ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.11.2024

Просмотров: 70

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для некоторых видов спорта в России отсутствуют современные технически оснащенные спортивные базы, на которых можно готовиться к выступлениям на Олимпийских играх и крупнейших международных соревнованиях.

В настоящее время правовая и нормативная базы в области физической культуры и спорта не позволяют осуществить право каждого гражданина России на занятия физической культурой и спортом.

Бюджетное финансирование не обеспечивает в полной мере, как потребности спорта высших достижений, так и развитие спорта для всех, а для инвесторов, готовых вкладывать средства в физическую культуру и спорт, не созданы соответствующие условия.

Недостаточное количество регулярно занимающихся физической культурой и спортом в значительной степени обусловлено практически полным отсутствием пропаганды здорового образа жизни и ценностей физической культуры и спорта в средствах массовой информации, особенно на телевидении.

Отечественный опыт показывает, что эффективность средств физической культуры и спорта в профилактической деятельности по охране и укреплению здоровья, в борьбе с наркоманией, алкоголизмом, курением и правонарушениями, особенно среди молодежи, исключительно высока.

В настоящее время в стране принят Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", в котором физическая культура и спорт рассматриваются как одно из средств профилактики заболеваний, укрепления здоровья, поддержания высокой работоспособности человека, а также воспитания патриотизма граждан.

В Концепции охраны здоровья населения Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации в числе первоочередных мер, направленных на охрану здоровья, определено создание условий и вовлечение различных групп населения в активные занятия физической культурой и спортом.

В плане действий Правительства Российской Федерации в области социальной политики, утвержденном Правительством Российской Федерации, развитие массовой физической культуры и спорта отнесено к стратегическим целям социальной политики государства.

Настоящая Концепция является основой для разработки комплекса мероприятий по развитию физической культуры и спорта, предусматривающих объединение усилий федеральных органов исполнительной и законодательной власти, органов власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, физкультурно-спортивных общественных объединений, всех заинтересованных организаций и учреждений, а также отдельных граждан.


Цель настоящей Концепции - увеличение численности занимающихся физической культурой и спортом, улучшение физической подготовленности и физического развития населения Российской Федерации, достойное выступление российских спортсменов на Олимпийских играх и международных соревнованиях.

Основные задачи в развитии физической культуры и спорта:

- обеспечение гражданам равных возможностей заниматься физической культурой и спортом независимо от их доходов и благосостояния;

- реализация федеральных и территориальных целевых программ, федеральных и региональных законов и иных правовых и нормативных актов, направленных на создание условий для развития физической культуры и спорта;

- улучшение качества процесса физического воспитания и образования населения, особенно детей и молодежи;

- формирование у населения, особенно у детей и подростков, устойчивого интереса и потребности в регулярных занятиях физической культурой и спортом и навыков здорового образа жизни, повышение уровня образованности в области физической культуры, спорта и здорового образа жизни;

- создание эффективной системы подготовки спортсменов высокого класса;

- укрепление материально-технической спортивной базы для занятий физической культурой и  спортом.

Первоочередные меры для их реализации:

- создание организационно-управленческих, нормативно-правовых, материально-технических, социально-педагогических и медико-биологических условий для вовлечения различных категорий и групп населения в регулярные занятия физической культурой и спортом, подготовки спортсменов высокого класса;

- обеспечение межведомственного и многоуровневого подхода к вопросам организации отдыха населения, способствующего формированию здорового образа жизни, базовым элементом которого являются физическая культура и спорт;

- создание постоянно действующей информационно-пропагандистской и просветительно-образовательной системы, направленной на вовлечение в активные занятия физической культурой и спортом на всех этапах жизнедеятельности человека;

- обеспечение минимальных гарантированных государственных социальных стандартов (услуг) в области физической культуры и спорта для социально незащищенных категорий и групп населения, а также инвалидов.

В целях успешной реализации необходимо руководствоваться следующими принципами:


- целостности человека, его психосоматического, социокультурного единства, интегративного воздействия на него физкультурно-спортивной деятельности и ее основного элемента - физических упражнений. При этом приоритетными компонентами в процессе физкультурной деятельности должны выступать самореализация, саморазвитие и творчество, находящиеся в гармонии с двигательной активностью человека;

- непрерывности физического воспитания и образования различных возрастных групп населения на всех этапах их жизнедеятельности;

- консолидации действий органов исполнительной и законодательной власти всех уровней, в том числе органов самоуправления, организаций, общественных объединений и граждан, направленных на разработку и реализацию комплексных программ развития физической культуры и спорта;

- дифференцированного подхода к организации мероприятий по развитию физической культуры и спорта с учетом специфики и целевой установки на развитие:

- массовой физической культуры (спорт для всех);

- спорта высших достижений (олимпийский спорт);

- профессионального спорта (зрелищно-коммерческий спорт);

- использования результатов научных исследований при разработке и реализации программ развития физической культуры и спорта и формирования здорового образа жизни с учетом необходимости выявления и устранения основных факторов, сдерживающих развитие физической культуры и спорта как в стране в целом и в отдельных регионах, так и среди различных категорий и групп населения;

- открытости системы физической культуры и спорта для свободного доступа различных физкультурно-оздоровительных технологий, видов спорта и упражнений в процессе физического воспитания и образования населения, в подготовке спортсменов высокого класса;

- использования опыта международного сотрудничества с целью выработки оптимальных подходов к решению проблем укрепления здоровья населения, профилактики наркомании, алкоголизма и правонарушений средствами физической культуры и спорта, а также в подготовке спортсменов высокого класса.

Государственная политика в области физической культуры и спорта должна предусматривать прежде всего:

- создание условий, способствующих развитию физической культуры и спорта, формированию здорового образа жизни и достойному выступлению российских спортсменов на крупнейших международных соревнованиях;


- формирование понимания у людей необходимости занятий физической культурой и спортом и стремления к повышению степени информированности и уровня знаний по вопросам физической культуры и спорта и здорового образа жизни;

- создание соответствующих мотиваций и установок на регулярные занятия физической культурой и спортом, сохранение и укрепление своего здоровья, выработку умений и навыков здорового образа жизни.

К числу главных направлений в реализации этой политики относится создание оптимальной правовой базы развития физической культуры и спорта.

Стратегия совершенствования правовой и нормативной базы развития физической культуры и спорта заключается в том, чтобы, помимо создания и совершенствования федеральных законов по различным аспектам деятельности в сфере физической культуры и спорта, активно участвовать в законодательной деятельности, внося соответствующие статьи, поправки в законы Российской Федерации, которые в той или иной степени влияют на развитие физической культуры и спорта, а также наосновании действующих законов разрабатывать и создавать нормативную базу для практической деятельности в сфере физической культуры и спорта в стране.

Законодательного обеспечения требует финансовая политика, способствующая развитию программ, направленных на формирование здорового образа жизни и физической активности населения. В связи с этим в будущем расходы на физическую культуру в бюджете Российской Федерации должны постепенно увеличиваться. В перспективе необходимо добиваться такого положения, когда на развитие физической культуры и спорта в федеральном и региональных бюджетах выделялось бы не менее 1-2% расходной части бюджета. Следует исходить из мировой практики, а также накопленного отечественного опыта и распределять бюджетные средства, выделяемые на физическую культуру и спорт, с учетом общегосударственных интересов:

- на молодежный и детско-юношеский спорт - 50%;

- на физкультурно-оздоровительную работу - 25%;

- на спорт высших достижений (олимпийский и параолимпийский) - 25%.

Совершенствование законодательства в области физической культуры и спорта должно способствовать тому, чтобы в рыночных условиях отрасль финансировалась не только из бюджетных источников, но и из внебюджетных, особенно для поддержания спорта высших достижений (олимпийского и профессионального).

Законодательством должно предусматриваться создание благоприятных условий в первую очередь для:


- организаций, реализующих программы, направленные на развитие физической культуры и спорта среди детей, инвалидов, сирот и способствующие формированию здорового образа жизни;

- спонсоров и инвесторов, направляющих свои средства на подготовку спортивного резерва и сборной команды России к участию в Олимпийских и Параолимпийских играх.

Кроме того, необходима законодательная проработка вопросов, связанных:

- с борьбой против использования спортсменами допинга, наркотиков, обеспечением безопасности и правопорядка на спортивных соревнованиях, исключающих возможность хулиганского поведения болельщиков во время спортивных соревнований, проявления жестокости и насилия, а также других антиобщественных действий, оказывающих негативное влияние на личность и общество;

- с принятием правовых решений по проблемам массового оттока российских спортсменов, особенно молодых, и специалистов за пределы Российской Федерации;

- с решением проблем детской ранней спортивной специализации и участия детей в спортивных соревнованиях, стимулирующих форсирование спортивной подготовки в ущерб здоровью и нормальному развитию ребенка.

Необходимо широко обмениваться опытом правового и нормативного обеспечения физической культуры и спорта как между субъектами Российской Федерации, так и на международном уровне.

Важным направлением в деятельности по развитию физической культуры и спорта является совершенствование управления и организации физической культуры и спорта в стране с целью их стабилизации и оптимизации.

Требуется поиск новых организационно-управленческих решений, направленных на создание эффективной системы организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы среди населения, в том числе сельского, обобщение зарубежного и отечественного опыта постановки данной работы и дальнейшее распространение его по всей стране.

Государственным органам исполнительной власти, и в первую очередь местным, совместно с работниками физической культуры и спорта необходимо акцентировать внимание на том, как решаются вопросы:

- финансирования детских спортивных клубов по месту жительства, детских массовых соревнований, в том числе и традиционных типа "Золотая шайба", "Кожаный мяч" и др., а также мероприятий по проверке физической подготовленности и физического развития детей и учащейся молодежи;