ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.11.2024

Просмотров: 67

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Лекция 5. Психология музыкальных способностей

Большой проблемой для нынешней музыкальной педагогики является вопрос о раннем различении и развитии музыкальных способностей. Диагностика их в настоящее время в основном идет по линии провер­ки точности музыкального слуха, объема музыкальной памяти, чувства ритма. И здесь мы имеем разработан­ные специально тесты, которые позволяют выделить из начинающих обучаться детей таких, которые пока­зывают высокий уровень развития природных задатков. Проверяя музыкальные данные ребенка, мы го­ворим о его задатках потому, что соответствующие способности в полном смысле этого слова могут про­явиться только после какого-то определенного перио­да обучения. Но оказывается, для того чтобы стать хорошим музыкантом, мало иметь только хорошие ис­ходные природные данные. Не меньшее значение, а может быть, и даже большее здесь приобретает нали­чие особых свойств характера, которые ведут музы­канта к успеху на жизненном пути. Помимо чисто му­зыкальных способностей при выборе музыкальной профессии надо учитывать и склад характера, и осо­бенности мыслительной деятельности. Если вы люби­те уединение и общение с книгой, вам вряд ли придут­ся по нраву публичные выступления на сцене. А если вы любите красоваться на людях и производить впе­чатление успехами своей персоны, вам вряд ли по­нравится часами просиживать в библиотеке, изучая исторические фолианты. Если человек, даже обладая хорошими музыкальными способностями, пойдет против своего характера, то вряд ли из этого получит­ся что-либо хорошее. Музыкальная психология может помочь человеку найти себя, порекомендовав ему, исходя из его психологических особенностей, соответ­ствующий тип музыкальной деятельности.

Важным разделом музыкальной психологии явля­ется психология музыкального обучения и воспитания. Эта ветвь музыкальной психологии тесно связана с музыкальной педагогикой, которая, исходя из реко­мендации психологии, находит наиболее точные ме­тоды работы с учеником. Например, развитие точных и координированных движений у музыканта-инстру­менталиста может быть достигнуто только при опоре на знания в области психологии движения. Успех пе­дагога в развитии у своих учеников памяти сильно воз­растает после использования специальных знаний по психологии (например, после логической структури­зации материала).


Рассматриваемая ветвь музыкальной психологии помогает учителю музыки найти правильный стиль взаимоотношений с учениками, равно как и дириже­ру хора и оркестра с оркестрантами и хористами. По­скольку многие виды музыкальной деятельности являются коллективными, то знание психологических принципов организации коллективной деятельности представляются совершенно необходимыми. Известно много случаев, когда музыканты оркестра в буквальном смысле губили того дирижера, который им не понра­вился и которому не удалось найти с ними необходи­мый творческий контакт. Психология управления му­зыкальным коллективом поэтому становится одной из важных составных частей подготовки дирижеров и ор­кестрантов.


Процессы музыкальной деятельности. Учитель и ученик

Передача знаний от старших поколений младшим осуществляется в процессе целенаправленного обуче­ния и воспитания. В ходе такой передачи младшие поколения усваивают четыре основные элемента со­циального опытазнания, способы деятельности, опыт творческой деятельности и содержание эмоцио­нально-ценностного отношения к миру. Этот опыт ус­ваивается через книги, учебные планы и программы, освоение соответствующих методик и операций с предлагаемыми объектами и предметами. Эти учебные материалы могут быть очень совершенными, но они не могут заменить живого общения с учителем, кото­рый является важнейшим звеном в передаче социаль­ного опыта. Своей высшей эффективности при нали­чии всех необходимых учебных пособии процесс обучения достигает только при тесном психологиче­ском контакте учителя и ученика.

Особенности личности учителя

Как правило, в процессе обучения педагог переда­ет своему ученику частицу самого себя, а во многих случаях — и всего себя. Поэтому, чем значительней масштаб личности учителя, тем больше положитель­ного влияния он сможет оказать на рост личности своего воспитанника. Масштаб личности учителя оп­ределяется мерой его включенности в общечеловечес­кую культуру, профессиональными знаниями и навы­ками, мерой человеческого такта в поведении. Часто именно через любовь ученика к учителю приходит и любовь к тому предмету, который он преподает. Лю­бимый учитель, как правило, передает учащемуся и содержание своего отношения к самому себе, к дру­гим людям, к окружающему миру в целом.

Какая бы ни была специфика учебного предмета, но многие хорошие учителя имеют некоторые общие черты, которые позволяют им успешно общаться со своими учениками и передавать им свои знания.

Учитель занимает в процессе обучения как бы промежуточное место между учеником и изучаемым им предметом. Для своего ученика он может стать либо магическим кристаллом, глядя через который можно увидеть волшебный, необыкновенно краси­вый мир, либо увеличительным стеклом, при помощи которого можно разглядеть предметы, невидимые не­вооруженным глазом, либо мутным оконным стеклом, глядя через которое мир может показаться таким, что ради него не стоит покидать своего жилища.

В системе «Ученик — Учитель — Предмет» учитель оказывается одинаково обращенным как к своему уче­нику, так и к предмету, который он преподает. Это и обуславливает комплекс личностных и профессиональ­ных качеств, предъявляемых к его деятельности.


Очень хорошо, если учитель имеет в своей области определенные достижения. Диплом вуза, награды на конкурсах и олимпиадах, статьи в журналах, газетах, научных сборниках, ученое звание — все это может быть косвенным свидетельством достижения учителем того уровня мастерства в овладении своим предметом, кото­рый доказывают его право на то, чтобы быть учителем. Однако сами по себе глубокие знания в какой-либо области не могут автоматически сделать его облада­теля хорошим учителем. Мир знает много музыкан­тов, спортивных тренеров, школьных учителей по различным предметам, которые при скромном уровне своих личных академических достижений смогли обес­печить своим ученикам невиданный профессиональный и личностный рост. Происходит это в том случае, если хорошие (но не обязательно выдающиеся) академичес­кие и профессиональные умения, знания и способности умножаются на комплекс личностных человеческих ка­честв учителя. И здесь на первый план выходят дидакти­ческие и коммуникативные способности человека, же­лающего приобщиться к миссии учителя.

Дидактические способности заключаются в умении передавать учащимся знания о предмете. Знание пред­мета и знание того, как надо этот предмет преподавать —

несколько различные области. Какой бы учебный пред­мет ни преподавал тот или иной учитель, но он должен знать основные педагогические теории, на основании которых может строиться процесс обучения. Назовем среди этих теорий Л. В. Занкова об обучении ребенка «на высоком уровне трудности»; теорию поэтапного форми­рования умственных действий П.Я. Гальперина; концеп­цию В.В. Давыдова о приоритете в процессе обучения обобщенных знаний над конкретными; концепцию про­блемного обучения A.M. Матюшкина, развивающего творческое мышление учащегося.

Особенностью талантливых педагогов, добивающих­ся больших результатов в обучении своих учеников, яв­ляется то, что они умеют одно и то же знание предлагать учащимся по-разному в зависимости от уровня их под­готовки, психологических особенностей, содержания других предметов обучения. Хороший педагог в разра­ботке методов преподавания учитывает не только инди­видуальные особенности учащихся, но и свои собствен­ные сильные и слабые стороны. Другой его важной чертой является умение увидеть изучаемое явление не только со своей собственной позиции, но и со стороны учащегося, понимая, что то, что очевидно для него само­го, может быть совершенно непонятно его ученику.


В звене «учитель— ученик» ведущее значение приобретают личностные качества учителя, в которых главнейшими оказываются коммуникативные и орга­низаторские способности.

Коммуникативные способности, умение общаться со своими учениками включают в себя: способность к эмпатии, сопереживанию духовного мира ученика, уме­ние тонко чувствовать его настроение в данный момент; умение ясно и четко выражать как содержание препо­даваемого им предмета, так и свои собственные чув­ства и настроения. Искренность, эмоциональность, ин­тонационно богатое звучание голоса, выразительные, но умеренные жесты и мимика — все это составляет основу для проявления данной способности.