ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.11.2024

Просмотров: 110

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  1. Искусство в контексте к-ры. Сфера худ. Деятельности как самосознания культуры

Изменчивость жизненного мира и его динамика наиболее ярко выражается в такой форме человеческой деятельности, как художественная культура.

Одна из символических форм культуры, осваивающая мир через систему образов искусство. Искусство – это сфера художественной культуры и ее продуктов – художественных произведений. Самое общее определение искусства – это отражение мира в художественных образах по законам красоты.

Искусство характеризует способность человека художественно выражать свой внутренний мир. Художественный образ для того, чтобы стать общедоступным, должен обладать узнаваемой формой, но при этом не терять своей уникальности. В каждую эпоху, у каждого художника и в каждом виде искусства он всякий раз обретает иное, неповторимое звучание, несмотря на то, что художник опирается на стабильные правила и фундаментальные изобразительные мотивы.

Поэтому можно утверждать, что язык искусства неповторим, он всегда зеркало индивидуальной души, а само искусство – поле экспериментов, прибежище талантов и гениев, творящих новые формы и правила.

Искусство должно быть возвышенно и доступно одновременно.

Таким образом, искусство не только описывает жизнь, но и дает ей оценки, используя при этом не столько критерий достоверности, сколько критерий правдоподобия. Сила искусства заключена не в слепом копировании реальности, а представлении ее в особом свете.

Для того, чтобы оценить значимость искусства, нужно понять, что оно «делает», то есть особенность выполняемых им функций. К таким функциям относится:

- Коммуникативная функция. В отличие от языка, который также выполняет коммуникативную функцию, язык искусства универсален, и не требует особого перевода и доступен всем. Однако важно помнить, что для адекватного «распредмечивания» произведения искусства необходим определенный уровень подготовки. Язык искусства всегда «опосредован» и позволяет общаться в «историческом времени».

-Познавательная функция. В отличие от науки, которая выполняет эту функцию непосредственно, искусство позволяет проникнуть туда, куда нет доступа никакой науки - во внутренний мир человека, мир индивидуальности.


- Воспитательная функция. В отличие от педагогики, которая выполняет эту функцию непосредственно, искусство обращено к чувствам человека. Благодаря искусству человек «сопереживает», то есть «живет» не только личным опытом, но и расширяет его, «тренирует», воспитывает свои эмоции и чувства, а через них - и разум.

- Гедонистическая функция. Искусство призвано доставлять удовольствие. Без этого никакая другая функция искусства «не работает». Поэтому искусство «привлекает». Разновидностью гедонистической функции является функция рекреативная – искусство как развлечение.

Искусство подразделяется на:

- виды (литература, музыка, живопись, поэзия, архитектура, театр, киноискусство, дизайн и т.д.);

- роды (проза, эпическая и лирическая поэзия, драматургия, балет, пантомима, рисунок, плакат и т.д.);

- жанры (роман, эссе, дневник, симфония, портрет, пейзаж);

- стили (готика, барокко, классицизм).

Среди источников к изменению творчества называют: фантазию, стремление к изменению окружающего мира в направлении его эстетизации, подражательный инстинкт, потребность символического выражения действительности.


  1. Особенности становления морали и моральности. Основные принципы совр. Моральной к-ры

Мораль является одной из первых форм общественного сознания и вид общественных отношений.

Она начала формироваться уже в первобытности, когда человек осуществлял определенные способы насилия над собой, в форме табу - запрета. Мораль - форма регуляции отношений между людьми с помощью общественного мнения.

Слова «нравственность», «мораль», «этика» близки по смыслу, но этимологически они относятся к разным языкам Слово «мораль» - латинского происхождения и оно означало нравы, обычаи. Слово «нравственность» - русского происхождения, которое является производным от корня «нравы». Слово «этика» греческого происхождения и означает характер, обычай.

Если мораль рассматривается как внешний регулятор поведения человека, и включает в себя те требования, которые предъявляет ему общество, то нравственность – практика морали, перевод внешних требований и норм в принципы внутреннего духовного содержания. Изучением особенностей развития морали занимается наука – этика, а сформировавшиеся в каждой культуре правила поведения человека в обществе называют этикетом.

Нравственная культура имеет два основных аспекта: ценности (идеалы) и регулятивы (нормы).

Нравственные (моральные) ценности – качества, к которым следует стремиться. В качестве нравственных ценностей у всех народов почитается честность, верность, мужество, справедливость, трудолюбие, благоразумие, уважение к старшим, патриотизм. И хотя в жизни люди не всегда проявляют подобные качества, но ценятся они высоко, а те, кто ими обладают, пользуются уважением. Эти ценности, представляемые в их совершенном выражении, выступают как этические идеалы.

Нравственные (моральные) регулятивы (нормы) – это правила поведения, ориентированные на эти ценности. Каждый индивид выбирает в пространстве культуры те из них, которые наиболее подходят для него. Но в каждой культуре имеется определенная система общепризнанных нравственных регулятивов, которые, по традиции, считаются обязательными для всех. Такие регулятивы являются нормами морали (10 заповедей Моисея, 7 заповедей, указанных Иисусом в Нагорной проповеди).

На основе взаимосвязи нравственных ценностей и нравственных регуляторов формируются принципы нравственности (морали, этики).


Высшая нравственная ценность – добро. Делать добро – главный регулятив нравственного поведения. Противоположностью добра является зло.

Важной особенностью нравственности является ее императивность, то есть обязательность нравственных регуляторов. Они самоценны, и надо признать, что цель, ради которой мы следуем нравственным принципам, состоит просто в том, чтобы следовать им.

В культурологии выделяют исторические и индивидуальные уровни развития нравственности

Первый уровень: элементарная нравственность: страх «Что со мной сделают?»

Второй уровень: конвенциональная нравственность: стыд «Что обо мне подумают?»

Третий уровень: автономная нравственность: совесть «Что я сам о себе думаю?»

Существует множество подходов для объяснения причин возникновения морали, среди которых можно выделить:

-религиозный – нормы морали от Бога;

-биологический – нормы морали выработаны в процессе эволюции;

-исторический – моральные нормы устанавливаются в конкретных общественно-исторических условиях;

-рационалистический – человек как разумное существо должен сам ограничивать свою свободу разумными нормами;

-социокультурный – моральные принципы создают культурную среду, в которой только и может существовать человеческий образ жизни.

«Золотой правило» нравственности, которое формулируется так: «Поступай по отношении к другим так, как бы хотел, чтобы они поступали по отношению к тебе».


  1. Основные принципы правовой культуры

Право, как и мораль, регулирует поведение и отношения людей. Но, в отличие от морали, выполнение правовых норм контролируется общественной властью.

Если мораль – внутренний регулятор действий человека, то право – внешний, государственный регулятор.

Правовая культура – это комплекс ценностей и регуляторов, на основе которых во всех областях жизни, попадающих под нормы права, строится практика взаимоотношений и действий людей, а так же различного рода организаций.

Правовая культура состоит из двух компонентов: права (системы действующих в обществе юридических законов) и правосознания.

Можно выделить основные этапы развития правовой культуры. Это:

- первобытные племенные законы;

- право в Древнем мире: законы Хаммурапи, Ману. Римское право: разделение областей права – частного и публичного, процессуального и др.; равенство всех перед законом;

- право в средневековье: варварские правды. Суд сеньора: главный аргумент – признание виновного, ордалий (суд Божий);

- 18 век – обращение к традициям римского права;

19 – 20 века – формирование современной правовой культуры.

В соответствии с этим, выделяются основные типы правовых систем. К ним относятся:

-традиционный – опирается на обычаи и традиции, суд – «по справедливости»

-религиозный – законы даны в священных текстах

-европейский – на основе римского права: разделение на правообразование (органы государственной власти) и правоприменение (суд); разделение отраслей права (конституционное, гражданское, трудовое, имущественное, земельное, уголовное, процессуальное и др.)

-англосаксонский – в основе тоже римское право, но судебные вердикты – прецеденты, которые получают силу закона, то суды не только применяют, но и создают законы: прецедентное право.

Правовая культура включает в себя три элемента:

- культуру законодательства;

- правовую культуру власти;

-правовую культуру населения.

Правовая культура законодательства включает в себя:

-социальную справедливость;

-равенство перед законом, единство прав и обязанностей;