ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.11.2024
Просмотров: 147
Скачиваний: 0
К психологическим факторам относится то, что возрастные особенности молодежи характеризуются таким чертам, как физиологическая, эмоциональная, творческая активность, потребность в общении со сверстниками, поиском собственного «я» и т.п. И не случайно, поиск общих интересов концентрируется вокруг новых стилей молодежной музыкальной культуры, танца, уличной живописи, экстремального спорта. Иногда это принимает протестную форму, и даже агрессивную форму (например, молодежные религиозные, или нацистские организации).
Существует такая разновидность культуры, как контркультура. Она представляет собой субкультуру, которая не просто отличается от доминирующей в обществе культуры, но противостоит ей, находится в конфликте (оппозиции) с господствующей культурой. Таковой, например, была культура хиппи и т.п. К контркультуре можно отнести криминальную субкультуру, имеющую собственную этику, язык, фольклор.
-
Профессиональные субкультуры и их характеристики
Профессиональная культура формируется на основании общих образцов культуры, разделяемых той или иной профессиональной группой. Она тесно связана содержанием конкретного типа деятельности (работы) и той ролью, которую играют в обществе ее представители. Это позволяет говорить о культуре крестьянства, культуре рабочего, культуре интеллигенции и т.п.
-
Основные формы к-ры и их характеристика. Особенности феномена «массовой культуры»
В зависимости от того, кто создает те или иные культурные ценности, и каков их качественный уровень, в каждой культурной системе можно выделить такие формы культуры:
- светскую, которая относится к повседневной внерелигиозной жизни человека
- религиозную, пронизывающую все сферы духовной жизни;
- элитарную;
-традиционную народную;
- широкодоступную массовую (самую молодую форму культуры).
Элитарная, или высокая культура, создается привилегированной частью общества, либо по заказу профессиональными творцами. Как правило, элитарная культура опережает уровень ее восприятия среднеобразованным человеком. В настоящее время элитарная культура включает в себя изящное искусство, так называемую серьезную (классическую) музыку, высокоинтеллектуальную литературу, театр и т.п.
В отличие от элитарной, народная культура создается анонимными художниками, зачастую не имеющими специальной подготовки. Народную культуру называют также любительской, но не по уровню ее качества, а происхождению. Народную культуру можно также определить как «коллективную». Она включает легенды, мифы, сказания, эпос, сказки, песни, танцы. По своему исполнению элементы народной культуры могут быть индивидуальными (декоративно-прикладное искусство), групповыми (исполнение песен, танца), массовыми (народные обряды, карнавальные шествия). Еще одно название народной культуры – фольклор. Он всегда локализован, так как связан с традициями данной местности, и демократичен, поскольку в его создании участвуют все желающие.
Массовая культура – это комплекс духовных ценностей, связанных с развитием научно-технического прогресса и способов коммуникации Единой трактовки понятия «массовая культура» как социокультурного феномена, на сегодняшний день не существует. Но все имеющиеся определения исходят из того, что основными причинами возникновения массовой культуры следует считать высокий уровень индустриального развития общества, достижения науки и техники, расширения способов коммуникации и т.п.
Массовая культура ориентируется, главным образом, на усредненные вкусы аудитории и характеризуется стандартным производством художественной продукции, доступной распространением средствами массовой коммуникации.
Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Как правило, она обладает меньшей художественной ценностью в сравнении с элитарной или народной. Но в отличие от элитарной культуры, массовая культура обладает большей аудиторией, а в сравнении с народной, она всегда авторская. Цель массовой культуры заключается в том, что она должна удовлетворять сиюминутные запросы людей, должна реагировать на любое новое событие и стремиться его отразить. Поэтому образцы массовой культуры быстро теряют свою актуальность, выходят из моды.
Осмысление проблемы массовой культуры прослеживается в творчестве многих философов и культурологов, таких как О.Шпенглер, Т.Адорно, Г. Маркузе, А.Швейцер и других. Первым фундаментальным обращением к проблеме массовой культуры стала работа известного философа Хосе Ортеги-и-Гассета «Восстание масс». В своем объяснении понятий «элитарная» и «массовая» культура Ортега отталкивается от определения понятия «масса» и «элита»
Масса – это всякий и каждый, кто ни в добре, ни во зле не измеряет себя особенной меркой, а ощущает себя таким же, как все. Массовый человек, это такой человек, который не только не озабочен, но даже удовлетворен своей личностной «неотличимостью». А элита – это не те, кто высокомерны, кто ставит себя выше остальных, а те, кто требует от себя больше, чем от других, даже если требования для них являются непосильными.
-
Эволюция к-ры в концепции Дж. Вико
В конце XVII в. в Италии был осуществлен первый прорыв в разработке исторической теории познания, примененной к культурному развитию человеческого общества. Итальянский гуманист Дж. Вико (1668-1744) в трактате "Основания новой науки об общей природе наций" эволюцию культуры представляет по аналогии с теорией возрастов. Детство культуры он называет "божественным веком", юность - "веком героев", а зрелость - "человеческим веком". Человек начинает осознавать себя сначала как существо коварное, затем поднимается к мысли о своем героическом предназначении и, наконец, приходит к утверждению естественной природы своего происхождения.
Идею прогресса Дж. Вико ограничивал рамками анализа отдельных культурных циклов. Пик развития, считал он, приходится на "век героев", время утверждения аристократических республик, период рождения поэзии и этики. Особую роль он придавал поэтическому языку, посредством которого создавались героические характеры, выполнявшие роль общекультурных ценностей эпохи. Ему принадлежит идея о целостности культуры как органическом единстве государственной, нравственной и художественной деятельности людей.
В культурологической концепции Дж. Вико переход к демократии знаменует начало нисхождения культуры. Век заката оказывается наиболее благоприятным для жизни отдельного человека. Оставшееся без попечения целое гибнет. Это сопровождается утверждением рассудочности, развитием философии и прозы.
-
Универсалии культуры и компоненты системы культуры
В мировом масштабе культурное наследие выражают именно культурные универсалии. К культурным универсалиям относится язык, совместный труд, сексуальные запреты, мифы, танцы, обычаи гостеприимства и т.п. Американские антропологии выделяют более семидесяти универсалий, общих для всех культур. Среди них выделяются: возрастная градация, календарь, соблюдение чистоты, приготовление пищи, кооперация труда, декоративное искусство, семья, медицина, число, личностное имя, карательные санкции и т.д.
Но для того, чтобы классифицировать универсалии, необходимо понять их сущность и роль в процессе функционирования культуры. Для этого следует обратиться к структурным компонентам сложной системы культуры, посредством которых она направляет, координирует и регулирует деятельность людей. К таким компонентам культуры, отражающим все многообразие ее проявлений в жизни человеческого общества, относится:
-знаково-символические;
-ценностно-познавательные;
-синтетические.
Среди всех элементов культуры наиболее важным является знаково-символический, или познавательный компонент. Он зафиксирован, прежде всего, в языке. Соответственно, язык и является важной культурной универсалией.
Язык – это система знаков и символов, наделенных определенным значением. Язык – основной носитель культуры, поэтому рост словаря человека может служить, в определенной мере, показателем повышения его культурного статуса. Язык – самый национальный элемент культуры и, в то же время, самая главная культурная универсалия.
Существуют исторически сложившиеся разновидности языка:
-национальные языки – украинский, русский, английский, латинский и др, которые отражают социокультурную специфику данной общности, характер ее общения, представление о символах, заложенных в языковой культуре;
-разновидности естественного языка – литературный язык, диалекты, мертвый язык (латынь);
-искусственные языки – язык программирования, язык жестов для глухонемых, эсперанто;
-специфические языковые знаковые системы – язык искусства, язык математики, язык тела.
Важным системообразующим компонентом культуры является ценностно-познавательный.
Ценность – это такое свойство предмета или явления, которое отражает степень важности этого предмета для удовлетворения потребностей, желаний и интересов. В систему ценностей индивида, группы, общества входят ценности:
-смыслообразующие, формирующие представление о добре и зле, счастье, цели и смысле жизни и т.п.;
-витальные – жизнь, здоровье, безопасность, благосостояние, семья, образование и т.д.;
-общественного признания – трудолюбие, социальный статус, социальное положение и т.п.;
-межличностного общения - честность, доброжелательность, бескорыстие и т.п.;