ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 13.11.2024
Просмотров: 121
Скачиваний: 1
Размер выплат стимулирующего характера может устанавливаться на основе соотнесения полученных баллов с предварительно разработанной шкалой и с учетом видов выплат стимулирующего характера, например: по критерию «количество» — выплаты за интенсивность и высокие результаты работы; по критерию «качество» — выплаты за качество выполняемых работ; по совокупной оценки по всем критериям — премиальные выплаты по итогам работы.
Количество набранных баллов Размер выплаты стимулирующего характера
Надбавка за интенсивность и высокие результаты работы1
Количество баллов 1 |
Размер выплаты 1 |
|
|
Количество баллов 2 |
Размер выплаты 2 |
|
|
Надбавка за качество выполняемых работ |
|
|
|
Количество баллов 1 |
Размер выплаты 1 |
|
|
Количество баллов 2 |
Размер выплаты 2 |
|
|
Премиальные выплаты по итогам работы |
|
|
|
Количество баллов 1 |
Размер выплаты 1 |
|
|
Количество баллов 2 |
Размер выплаты 2 |
|
|
Размер выплат за стаж непрерывной работы, выслугу лет может определяться на основе иной шкалы, специально разработанной для этих целей.
1.Наименования выплат приведены в качестве примера.
98
IV. СТИМУЛИРОВАНИЕ РУКОВОДИТЕЛЕЙ УЧРЕЖДЕНИЙ К ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ УЧРЕЖДЕНИЯ
Одной из главных причин повышенного внимания к вопросам стимулирования труда руководителей бюджетных учреждений является происходящая смена механизма бюджетирования учреждений с затратной модели, действовавшей до сих пор, на так называемую результативную модель бюджета (расходы привязаны к функциям, программам, услугам, видам деятельности и их результатам, полученным на основе оценки деятельности в соответствии с планами).
Стимулирование руководителей учреждений осуществляется с учетом Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. № 583. В соответствии с данным Положением, федеральные государственные органы — главные распорядители средств федерального бюджета, в ведении которых находятся учреждения, могут устанавливать руководителям этих учреждений выплаты стимулирующего характера. Руководителям учреждений — главным распорядителям средств федерального бюджета выплаты стимулирующего характера устанавливаются Правительством Российской Федерации. Указанные главные распорядители средств федерального бюджета вправе централизовать на эти цели до 5 процентов лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на оплату труда работников соответствующих учреждений.
Конкретный процент централизованных бюджетных ассигнований на выплаты стимулирующего характера руководителям учреждений определяется главным распорядителем средств федерального бюджета, в ведении которого находятся учреждения, самостоятельно. Объем централизованных средств должен рассчитываться с учетом размера фонда оплаты труда, планируемой суммы на выплаты стимулирующего характера руководителям учреждений с учетом результатов деятельности учреждений, объемов работ, их сложности и социальной значимости.
Для этого структурные подразделения в ведомствах, курирующие подведомственные бюджетные учреждения, должны подготовить предложения о размере бюджетных средств, направляемых
99
на стимулирование руководителей соответствующих учреждений, на основании информации о предельных объемах бюджетных ассигнований, которые могут быть направлены на стимулирование руководителей учреждений. Данная информация доводится на основании росписи расходов федерального бюджета ведомства на очередной финансовый год. Годовой объем централизованных бюджетных ассигнований на выплату руководителям учреждений с распределением по каждому учреждению утверждается локальным нормативным актом главного распорядителя средств федерального бюджета.
Премирование руководителей учреждений производится по результатам оценки итогов работы учреждения за отчетный период с учетом выполнения целевых показателей деятельности учреждений, личного вклада руководителя в осуществление основных задач и функций учреждения, а также выполнения обязанностей, предусмотренных трудовым договором.
В общем виде критерии оценки эффективности можно подразделить на три группы:
Группа критериев |
Примерные обобщенные критерии |
|
|
|
Организация работы учреждения |
|
|
|
Исполнительская дисциплина |
|
|
Процессы |
Управление персоналом |
|
Финансово-экономическая деятельность
Инновационные подходы к предоставлению услуг
Непосредственные результаты
Результаты
Конечные результаты
Эффективность
Соотношения показателей
Продуктивность
100
В соответствии с одним из наиболее распространенных подходов к оценке эффективности — системой сбалансированных показателей — при формировании конкретных критериев оценки эффективности необходимо учитывать все аспекты деятельности организации, включая условия, в которых организация работает. С этой точки зрения для оценки эффективности деятельности руководителей учреждений необходимо «сбалансировать» критерии с учетом трех факторов: результатов деятельности и эффекта (социального, политического и пр.), которые оказывает учреждение посредством своей деятельности, что определяет место и роль учреждения; влияние на потребителя государственных услуг, предоставляемых учреждением; организация функционирования и внутренних административных процессов. Данные факторы представляют своего рода три точки зрения: ведомства, в чьем подчинении находится учреждение, потребителей, которые получают государственные услуги и работников данного учреждения. Таким образом, при разработке перечня критериев, например, в соответствии с указанными примерными обобщенными критериями, рекомендуется тестировать их на полноту отражения каждого из перечисленных аспектов: критерии, характеризующие деятельность организации с точки зрения федерального органа власти, в чьем ведении находится учреждение; критерии, характеризующие деятельность организации с точки зрения потребителей услуг, предоставляемых организацией и критерии, характеризующие деятельность организации с точки зрения работников данной организации.
Показатели эффективности должны устанавливаться с учетом специфики и направлений основной деятельности учреждения, отражать те параметры, которые могут изменяться вследствие деятельности учреждения. При этом период оценки по разным показателям может устанавливаться дифференцированно.
Сводная таблица критериев, показателей оценки, источников информации и периодичности оценки может быть представлена следующим образом:
101
Группа критериев |
Примерные обобщенные критерии |
|
|
|
|
|
Организация работы учреждения |
|
|
|
|
|
Исполнительская дисциплина |
|
|
|
|
Процессы |
Управление персоналом |
|
|
|
|
|
Финансово-экономическая деятельность |
|
|
|
|
|
Инновационные подходы к предоставлению услуг |
|
|
|
|
Результаты |
Непосредственные результаты |
|
|
||
Конечные результаты |
||
|
||
|
|
|
Соотношения |
Эффективность |
|
|
||
показателей |
Продуктивность |
|
|
||
|
|
Конкретные показатели, размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера должны устанавливаться главным распорядителем средств федерального бюджета ежегодно на основе анализа деятельности учреждения, а также исходя из задач, поставленных перед учреждением на следующий год.
Выплата премий за счет централизованных бюджетных ассигнований осуществляется в соответствии с локальным актом главного распорядителя средств федерального бюджета на основании предложений, подготовленных соответствующими структурными подразделениями, должностными лицами или комиссией по распределению централизованных бюджетных ассигнований на выплаты стимулирующего характера руководителям учреждений. Состав указанной комиссии, порядок ее работы и полномочия должны быть определены локальным нормативным актом главного распорядителя средств федерального бюджета. Решение комиссии оформляется протоколом, на основании которого издается приказ главного распорядителя средств федерального бюджета о стимулировании руководителя учреждения.
Централизованные бюджетные ассигнования могут распределяться главными распорядителями средств федерального бюджета между руководителями всех подведомственных им учреждений в течение финансового года. Таким образом, если решение о стиму-
102
лирующих выплатах конкретного руководителя подведомственного учреждения за счет централизованных бюджетных ассигнований не принимается, соответствующие средства могут быть направлены на стимулирующие выплаты руководителям и (или) работникам других подведомственных учреждений, а также работников данного учреждения.
103
ПРИЛОЖЕНИЯ
ОСНОВНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ВОПРОСЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ВЫПЛАТ
1.Приказ Минздравсоцразвития России от 29 декабря 2007 г.
№822 «Об утверждении перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях» (зарегистрирован в Минюсте России 4 февраля 2008 г. № 11081).
2.ТрудовойкодексРоссийскойФедерации,принятыйГосударственной Думой 21.12.2001 (в ред. Федеральных законов от 24.07.2002
№97-ФЗ, от 25.07.2002 № 116-ФЗ, от 30.06.2003 № 86-ФЗ, от 27.04.2004 № 32-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 29.12.2004
№201-ФЗ, от 09.05.2005 № 45-ФЗ, от 30.06.2006 № 90-ФЗ, от 18.12.2006 № 232-ФЗ, от 30.12.2006 № 271-ФЗ, от 20.04.2007
№54-ФЗ, от 21.07.2007 № 194-ФЗ, от 01.10.2007 № 224-ФЗ, от 18.10.2007 № 230-ФЗ, от 01.12.2007 № 309-ФЗ, от 28.02.2008
№13-ФЗ, от 22.07.2008 № 157-ФЗ, с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 15.03.2005 № 3-П, Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 11.07.2006 № 213-О). Статьи 146-154
3.Постановление Правительства Российской Федерации от 29 марта 2002 г. № 187 «Об оплате труда граждан, занятых на работах с химическим оружием» (в ред. Постановления Правительства Российской Федерации от 08.08.2003 № 475)
4.Постановление Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2006 г. № 573 «О предоставлении социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны»
5.ПостановлениеПравительстваРоссийскойФедерацииот22июля 2008г. №554 «Оминимальном размереповышенияоплатытруда за работу в ночное время». (включает районные коэффициенты к заработной плате работников непроизводственных отраслей в районах крайнего севера и приравненных к ним местностях)
104
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ «НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ТРУДА
И СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ» РОСЗДРАВА
«ОПЛАТА ТРУДА В БЮДЖЕТНОМ СЕКТОРЕ: НОВЫЕ СИСТЕМЫ ОПЛАТЫ ТРУДА»
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
Москва, 2008
Введение новых систем оплаты труда работников бюджетной сферы — одна из приоритетных и наиболее сложных задач, требующая хорошей подготовки государственных служащих, отвечающих за их введение в подведомственных учреждениях.
В учебно-методическом пособии рассмотрены такие вопросы, как: системы оплаты труда на основе Единой тарифной сетки (ЕТС) по оплате труда работников федеральных государственных учреждений, сравнительный анализ системы оплаты труда на основе ЕТС и новых систем оплаты труда, основные параметры новых систем оплаты труда. При рассмотрении основных параметров новых систем оплаты труда значительное внимание уделено идеологии новых систем оплаты труда, оплате труда руководителей федеральных бюджетных учреждений, вопросам установления окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, выплатам компенсационного и стимулирующего характера. В приложении приведен перечень основ-
105
ных нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы разработки и введения новых систем оплаты труда.
Пособие предназначено для учебно-методического обеспечения программ повышения квалификации федеральных государственных гражданских служащих по направлению «Оплата труда и доходы населения».
ВВЕДЕНИЕ
Долгое время в Советском Союзе действовали отраслевые системы оплаты труда работников, которые обладали значительной гибкостью и являлись важнейшим элементом управления персоналом в условиях плановой экономики и монополии государства в роли работодателя. Однако в 1992 г. в условиях гиперинфляции отраслевые системы оплаты труда работников были объединены в общую систему оплаты труда на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы, что сыграло значительную позитивную роль. В целях компенсации роста потребительских цен, функционирования механизма поддержания соотношений по тарифным ставкам (окладам) для обеспечения необходимого единства дифференциации оплаты труда в соответствии с его сложностью был приняты согласованные решения по повышению уровня оплаты труда для всех категорий работников бюджетной сферы. Несмотря на принятые меры, реальный уровень заработной платы работников бюджетной сферы значительно снизился по сравнению с дореформенным периодом, поскольку финансовые возможности государства не позволяли осуществлять индексацию заработной платы в размерах, соответствующих реальному росту потребительских цен на товары и услуги.
Отраслевые особенности организации и оплаты труда работников получили реализацию путем введения множества надтарифных выплат в виде доплат, надбавок, повышений к тарифным ставкам (окладам) Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы. Наряду с надтарифными выплатами в соответствии с действующими законодательными и нормативными правовыми
106