Файл: Декоративное древоводство.docx

Добавлен: 16.02.2019

Просмотров: 6593

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Гиббереллины — преимущественно гибберелловая кислота ГК3 (рис. 3.2) и другие гиббереллины (их известно более 50), стимулирующие деление или растяжение клеток, индуцирую­щие или активирующие рост стебля, прорастание семян, образование партенокарпических плодов, наруша-

ющие период покоя и индуцирующие цветение длиннодневных видов. Синтезируются в молодых листьях, молодых семенах, пло­дах, в верхушках корней.

Цитокинины — фитогормоны, главным образом производные пуринов (рис. 3.3), стимулирующие деление клеток, прорастание семян, способствующие заложению почек у целых растений и изолированных тканей. Источниками цитокининов служат плоды и ткани эндосперма.

Кроме веществ гормональной природы свойством стимулиро­вать рост и развитие растений обладают и некоторые природные соединения негормональной природы — витамины, некоторые фенолы, производные мочевины и другие вещества. Как и фито­гормоны, они образуются в растениях в очень малых количествах, но обладают лишь частью регуляторных свойств фитогормонов. Так, не все витамины могут транспортироваться по растению, а росто­вой и формативный эффект они оказывают лишь в сочетании с фитогормонами. Таким образом, они могут быть отнесены к груп­пе сопутствующих регуляторов с синергистическим принципом действия, усиливающим действие фитогормонов.

Все природные фитогормоны, стимулирующие рост расте­ний, — ауксины, гиббереллины, цитокинины и негормональные соединения со стимулирующим действием — объединяются по­нятием ростовые вещества.

В практике растениеводства широко используют синтетические регуляторы роста, также стимулирующие рост и развитие растений. Все регуляторы роста, активирующие отдельные фазы роста и ор­ганогенеза растений, т.е. природные ростовые вещества и синте­зированные, объединяются в группу стимуляторов роста. Синте тическими аналогами фитогормонов-ауксинов и цитокининов являются а-нафтилуксусная кислота (а-НУК), р-индолилмасля-ная кислота (Р-ИМК), калийная соль Р-индолилуксусной кисло­ты (К-Р-ИУК, гетероауксин), 2,4-дихлорфеноксиуксусная кислота (2,4-Д), кинетин, 6-бензиламинопурин (6-БАП). Стимуляторы ро­ста типа ауксинов (а-НУК, Р-ИМК, 2,4-Д) применяют для акти­вации корнеобразования, опадения листьев, плодов; типа гиббе-реллинов — для стимуляции роста стеблей и увеличения размеров цветков и плодов; типа цитокининов (кинетин, 6-БАП) — для активации роста культуры тканей.

Ингибиторы роста — соединения, подавляющие или тормозя­щие физиологические или биохимические процессы в растениях, ростовые процессы, прорастание семян и распускание почек. К ним относятся вещества фенольной и терпеноидной группы гормо­нальной и негормональной природы. К числу ингибиторов гормо­нальной природы относится абсцизовая кислота (АБК) (терпено-ид, рис. 3.4), открытая в 60-х годах XX столетия, и ее аналоги. От природных ингибиторов фенольной группы (кумарина, салици­ловой кислоты) АБК отличается тем, что способна подавлять рост в очень малых концентрациях, в 100 — 500 раз более низких, чем те, в которых действуют фенольные ингибиторы.


К природным ингибиторам относится и этилен, который вы­деляется в отдельную группу как газообразное вещество. Он тоже является веществом гормональной природы, оказывает ингиби-торное действие на ростовые процессы — опадение листьев, из­гибы черешков, торможение роста проростков. Кроме того, он тормозит действие ауксинов, цитокининов, гиббереллинов.

В последние годы были химически получены некоторые синтетические ингибиторы роста. Они составляют несколько групп, обладающих специфической функцией: ретарданты, подавляющие рост стебля; антиауксины, тормозящие передвижение Р-индоли­луксусной кислоты и ее аналогов по растению; морфактины, на­рушающие нормальное протекание формообразовательных про­цессов в апексе растений; парализаторы, резко приостанавлива­ющие рост всех органов.

Сбалансированный рост рас­тений включает двустороннюю регуляцию с помощью веществ, стимулирующих и ингибирующих данный процесс (В.И.Кефели, Р.X.Турецкая, 1964; В.И.Кефе­ли, 1970). Для каждого класса фи-тогормонов и их синтетических аналогов предложено несколько механизмов действия, однако первичное место действия гормонов на молекулярном уровне остается неизвестным, и причинами этого являются в значительной мере широкий спектр физиологи­ческих реакций на одно и то же вещество и то, что некоторые реакции на разные фитогормоны часто схожи.

Открытию гормональных факторов у растений предшествовал длительный этап накопления фактов о росте растений, во время которого большую роль сыграли наблюдения Ч.Дарвина, Й. Сак­са, И.Визнера и многих других. Открытию ауксинов способство­вали опыты по изучению фототропизма. В 1897 г. Ч.Дарвин нашел, что фототропическая реакция колеоптиля злака зависит от вер­хушки колеоптиля; в 1919 г. А. Пааль пришел к выводу, что вер­хушка колеоптиля поставляет некое вещество, которое определя­ет фототропический изгиб колеоптиля. Авторами гормональной теории роста и тропизмов, сформулировавших основные пред­ставления о внутренних факторах этих процессов, были Ф. Вент (1928) и Н. Г. Холодный (1924).

Ф. Вент обнаружил в верхушке колеоптиля вещество — ауксин, определявшее регуляцию роста колеоптиля, а в 1934 г. Ф. Кеглем и др. было показано, что индолилуксусная кислота, синтезиро­ванная независимо от биологических исследований еще в 1904 г., обладает ауксиноподобным действием. Вскоре эта кислота была выделена из растений в чистом виде.

В последующие годы учение о веществах, обладающих высокой физиологической активностью, претерпело бурное развитие.

В 1926 г. Е. Куросава впервые обнаружил гиббереллины. В 1938 г. они были выделены в кристаллическом виде из гриба Т.Ябута и И.Сумики. Ингибиторы роста впервые были обнаружены в 30-х годах XX столетия в семенах (А. Кёккеман, 1934), затем в выделениях листьев и корней грецкого ореха и гва­юлы, в почках деревьев, прекращающих рост (Й.Нитш, 1957).


В практике декоративного древоводства наиболее широко ис­пользуются регуляторы роста класса ауксинов и ингибиторы рос­та из групп ретардантов и парализаторов (гербициды и дефолиан­ты). Их применение включено в технологические производствен­ные схемы. В меньшей степени изучено влияние гиббереллинов на декоративные древесные растения, во всяком случае степень изу­ченности не позволяет еще включить их в технологический про­цесс выращивания декоративных древесных растений в питомни­ках и ухода за ними на объектах озеленения.

Включение регуляторов роста в технологию выращивания дре­весных растений позволяет сократить ручной труд при их форми­ровании, уходе за кустарниками в живых изгородях, регулирова­нии цветения, предупреждении периода старения, в борьбе с сор­няками в школах питомников и на газонах объектов озеленения; улучшить условия пересадки растений за счет расширения сроков пересадочных работ (использование дефолиантов).



7. Стимуляторы роста и развития растений.

Одна из наиболее старых областей применения регуляторов роста растений — индукция, или ускорение, укоренения стебле­вых черенков и отводков. Чаще всего для этого применяют: произ­водные индолов — калийную соль (3-индолилуксусной кислоты (гетероауксин) и Р-индолилмасляную кислоту (Р-ИМК); произ­водные нафтильных соединений — а-нафтилуксусную кислоту (а-НУК); производные феноксикислот — 2,4-дихлорфеноксиуксус-ную кислоту (2,4-Д).

Гетероауксин и ИМК наименее токсичны, опасность повреж­дения при их использовании гораздо ниже, чем при применении НУК и тем более 2,4-Д. Все эти вещества представляют собой кри­сталлические порошки светлого цвета.

Тип образуемых корневых систем зависит от применяемого сти­мулятора роста. Феноксикислоты (2,4-Д) обычно способствуют формированию сильно разветвленных, утолщенных корней с низ­кой скоростью роста в длину, а ИМК вызывает образование мощ­ных, длинных, сильно разветвленных за счет корней второго и последующих порядков корней. Для стимуляции корнеобразова-ния у древесных пород наиболее широко в мировой практике при­меняется ИМК (отечественный препарат «Корневин»), однако апробируются и такие вещества, как янтарная кислота (ДЯК) и про­изводные гуминовых кислот.

Черенки и отводки обрабатывают стимуляторами роста в мес­тах образования корней. Для наилучшей индукции корнеобразо-вания применяют водные или спиртовые растворы, пудры, со­держащие тальк или измельченный древесный уголь и стимулято­ры роста в сухом измельченном виде, и пасты, приготовленные па основе пудр.

Пудрами обрабатывают черенки, не переносящие предпоса­дочного вымачивания (листья, травянистые черенки).

Водными растворами черенки обрабатывают чаще, чем спир­товыми. Концентрации и сроки обработки черенков водными ра­створами приведены в табл. 3.1.


Техника приготовления стимуляторов роста и обработки ими растений приведены в подразд. «Размножение зелеными (летни­ми) черенками».

Действие стимуляторов роста на черенки и отводки внешне проявляется в ускорении процесса корнеобразования, увеличе­нии количества придаточных корней первого порядка и суммар ной длины образовавшихся корней. Внутренний механизм дей­ствия стимуляторов роста очень сложен, изучен еще не до конца, но из всех исследований следует, что в зоне, обработанной сти­муляторами роста, повышаются оводненность тканей и уровень дыхания. Это способствует активному притоку питательных ве­ществ, а в листьях обработанных черенков повышается интенсив­ность фотосинтеза. В черенке возрастает интенсивность синтети­ческих процессов, усиливается гидролиз Сахаров и белковых ве­ществ, увеличивается проницаемость протоплазмы, повышается активность некоторых ферментов и фитогормонов.

Большой вклад в практику черенкования внесли работы уче­ных Главного Ботанического сада РАН — расширен ассортимент пород, размножаемых черенками, уточнены многие технологи­ческие детали для разных пород. В опытах в качестве основного стимулятора корнеобразования использовался водный раствор ИМК концентрации 0,005 — 0,02 % при индивидуальных экспози­циях (Т.В.Хромова, 1980).

Концентрация раствора стимулятора должна учитывать усло­вия роста побегов на маточном растении. В частности, побеги, выросшие в некотором затенении, можно обрабатывать растворами меньшей концентрации при меньшей экспозиции, так как в та­ких побегах содержание ауксинов несколько выше и у многих по­род они могут хорошо укореняться и без стимулятора. Условием, которое способствует формированию у побегов свойств к образо­ванию меристематических зачатков придаточных корней, является густое размещение маточников в ряду, при котором рост корней и побегов несколько ограничен. Почвы под маточниками не дол­жны содержать избытка азота, так как это вызывает усиленный рост побегов и ослабляет ре генерационную способность черенков. Эти черенки требуют растворов повышенной концентрации.

Повышенное содержание ауксинов в побегах вызывается ис­кусственно с помощью этиолирования, т.е. затенения зоны пред­полагаемого образования корней. Так поступают, например, при зеленом черенковании такой трудно укореняемой породы, как краснолистная форма лещины обыкновенной. Весной перед нача­лом роста маточные растения лещины накрывают черной плен­кой, под которой образуются бледные, бесхлорофильные побеги. Когда у этих побегов образуется три-четыре междоузлия, маточ­ники открывают и на этиолированные побеги (под третьей-чет­вертой почкой, считая сверху) надевают черные трубочки, скру­ченные из целлофана. Побеги с затемненными основаниями ос­тавляют на свету. Когда листочки разовьются и окрасятся, побеги снимают и черенкуют. В результате получают 80 — 90 % укоренен­ных черенков лещины.


При семенном размножении древесных декоративных пород рекомендуется применять гиббереллин ГК3, обработка которымсемян многих видов заменяет стратификацию или сокращает ее срок (М.Г.Николаева, 1979, 1985). Для семян различных пород с ненарушенным околоплодником рекомендуются следующие кон­центрации растворов и экспозиции: береза — 100 мг/л, 24 ч; фис­ташка — 100 мг/л, 48 ч; аралия маньчжурская — 500 мг/л, 24 ч; бересклет европейский — 500—1000 мг/л, 2—3 дн.; ясень — 500 мг/л, 2 —5 дн.; кизильник — 100 — 250 мг/л ГК3 и 10 мг/л кинети-на, 24—48 ч. На практике широко используют производное гиб-береллина препарат гибберсиб.

Стимуляторы корнеобразования применяют при пересадках декоративных пород и при уходе за корнями деревьев на объектах озеленения. При пересадке корни небольших деревьев обрабаты­вают глиняной болтушкой, содержащей стимуляторы. Болтушку готовят чаще всего на растворе гетероауксина концентрации 0,01 % (100 мг/л воды). При пересадке деревьев с комом земли раство­ром гетероауксина поливают приствольный круг или корневые срезы обмазывают пастой, содержащей гетероауксин.

На объектах озеленения приствольные площадки поливают из расчета 30 — 50 л раствора гетероауксина концентрации 0,001 — 0,003 % на 1 м2 поверхности приствольной площадки.

Для усиления эффекта цветения кустарники опрыскивают гиб-береллином (концентрация 0,002%, или 20 мг/л), гетероаукси-ном (0,01 %, или 100 мг/л), витаминами (0,01 %, или 100 мг/л).

Ингибиторы роста используют в зеленом строительстве для ограничения роста живых изгородей, предотвращения цветения женских экземпляров тополей, повышения устойчивости расте­ний к неблагоприятным условиям (ранние заморозки, затяжное осеннее тепло, которое может вызвать прорастание почек). В пер­вом случае применяют растворы гидразида малеиновой кислоты (ГМК) в концентрации 0,28—1,5% в зависимости от породы при расходе 10 л на 100 м2 поверхности живой изгороди. Против цвете­ния и пыления тополей рекомендуются гидразид малеиновой кис­лоты (0,6 — 0,7%) и хлорхолинхлорид (ССС, «Тур» в концентра­ции 3 %). Для предотвращения несвоевременного роста или прора­стания применяют ССС в концентрации 0,05 — 0,1 % (0,5— 1 г/л) и ГМК-0,01-0,03%.

Но наиболее широко используются такие ингибиторы роста, как гербициды. Кроме того, применяются и такие вещества, как дефолианты.



8. Гербициды. Дефолианты и антитранспиранты.

Гербициды входят в большую группу ингибиторов — парализа-торов роста и развития, называемых пестицидами, что означает убивающие грибы, микробы, насекомых, растительность травя­нистую и древесную. Гербициды — синтетические вещества, слу жащие для уничтожения сорной растительности. Известно около 1000 видов гербицидов, на практике применяют около 250. По токсичности для теплокровных животных они делятся на четыре класса:

I — сильнодействующие гербициды, вызывающие гибель 50 % подопытных животных при дозе до 50 мг/кг массы животного (ле­ тальная, или смертельная, доза ЛД50);