ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.11.2024

Просмотров: 117

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

подростков и молодежи, нуждающихся в поддержке по предоставлению им различных социально-бытовых и иных видов услуг. Проводит реабилитационные мероприятия для подростков и молодежи, включая медицинские, социальные, психологические и трудовые. Принимает участие в разработке учебно-методической документации. Оказывает помощь молодежи в проведении культурно-просветительных и оздоровительных мероприятий. Принимает меры по обеспечению отдела учреждения (филиала учреждения) квалифицированными кадрами. Организует работу по повышению квалификации кадров отдела, росту их профессионального уровня.

Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты, нормативные и методические документы по вопросам организации работы с подростками и молодежью; психологию; социологию; специфику работы в различной социальной среде; основы трудового законодательства; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование по специальности «организация работы с молодежью», «государственное и муниципальное управление», «социальная работа» или высшее профессиональное образование и профессиональная переподготовка, стаж работы на должностях специалистов учреждения (филиала учреждения) не менее 3 лет, либо среднее профессиональное образование и стаж работы по направлению профессиональной деятельности не менее 5 лет; повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет.

III. Должности специалистов

Специалист по работе с молодежью

Должностные обязанности. Координирует деятельность детских и молодежных объединений. Анализирует состояние и разрабатывает меры по организации досуга подростков и молодежи. Ведет работу с деструктивными детскими и молодежными неформальными объединениями. Прогнозирует и планирует работу с молодежью на курируемой территории, используя разнообразные современные формы, приемы, методы и средства, и несет ответственность за результаты работы в целом. Осуществляет работу по защите прав подростков, молодежи, молодых семей, работает с лидерами неформальных груп-

54

пировок. Выступает с лекциями по вопросам молодежной политики. Способствует формированию общей культуры личности. Участвует в деятельности методических объединений, использует другие формы методической работы.

Должен знать:законыииныенормативныеправовыеакты,нормативные и методические документы по вопросам организации работы с подростками и молодежью; основы педагогики и психологии; методы воспитательной и социальной работы; методы выявления экстремальных ситуаций; методы проведения консультаций для подростков и молодежи; программно-методическую литературу по работе с подростками и молодежью; отечественный и зарубежный опыт практической работы с подростками и молодежью; основы трудового законодательства; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование по специальности «организация работы с молодежью», «государственное и муниципальное управление» без предъявления требований к стажу работы или высшее профессиональное образование, профессиональная переподготовка и стаж работы по направлению профессиональной деятельности не менее 1 года, либо среднее профессиональное образование и стаж работы по направлению профессиональной деятельности не менее 3 лет.

Специалист по социальной работе с молодежью

Должностные обязанности. Выявляет молодые семьи, отдельных подростков и молодежь, нуждающихся в различных видах и формах социальной поддержки, и осуществляет их патронаж. Устанавливает причины возникающих у подростков и молодежи трудностей, в том числе по месту жительства, работы и учебы. Определяет характер и объем необходимой им социальной помощи. Осуществляет социально-психологическую реабилитацию подростков и молодежи, страдающих алкоголизмом, наркоманией и подвергшихся сексуальному насилию. Ведет работу с молодыми семьями, имеющими неблагоприятные социально-правовые и медико-психологические условия, с бывшими воспитанниками детских домов и школ-интернатов, не имеющими родителей или оставшимися без их попечения, несовершеннолетними матерями, нуждающимися в трудоустройстве или другой помощи. Содействует активизации потенциала собственных возможностей отдельного человека, семьи или социальной группы.

55


Дает необходимые консультации по различным вопросам социальной помощи и защиты. Помогает в оформлении документов для принятия нуждающихся на постоянное или временное социальное обслуживание, для опеки и попечительства. Содействует в определении нуждающихся в стационарные учреждения органов здравоохранения. Представляет в соответствующие органы и учреждения документы для предъявления иска о лишении родительских прав, оформления усыновления и т.д. Организует общественную защиту несовершеннолетних правонарушителей, в необходимых случаях выступает в качестве их общественного защитника в суде. Координирует деятельность различных государственных и негосударственных организаций по оказанию помощи нуждающейся в социальной поддержке молодежи: комиссий по делам несовершеннолетних, органов по делам молодежи, образования, социальной защиты населения по работе с подростками с девиантным поведением. Участвует в работе по формированию социальной политики, развитию сети учреждений социального обслуживания населения территории.

Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты, нормативные и методические документы по вопросам организации работы с подростками и молодежью; основы педагогики и психологии; формы и методы воспитательной и социальной работы; методы выявления экстремальных ситуаций; методы проведения консультаций для подростков и молодежи; программно-методическую литературу по работе с молодежью; национальные и региональные особенности быта и семейного воспитания, народные традиции; теорию и практику социальной работы; основные направления политики в области социальной защиты подростков и молодежи; отечественный и зарубежный опыт практической социальной работы; основы трудового законодательства; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование по специальности «социальная работа», «организация работы с молодежью» без предъявления требований к стажу работы или высшее профессинальное образование, профессиональная переподготовка и стаж работы по направлению профессиональной деятельности не менее 1 года, либо среднее профессиональное образование и стаж работы по направлению профессиональной деятельности не менее 3 лет.

56

№ 76/05 от 16.02.2009 г.

Руководителям органов по делам молодежи субъектов Российской Федерации

В целях реализации Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 года № 1760-р, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1663-р, Департамент молодежной политики и общественных связей Минспорттуризма России направляет для сведения и руководства в работе следующие информационные материалы (прилагаются):

——приказ Минспорттуризма России от 23 декабря 2008 г. № 72 «Об утверждении Концепции развития кадрового потенциала молодежной политики в Российской Федерации»;

——рекомендации по совершенствованию системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации, деятельности центров подготовки и переподготовки кадров сферы государственной молодежной политики;

——рекомендации по внесению изменений в учебные планы и программы вузов и центров переподготовки и повышения квалификации специалистов сферы государственной молодежной политики. Приложение : на 28 л.

Директор Департамента

 

молодежной политики

 

и общественных связей

Б.Б. Гусев

57


Рекомендации по совершенствованию системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации, деятельности центров подготовки и переподготовки кадров сферы государственной молодежной политики

Введение

Разработка рекомендаций, направленных на обеспечение развития системы повышения квалификации (далее — ПК) работников сферы государственной молодежной политики (далее — ГМП) является важным условием создания образовательной системы переподготовки (далее — ПП) и ПК специалистов молодежной политики, соответствующей мировым требованиям и общим тенденциям развития дополнительного профессионального образования.

Главной задачей новой профессионально-образовательной политики в области кадрового обеспечения ГМП является реформирование образовательной системы на основе расширения номенклатуры профессиональных специализаций подготовки работников сферы ГМП, использования образовательных стандартов нового поколения, реализации принципа непрерывности профессионального образования.

Исходя из положения о том, что современная цель системы переподготовки и ПК работников сферы ГМП в современных условиях — удовлетворение потребности личности, общества, государства в опережающей подготовке специалистов молодежной политики и готовности по своему профессионально-личностному уровню развития к возникновению и решению нестандартных проблем, рекомендации раскрывают:

——предложения по реструктуризации сети центров подготовки и переподготовки кадров сферы государственной молодежной политики;

58

——предложения по совершенствованию организации профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров сферы государственной молодежной политики.

I.Рекомендации по совершенствованию структуры

сети центров подготовки и переподготовки кадров сферы государственной молодежной политики

Система переподготовки и ПК для сферы ГМП должна выстраиваться на базе действующей системы непрерывного образования. В целях упорядочения организационно-функциональной структуры системы переподготовки и ПК работников сферы молодежной политики необходимо разграничить функциональные направления образовательной деятельности соответствующих учреждений и организаций на федеральном, межрегиональном и региональном уровнях.

Федеральный уровень

Федеральный координационный центр развития кадрового потенциала молодежной политики должен:

——осуществлять мониторинг существующих и перспективных образовательных потребностей кадров сферы ГМП в повышении квалификации и профессиональной переподготовке;

——объединять усилия по разработке учебно-методической и информационной базы профессиональной подготовки различных категорий работников для сферы ГМП, повышения квалификации работающих специалистов;

——организовывать изучение специфики реализации молодежной политики в регионах;

——осуществлятьактуализациюобразовательныхпрограмм,адекватную динамичной, постоянно изменяющейся модели специалиста;

——проводить изучение опыта подготовки кадров в стране и за рубежом;

——организовывать проведение семинаров, конференций, «круглых столов» по актуальным вопросам реализации ГМП;

59


——оказывать научно-методическую и консультативную помощь различным образовательным структурам системы переподготовки и повышения квалификации работников сферы ГМП;

——обеспечивать разработку и реализацию программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации (в том числе дистанционных);

——организовывать совместно с различными партнерами международные и региональные конференции, нацеленные на глубокое изучение опыта, его теоретическое осмысление и выработку практическихрекомендаций,способствующиепрофессиональномуобщению и повышению профессионального уровня работников сферы ГМП;

——осуществлять координацию процесса переподготовки и повышения квалификации в субъектах Российской Федерации;

——обеспечивать информационную поддержку процесса кадрового обеспечения, осуществлять поддержку Интернет-портала и различных баз данных;

——разрабатывать и внедрять высокие стандарты учебно-методи- ческой и информационной базы профессиональной переподготовки и ПК кадров для сферы ГМП;

——осуществлять подготовку, издание и регулярное обновление учебных и методических пособий для обучения различных категорий специалистов;

——проводить подготовку преподавателей и консультантов для реализации образовательного процесса в системе профессиональной подготовки кадров для сферы ГМП.

Межрегиональный уровень

Межрегиональные центры переподготовки и повышения квалификации кадров сферы государственной молодежной политики должны:

——осуществлять профессиональную переподготовку работников сферы ГМП, не имеющих профильного образования;

——осуществлять краткосрочное повышение квалификации работников сферы ГМП;

——оказывать организационную, научно-методическую и консультативную помощь работникам сферы ГМП;

——осуществлять научное обобщение инновационного опыта и различных инновационных акций;

60


——консолидировать специалистов молодежной политики в сфере непрерывного профессионального образования;

——осуществлять координацию процесса подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников сферы ГМП на базе региональных вузов.

Региональный уровень

На региональном уровне вузы (ссузы) осуществляют профессиональную переподготовку и ПК работников сферы ГМП.

Структурное упорядочение функционирующих звеньев системы переподготовки и повышения квалификации работников сферы ГМП на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, развитие между ними необходимых координационных взаимосвязей (организационных, функциональных, методических и технологических) позволит повысить качество образовательных услуг для работников сферы ГМП и в конечном итоге сформировать систему непрерывного образования для данной категории специалистов.

Система должна быть построена на основе принципов преемственности, непрерывности, ступенчатости, инновационности, региональности при сохранении единого образовательного процесса, что предполагает обеспечение работникам сферы ГМП возможности постоянного обучения по образовательным программам: базовой подготовки; общей специальной подготовки; прикладным дисциплинам; общей и специальной компьютерной подготовки; стажировки или практики; обучения по одному или нескольким модулям с усложнением программы, наращиванием объема часов с выходом на выполнение итоговой аттестационной работы и получение Государственного диплома о профессиональной переподготовке; обучения, как отдельных работников, так и сотрудников подразделений.

Направления совершенствования системы повышения квалификации и переподготовки работников сферы ГМП

Развитие нормативной правовой базы

Система подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников сферы ГМП — это совокупность множества образовательных программ, различного назначения, объема, ориентации,

61

множества образовательных учреждений различного типа, административной подчиненности, формы собственности с большим числом внутренних и внешних связей.

Нормальное функционирование и поступательное развитие такой сложной системы требует развитой нормативной правовой базы.

Развитие нормативной правовой базы проводится по двум основным направлениям:

——разработка и проведение поправок и дополнений к действующим документам;

——разработка и утверждение новых документов различного уровня.

Информационно-техническое обеспечение

Ключевым в решении этой проблемы является создание единой информационной среды, представляющей собой совокупность программно-аппаратных средств, коммуникационных сетей и структур для организационно-методического сопровождения. Информационная среда системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, работающих в сфере ГМП, строится как составляющая соответствующей среды высшей школы, использующей высокоскоростные каналы передачи данных, современное коммуникационное и компьютерное обслуживание для связи образовательных учреждений в основных научно-образовательных центрах России.

Специалисты и слушатели получают доступ к распределенным информационным системам, базам данных, информационным ресурсам как в нашей стране, так и за рубежом.

Параллельно с развитием инфраструктуры компьютерной сети системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, работающих в сфере ГМП, ведется наполнение серверов межрегиональных и региональных сетей и расширение спектра предоставляемых ими информационных услуг, доступ в библиотечные системы, распространение учебных программных продуктов, видеоконференцсвязи, дистанционное обучение. Наряду с «экстенсивным» развитием сетей необходимы работы и по развитию их качественных характеристик (создание новых информационных ресурсов, новых систем поддержки доступа к таким ресурсам, новых приложений — дистанционное обучение, НИР, и т.д.).

Научное обеспечение системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, работающих в сфере ГМП

Являясь частью системы образования, система подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, работающих в сфере

62