ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.11.2024

Просмотров: 119

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ГМП, обладает рядом специфических черт по контингенту своих слушателей, образовательным программам, методам и срокам, формам

ирежимам обучения, что требует постоянного развития научного обеспечения этой сферы.

Основой организации обучения являются новые представления о целях обучения (умение самостоятельно ставить и решать соответствующие комплексы практических профессиональных задач), новые подходы к определению содержания обучения (выводимость его из точно поставленной исходной задачи обучения, необходимость и достаточность содержания обучения с точки зрения целей обучения), новые принципы обучения (обучение «до результата», использование модулей, последовательный характер освоения отдельных модулей, акцент на самостоятельность слушателей), новые формы обучения (ориентированные на совершенствование в решении практических задач), новые режимы обучения (индивидуальные программы, гибкость состава учебных групп, минимизация обязательных аудиторных занятий), новые принципы контроля освоения учебного материала (распределенный контроль по модулям, рейтинги слушателей и преподавателей, управление индивидуальными траекториями обучения,

ит.д.), новые унифицированные средства поддержки учебного процесса (унифицированные базы данных).

Развитие этих инструментов позволит повысить качество обучения, сократить его сроки, облегчит адаптируемость систем обучения к меняющимся условиям, обеспечит «дружественность» систем обучения к слушателям и объективизацию оценок результатов обучения. Эти качества являются общезначимыми для системы образования в целом, что позволяет рассматривать проводимые исследования и эксперименты по их использованию в системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, работающих в сфере ГМП, как приоритетные с точки зрения перспектив развития системы образования специалистов по работе с молодежью.

Повышение требования к уровню квалификации преподавателей системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников сферы ГМП

Преподаватель является одним из важнейших звеньев образовательного процесса. Квалификация преподавателей непосредственно сказывается на качестве обучения.

Для реализации эффективной системы ПК необходимы механизмы профессионального отбора, индивидуального обучения в соответ-

63


ствии с личностными склонностями и способностями преподавателей, формирование и ведение текущих рейтингов, формирование и практическое использование банка данных по преподавателям. Основная функция преподавателя системы ПК — тьютор, консультант.

II.Рекомендации по совершенствованию

деятельности центров подготовки и переподготовки кадров сферы государственной молодежной политики

Исходя их того, что цель деятельности центров должна обеспечивать стратегические цели системы переподготовки и повышения квалификации работников сферы ГМП в современных условиях, а именно — удовлетворение потребности личности, общества, государства в опережающей подготовке специалистов молодежной политики и обеспечению их готовности по своему профессиональноличностному уровню развития к возникновению и решению нестандартных проблем, деятельность центров должна притерпеть существенные изменения.

Управление центрами должно осуществляться на основе сочетания принципов самоуправления и единоначалия в соответствии с Уставом центра и законодательством Российской Федерации. Коллективными органами управления являются общее собрание трудового коллектива, Научно-методический совет. Цикл управленческой деятельности, состоящий из последовательно взаимосвязанных функций: планирования, реализации, контроля, регулирования, мотивирования должен осуществляться целостно, с учетом общих требований к управлению образовательными организациями. Современное управление — это целенаправленное взаимодействие сторон, каждая из которых выступает в роли субъекта и в роли объекта. Обстоятельствами, определяющими возможность перехода образовательного учреждения в новое качество, следует признать:

——необходимость разумного сочетания централизации и децентрализации в управлении образованием;

64

—— привлечение всего коллектива и социума к управлению и участию в делах образовательного учреждения или реализации на практике идеи общественно-государственного управления.

Наличие системообразующих служб в центрах обеспечивает скоординированность планов и действий всех подразделений в реализации поставленных целей и вытекающих из них задач по организации переподготовки и повышения квалификации работников сферы ГМП.

В целом структура управления центрами представляет собой линейно-функциональную модель, которая характеризуется многочисленными взаимосвязями, взаимозависимостью, динамичностью, способностью видоизменяться в соответствии с характером определяемых целей и задач межрегионального центра.

Научно-методологической основой реализации педагогической функциицентровсистемыпереподготовкииповышенияквалификации работников сферы ГМП должны стать модульно-компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.

Реализация непрерывного образования предполагает сквозную организацию учебного процесса с инвариантной компонентой на базе единого комплекса, с единым учебно-методическим сопровождением, организацией практики слушателей, участием в этой деятельности высококвалифицированного профессорско-преподавательского состава и специалистов-практиков.

Рекомендации по планированию деятельности центров

Проектирование всегда строится на результатах анализа. Исходя их анализа, центры повышения квалификации и переподготовки формулируют стратегические и тактические цели своей деятельности. Наиболее эффективно в создавшихся условиях перейти к программному типу организации деятельности центра. При этом ведущая функция центров — педагогическая, должна остаться неизменной.

Сегодня ориентиры, задаваемые стандартом подготовки работников сферы ГМП, устарели и нужна новая модель специалиста ГМП, на основании которой в дальнейшем будет разработана процессиограмма, педагогические коллективы центров должны опережающим образом подходить к формулированию целей курсовой подготовки. Основой для постановки целей будут являться актуальные региональные потребности в решении проблем ГМП, потребности потребителей образовательных услуг, стратегические документы по развитию сферы ГМП и т.д.

65


Современная педагогика предъявляет к целям обучения требования диагностичности, инструментальности, реалистичности и адекватности.

Диагностичность — это вполне определенное однозначное описание целей, способов их выявления, измерения и оценки.

Значит, формулировать цели нужно через результаты обучения, выраженные в действиях слушателей, причем таких, которые преподаватель или эксперт сможет надежно опознать. Результаты должны обладать категорией меры, т.е. поддаваться прямому или косвенному измерению. Их можно соотнести с определенной шкалой оценки.

Инструментальность требует, чтобы цель была задана в терминах деятельности учащихся.

Реалистичность предполагает наличие средств для осуществления цели, т.е. гарантирует возможность ее достижения.

Адекватность гарантирует, что цель соответствует результату. На основании сформулированных целей строится модель

обучения.

Рекомендации по выбору модели обучения

В организации повышения квалификации и переподготовки работников ГМП целесообразно использовать разнообразные модели обучения:

——очную;

——смешанную;

——дистанционную;

——и различные их сочетания.

Очная модель обучения предполагает следующие основные

виды курсовой подготовки:

Комплексные курсы. Повышение квалификации на комплексных курсах относится к длительному (свыше 100 часов) виду обучения и направлено на углубленное изучение актуальных проблем, тенденций, процессов из области профессиональной деятельности определенной категории специалистов ГМП. Комплексные курсы с информационными технологиями (Комплексные с ИТ) — это комплексные курсы, в программу которых входит спецкурс или модуль информационных технологий в объеме не менее 24 и не более 36 часов.

Проблемные курсы. Повышение квалификации на проблемных курсах относится к краткосрочному (не менее 72 часов) тематическому виду обучения и направлено на глубокое изучение актуальной

66

проблемы из области профессиональной деятельности работников образования. Проблемные курсы с информационными технологиями (Проблемные с ИТ) — это проблемные курсы, в программу которых входит модуль информационных технологий, в логике проблемы курсов, в объеме не менее 16 часов и не более 24 часов.

Проблемно-целевые курсы. Повышение квалификации на проблемно-целевых курсах (не менее 36 часов) относится к ускоренному тематическому виду обучения и направлено на целевое изучение проблемы из области деятельности работника образования.

Курсовая подготовка реализуется в несколько этапов:

——диагностика образовательных потребностей и профессиональной готовности к обучению (в том числе с использованием информационных и коммуникационных технологий) специалистов ГМП;

——перспективное и текущее планирование обучения;

——диагностика образовательных потребностей слушателей курсов ПК и ПП;

——текущее планирование обучения;

——организация обучения;

——проведение обучения;

——отчет по итогам обучения;

——сбор и анализ результатов обучения.

Перспективное планирование обучения — процесс составления

плана курсовой подготовки на следующий календарный год в соответствии с современными требованиями к уровню повышения квалификации, па основе учета потребностей педагогического сообщества. Общее руководство процессом планирования осуществляет отдел планирования: проректор по учебно-методической работе. Текущее руководство процессом планирования осуществляет руководитель учебного подразделения и тьютор образовательной программы: руководитель структурно подразделения, главный методист.

Текущее планирование обучения осуществляется ответственным специалистом структурного подразделения — тьютором образовательной программы не позже чем за месяц до установленного срока начала курсов. Итоговыми документами текущего планирования являются учебно-тематический план и список преподавательского состава.

Организация обучения — совокупность последовательных действий для эффективного проведении курсовой подготовки:

——подготовка вызова на курсы составление расписания учебных занятий,

——работа с преподавательским составом;

67


——подготовка пакета учебно-методических материалов и диагностических методик для входного и выходного контроля. Организация обучения осуществляется тьютором образователь-

ной программы.

Диагностический этап подразумевает следующие виды деятельности:

——исследование профессиональных потребностей специалистов по работе с молодежью;

——проведение анкетирования слушателей по выявлению профессиональной готовности к обучению с использованием информационных и коммуникационных технологий.

Диагностический этап осуществляется тьютором образовательной программы, экспертами-аналитиками.

Проведение обучения — процесс осуществления курсовой подготовки с момента открытия и до закрытия курсов на основании учебно-тематического плана, согласно расписанию. Управление процессом проведения обучения осуществляет тьютор образовательной программы. Результатом данного этапа является выполнение учебнотематического плана курсов.

Отчет по итогам обучения — совокупность действий по итогам проведения курсовой подготовки; составление аналитической справки, подготовка отчетной документации и их представление не позднее десяти дней с момента окончания курсов. Подготовку отчета осуществляет тьютор образовательной программы.

Сбор и анализ результатов обучения: качества курсовой подготовки; запросов педагогического сообщества; современных тенденций в сфере образования для прогнозирования и планирования учебной деятельности.

Сборианализрезультатовобученияосуществляеттьюторобразовательнойпрограммы.Сбордокументоворезультатахобученияпосовокупности образовательных программ и их анализ осуществляет менеджер.

Итак, представленные рекомендации основывается на результатах проведенного анализа, который показал, что:

Во-первых, имеющийся опыт центров по повышении квалификации и переподготовки фрагментарен. Он не ориентирован на реализацию идеи организации непрерывного профессионального образования.

Во-вторых, анализ выявил актуальную необходимость создания более разветвленной системы переподготовки кадров ГМП с обязательным наличием координационного федерального центра.

В-третьих, региональные различия оказывают сильное влияние на перечень проблем в развитии сферы ГМП регионального уров-

68


ня. В этой связи формирование системы повышения квалификации и переподготовки работников ГМП должно учитывать региональные особенности и готовить специалистов к решению проблем специфических для ГМП региона.

Предлагаемые рекомендации позволяют учитывать тенденции развития системы повышения квалификации работников ГМП и определяют ориентиры совершенствования как существующих направлений деятельности центров ПП и ПК работников ГМП, так и новые направления. Такие как:

——развитие добровольной сертификации в системе ПП и ПК работников ГМП;

——развитие механизмов социального партнерства, охватывающих федеральный, межрегиональный, региональный и муниципальный уровни.

III.Рекомендации по внесению изменений в учебные планы и программы вузов и центров переподготовки и повышения квалификации специалистов сферы государственной молодежной политики

Введение

Дополнительное профессиональное образование сегодня становится действенным инструментом реорганизации молодежной политики, несущим основную нагрузку по адаптации специалистов молодежной политики к выполнению новых функциональных обязанностей, связанных с реализацией Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации (далее — Стратегия ГМП).

Данные рекомендации разработаны на основании критического анализа реализуемых сегодня программ. Актуальность их создания обусловлена сложившейся ситуацией в сфере подготовки специалистов ГМП. На сегодня специальность «Организация работы с мо-

69

лодежью» открывают ВУЗы разных направлений: педагогические, гуманитарные, технические, а также те, которые осуществляют подготовку специалистов в области социальной работы и социологии. Таким образом, остается проблема соединения многих направлений в одной специальности и вариативности предлагаемых программ. Проведенный анализ показал неоднозначность оценки качества учебнопрограммной документации, что свидетельствует о необходимости более тщательной сертификации образовательных программ и согласованности в подходах к их разработки.

Цель данных рекомендаций — способствовать созданию учебно-программной документации по обеспечению процессов подготовки, повышения квалификации и переподготовки нового поколения. Создание системы непрерывного образования специалистов молодежной политики, должно включать разработку сопряженных и интегрированных планов и программ, обеспечивающих с одной стороны, компенсацию недостающего профессионального знания у специалистов сферы ГМП, возникающая в силу объективного отставания базового отраслевого образования от потребностей динамично развивающегося общества, с другой обеспечивать поступательное развитие профессиональной компетенции специалистов данной сферы.

В настоящее время в системе дополнительного профессионального образования происходит процесс становления нового типа образовательной парадигмы, предполагающей переход от информационной к проблемно-развивающей, творческо-поисковой модели образовательного процесса, как в содержательном, так и организационном его аспектах. Поэтому методологической основой для разработки Рекомендаций по внесению изменений в учебные планы и программы были выбраны модульно-компетентностный, деятельностный, андрагогический подходы.

Ключевые понятия

Компетенция — готовность человека к решению задач профессиональной и внепрофессиональной деятельности на основе использования внутренних и внешних ресурсов.

В компетенциях выделяют специальные компетенции и общие (универсальные) компетенции. Первые относятся к конкретной сфере профессиональной деятельности, вторые — инварианты относитель-

70