрослому |
|
набора социальных услуг |
населению |
|
снижение частоты вызовов скорой медицин- |
|
|
|
|
|
ской помощи к прикрепленному населению |
|
|
обоснованные жалобы пациентов |
|
|
запущенные случаи заболевания туберкулезом |
|
|
полнота охвата профилактическими прививка- |
|
|
ми прикрепленного населения |
|
|
полнота охвата мероприятиями по дина- |
|
Количество |
мическому медицинскому наблюдению за |
|
состоянием здоровья отдельных категорий |
|
|
|
граждан, имеющих право на получение набора |
|
|
социальных услуг, в том числе лекарственного |
|
|
обеспечения, санаторно-курортного и восстано- |
|
|
вительного лечения |
|
Время |
не установлены |
|
(сроки) |
не установлены |
|
Затраты |
|
|
|
|
|
ресурсов |
|
|
|
|
1. Указанный результат приведен в качестве примера. Перечень индивидуальных результатов формируется на основе определения результатов деятельности структурного подразделения.
2.Специфические критерии приведены в качестве примера.
95
Специфические критерии |
Показатели1 |
|
Мониторинг |
||
|
|
|
|
|
|
|
Удовл. |
Хор |
Отл. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Качество: |
Менее |
81%- |
Более |
Отчет |
|
– обоснованность назначения |
80% |
95% |
95% |
руководителя |
|
лекарственных средств и со- |
|
|
|
|
|
блюдение правил выписки ре- |
|
|
|
|
|
цептов пациентам, имеющим |
|
|
|
|
|
право на получение набора |
|
|
|
|
|
социальных услуг |
Возрас- |
Ста- |
|
Статистика |
|
– частота вызовов скорой |
Уменьшение |
||||
медицинской помощи к при- |
тание |
бильна |
|
|
|
крепленному населению |
Часто |
|
|
Отчет |
|
– обоснованные жалобы паци- |
Иногда |
Отсутствуют |
|||
ентов |
|
|
|
руководителя |
|
|
|
|
|
||
– запущенные случаи заболе- |
Более |
Менее |
Отсутствуют |
Отчет |
|
вания туберкулезом |
10% |
5% |
|
руководителя |
|
Количество: |
Менее |
50%- |
Более |
Статистика |
|
– полнота охвата профилакти- |
|||||
50% |
70% |
70% |
|
||
ческими прививками прикре- |
|
||||
|
|
||||
пленного населения; |
|
|
Более |
Статистика |
|
– полнота охвата мероприя- |
Менее |
71%- |
|||
тиями по динамическому |
70% |
94% |
95% |
|
|
медицинскому наблюдению |
|
|
|
|
|
за состоянием здоровья от- |
|
|
|
|
|
дельных категорий граждан, |
|
|
|
|
|
имеющих право на получение |
|
|
|
|
|
набора социальных услуг, в |
|
|
|
|
|
том числе лекарственного |
|
|
|
|
|
обеспечения, санаторно- |
|
|
|
|
|
курортного и восстановитель- |
|
|
|
|
|
ного лечения |
|
|
|
|
|
Время (сроки): |
|
|
|
|
|
не установлено |
|
|
|
|
|
Затраты ресурсов: |
|
|
|
|
|
не установлены |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Показатели приведены в качестве примера. Показатели могут определяться как количественно, так и качественно.
Оценка деятельности работников учреждений может осуществляться на основе балльной системы по каждому из целевых показателей, например:
96
Специфические критерии |
Показатели |
|
Балл1 |
|
|
(макс. балл) |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Удовл. |
Хор |
Отл. |
|
|
|
|
|
|
Качество: |
Менее |
81%- |
Более |
__ (15) |
– обоснованность назначения |
80% |
95% |
95% |
|
лекарственных средств и со- |
|
|
|
|
блюдение правил выписки ре- |
|
|
|
|
цептов пациентам, имеющим |
|
|
|
|
право на получение набора |
|
|
|
|
социальных услуг |
|
|
|
|
– частота вызовов скорой |
Возрас- |
Без |
Уменьше- |
__ (20) |
медицинской помощи к при- |
тание |
измене- |
ние |
|
крепленному населению |
|
ний |
|
|
– обоснованные жалобы паци- |
Часто |
Иногда |
Отсут- |
___ (5) |
ентов |
|
|
ствуют |
|
– запущенные случаи заболе- |
Более |
Менее |
Отсут- |
__ (5) |
вания туберкулезом |
10% |
5% |
ствуют |
|
– другие |
|
|
|
|
ИТОГО |
|
|
|
__ (45) |
Качество: |
|
|
|
|
– полнота охвата профилак- |
Менее |
50%- |
Более |
__ (40) |
тическими прививками при- |
50% |
70% |
70% |
|
крепленного населения |
|
|
|
|
– полнота охвата мероприя- |
Менее |
71%- |
Более |
__ (15) |
тиями по динамическому |
70% |
94% |
95% |
|
медицинскому наблюдению |
|
|
|
|
за состоянием здоровья от- |
|
|
|
|
дельных категорий граждан, |
|
|
|
|
имеющих право на получение |
|
|
|
|
набора социальных услуг, в |
|
|
|
|
том числе лекарственного |
|
|
|
|
обеспечения, санаторно- |
|
|
|
|
курортного и восстановитель- |
|
|
|
|
ного лечения |
|
|
|
|
– другие |
|
|
|
|
ИТОГО: |
|
|
|
__ (55) |
Время (сроки): |
|
|
|
|
не установлено |
|
|
|
|
Затраты ресурсов: |
|
|
|
|
не установлены |
|
|
|
|
ИТОГО: |
|
|
|
__ (100) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.Максимальное количество баллов приведено в качестве примера.
97