ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.11.2024

Просмотров: 120

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Балтийская международная академия

Цели и задачи курса

Требования к уровню освоения содержания курса

Объем курса и виды учебной работы

Лабораторный практикум

Тема: Зависимость эффективности деятельности малой группы от уровня развития группы

Методики изучения внутригрупповых отношений

Методика 1. Социометрия

Методика 2. Внешнегрупповая референтометрия

Тема: Социально-психологическая характеристика личности

Методика работы:

Методика 2. Восприятие индивидом группы

Ход работы:

Обработка результатов

Три типа восприятия

Кооперативность (внимание к интересам других)

Опросник

Методика 2. Стиль руководства

Методика 3.Оценка способности к эффективному управлению

Методика 4. Диагностика стиля лидерства

Методика 5. Оценка коммуникативных и организаторских склонностей в процессе общения

Вопросы к зачету (экзамену) по курсу "социальная психология "

Примерная тематика рефератов

Методические рекомендации по написанию реферативных работ

Примерная тематика курсовых работ

Словарь социально-психологических терминов

Содержание

Характеристика руководителя, не умеющего обучать:

Не обращает внимания на роль обучения в работе; не умеет создавать в коллективе среду, способствующую учебе; не знает о потребностях сотрудников в обучении; не дает сложных поручений; оценивает сотрудников от случая к случаю; не выясняет сильные и слабые стороны подчиненных; игнорирует потенциал других сотрудников; не ставит целей, требующих усилий; недооценивает значение развития карьеры; допускает возникновение морального износа; не умеет высказывать свою оценку; дает советы от случая к случаю; не использует возможностей развития в процессе работы.

Характеристика руководителя, с высокой способностью

формировать коллектив:

Имеет прочные навыки руководства; последователен; поддерживает идеи коллективизма; правильно подбирает сотрудников; заботится о других членах коллектива; создает положительный климат; заинтересован в результате работы; четко определяет значение организации; использует эффективные методы работы; распределяет обязанности между сотрудниками; анализирует без критики в адрес конкретных людей; поддерживает личное развитие своих сотрудников; поощряет творческий потенциал; строит здоровые межгрупповые отношения; использует конфликты в конструктивных целях; поощряет тех, кто идет на риск; стремится к обратной связи; хорошо использует время; предъявляет высокие требования.

Характеристика руководителя, с низкой способностью

формировать коллектив:

Не обладает достаточными навыками руководства; непоследователен; исповедует антиколлективные взгляды; подбирает неподходящих сотрудников; недостаточно заботится о других в коллективе; не умеет создавать положительный климат; не всегда интересуется результатом работы; нечетко представляет себе роль организации; не владеет эффективными методами работы; не умеет распределять обязанности; сочетает критику с анализом; не занимается вопросами индивидуального развития; подавляет творческий потенциал; терпимо относится к плохим межгрупповым отношениям; использует конфликты в разрушительных целях; не поощряет тех, кто рискует; избегает обратной связи на межличностном уровне; плохо использует время; не предъявляет высоких требований.


Методика 4. Диагностика стиля лидерства

Цель: Определение доминирующего стиля лидерства.

Предлагаемая методика диагностика стилей лидерства, основывается на теоретических воззрениях и экспериментальных данных американских психологов К.Левина и П.Леппита, которые впервые провели исследование в лабораторном эксперименте и предложили наименование трем, выделенным ими, стилям лидерства. По своей сути, подход к определению автократического, демократического и либерального стилей лидерства полагается на персонологический подход в понимании стиля.

Настоящая методика разработана и опробована Л.В.Румянцевой. Ее надежность и валидность проверена многими исследованиями.

Опросник для диагностики стиля лидерства

Инструкция. Внимательно читая каждый из приведенных ниже вопросов, постарайтесь дать ответ на них. Ваш ответ должен отражать Ваше мнение, которое следует выразить знаком «крестик» и поставить его на соответствующем Вашему мнению числу баллов. Все вопросы имеют 10-балльную шкалу для оценки.

1. Какое влияние имеет лидер на членов группы?

очень большое 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 очень малое

2. Как считает лидер, лучше ли для дела, если члены группы имеют больше прав?

чем больше, тем лучше 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 чем меньше, тем лучше

3. Часто ли лидер вмешивается в дела группы?

никогда 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 всегда

4. Часто ли лидер по отношению к членам группы использует грубые обращения и приказы?

всегда 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 никогда

5. Как часто лидер оказывает помощь советом, дает рекомендации?

всегда 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 никогда

6.Как часто лидер использует запреты, распоряжения?

всегда 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 никогда

7. Тщательно ли лидер планирует свои дела?

очень тщательно 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 приблизительно

8. Лидер считает, что каждый член группы должен отвечать только за свой участок работы?

за всех 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 только за себя

9. Контролирует ли лидер членов группы или каждый делает то, что считает нужным?

не контролирует 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 всегда контролирует

10. Часто ли лидер принимает решения по делам группы, не посоветовавшись с членами группы?

всегда 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 никогда

11. Одобряет ли лидер проявление инициативы у членов группы


одобряет 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 не одобряет

12. Часто ли лидер предъявляет требования к членам группы?

никогда 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 всегда

13. Как относится лидер к ведению лишних, по его мнению, разговоров?

отрицательно 10. 9 8 7 6 5 4 3 2 1 положительно

14. Поддерживает ли лидер товарищеский тон общения в группе?

поддерживает 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 не поддерживает

15. Часто ли лидер бывает в добродушном настроении?

всегда 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 никогда

16. Есть ли у каждого члена группы, по мнению лидера, свои, строго определенные обязанности?

очень определенные 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 неопределенные

17. Часто ли лидер придирается по мелочам, не обращая внимание на главное?

всегда 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 никогда

18. Часто ли лидер выступает в роли посредника между группой и другим коллективом?

всегда 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 никогда

19. Как относится лидер к тому, что кто-то из группы самостоятельно применяет свои новые идеи?

не одобряет 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 одобряет

20. Лидер принимает решения только после обсуждения их на группе?

всегда после обсуждения 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 никогда

21. Часто ли лидер передает некоторые свои обязанности другим?

всегда 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 никогда

22. Часто ли лидер разговаривает с коллегами по группе грубо?

всегда 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 никогда

23. Объективно ли лидер оценивает партнера по групповой работе?

объективно 10. 9 8 7 6 5 4 3 2 1 не объективно

24. Часто ли лидер, налагая на членов группы ограничения, ссылается на вышестоящих?

всегда 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 никогда

25. Считает ли лидер необходимым тщательно контролировать членов группы?

всегда 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 никогда

26. Старается ли лидер организовать группу так, чтобы взаимодействия членов группы были продуктивными и рациональными?

всегда 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 никогда

27. Любит ли лидер сообщать новые сведения?

да 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 нет

28. Если в группе возникает спорный вопрос, то всегда ли лидер до конца отстаивает сове мнение?

всегда 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 никогда

29. Как часто лидер заставляет что-либо делать, не объясняя причины?

всегда 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 никогда

30. Легко ли лидер соглашается с мнением других?

легко 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 нелегко

31. Лидер знает о делах группы больше других?


больше 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 меньше

32. Если с мнением лидера не согласны, то терпеливо ли он настаивает на своем?

терпеливо 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 не терпеливо

33. Часто ли бывает, что лидер избегает острых дискуссий?

часто 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 не часто

34. Часто ли лидер распределяет обязанности среди членов группы по своему усмотрению?

часто 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 редко

35. Поддерживает ли лидер в группе атмосферу сотрудничества?

поддерживает всегда 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 никогда

36. Вникает ли лидер в распределение обязанностей среди членов группы?

никогда не вникает 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 всегда

37. Если лидер считает кого-то виноватым, то резко ли он выражает свое неудовлетворение, неудовольствие?

резко 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 мягко

38. Всегда ли лидер объективен в своих требованиях?

всегда 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 никогда

39. Как часто лидер высказывает отрицательные суждения о членах группы?

редко 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 часто

40. Нравится ли лидеру рассказывать о делах группы то, что неизвестно другим?

не нравится 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 нравится

41. Всегда ли лидер относится доброжелательно к членам группы?

всегда 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 никогда

42. Часто ли лидер разговаривает с членами группы ровно, не повышая тона?

всегда 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 никогда

43. Часто ли лидер настаивает на использование тех средств решения задачи, которые он предлагает?

всегда 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 никогда

44. Лидер распределяет работу справедливо, в меру возможностей каждого?

справедливо 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 несправедливо

45. Часто ли лидер стремится добиться успеха?

никогда 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 всегда

46. Добивается ли лидер пунктуального выполнения задания каждым участником совместной работы?

всегда 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 никогда

47. Должны ли члены группы, по мнению лидера, контролировать друг друга?

всегда 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 никогда

48. Считаете ли вы, что лидер обычно проявляет пассивность?

всегда 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 никогда

49. Часто ли при выражении своего мнения лидер предпочитает категорические суждения?

всегда 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 никогда

50. Может ли лидер в критические моменты поддержать и успокоить других?

может всегда 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 никогда

51. Наблюдали ли вы, что, если лидеру что-то надо, то он действует просьбами, уговорами?


всегда 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 никогда

52. Если лидер высказывает члену группы претензии, он делает это один на один?

никогда 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 всегда

  1. Часто ли лидер предлагает варианты решения того или иного вопроса?

очень часто 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 очень редко

  1. Болезненно ли лидер переживает неудачи?

безболезненно 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 очень болезненно

  1. Нравится ли лидеру, если члены группы ведут себя с ним слишком по-дружески, фамильярно?

не нравится 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 нравится

  1. Следит ли лидер за тем, чтобы поведение членов группы даже в деталях, не отклонялось от принятых норм?

никогда 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 всегда

  1. Часто ли лидер занимает принципиальную позицию?

никогда 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 всегда

  1. Часто ли из-за характера лидера создаются напряженные ситуации, нервозная обстановка?

часто 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 редко

  1. Доверяет ли лидер людям?

доверяет 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 не доверяет

  1. Насколько лидер общителен в группе?

очень общителен 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 замкнут

  1. Заставляет ли лидер членов группы жестко следовать принятым нормам?

всегда заставляет 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 никогда

  1. Часто ли лидер находит выход в проблемной ситуации?

очень часто 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 очень редко

  1. Осведомлен ли лидер о состоянии дел в других группах лучше, чем остальные члены группы?

не осведомлен 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 осведомлен

  1. Включаясь в общее дело, берет ли лидер всю ответственность на себя?

полностью берет 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 не берет

  1. Умеет ли лидер погасить назревающий конфликт?

умеет 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 не умеет

  1. Считаете ли вы, что лидер, как правило, избегает ответственности?

избегает всегда 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 не избегает

  1. Прислушивается ли лидер к критическим замечаниям?

никогда 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 всегда

  1. Находит ли лидер к каждому индивидуальный подход?

находит 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 не находит

  1. Часто ли лидер бывает участником конфликта?

очень редко 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 часто